Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование процесса разработки и реализации программы социально- экономического развития региона (муниципального образования) г. Тавда, Свердловская область
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования и реализации экономического развития программ социально-экономического развития ……………………………………5
1.1. Организационно-правовые аспекты программирования социально-экономического развития муниципального образования ……………………………………………5
1.2 Методические основы комплексного развития территории…………………14
2 Разработка и реализация программ социально-экономического развития Тавдинского городского округа ……………………………………………………19
2.1 Управление развитием территории в муниципальном образовании …………….19
2.2 Реализация программ социально-экономического развития городского округа …………………………………………………………………………………………………………………………………………………28
3 Основные направления совершенствования программы социально-экономического развития Тавдинского городского округа ……………………..48
3.1 Механизмы формирования и реализации программ социально-экономического развития территории ………………………………………………………………………………..48
3.2 Проектный офис в организации социально-экономического развития территории ……………………………………………………………………………………………………………………………………….52
Заключение ………………………………………………………………………….59
Список использованных источников ………………………………61
Введение:
Социально-экономическое развитие Российской Федерации как единой системы определяется социально-экономическим развитием ее составляющих – субъектов РФ, которые в свою очередь состоят из территорий муниципальных образований.
Следовательно, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, влияет на уровень развития субъекта, а те, в свою очередь влияют на уровень развития страны в целом, ее конкурентоспособность, эффективность ведения внешней политики. В соответствии с этим социально-экономическая политика российских органов государственной власти имеет одной из важнейших целей именно развитие муниципальных образований.
Активно развивается регулирование системы местного самоуправления и нормативно-правовое обеспечение муниципальных образований. Основные процессы социально-экономического развития происходят именно на муниципальном уровне. Крупные муниципалитеты — это «локомотивы» регионального развития.
Муниципальное образование представляет собой первичное территориальное звено народного хозяйства и сообщество населения, организуемое для совместного производства и потребления, а также ведения местного самоуправления.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований является залогом развития страны в целом. Проблемы и противоречия, возникающие на территории муниципального образования, требуют своевременного решения.
Соответственно, в настоящее время, когда муниципальные образования имеют возможность осуществлять собственное социально-экономическим развитие, актуальным является поиск путей повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Цель работы – исследование применения программно-целевого метода в повышении уровня социально-экономического развитии муниципального образования.
В соответствии с целью, в работе необходимо произвести решение следующих задач:
Исследовать сущность социально-экономического развития муниципального образования, изучить применение программно-целевого метода на уровне муниципальных образований;
Проанализировать социально-экономическое развитие Тавдинского городского округа и применение программно-целевого метода в городском округе;
Исследовать совершенствования программно-целевого метода социально-экономического развития региона.
Предмет работы заключаются в процессах программного обеспечения социально-экономического развития региона.
Объект работы заключается в программном методе социально-экономического развития Тавдинского городского округа.
Информационной базой послужили нормативно-правовые документы, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Заключение:
По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Социально-экономическое развитие муниципального образования – это сбалансирование социально-экономических факторов функционирования местного самоуправления, пропорциональное развитие материального производства и социальной инфраструктуры, налаживание отношений с иными территориями, взаимодействие с властями всех уровней.
Социально-экономическое развитие муниципалитета должно быть комплексным, ориентированным на наличии собственных ресурсов и поддержании их на должном уровне, а так же не должно вредить жизни будущих поколений Социально-экономическое развитие муниципалитета – это сложный и трудоемкий процесс, состоящий из множества этапов: аналитической работы по определению всех внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие муниципального образования с последующим выявлением проблем в текущем развитии, которые лягут в основу стратегических целей; прогноз развития муниципального образования; разработка стратегии развития муниципалитета; выстраивание в соответствии со стратегическими целями программ развития и осуществление контроля за ходом их реализации.
На уровне муниципального образования программно-целевой метод проявляется в разработке и реализации муниципальных программ социально-экономического развития, которые являются инструментами реализации стратегии развития территории, направленные на решение конкретных проблем муниципалитета.
Главная особенность современного этапа стратегического развития Тавдинского городского округа заключается в признании особой роли человека в социально-экономическом развитии округа, ценности поддержания, развития, преумножения человеческого капитала. С учетом этого, сформирована четырехуровневая система целевых установок Стратегии Тавдинского городского округа, включающая стратегическую цель, семь стратегических направлений, 16 стратегических программ, 47 стратегических проектов, реализация и достижение которых обеспечат устойчивое и сбалансированное развитие Тавдинского городского округа.
Важная роль в подготовке Стратегии Тавдинского городского округа была отведена Совету стратегического развития Тавдинского городского округа, который является постоянно действующим общественным коллегиальным органом, образованным в целях рассмотрение и согласование основных стратегических приоритетов развития Тавдинского городского округа, определение основных задач обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни населения Тавдинского городского округа, а также определению стратегии сбалансированного развития территорий Тавдинского городского округа. Проект Стратегии Тавдинского городского округа рассмотрен и одобрен на заседании Совету стратегического развития Тавдинского городского округа в октябре 2018 года.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иерархическая организация сложных систем управления давно является предметом изучения как технических, так и социально-экономических систем. Если при управлении сложными техническими системами эта проблема нередко ограничивается поиском разрешения математических и информационных трудностей агрегирования разноуровневых процессов, то при исследовании процессов управления социально-экономическими системами эти трудности дополняются сложностью агрегирования и дезагрегирования целей и интересов подсистем разного уровня.
Нередко сложности при управлении иерархическими социально-экономическими системами стараются обойти путем обеспечения условия вложенности (в теоретико-множественном смысле) целей верхнего уровня и совокупности целей нижнего уровня. Практическая реализация этого условия предполагает его адекватное отображение в уставных документах материнских и дочерних структур, а также в виде положений и инструкций для государственных структур.
Однако в реальной действительности существуют многочисленные нестыковки в уставных документах и инструкциях для разноуровневых подсистем, а также отклонения от уставных документов и инструкций при фактическом выполнении функций, определяемых нормами этих документов и инструкций.
В иерархических социально-экономических системах многие показатели деятельности их подсистем обычно суммируются и усредняются при вычислении динамических оценок. При этом дисперсия, характеризующая разброс используемых оценок, не всегда учитывается при формировании и принятии управляющих решений, что снижает их избирательность, адекватность и эффективность. Основой управления развитием является прогнозирование.
Прогнозирование – это конструирование будущего на основе закономерностей развития и накопленного опыта. Программирование развития – это поэтапный переход от прогнозов и целей развития к проектам и мерам их реализации [23, c. 7].
Известно, что к числу принципов стратегического планирования относятся следующие: преемственность, непрерывность, сбалансированность, результативность, эффективность, ответственность, прозрачность (открытость).
Логические основы стратегического планирования предполагают формирование целей, задач участников и их полномочий, состав документов, общественное обсуждение и информационное обеспечение. Определенность и логическая обоснованность основных положений о стратегическом планировании предполагают вовлеченность и согласованность действий большого числа участников, распределенных по разным уровням управления: федеральному, региональному, муниципальному.
Методическая и организационная согласованность их действий во многом базируется на идеях, принципах и методах программно-целевого управления, а их интерпретация на примере разработки стратегического планирования развития регионов и муниципалитетов рассмотрена далее.
К числу основных особенностей программирования развития относятся следующие:
1. Поэтапный характер последовательности действий по переходу от прогноза целей к проектам и ожидаемым результатам их выполнения;
2. Результаты каждого этапа являются основой для перехода к следующему, включая некоторые результаты предыдущих этапов;
3. Переход от каждого этапа к следующему осуществляется на основе дескриптивных и количественных методов, реализуемых исследователями и экспертами.
Ожидаемые результаты выполнения этапов развития определяются закономерностями развития программируемых объектов и процессов, накопленным опытом, а также требованиями управляющей системы к целям их развития.
Прогнозирование процессов развития в иерархической системе социально-экономического развития России обычно учитывает четыре уровня иерархии [24, c. 44]: федеральный, окружной, региональный и муниципальный. Исследование и прогнозирование процессов развития в основном сосредоточены на двух уровнях: федеральном и региональном. Необходимо отметить существование ряда межотраслевых (например, прогнозов развития ТЭК) и отраслевых прогнозов, а также прогнозов на уровне отдельных компаний (ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и др.).
Отраслевые прогнозы обычно дополняют прогнозы развития федеративных субъектов, но их целью является развитие отдельных экономических и технологических направлений. При этом многие социальные проблемы, инновационные и технологические решения в отдельных прогнозах не имеют территориальной привязки, как это было принято ранее в традиционно необходимой плановой разработке схем развития и размещения, а поиск их решения сосредоточен при выполнении исследований и прогнозов на региональном уровне.
Российские регионы в своем большинстве различны как по уровню инновационного и технологического развития, так и по многим показателям, характеризующим уровень социально-экономического развития регионов.
Программирование процессов развития региона включает ряд определенных этапов. Начальным из них является формирование множества целей развития региона. Выполнение этого этапа обычно не регламентируется и методически не организуется. Вместе с тем, в качестве исходного перечня целей развития региона может быть принят состав федеральных (национальных) целей развития, который может дополняться и конкретизироваться с учетом интересов региона. В качестве исходного перечня целей развития региона предлагается следующий: