Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Таможенное дело

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы защиты объектов интеллектуальной собственности 6
1.1. Понятие интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности 6
1.2. Меры защиты объектов интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами РФ 14
1.3. Нормативно-правовое регулирование сферы интеллектуальной собственности 23
Глава 2 Анализ деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности 33
2.1. Особенности практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 33
2.2. Международное сотрудничество таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности 37
Глава 3 Проблемы применения и пути совершенствования мер защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 44
3.1. Проблемы применения мер защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 44
3.2. Пути совершенствования мер защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 58
Заключение 64
Список используемых источников 68

 

  

Введение:

 

Актуальность работы. Нынешние социально-экономические направления развития Российской Федерации и взаимоотношения ее с прочими государствами зависят во многом от того, как успешно будут происходить внешнеэкономические отношения. происходить внешняя торговля.
В то же время исполнение государственного регулирования внешнеэкономического сотрудничества таможенными органами не может происходить без участия других субъектов правоотношений – юридических лиц, которые оказывают услуги в таможенной области. Существенную роль в экономическом развитии государства играют таможенные органы, которые осуществляют регулирование, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств и товаров.
В настоящее время – время глобализации мировой экономики и увеличение международного товарообмена, на передний план выступает проблема интеграции экономик отдельных государств в единую, международную. Это необходимо для наибольшего способствования развития внешнеэкономических связей и развития как национальных, так и транснациональных компаний.
В этих условиях не последнее место занимает задача интеграции отечественной нормативно – правовой базы в международную систему. И на острие – гармонизация, либерализация таможенного законодательства, которое было бы надежным подспорьем бизнесу, а не аппаратом его сдерживания. С учетом защиты собственных экономических интересов Российская Федерация должна интегрироваться в международное экономическое сообщество.
Для решения этих, разнонаправленных задач необходима гибкая, но эффективная таможенная политика, в основе которой лежит унифицированная идентификация объектов приложения этой деятельности. Классификация товаров и регулирование его участия в международной торговой деятельности должны соответствовать общемировому представлению и, одновременно с этим, выполнять роль точного инструмента контроля оборота, поддерживая однозначность применения тарифных и нетарифных рычагов регулирования.
Таким инструментом, хотя и заслуживающим дальнейшего развития, но достаточно эффективным и необходимым, выступает таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза, основанный на международной практике, и адаптированное под специфику российской экономики.
Важным аспектом деятельности таможенных органов в международных торговых и экономических отношениях является контроль следования участников такой деятельности прав интеллектуальной собственности на научные и технические разработки, торговые марки и товарные знаки, произведения искусства и т.п.
Актуальность исследования заключается в том, что регулирование таможенными органами государства внешнеторговых отношений в плане защиты объектов интеллектуальной собственности стали одними из самых актуальных вопросов как для таможенной службы ЕАЭС, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Инструменты, защищающие объекты интеллектуальной собственности важны для управления внешнеторговой политикой государства, положение государства на мировом рынке и экономической безопасности государства в целом.
Цель работы: Проанализировать роль таможенного регулирования как инструмента зашиты прав интеллектуальной собственности, выработать предложения по устранению узких мест в этой деятельности
Задачи:
— охарактеризовать объекты интеллектуальной собственности и их классификацию;
— проанализировать таможенное регулирование как инструмент защиты объектов интеллектуальной собственности;
— оценить эффективность таможенного регулирования как регулятора защиты интеллектуальной собственности;
— изучить проблемы защиты прав интеллектуальной собственности и внести рекомендации по увеличению эффективности воздействия на них таможенного контроля.
Объект: Деятельность таможенных органов РФ.
Предмет: Практика деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности.
Научная ценность работы определяется предпринятой в ней попыткой рассмотреть проблему с точки зрения государства, оценить имеющееся законодательство в данной сфере на предмет эффективности регулирования вопросов, возникающих при нарушении прав интеллектуальной собственности, соответствия международным требованиям современного таможенного дела.
Практическая значимость исследования в том, что в ходе его проведения мы проведем анализ существующей системы, рассмотрим ее международные правовые основы и выработаем предложения по устранению основных недочетов в существующем механизме охраны прав интеллектуальной собственности и вероятные пути их решения.
Структура: работа состоит из введения, заключения и двух глав.
В первой главе рассматриваются теоретические принципы организации таможенного регулирования защиты объектов интеллектуальной собственности в государстве.
Во второй главе дана оценка деятельности таможенных органов России по защите объектов интеллектуальной собственности.
В третьей главе рассматриваются основные проблемы в области защиты объектов интеллектуальной собственности и предложены решения в этом направлении деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время в различных государствах и в мире в целом экономические отношения характеризуются активным использованием результатов интеллектуальной деятельности человека. Ведущую роль в национальных и мировых ресурсах стран занимают результаты умственного труда человека, его творческой деятельности, научного потенциала. В совокупности стоимостное содержание элементов интеллектуальной деятельности ежегодно увеличивается. Рост интеллектуальной составляющей обуславливает поиск и усовершенствование правовой системы в сфере формирования, использования и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности (далее ОИС).
В современных условиях таможенный контроль интеллектуальной собственностью является одним из важных аспектов экономической политики государства. В международную торговлю ОИС вовлечены практически все страны мира, в том числе и Россия. Лидирующие места, в первую очередь, занимают страны с высоким научно-техническим потенциалом и экономическим ростом. На международном рынке интеллектуальной собственности Россия не является лидером, но наша страна стремиться к развитию данной отрасли, считая целесообразным изменение экономики на более инновационную модель совершенствования.
Следует обратить особое внимание на нормативно-правовое регулирование интеллектуальной составляющей, роль которого заключается в поиске и решения наилучшего построения правовых отношений в рамках существующего законодательства.
Потребность общества и государства, в порядке обеспечения защиты и контроля интеллектуальной собственности, вызвана неблагоприятными экономическими и политическими последствиями торговли контрафактными товарами для страны на международном уровне, так как итогом такой негативной деятельности является подрыв деловой репутации, авторитета государства, сокращение рабочих мест, а также не желание иностранных государств и организаций инвестировать в национальную экономику России.
Одной из основных функций таможенных органов является пополнение федерального бюджета страны. В соответствии с данной функцией, ввоз контрафактных товаров, а также их распространение связаны с занижением таможенной стоимости. Именно таможенная стоимость определяет исчисление таможенных платежей. Основным документом, регулирующим оплату платежей за пользование ОИС, считается лицензионный договор.
В рамках контроля таможенной стоимости, сотрудники таможенных органов ведут проверку реализации дополнительных начислений к цене, которая в том числе включает в себя уплату лицензионных платежей.
Необходимость исследования вопросов в сфере таможенного контроля ОИС обозначена также процессами развития и совершенствования нормативно-правовых актов на основании международных норм.
Можно выделить несколько групп мероприятий по совершенствованию механизма защиты прав на ОИС:
1. Организационные мероприятия:
— совершенствование внутриведомственного, межведомственного и межгосударственного взаимодействия в рамках ЕАЭС в борьбе с контрафактом (создание баз данных, оперативные каналы связи);
— маркировка товаров, содержащих ОИС, специальными знаками, которые можно проверить с помощью технических средств таможенного контроля.
2. Технические мероприятия
— ведение ТРОИС в электронном виде с удобным интерфейсом;
— подача заявления о включении в ТРОИС в электронном виде с помощью личного кабинета на сайте ФТС;
— создание единой базы данных таможенных органов и патентных ведомств, в которой будет содержаться вся информация об ОИС.
3. Внесение поправок в действующее законодательство:
— таможенные органы принимают меры по защите и охране узкого круга ОИС: товарные знаки, знаки обслуживания, авторские права и смежные права, наименования мест происхождения товаров. Необходимо на уровне ЕАЭС расширить перечень таких объектов для более эффективной работы таможенных органов по защите исключительных прав.
-упрощенный порядок внесения ОИС в единый таможенный реестр ОИС ЕАЭС;
— в силу пункта 12 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов (наряду с должностными лицами органов внутренних дел и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ.
В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка лишь товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем. Полномочия таможенных органов по защите интеллектуальных прав в отношении иных товаров не предусмотрены.
Исходя из ч. 6 ст. 205 АПК РФ, суд, установив при рассмотрении дела о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, что должностным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении, предметом которого является товар, в отношении которого не представлены доказательства, что он находится (находился или должен был находиться) под таможенным контролем, принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности по причине отсутствия у должностного лица, составившего протокол, соответствующих полномочий.
Таким образом, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенный контроль после выпуска товаров, вправе составлять протокол об административном правонарушении только в отношении товаров, которые находятся под таможенным контролем. Для оперативного пресечения оборота контрафактной продукции следует наделить должностных лиц правом составлять протокола об АП при проведении таможенного контроля после выпуска в отношении всех контрафактных товаров.
Поддержание должного уровня защиты прав на ОИС позволит:
во-первых, защитить права правообладателей;
во-вторых, обеспечить экономическую безопасность страны и ЕАЭС в целом;
в-третьих, защитить права потенциальных потребителей;
в-четвертых, развить чистую конкуренцию на рынке ЕАЭС.
Развитие административно-правового механизма защиты прав на ОИС продолжается и в настоящее время, происходит унификация права на уровне ЕАЭС. Совершенствование и развитие такого механизма невозможно без использования мирового опыта.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы защиты объектов интеллектуальной собственности
1.1. Понятие интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности

В России интеллектуальная собственность защищается на государственном уровне соответствующими органами власти. Следует различать понятия «интеллектуальная собственность», «личное право» и «исключительное право».
Следует различать понятия «интеллектуальная собственность», «личное право» и «исключительное право».
Интеллектуальная собственность представляет собой объект мыслительной деятельности автора, охраняемый законом на государственном уровне .
Исключительное право – это право, которое приобретает автор при издании литературного произведения, позволяющее ему использовать результаты собственного труда в коммерции . Его обладатель может публиковать объект творчества с указанием авторского имени. Таким образом и осуществляется охрана интеллектуальной собственности, касающаяся гарантий неотчуждаемости личных прав. Однако, если продукт был создан автором в рамках контракта с компанией, исключительное право ему принадлежать не может. В этом случае авторские права переходят к организации-работодателю. При этом автор не теряет личные права на собственное произведение.
Личное право дает возможность творцу называть себя автором изобретенного продукта, возможность изменять имя при публикациях произведения, а также право на неприкосновенность объекта. Личным правом могут пользоваться только физлица. Корпорации же имеют право использовать исключительное право, что является особенностью, в частности, российского законодательства.
Судебная практика во многих аспектах влияет на интеллектуальную собственность в России. Защита авторских прав проявляется в наличии возможности у судебных и исполнительных органов власти реагировать на нарушение закона и незамедлительно вмешиваться в ситуацию.
В РФ существует правовая система защиты интеллектуальной собственности, основным источником которой является ГК РФ, гл. 70. Согласно закону, авторское право возникает сразу после создания объектов, которые попадают под действие законодательства. Существуют юрисдикционный и неюрисдикционный виды защиты прав субъектов авторского права .
Первый порядок предполагает обращение автора в государственные инстанции с жалобой, а второй – решение проблемы между пострадавшей стороной и виновником без привлечения госорганов. А значит, чтобы защитить собственные права на тот или иной продукт, автор может использовать следующие меры и способы защиты :
Самостоятельная защита права в судебном порядке – подача заявления либо жалобы.
Регистрация авторского права.
Лицензирование продукта.
Признание авторского права на владение произведением.
Патент изобретения и четкое установление его обладателя.
Использование графических значков, указывающих на факт защиты продукта авторским правом (копирайт).
В России действует специализированная Федеральная служба по интеллектуальной собственности (также известна, как ФИПС или Роспатент), которая отвечает за охрану и защиту авторского права, а также следит за выполнением всех действующих законов и порядков.
За защиту авторских прав в международном контексте отвечает Всемирная организация интеллектуальной собственности (сайт ВОИС в России). Именно она занимается решением проблем, касающихся административного сотрудничества между государствами, защищает новые изобретения на международном уровне, а также способствует развитию правовых институтов собственности.
Согласно ст. 1252 ГК РФ, защита монопольных прав осуществляется посредством предъявления следующих исковых запросов:
О признании нарушения интересов обладателя авторского права частным лицом, группой лиц или организацией.
О компенсировании убытков особой, которая вне правовых норм пользовалась чужим продуктом интеллектуальной деятельности без соглашения с автором продукта.
О пресечении деяний, которые нарушают право, лицом, создающим угрозу для нарушения правового порядка.
Уголовная ответственность осуществляется по ст. 146 УК РФ посредством:
Наказания виновника пеней (в случае доказанного плагиата с принесением крупного убытка законному автору либо нелегального использования продукта авторского или смежного права) в размере до 200 тыс. рублей, зарплаты за период до 1,5 года, работами сроком до 480 часов или полугодовым арестом.
Действия, причиняющие вред правообладателю, которые совершались по сговору или организованной группой, наказываются неукоснительными работами сроком до 5 лет или арестом на 6 лет и штрафом размером до 500 тыс. рублей или в размере 3-летней зарплаты .
Административное преступление, согласно ст. 7.12 КОАП РФ, влечет за собой наказание в виде штрафа до 40 тыс. рублей с изъятием нелегальных копий произведения и других материальных инструментов, используемых для совершения такого рода преступления.
Юридическая защита прав интеллектуальной собственности может осуществляться как на гражданском уровне, так и путем обращения в административные или судебные органы. Каждому законопослушному гражданину следует знать, что ответственность за нарушение авторских прав могут понести не только люди, прямо связанные с преступлением. Например, размещая в интернете на собственном ресурсе плагиат, провайдер должен иметь в виду, что он является соучастником преступления и на законных основаниях может понести наказание за содеянное. Ведь незнание закона никого не освободит от ответственности.
Согласно 138 ст. Гражданского кодекса, интеллектуальная собственность представляет собой право гражданина/юридического лица на результаты своей интеллектуальной деятельности. Объектами такого вида собственности являются неосязаемые и нематериальные предметы.
Процесс защиты интеллектуальной собственности осуществляется как в административном, так и в судебном порядке. В данном процессе формируются отношения, которые напрямую связаны с использованием и охраной различных изобретений, торговых марок, промышленных образцов и прочих объектов, которые представляют собой интеллектуальную собственность. Представленные взаимоотношения регулируются следующими актами :

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы