Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование процесса регулирования финансовых рынков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ 5
1.1 Характеристика финансовых рынков 5
1.2 Виды государственного регулирования финансовых рынков 10
1.3 Функции финансовых рынков 14
2 СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1 Государственное регулирование рынков финансовых услуг в контексте теории институционализма 23
2.2 Государственно-частное регулирование инфраструктур финансовых рынков в Российской Федерации 25
2.3 Правовое регулирование финансовых рынков в Российской Федерации 33
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
3.1 Повышение эффективности модели регулирования финансового рынка Российской Федерации 55
3.2 Совершенствование инструментария по обеспечению финансовой стабильности в Российской Федерации 57
3.3 Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Введение:
Актуальность темы исследования. Глобализация мировой экономики, дерегулирование, функциональная интеграция и инновации, характерные для развития финансовых рынков в конце XX — начале XXI века позволили существенно улучшить условия инвестирования, но и породили I новые риски. После произошедших изменений финансовые рынки в целом, но особенно вновь возникшие сегменты и инструменты, стали генерировать всё новые кризисные явления. Кризисы конца XX и начала XXI вв. показали, насколько опасным может быть нарушение равновесия (турбулентность) как на внутренних, так и на внешних финансовых рынках.
Стало отчетливо видно, что традиционные либеральные теории функционирования и регулирования рынков не способны создать модель устойчивого функционирования финансовой системы государств с рыночной организацией экономики и эффективно решать проблемы «провалов рынка». Поэтому поиск новых теоретических подходов к организации и регулированию финансовых рынков активно ведется во всем мире с начала процессов дерегулирования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния финансового рынка страны.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методические аспекты регулирования финансовых рынков.
2. Охарактеризовать современные способы регулирования финансовых рынков и оценка их эффективности в Российской Федерации.
3. Показать направления повышения эффективности регулирования финансовых рынков в Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования финансовых рынков.
Объектом исследования является система государственного регулирования финансовых рынков.
Теоретической и методической основой исследования явились фундаментальные положения теории государственного регулирования экономики и финансовых рынков; исследования, монографии, статьи отечественных и зарубежных экономистов в области регулирования финансовых рынков; статистические материалы, законы и постановления для регулирующих органов, ведомств и министерств; базовые теоретические труды экономистов и исследователей современной экономической мысли и пр.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили: «Закон о Рынке Ценных Бумаг РФ»; нормативно правовые акты ФСФР, ЦБ, Министерства Финансов и другие зарубежные и отечественные разработки по государственному регулированию финансовых рынков и совершенствованию методов регулирования на финансовых рынках; труды и разработки признанных экономистов и экспертов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных теоретических выводов при преподавании курсов экономической теории, теории регулирования финансовых рынков, финансов, денежного обращения и кредита. Полученные практические выводы могут быть использованы при совершенствовании законодательства Российской Федерации в области регулирования финансовых рынков, а также при обосновании модернизации мегарегулятора финансовых рынков.
Заключение:
Финансовый рынок – это налаженная система торговли самими деньгами и их эквивалентом, через которую происходит постоянное движение денежных ресурсов между инвесторами, государством, предприятиями и прочими участниками.
Финансовый рынок – это совокупность механизмов, которые перераспределяют капитал между кредиторами и заемщиками помощью посредников в рамках формирования спроса и предложения на капитал. Финансовый рынок на практике представляет собой группу финансово-кредитных институтов. Они направляют поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно, совершая при этом круговорот денежных средств.
Финансовый рынок — совокупность денежных ресурсов страны, а именно ресурсов, находящихся в непрерывном движении. Они подвергаются влиянию спроса и предложения, а так же различных субъектов экономики. Денежные ресурсы и хозяйствующие субъекты не являются финансовым рынком. Сам рынок образуется лишь с появлением взаимоотношений между денежными ресурсами и хозяйствующими субъектами. Финансовый рынок – это денежные отношения, которые характеризуются передвижением и перераспределением свободных денежных капиталов и сбережений между субъектами экономики путём заключения сделок. Основными функциями финансового рынка являются:
• Регулятивная. Она предполагает координацию рынка как со стороны государственных органов управления, так и со стороны самоуправляемых организаций;
• Информационная. Подразумевает обеспечение равноценного и полного доступа к нужной информации всех участников финансового рынка;
• Распределительная. Обеспечивает перелив денежных средств из одной сферы экономики в другую, от одного участника рынка к иному, из одной отрасли обращения в другую. Таким образом, она способствует распределению финансовых ресурсов;
• Коммерческая. Обеспечивает доход всем участникам сделки, который они могут получить в результате операций, осуществляемых на финансовом рынке;
• Ценообразующая. Говорит о том, цена на финансовые инструменты формируется на рынке под влиянием спроса и предложения и лишь в условиях свободной конкуренции.
Стоимость бивалютной корзины практически не изменилась за месяц и составила к концу ноября 67 руб. за корзину. 13.12.2019 г. Совет директоров Банка России снизил ключевую ставку на 25 б. п. до уровня в 6,25% годовых.
По предварительной оценке, в октябре 2019 г. сальдо по текущим операциям составило около 5 млрд. долл., что примерно на 9 млрд. долл. меньше, чем за аналогичный период 2018 г. В октябре 2019 г. сальдо по операциям с капиталом и финансовыми инструментами было околонулевым (с исключением влияния внешних заимствований ЦБ РФ). Официальные валютные резервы в октябре выросли примерно на 5 млрд. долл., в основном в результате покупки валюты Минфином в рамках бюджетного правила.
В ноябре плановый объем погашений по внешнему долгу корпоративного сектора составил более 6 млрд. долл. Основная часть выплат по внешнему долгу приходилась на погашение «чисто рыночного» долга, в то время как на погашение обязательств перед аффилированными кредиторами было направлено менее 20% совокупного объема платежей. На первичном рынке еврооблигаций в ноябре было зафиксировано одно размещение, которое осуществил «Альфа-Банк» (0,9 млрд. долл.). Для сравнения: в октябре совокупный объем эмиссий составил 2,6 млрд. долл. На рынке международного синдицированного кредитования единственную сделку в ноябре осуществила «Русская медная компания» (0,3 млрд. долл.). Для сравнения: в октябре совокупный объем сделок был равен 1,6 млрд. долл.
В октябре рост денежного предложения, длившийся в течение предшествующих трех месяцев, прекратился. Снижение денежной базы в октябре составило около 1% к предыдущему месяцу. Для сравнения: в июле темп прироста составил +4%, в августе +1,8%, в сентябре +1%. Величина денежной базы в широком определении к концу октября составила 16,5 трлн руб. Долг банков перед ЦБ РФ в ноябре незначительно вырос и составил 231 млрд. руб. Задолженность банков перед Минфином на начало декабря уменьшилась на 93 млрд. руб. до уровня в 2568 млрд. руб. Средний объем предложения банками средств на депозитных аукционах ЦБ в ноябре составил 1960 млрд. руб., что заметно ниже, чем в сентябре-октябре (2757 млрд. руб. и 2740 млрд. руб. соответственно), но выше уровней апреля-июля (в среднем 1306 млрд. руб.
Банки в октябре получили 196 млрд. руб. прибыли после формирования резервов и 213 млрд. руб. прибыли до формирования резервов (для сравнения: в октябре 2018 г. прибыль банков после формирования резервов составила 114 млрд. руб., а до формирования резервов — 132 млрд. руб.). В октябре прибыль трех крупнейших госбанков (Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка) после формирования резервов составила 109 млрд. руб. Частные банки в октябре получили прибыль в размере 87 млрд. руб. после формирования резервов (до формирования резервов — прибыль в 56 млрд. руб.). Прибыльность активов до формирования резервов в октябре составила +2,8% по системе в целом (за скользящий год) и +2,7% без учета трех крупнейших госбанков.
Финансы населения. В октябре темп прироста средств на счетах и депозитах населения составил +0,2%, что соответствует темпу прошлого месяца; +8,3% в годовом выражении. Уровень максимальной £+£+£ ставки по рублевым депозитам населения в крупнейших банках к концу 2-й декады ноября уменьшился на 0,45 проц. п. по сравнению с соответствующим периодом прошлого месяца, составив 6% годовых. Темп прироста портфеля розничных кредитов к предыдущему месяцу в октябре составил +0,9% по системе в целом (в сентябре +1,6%); +19,7% в годовом выражении. Доля просроченных кредитов в октябре снизилась на 0,1 проц. п. до уровня в 6,5% (без учета Сбербанка и ВТБ).
Финансы предприятий. В октябре наблюдалось сокращение средств на счетах и депозитах
предприятий: темпы прироста составили -0,5% после +1,2% месяцем ранее; +5,2% в годовом выражении. В октябре банковский портфель кредитов предприятиям возобновил свой рост: месячный темп прироста корпоративного кредитования составил +1,3% по системе в целом (в сентябре нулевой рост); +5,4% в годовом выражении. Доля просроченных кредитов в октябре сократилась на 0,1 проц. п. и составила 12,8% (без учёта Сбербанка и ВТБ).
В ноябре среднее значение индекса МосБиржи выросло на 6,2% относительно среднего уровня октября и составило 2943 пунктов. Объём торгов в ноябре составил 1167 млрд. руб. Капитализация фондового рынка (акций, входящих в индекс МосБиржи) в среднем за ноябрь составила 11,6 трлн руб., увеличившись на 6,2% к среднему уровню октября 2019 г.
В Минэкономразвития считают, что 2020 год будет переломным для экономики страны. Предполагается, что по его итогу прирост ВВП составит не менее 3%, что в целом положительно повлияет на доходную часть бюджета. Увеличится количество и объем экспортно-импортных операций, а страна сможет выбраться из демографической ямы за счет реализации программ по поддержке молодых семей и повышения уровня рождаемости.
Инфляция составит не более 5% даже с учетом прогнозируемой Минэкономразвития стоимости нефти в 45 дол. за баррель. При этом волатильность национальной валюты снизится, а курс составит около 68 руб. за доллар. Рост экономики также будет обусловлен увеличением объема инвестиций, развитием доступного льготного кредитования и законодательным ограничением стоимости услуг компаний, которые признаны монополистами.
Аналитики Сбербанка более сдержаны в своих прогнозах и считают, что курс рубля в 2020 году превысит отметку в 70 руб. с высокой вероятностью дальнейшего снижения его стоимости. Инфляция в годовом выражении составит 5%, но правительству все-таки удастся стабилизировать экономическую ситуацию за счет повышения производительности труда и принятия мер по снижению волатильности валюты.
Специалисты Высшей школы экономики также достаточно сдержаны в своих прогнозах. Они считают, что в текущих реалиях вряд ли стоит ждать существенного подъема ВВП в 2020 году и максимум, на что можно рассчитывать – это 1,6% . Это будет обусловлено низкой стоимостью нефти и отсутствием весомых предпосылок для ее повышения, незначительным объемом операций по эксперту за границу товаров, которые не являются энергоресурсами, увеличением налоговой нагрузки, продлением санкций и политической нестабильностью, которая негативно влияет на показатели роста экономики страны.
Реальность и целостность информации об обстановке на финансовом рынке подрывают недостатки в деятельности государственных органов по организации системного анализа, мониторинга макроэкономических показателей, деятельности фондового рынка, отсутствие контроля со стороны государства за движением капитала и деятельностью крупных финансовых организаций. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов в сфере контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) имеют коррупционные риски, которые связаны с выбором вида санкций за совершенные нарушения действующего российского законодательства участником рынка. В целях совершенствования регулирования финансового рынка в России необходимо принять следующие меры:
Необходимо регламентировать параметры мониторинга и контроля в процессе торгов, а также стандарты проведения сделок. Следует утвердить законодательно минимальные и максимальные пороговые значения и прописать методики их расчета. Также необходимо создать в ФСФР единую базу данных о выявлении нестандартных сделок.
Требует ужесточения контроль над внебиржевыми сделками, поскольку на данный момент ФСФР не анализируют информацию о внебиржевых сделках. Возможно, целесообразнее было бы создать автоматизированную систему приема и анализа информации о биржевых и внебиржевых сделках .
Следует создать регламент по проведению проверок за манипулированием ценами. Регламент должен содержать признаки ценового манипулирования, а также действия лиц, которые дают основания для начала проверки. На данный момент в целях совершенствования регулирования финансового рынка принята государственная подпрограмма «Нормативное правовое регулирование финансового рынка».
Несмотря на быстрый рост, финансовый рынок в России отстает по уровню развития от ведущих мировых финансовых рынков, имеет небольшую емкость для обеспечения инвестиционных потребностей финансовых компаний. Финансовый рынок России должен сократить свое отставание от ведущих мировых рынков в частности в области регулирования, доступного инструментария и инфраструктуры, что выдержать глобальную конкуренцию.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
1.1 Характеристика финансовых рынков
В настоящее время финансовые рынки играют очень большую роль в развитии экономики развитых стран. Финансовый рынок представляет собой систему отношений, возникающих в процессе обмена экономических благ с применением денег в качестве актива-посредника.
Финансовый рынок – важное звено экономики любого государства. Поэтому, во многом, именно от него зависит дальнейшее экономическое развитие государства в целом и благосостояние отдельных хозяйствующих субъектов .
Финансовые рынки это рынки, которые, по своей сути, не сильно отличаются от других рынков, где товары и продукты покупаются и продаются. Но вместо покупки овощей, одежды или техники в местной или национальной валюте, финансовые рынки ориентированы на покупку, продажу и хранение ценных бумаг, финансовых продуктов и инструментов.
Торговля на финансовых рынках за последние несколько десятилетий значительно расширились, и теперь предлагаются множество видов финансовых инструментов.
Финансовый рынок определение довольно распространенное, но из чего состоит финансовый рынок и как происходит торговля на финансовом рынке понятно не всем.
Различные модели финансового рынка служат важной цели для экономики и предлагают шесть основных функций:
1. Определение цены
2. Ликвидность
3. Производительность (транзакционные расходы)
4. Традиционные заимствования и кредитование
5. Информация о движении денежных средств
6. Распределение риска .
Финансовые учреждения помогают облегчить поток и движение средств на глобальных рынках и в общей финансовой системе.
К этим учреждениям относятся коммерческие банки, инвестиционные банки, центральные банки, страховые компании, брокеры (такие как Admiral Markets) и даже небанковские финансовые учреждения (например, кредитные союзы).
В целом инвестирование в финансовый рынок является двигателем международной торговли и глобальной экономики последние 100 лет.
Особенно последние 25 лет, когда финансовые рынки стали ещё более сложными, изощренными и важными. В начале XXI века инвестирование в финансовые рынки стало более динамичным и быстро менялось.
В настоящее время стало меньше контроля переводов, контроля за движением капитала и стало больше глобальных финансовых транзакций, больше платежных систем в целом и свободной информации как инвестировать в финансовый рынок.
Существует также быстрое движение в плане международных потоков капитала, разработка новых финансовых инструментов (таких как криптография) и новых цифровых технологий.