Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование процесса управления занятостью населения на региональном уровне

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы процесса управления занятостью населения на региональном уровне 7
1.1 Сущность и проблемы процесса управления занятостью населения на региональном уровне 7
1.2 Особенности процесса управления занятостью населения на региональном уровне 16
2 Анализ эффективности процесса управления занятостью населения на региональном уровне Ленинградской области 25
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности Комитета по труду и занятости Ленинградской области 25
2.2 Анализ программно-целевых методов регулирования процессов управления занятостью населения на региональном рынке труда Ленинградской области 37
3 Совершенствование процесса управления занятостью населения на региональном уровне Ленинградской области 55
3.1 Мероприятия по совершенствованию методов регулирования процессов управления занятостью населения на рынке труда Ленинградской области 55
3.2 Эффективность мероприятий по совершенствованию процесса управления занятостью населения на региональном уровне Ленинградской области 67
Заключение 79
Список использованной литературы   82

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В условиях кризиса в числе приоритетов государственного регулирования выступает занятость населения. Политику занятости в данных условиях можно рассматривать как комплекс мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности в обществе в целом и на повышение социальной защищённости в сфере занятости каждого гражданина посредством прямого и косвенного воздействия на рынок труда и на трудовую сферу.
Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест. К числу основных задач в политике занятости можно отнести:
1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов);
2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения;
3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию – современная тенденция).
Государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики, проводимой государством на всех уровнях.
На уровне регионов идет учёт основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне. Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства (что напрямую влияет на стимулирование самозанятости населения) носят более эффективный характер. В интересах политики занятости региональное правительство может осуществлять программы по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д. Таким образом, эти программы могут обеспечить дополнительные необходимые рабочие места, что особенно важно во время кризисов, помимо прочего активизируя другие предприятия в регионе, которые бы занимались изготовлением, поставкой сырья для этих видов работ.
На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведётся выплата пособий безработным. Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учёбы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.
Актуальность исследования региональной специфики занятости населения связана с современной тенденцией в управленческом подходе к ее государственному регулированию: полномочия все в большей степени делегируются на уровень субъектов Российской Федерации.
Особую значимость приобретает исследование основных форм занятости – институциональной (формальной) и неформальной, от оптимального сочетания которых зависит достижение не только высоких производительных показателей, но и устойчивой, сбалансированной социальной жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Статьи отечественных авторов, посвященные российскому рынку труда и проблемам занятости населения, часто носят противоречивый характер, что вызывает необходимость дальнейших исследований данной проблематики. Историю и причины возникновения, современное состояние, экономические и социальные последствия регулирования рынка труда в российской экономике в той или иной степени рассматривают в своих работах С.Дятлов, Л.Бабич, А.Кашепов, В. Куликов, Т.Четвернина, С.Белозерова, А.Котляр. Проблемы государственного регулирования рынка труда и занятости населения в региональном аспекте анализируются в работах Н.Черниной, С.Смирнова, Н.Мухетдиновой.
Целью работы является исследование процесса управления занятостью населения на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— раскрыть сущность и проблемы процесса управления занятостью населения на региональном уровне;
— рассмотреть особенности процесса управления занятостью населения на региональном уровне;
— дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности Комитета по труду и занятости Ленинградской области;
— осуществить анализ программно-целевых методов регулирования процессов управления занятостью населения на региональном рынке труда Ленинградской области;
— определить мероприятия по совершенствованию методов регулирования процессов управления занятостью населения на рынке труда Ленинградской области;
— осуществить оценку эффективности мероприятий по совершенствованию процесса управления занятостью населения на региональном уровне Ленинградской области.
Объектом исследования выступает Комитет по труду и занятости Ленинградской области.
Предметом исследования являются социально-экономические процессы, характерные для современного рынка труда и занятости населения в Ленинградской области.
Методология и методы исследования. В исследовании использовались системный подход, статистические методы, методы анализа и синтеза, логического сравнения и сопоставления, а также социологические методы сбора и обработки эмпирических данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, для активности рынка труда в Российской Федерации необходимо решить сложные экономические проблемы, которые мы сегодня наблюдаем. Для снижения числа безработных необходимо оказать помощь населению в переподготовке кадров. Необходимо в соответствии с ситуацией, которая складывается в стране, принимать меры к тому, чтобы импортозамещение шло гораздо быстрее, чтобы была активнее поддержка отечественного товаропроизводителя. В этом случае, мы можем ожидать какое — то улучшение на рынке труда. Правительство, должно стремиться к сведению к минимуму уровня безработицы, так как полностью искоренить ее невозможно. Методы борьбы с безработицей зависят от политики стран ее проводящих.
Общие меры по сокращению безработицы:
• Создание новых рабочих мест на предприятии.
• Организация общественных работ.
• Поощрение развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
• Создание специалистов по дефицитным профессиям.
• Гибкие формы занятости.
Социальная нестабильность и политические конфликты, происходящие при бесконтрольном развитии безработицы, может нанести значительный вред Российской экономике. Из этого можно прийти к выводу о необходимости концентрацию усилий государственных органов на определении содержания и последовательности проведения мер по управлению рынком труда, для этого необходимо знание общих закономерностей его развития.
Одной из основных проблем остается задача повышения эффективности проводимых мероприятий направленных на сокращение безработицы. К таким мероприятиям можно отнести: переквалификация кадров, улучшение системы мер направленных на материальную поддержку безработных, а также деятельность по квотированную рабочих мест. Государство, в случае нетрудоустройства гражданина должно обеспечить жизненно необходимые социальные выплаты, однако их размер не должен превышать порог необходимости, чтобы не поощрять безработицу.
При этом хотелось бы выделить несколько, актуальных для России, методов сокращения безработицы:
• Повышение уровня инфраструктуры региона направленного на увеличение рабочих мест в долгосрочной перспективе.
• Поддержка малого бизнеса.
• Предоставление безработным вакансий работы, где они могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Важнейшим условием при этом является, с целью повышения эффективности, проведение раздельной политики занятости по различным регионам РФ. Следующим шагом на пути к повышению эффективности служб занятости и государственной политики должна быть деятельность, направленная на активизацию населения.
Больше всего помощь требуется людям с низкой или узкоспециализированной квалификацией. Борьба с безработицей в этом случае должна быть направлена на получение ими дополнительных знаний, умений, навыков. Государственные службы занятости могут также помогать создавать и развивать собственное дело, предоставлять субсидии.
Наконец, существует несколько групп людей, которые в силу возраста или психологических особенностей не могут найти применение собственным силам и возможностям.
Для них оптимальным решением, которое может обеспечить борьба с безработицей, является консультирование, тренинги личностного роста. Ведь после многочисленных неудач их самооценка падает, вера в собственные силы уменьшается.
Развивается так называемый феномен выученной беспомощности, а предприниматели не готовы нанимать длительно безработных. К числу тех, кому нужна особая помощь государства, не всегда финансовая или посредническая, относятся лица младше 25 и старше 50 лет, одинокие родители, граждане без квалификации или среднего образования, женщины, возвращающиеся на рынок труда после декретных отпусков, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды и люди с ограниченными возможностями.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы процесса управления занятостью населения на региональном уровне
1.1 Сущность и проблемы процесса управления занятостью населения на региональном уровне

В законодательстве под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [6]. Такая формулировка, на наш взгляд, отражает социально-экономическое содержание занятости и позволяет выделить ее основные свойства, такие как общественная и личная полезность, выражающаяся в возмездном характере, легальность трудовой деятельности. Регулярность или устойчивость не являются обязательными атрибутами занятости, соответственно, мы можем разделять занятость на «устойчивую» или «неустойчивую», т. е. способную или неспособную сохранять свои количественные и качественные признаки под воздействием внешних причин [1].
Однако оценка занятости по данному критерию представляет собой серьезную методологическую проблему, которой посвящен ряд работ российских и зарубежных исследователей, в том числе С. Крэнфорд, Л. Воско, Н. Жукевич (теоретическое осмысление понятия «неустойчивая занятость», обоснование и эмпирический анализ статистических индикаторов неустойчивой занятости), Г. Стэндинг (анализ прекариата как социального класса), другие авторы (обобщение теоретических подходов к неустойчивой занятости и анализ ее гендерных аспектов), А. Тангиан (анализ гибкости занятости как признака неустойчивой занятости), Р. И. Капелюшников, В.Е. Гимпельсон [5] (исследование неформальной занятости) и другие. Социологическому анализу неустойчивой занятости в России (преимущественно ее концептуальному осмыслению) посвящена часть монографии «Наемный работник в современной России», подготовленной коллективом авторов под руководством З.Т. Голенковой [15].
Попытаемся концептуализировать неустойчивую занятость и определить ее границы. С. Крэнфорд, Д. Фадж и ряд других исследователей раскрывают данную категорию через понятия «стандартные и нестандартные трудовые отношения» на примере канадских социально-экономических условий. По их мнению, традиционно в обществе существует модель стандартных трудовых отношений, для которой характерны все следующие признаки: 1) работник занят у одного работодателя, т. е. не имеет дополнительной занятости и подработок; 2) трудовая деятельность осуществляется на основе полного рабочего времени (таким образом, неполная занятость исключается); 3) работник занят в течение всего года (в отличие, например, от случайных приработков и сезонной занятости); 4) работник трудится с помещении работодателя и использует его средства производства; 5) работник пользуется широким спектром социальных гарантий и пособий, определяемых государством; 6) трудовой договор имеет неопределенный срок [3].
Согласно статье 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен вовсе. Любой гражданин имеет законное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также выбирать род деятельности и, соответственно, профессию.
В статье 12 Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» гарантируется:
— свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
— защита от безработицы;
— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
— информирование о положении на рынке труда;
— осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости[6];
— бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Помимо законодательно регулирования в Российской Федерации принимаются государственные программы, направленные на реализацию государственной политики в сфере занятости.
Примером такой программы может служить программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2016 года №155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ». Согласно данному Постановлению Федеральной службе по труду и занятости предполагается направить средства федерального бюджета в размере до 10000 миллионов рублей на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, которые направлены на снижение напряжённости на рынке труда субъектов РФ.
В рамках этой государственной программы реализуется подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан». Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выступает ответственным исполнителем настоящей подпрограммы.
Основной целью подпрограммы является предотвращение роста напряженности на рынке труда. Основными задачами, реализуемыми в рамках подпрограммы, являются:
— усовершенствование нормативно-правового регулирования в области содействия трудоустройства;
— повышение эффективности содействия занятости населения;
— усовершенствование мер социальной поддержки безработных граждан.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы