Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование процесса управления расходами местного бюджета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 6
1.1. Сущность и значение местного бюджета в социально-экономическом развитии территории 6
1.2. Особенности расходов местного бюджета 10
1.3. Зарубежный опыт расходов местного бюджета 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 20
2.1. Анализ социально-экономического положения г. Санкт-Петербург 20
2.2. Оценка расходной части бюджета г. Санкт-Петербург 25
2.3. Анализ сбалансированности местного бюджета 36
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 41
3.1. Направления обеспечения сбалансированности местного бюджета 41
3.2 Оптимизация бюджетных расходов местного бюджета 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Введение:
Актуальность темы. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положил начало реформе местного самоуправления в Российской Федерации, направленной на создание условий для более качественного оказания местной властью общественных услуг населению. Созданная система законодательства о местном самоуправлении позволила конкретизировать роль института местного самоуправления в системе управления социально-экономическим развитием территорий, более чётко определить основы взаимоотношений органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти, установить перечень полномочий – вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными образованиями различного типа.
Процесс демократизации местного самоуправления в нашей стране должен опираться на передовой опыт зарубежных стран, национальные, историко-культурные и политико-правовые традиции России и потребности нашего современного общества. Он связывает необходимость модернизации системы муниципального управления с перманентными трансформационными изменениями в нашей экономической, политической и культурной жизни.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Однако почти 50 % муниципальных образований являются вновь образованными, в связи с чем имеют низкий налоговый потенциал, проблемы с материально-техническим обеспечением и испытывают недостаток квалифицированных кадров. Решение этих вопросов на сегодня является основной задачей в формировании местного бюджета муниципального образования для его социально-экономического развития.
Финансовое обеспечение органов местного самоуправления является важной составной финансово-бюджетной политики, которая определяет степень эффективности осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий, влияет на состояние социально-экономического развития административно-территориальных единиц. В современных условиях реформирования бюджетной системы важно определить направления доходного потенциала органов местного самоуправления, чтобы укрепить финансовое обеспечение местных бюджетов, эффективно использовать бюджетные средства, повысить эффективность управления местными бюджетами. Финансовая независимость органов местного самоуправления возможна только при достаточном бюджетном потенциале.
Проблемам местного бюджета как основы местного самоуправления, бюджетного потенциала органов местного самоуправления посвящено много научных публикаций. В разные периоды весомый вклад в исследование отдельных аспектов этой проблематики сделали такие автора как: Александров И.М., Боголиб Т.М., Качанова Е.А., Комаров С. А., Овчинникова О. П.. Саводерова Р. В. и др. В тоже время особенности расходов бюджета г. Санкт-Петербург не были раскрыты в научных работах и требуют комплексного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование процесса управления расходами местного бюджета.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение местного бюджета в социально-экономическом развитии территории;
раскрыть особенности расходов местного бюджета;
исследовать зарубежный опыт расходов местного бюджета;
провести анализ расходов местного бюджета (на примере г. Санкт-Петербург);
предложить направления совершенствование расходов местного бюджета г. Санкт-Петербург.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является расходная часть бюджета г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются пути совершенствования расходной части местного бюджета.
Для проведения исследования использованы следующие методы: аналитический, обобщение, сравнение, анализ, синтез. Они направлены на изучение теоретических основ расходов местного бюджета, анализ расходов бюджета г. Санкт-Петербург, выявление направлений совершенствования управления расходами бюджета г. Санкт-Петербург.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, списка использованных источников и приложений.
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала. Кроме того что предложения автора по совершенствованию управления расходами бюджета г. Санкт-Петербург могут быть применимы и в других городах Российской Федерации.
Заключение:
В ходы выполнения выпускной квалификационной работы нами получены следующие результаты:
1. Местные бюджеты играют значительную роль в социально-экономическом развитии территорий и на данном этапе требуют использования бюджетной системы как действенного инструмента влияния на экономический рост регионов, решения ряда социальных проблем. Для действенного выполнения местными органами власти задач, возложенных на них, необходимо провести ряд усовершенствований, касающихся формирования и использования средств местных бюджетов, усилить сбалансированность управления и контроль за региональными ресурсами Российской Федерации.
2. Расходы местных бюджетов — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Механизм исполнения местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
3. В России сегодня существует необходимость государственного управления расходной частью местных бюджетов с целью достижения социальной и экономической стабильности, поддержке развития города, региона и страны в целом, эффективного функционирования бюджетной системы и тому подобное. Совершенствование государственного управления расходной части местных бюджетов должно происходить на основе изучения, обобщения и введения лучшего мирового опыта. Однако, этот опыт требует практического переосмысления избежание негативных последствий для экономики страны. Направлениям модернизации бюджетного механизма в России могут быть: реальное внедрение среднесрочного бюджетного планирования на местном уровне, совершенствование системы межбюджетных отношений.
4. Санкт-Петербург – это город федерального значения, второй по численности населения РФ. Численность населения г. Санкт-Петербург в 2016-2018 гг. выросла на 1,5% и составила в 2018 г. 5362 тыс. человек. За 2016-2018 гг. доходы бюджета г. Санкт-Петербург выросли на 21,6% или на 103 млрд. руб. и составили в 2018 г. 579,7 млрд. рублей. За 2016-2018 гг. внешнеторговый оборот г. Санкт-Петербург вырос на 67,6% или на 17,7 млрд. руб. и составил в 2018 г. 43,9 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал г. Санкт-Петербург в 2016-2018 гг. вырос на 10% и составил в 2018 г. 747 млрд. руб. За 2016-2018 гг. среднедушевые денежные доходы населения г. Санкт-Петербург выросли на 3,4% или на 1302 руб. и составили в 2018 г. 40120 рублей. За 2016-2018 гг. размер номинальной средней начисленной заработной платы одного работника г. Санкт-Петербург вырос на 24% или на 11334 руб. и составили в 2018 г. 58526 рублей. Важное место в социально-экономическом развитии г. Санкт-Петербург занимает Петроградский район.
5. В 2016-2018 гг. объем расходной части бюджета г. Санкт-Петербург вырос на 14,7% или на 73,08 млрд. руб. и составил в 2018 г. 569,61 млрд. рублей. В 2016 г. объем расходной части бюджета г. Санкт-Петербург планировался в размере 510,53 млрд. руб., а был исполнен на 97,3%, в итоге фактические расходы бюджета г. Санкт-Петербург в 2016 г. составили 496,53 млрд. рублей. В 2017 г. объем расходной части бюджета г. Санкт-Петербург планировался в размере 574,88 млрд. руб., а был исполнен на 96,6%, в итоге фактические расходы бюджета г. Санкт-Петербург в 2017 г. составили 555,58 млрд. рублей. В 2018 г. объем расходной части бюджета г. Санкт-Петербург планировался в размере 588,94 млрд. руб., а был исполнен на 96,7%, в итоге фактические расходы бюджета г. Санкт-Петербург в 2018 г. составили 569,61 млрд. рублей. Главной причиной неполного исполнения расходной части г. Санкт-Петербург в 2016-2018 гг. послужило то, что некоторые государственные управления г. Санкт-Петербург не смогли полностью освоить средства, направленные на реализацию различных вопросов в различных областях и сферах государственного управления.
6. В 2016-2018 гг. местным органом самоуправления г. Санкт-Петербург был запланирован дефицит бюджета в размере 58,2 млрд. руб. в 2016 г., 69,8 млрд. руб. в 2017 г. и 35 млрд. руб. в 2018 году. За 2016-2018 гг. запланированный дефицит бюджета г. Санкт-Петербург снизился на 39,9% или на 23,2 млрд. руб. и составил в 2018 г. 35 млрд. руб. По факту в 2016-2018 гг. местным органом самоуправления г. Санкт-Петербург по результатам выполнения бюджета был зафиксирован дефицит в размере 19,9 млрд. руб. в 2016 г., дефицит 43,46 млрд. руб. в 2017 г. и профицит в размере 10,1 млрд. руб. в 2018 г. Несмотря на то, что в 2018 гг. по факту имеется профицит бюджета г. Санкт-Петербург в размере 10,1 млрд. руб. сама сбалансированность бюджета данного города нуждается к коррекции, так как местные власти не направляют имеющиеся дополнительные ресурсы на повышение социально-экономического уровня развития местного поселения.
7. В рамках обеспечения сбалансированности бюджета г. Санкт-Петербург являются собственные доходы местного бюджета должны быть увеличены за счет дополнительных налоговых источников; к местным налогам необходимо отнести налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. Прорывом во всей бюджетной политике государства было бы выявления внутренних резервов местного бюджета оптимизации расходов и увеличения доходов; обеспечении публичности и прозрачности деятельности местного самоуправления. Необходимо стимулировать субъекты Российской Федерации к тому, чтобы они создавали такую систему межбюджетных трансфертов, которая бы стимулировала местные органы власти к зарабатыванию.
8. Проект бюджета г. Санкт-Петербург на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагает 628,3 млрд. рублей расходов на 2019 г, 674,8 млрд. рублей расходов на 2020 г. и 719,1 млрд. рублей расходов на 2021 год. Для оптимизации расходной части бюджета г. Санкт-Петербург предлагаю: понижение планового показателя расхода бюджета на национальную экономику на 10%, понижение планового показателя расхода бюджета на обслуживание государственного долга на 8%, понижение планового показателя расхода бюджета на госпрограмму развитие транспортной системы на 10%, понижение планового показателя расхода бюджета на госпрограмму экономическое и социальное развитие территорий на 9%, понижение планового показателя расхода бюджета на госпрограмму экономическое развитие и экономика знаний на 7%, понижение планового показателя расхода бюджета на госпрограмму развитие предпринимательства и потребительского рынка на 6%, понижение планового показателя расхода бюджета на функционирования Комитета по строительству Санкт-Петербурга на 21%, понижение планового показателя расхода бюджета на функционирования Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на 21%.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Сущность и значение местного бюджета в социально-экономическом развитии территории
Муниципальная реформа стала частью общегосударственных реформ, целью которых является достижение устойчивого развития и эффективного распределения ресурсов, а также сбалансированности расходных обязательств и доходных полномочий каждого уровня публичной власти. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) положил начало реформе местного самоуправления в Российской Федерации, направленной на создание условий для более качественного оказания местной властью общественных услуг населению. Созданная система законодательства о местном самоуправлении позволила конкретизировать роль института местного самоуправления в системе управления социально-экономическим развитием территорий, более четко определить основы взаимоотношений органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти.
Результаты исследований свидетельствуют, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований .
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджеты поселений могут иметь составные части в виде смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, которые не являются поселениями.
Осуществляя планирование и реализацию социально-экономического развития муниципального образования, органы местного самоуправления должны обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и соблюдать установленные законами требования к регулированию бюджетных правоотношений. Закон предусматривает две составные части в местных бюджетах: доходы, направленные на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, которые предназначены для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральным законом, и для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Если посмотреть из чего складываются доходы местных бюджетов, которые предназначены для решения вопросов местного значения, то ясно, что это средства самообложения граждан, доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий, штрафы и добровольные пожертвования.
Существенной инновацией явилось решение о закреплении за каждым уровнем муниципальных образований собственных вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения. В Федеральном законе № 131-ФЗ четко определен перечень вопросов местного значения и обеспечение их решения материальными и финансовыми ресурсами.
Одним из ключевых элементов муниципальной реформы является реорганизация территориальной организации местного самоуправления. Закон закрепил единые принципы территориальной организации местного самоуправления – во всех субъектах Российской Федерации установлена двухуровневая система. В рамках разграничения полномочий между уровнями публичной власти были распределены доходные источники между бюджетом Российской Федерации, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований и с учетом необходимости выравнивания их бюджетной обеспеченности.
На сегодняшний день важнейшей задачей, стоящей перед органами местного самоуправления, является принятие в установленном порядке документов территориального планирования: генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки, без которых невозможно эффективное развитие муниципальных образований и использование имеющихся ресурсов.
Среди разнообразных направлений использования средств местных бюджетов следует отметить те, которые непосредственно связаны с решением проблем социально-экономического развития территорий.
На сегодняшний день значимой функцией местных бюджетов является инвестиционная, поскольку одним из основных факторов устойчивого регионального экономического развития являются научно-технологические инновации, применение которых существенно изменяет объёмы и качество производства и потребления, а следовательно, значительно влияет на социально-экономическое развитие административно-территориальных единиц.
В настоящее время есть несоответствие между объёмами доходов местных бюджетов и реальными потребностями в финансировании текущих расходов. Нередко причины такого состояния видятся в наличии значительного количества нормативно – правовых актов, которые являются обязательными для выполнения органами местного самоуправления.