Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование организационной культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы формирования организационной культуры предприятия 10
1.1 Понятие организационной культуры муниципального учреждения 10
1.2 Функции и типы организационной культуры 15
1.3 Особенности формирования организационной культуры 21
Выводы по 1 разделу 24
2 Исследование процесса формирования организационной культуры МКУ «Центральная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь» 28
2.1 Характеристика организации МКУ «ЦБ Учреждений образования ГО Анадырь» 28
2.2 Анализ хозяйственной деятельности МКУ «ЦБ Учреждений образования ГО Анадырь» 34
2.3 Оценка формирования организационной культуры муниципального учреждения 43
Выводы по 2 разделу 66
3 Направления совершенствования организационной культуры МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь» 68
3.1 Разработка стратегии адаптации организационной культуры МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь» 68
3.2 Формирование модели мотивации персонала как фактора улучшения его организационной культуры 78
Выводы по 3 разделу 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Введение:
Актуальность темы исследования. В условиях существенных социаль-но-экономических изменений организационная культура становится все бо-лее значимым фактором влияния на эффективную хозяйственную деятель-ность и конкурентоспособность предприятий. Зарубежный опыт показывает, что успешные компании характеризуются высоким уровнем развития орга-низационной культуры.
Организационная культура является ключевой составляющей их кон-курентного преимущества, мощным фактором успеха. Организационная культура объединяет все виды деятельности и отношения внутри предприя-тия, формируя его деловую репутацию. Способность эффективно анализиро-вать и оценивать корпоративную культуру дает возможность руководителям принимать обоснованные управленческие решения, правильно формировать стратегические цели и осуществлять результативную деятельность. Таким образом современные учреждения, как частного, так и муниципального типа, нуждаются в выработке методических подходов к оценке организационной культуры с целью более эффективного ее применения в своей деятельности.
Исследование понятия «организационная культура», ее составляющих, типов и способов формирования содержатся в научных трудах как отече-ственных, так и зарубежных ученых. Важный вклад в разработку данной проблемы сделали ряд зарубежных ученых, среди которых В. Оучи, Э. Шейн, Г. Хофстеде, Д. Раваси, С. Роббинс, Ф. Харрис, Т. Дил, Т. Парсонс и др. Однако данная совокупность исследований и методических подходов не является адаптированной к российскому менеджменту и раскрывает лишь общие характеристики воздействия организационной культуры на показате-ли эффективности организаций.
Среди отечественных ученых, которые сделали существенный вклад в развитие теории и практики применения и развития организационной куль-туры можно выделить следующих: И. В. Грошев, А. В. Харчишина, В. А. Анишенко, И. И. Стец, Ю. В. Гайдай, А. И. Бала, Г. М. Захарчин, А. Н. Соб-ко, Н. С. Мачуга, А. П. Дьяков, А. А. Герасимчук, Н. И. Дряхлов, Н. В. Смоленская, В. В. Стадник, М. И. Магура, Г. Ф. Ассонов, Л. А. Канарева, М. Б. Курбатова, С. Г. Абрамова, Г. М. Захарчин, А. С. Виханский и др.
Вместе с тем, анализ процесса формирования организационной куль-туры, ее влияния на результативность деятельности отечественных учрежде-ний требует дальнейшего исследования. Фактически отсутствуют научные работы по вопросам развития, обеспечения и распространения механизмов передового опыта использования организационной культуры в сфере рос-сийского менеджмента и управления персоналом. Также трактовки категории «организационная культура» являются неоднозначными, что вызывает по-требность в определении ее информационной природы.
Существует потребность в разработке стратегии адаптации организа-ционной культуры зарубежных муниципальных учреждений к условиям оте-чественного рынка оказания услуг в государственной сфере деятельности. Все это обосновывает необходимость более глубокого научного решения описанных проблем, определяет актуальность данного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка теоре-тических положений и прикладных основ системы формирования, совершен-ствования и эффективного обеспечения организационной культуры совре-менного муниципального учреждения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы формирования организационной культуры предприятия;
2) исследовать процесс формирования организационной культуры МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь»;
3) разработать направления совершенствования организационной культуры МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь».
Объект исследования. Процесс формирования организационной куль-туры как основы успешного функционирования организации.
Предметом исследования является теоретико-методические и приклад-ные аспекты разработки системы формирования и совершенствования орга-низационной культуры муниципального учреждения.
Методы исследования. Теоретические и методологические основы ис-следования составляют современные подходы управленческой психологии по формированию организационной культуры и теории разработки сильной культуры для успешного функционирования предприятия либо же любой другой организации.
Основу исследования составило сочетание научных подходов и прин-ципов, которые позволили комплексно и всесторонне исследовать проблему формирования организационной культуры и ее влияния на эффективную де-ятельность учреждений и организаций различного типа.
Эмпирические выводы работы основываются на использовании мето-дов сравнения, индукции и моделирования для систематизации принципов формирования и изменения организационной культуры.
Для определения уровня организационной культуры и основой оценки ее функциональных составляющих был использован метод экспертных оце-нок.
Построение модели мотивации персонала как фактора улучшения ор-ганизационной культуры осуществлялось на основе конструктивного метода.
Информационной базой исследования являются данные Государствен-ной службы статистики РФ, материалы финансово-экономических изданий, отчетные данные МКУ (муниципального коммунального учреждения), науч-ные труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопросы ор-ганизационной культуры, Интернет-публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию, со-вершенствованию и эффективного обеспечения организационной культуры современного муниципального учреждения.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что все выводы и рекомендации автора могут быть использованы в деятель-ности российских муниципальных коммунальных учреждений.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Каждый раздел поделен на три подразделения. Общий объем работы состав-ляет 98 страниц компьютерного текста. Работа содержит 11 таблиц, 11 ри-сунков, и 3 приложения. Список литературы содержит 60 наименований.
Заключение:
Подытоживая результаты исследования, отметим, что в основе страте-гии деятельности муниципальных учреждений лежат ее цели и ценности, ко-торые формируют ее особую организационную культуру. Опыт многих успешных компаний, предприятий, а также МКУ различных стран показыва-ет, что корпоративная культура — это важный ресурс для повышения эффек-тивности и конкурентоспособности деятельности. Осмысление руководством и доведение до работников основных ценностей и принципов деятельности организации позволяет быстро принимать управленческие решения в усло-виях меняющейся среды. Понимая философию и организационную культуру, работники имеют ориентир для своей деятельности и принимают правильные решения в случаях, которые не прописаны или для которых не работают сформулированные правила.
Проанализировав трактовки понятия «организационная культура» российских и зарубежных ученых, мы сформировали собственное определе-ние. По нашему мнению, организационная культура — это совокупность идей, ценностей, методов управления, общепринятых норм и правил поведения, основанных на личном опыте основателей организации и разделяются всеми ее работниками с целью обеспечения ей целостного и стабильного существо-вания на рынке труда, услуг, товаров и т.п.
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня ор-ганизационной культуры: поверхностный уровень (корпоративная символи-ка, логотип, флаг и гимн фирмы, мифы, легенды и т.п.); подповерхностный уровень (ценности и нормы, которые сознательно зафиксированы в докумен-тах организации) и глубинный уровень (базовые предположения, возникаю-щие у членов организации на основании опыта и совместных действий с дру-гими работниками). Данные три уровня тесно связаны между собой. Они ха-рактерны для любой сложившейся и сильной организационной культуры.
Так как корпоративная культура влияет на результативность деятель-ности компании, то она выполняет ряд внутренних и внешних функций. Дан-ные функции в соответствии влияют на внутренние организационные процес-сы и внешний имидж организации.
Формирование организационной культуры является длительным и сложным процессом, который начинается от основания предприятия. Ценно-сти и цели организации, которые являются основой культуры, формируются в соответствии с мотивами владельца, его цели создания предприятия и про-шлого опыта. То есть ценности и цели вытекают из миссии и указывают на конкретные пункты движения организации. Корпоративные ценности играют решающую роль в управлении учреждением и его успешности на рынке, ведь недостаточное управления системой ценностей может снизить эффектив-ность работы даже самой успешной организации.
Становление сильной организационной культуры является особым признаком ведущих компаний Западной Европы, Японии и США. Руковод-ство таких компаний ищет пути сочетания интересов и свободы работников с их приверженностью к правилам и этических норм фирмы, учреждения, предприятия и т.д. Организационная культура организаций или компаний имеет ряд особенностей, которые возникли под влиянием национальных тра-диций, вероисповедания, политического строя и социальных норм. Таким образом, культуры компаний могут быть совершенно противоположными по отношению друг к другу. Однако общим является то, что они все равно с высокой эффективностью помогают компаниям и прочим различным учре-ждениям вести успешную деятельность.
Япония является одной из ведущих стран мира, залогом успеха кото-рой является не только разработка новых управленческих и производствен-ных систем, но и сформированность собственная корпоративная культура.
Формирование и развитие организационной культуры МКУ «Центра-лизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Ана-дырь» совсем недавно начало осуществляется в соответствии с правилами ведения деятельности, характерными для организационной культуры япон-ского типа. Таким образом корпоративная философия, ценности и правила организационной культуры японского типа распространяются на руковод-ство исследуемого МКУ и всех его работников.
Некоторые аспекты организационной культуры японского типа было достаточно легко ввести в условиях российского рынка и менталитета. Например, благотворительная деятельность, организация программ соци-альной ответственности, которые активно проводятся в МКУ «Централизо-ванная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь». Однако те аспекты, которые касаются корпоративного климата внутри муни-ципального учреждения, ощущение работниками своей ценности для органи-зации и государства, в целом, отношений между руководителями и подчи-ненными, еще является не совершенными и существенно отличаются от норм организационной культуры японского типа. Это сопряжено с тем, что мента-литет, привычки и отношение к труду российского работника отличаются от привычек японского работника.
Постоянный рост работников, повышение их квалификации является важной частью организационной культуры японского типа и воплощением особого принципа «кайдзен».
Используя подход Г. Хофстеде для оценки национальной составляю-щей в организационной культуре российских МКУ, были определены не-сколько черт, присущих среднестатистическому российскому работнику: большая дистанция власти, высокое стремление избежать неопределенности, ориентация и короткий период времени, низкий уровень индивидуализма, мужества и толерантности личности, существенное влияние прежней тотали-тарной организационной культуры. Таким образом, некоторые черты (большая дистанция власти, мужество) существенно отличаются от тех, кото-рые присущи японским работникам. Учитывая это, формирование организа-ционной культуры японского типа в российских МКУ должно способство-вать оценке особенностей духовного развития, присущих российскому мен-талитету. Кроме того, организационная культуры МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Анадырь» должна быть направлена не только на развитие и поддержку российских демократи-ческих ценностей, но и не нарушать общие ценности и философии организа-ционной культуры японского типа.
Для максимизации применения организационной культуры японского типа в МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования го-родского округа Анадырь» нужно проводить совместные культурные меро-приятия, которые позволят познакомиться с работниками, понять их основ-ные принципы и традиции. Также важна социальная организация в учрежде-нии, которая заключается в изучении коллективистских трудовых и индиви-дуалистических ценностей персонала.
Учитывая особенности российской организационной культуры, нужно разработать такую стратегию адаптации организационной культуры япон-ского типа для отечественного муниципалитета, которая повысит уровень отечественной культуры и будет способствовать ее приближению к культу-рам других европейских стран.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы формирования организационной
культуры предприятия
1.1 Понятие организационной культуры муниципального учреждения
Понятие «организационная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого века. Тогда возникла проблема упорядочения отношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознание их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. Про-блема формирования организационной культуры как фундамента для повы-шения конкурентоспособности предприятия стала чрезвычайно актуальной. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия стали учитываться не только материальные и финансовые ресурсы, но и организационная куль-тура предприятия. Она до сих пор является управленческим инструментом, который может влиять на производительность труда персонала и эффектив-ность менеджмента в целом.
Для того, чтобы оценить влияние организационной культуры на дея-тельность предприятия, нужно начать с основного — определения термина данного понятия, где культура (от лат. «Culture» — «воспитание, образова-ние») является «специфическим способом организации и развития человече-ской жизнедеятельности, который отражен в продуктах материального и ду-ховного труда, в системе социальных норм и принципов, духовных ценно-стей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [1].
Во второй половине XX века начали появляться первые четкие трак-товки понятия культуры организации. В целом понятие «организационная культура» охватывает явления духовной и материальной жизни коллектива. К ним относят моральные ценности и нормы, доминирующие в коллективе, ритуалы, кодексы поведения и др.
Существует много трактовок концепции этого явления среди иностран-ных и отечественных ученых (табл. 1).
Таблица 1 — Определения понятия «организационная культура»