Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование организации валютного контроля в Таможенном союзе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕАЭС 7
1.1. Понятие, сущность и роль валютного контроля 7
1.2. Содержание, формы и принципы валютного контроля 17
1.3. Нормативно-правовая база в области проведения валютного контроля 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕАЭС 35
2.1. Организация проведения валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС 35
2.2. Проблемы организации валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС 41
2.3. Пути совершенствования организации валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Введение:
В России до настоящего времени наблюдается постоянный отток капитала, в том числе и в иностранной валюте, за границу и для сохранения валютных ресурсов Российской Федерации, было необходимо введение жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Сама система, была введена в действие относительно недавно, но уже показала ощутимые результаты, такие как уменьшение незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами Российской Федерации, снижение сокрытой выручки предприятий. Это было достигнуто благодаря введению двустороннего валютного контроля, который разделяется: с одной стороны, это контроль за получением валютных поступлений, а с другой — контроль над платежами за импортируемые товары. Многие страны, находящиеся сейчас на лидирующих позициях в экономике на мировой площадке, чтобы достичь этого, при движении капиталов использовали политику ограничений, в первую очередь обращенных на пресечение оттока валютных ценностей. В России очень остро стоит вопрос необходимости валютного регулирования таможенными органами.
Происходящие в настоящее время изменения законодательства в сфере валютного контроля, в целом соответствуют ситуации, сформировавшейся в экономике нашей страны. Несомненно, вопросы валютного регулирования, в соответствии с конституционными установками, находятся только в ведении нашего государства. В настоящее время руководство страны ставит задачу превращения России в один из значимых финансовых центров в мире, что требует четкого валютного и правового регулирования и высокоэффективного валютного контроля.
Быстрое изменение экономической ситуации в стране во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, новизна задач валютного регулирования и нехватка практического опыта решения возникающих проблем – все это определяет значение рассмотрения темы валютного контроля в рамках ЕАЭС.
Высоко оценивая вклад ученых в развитие валютного контроля и полученные ими научные, методические и практические результаты, заметим, что к настоящему времени в РФ состояние и степень разработанности проблемы валютного контроля включая его теоретическую изученность, не в полной мере соответствуют требованиям обеспечения внешнеэкономической безопасности ЕАЭС.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются правовые отношения, возникающие в процессе валютного контроля в ЕАЭС.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является законодательство, регулирующее процесс валютного контроля в ЕАЭС.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли валютного контроля в ЕАЭС и предложения по его совершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль валютного контроля;
— изучить содержание, формы и принципы валютного контроля;
— рассмотреть нормативно-правовую базу в области проведения валютного контроля;
— проанализировать организацию проведения валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС;
— выявить проблемы организации валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС;
— определить пути совершенствования организации валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили экономические концепции отечественных, зарубежных ученых и специалистов в области валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, как составной части экономической безопасности страны. В выпускной квалификационной работе использованы теоретические выводы, представленные как в фундаментальных трудах данных исследователей, так и в материалах научно-практических конференций по проблемам валютного контроля и ведущих академических изданиях периодического характера.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются сайт Федеральной Таможенной Службы РФ, сайт Евразийской Экономической Комиссии, сайт Министерства финансов РФ и практика организации валютного контроля таможенными органами.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития валютного контроля в ЕАЭС.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании развития валютного контроля в ЕАЭС.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в разработке авторского подхода к роли валютного контроля, как составной части экономической безопасности страны, заключающегося в акцентировании с простого контроля выполнения нормативных актов в область формирования внешнеэкономической политики, и выработке методических рекомендаций по повышению эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами ЕАЭС.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-правовые основы валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практических особенностей организации валютного контроля в Таможенном союзе ЕАЭС.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Валютный контроль в таможенном деле, являясь видом государственного валютного контроля, характеризуется одной из функций таможенных органов; формы и методы, которые используют таможенные органы, определены в законодательстве о валютном регулировании и ТК ЕАЭС; к нарушителям валютного законодательства применяются меры административного принуждения, предусмотренные действующим законодательством.
Можно сделать вывод, что для повышения безопасности экономики страны и его устойчивому развитию должно способствовать повышение качества и эффективности валютного контроля как таможенными органами, так и агентами валютного контроля.
Таможенные органы совершают таможенное оформление и таможенный контроль, согласно которому совершаются действия по проверке данных, заявленных для валютного контроля в декларации на товары. Для повышения роли валютного контроля с целью создания финансовой стабильности экономики России в дальнейшие годы требуется не только усилить ответственность при совершении валютных операций, а также использовать валютное регулирование и валютный контроль на базе правил государственного и частного сотрудничества для вовлечения валютных ресурсов. Это необходимо для инвестирования общих инновационных проектов. В этом случае следует применить разграниченный режим валютного регулирования с применением различных льгот и санкций.
Валютный контроль представляет собой особый вид государственного контроля, который осуществляется с целью обеспечить в государстве соблюдение валютного законодательства. Валютное законодательство РФ включает:
1) Федеральный закон от 10.12.2003 No 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
2) акты валютного законодательства Российской Федерации — федеральные законы, принятые в соответствии с Законом 173-ФЗ;
3) акты органов валютного регулирования — нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, издаваемые органами валютного регулирования (т.е. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации) только в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ;
4)международные договоры Российской Федерации.
В развитии российского законодательства о валютном контроле по-прежнему прослеживается двойственная тенденция: с одной стороны, законодатель в последнее время (с учетом изменений и дополнений Федерального закона о валютном регулировании не только этого, но и предыдущего года) идет на определенные шаги по пути либерализации валютного контроля за счет расширения разрешенных валютных операций; с другой — ужесточает валютный контроль и повышает ответственность за совершение валютных правонарушений. Такая тенденция была бы вполне адекватной, если бы также повышалась четкость и недвусмысленность формулировок и понятий, в особенности тех понятий, на основе которых используются меры ответственности за валютные правонарушения. Представляется, что такой подход только бы подкрепил меры по либерализации валютного контроля, исключив необоснованные риски для валютных резидентов Российской Федерации, особенно резидентов — физических лиц.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, которые проводит страна в рамках валютной политики, которая, со своей стороны, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля. Валютный контроль выступают как часть системы экономической безопасности государства, его эффективность определяется наличием системы управления, которая обязана учесть интересы субъектов валютно-финансового рынка, индивидуальности современного экономического роста государства, положение ее в мировой торговле. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, в настоящее время призван решать задачи по предотвращению оттока валютных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений.
Анализ деятельности таможенных органов как органов валютного контроля за 2017-2019 гг. по обеспечению соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД РФ показал, что, к сожалению, суммы нарушений в 2019 г. резко возросли и принесли немалый ущерб государству, также и увеличилось количество возбужденных уголовных дел по ст.193 и 193.1 УК РФ.
Для того, чтобы значительно уменьшить нарушения валютного законодательства и предотвратить вывод капитала за рубеж, необходимо решить несколько проблем. Во-первых, выявить основные проблемы осуществления валютного контроля в Российской Федерации, во-вторых, усовершенствовать систему валютного контроля в Российской Федерации.
Для защиты экономических интересов страны, поддержания продуктивной деятельности валютного контроля необходимо регулярно совершенствовать работу органов валютного контроля.
Валютное законодательство имеет существенные проблемы как в части правоприменительной практики, так и с точки зрения нормативного закрепления, где необходима корректировка формулировок и уточнение некоторых положений. Представляется целесообразным устранить двоякие формулировки в нормативных правовых актах, а также пресечь схемы ухода от ответственности участников внешнеэкономической деятельности.
Вопросы борьбы с оттоком валютных средств остаются в настоящее время наиболее чувствительными для российской экономики наряду с вопросами борьбы с коррупционными проявлениями, и данные явления жестко связаны друг с другом. Несмотря на активную позицию государственных органов в организации борьбы с оттоком валюты, с нелегальным вывозом невозможно бороться только посредством административных мер. Усугубляют проблемы в данных сферах непростые внешнеполитические и внутриэкономические ситуации в стране и на пространстве ЕАЭС. Вследствие чего, особенное внимание должно быть уделено транспарентности законодательства в данных вопросах и четкости организации деятельности государственных органов в области валютного контроля, что на настоящий момент не реализовано в полной мере.
Необходимо предпринять меры по совершенствованию деятельности таможенных органов в сфере осуществления валютного контроля в РФ. Так, необходимо:
1) усовершенствовать нормативно-правовую базу в области осуществления валютного контроля таможенными органами РФ. В частности, устранить пробелы и неточности, двусмысленность, множество отсылок к другим правовым актам в действующем на сегодняшний день законодательстве РФ;
2) усилить проведение валютного контроля таможенными органами РФ;
3) ужесточить уголовную ответственность за совершаемые преступления по ст.193 и 193.1 УК РФ в связи с увеличением их количества;
4) ужесточить административную ответственность (в частности, увеличить штрафы) за совершаемые административные преступления в данной сфере;
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕАЭС
1.1. Понятие, сущность и роль валютного контроля
Валютный рынок и валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно, именно поэтому проблемы их регулирования и контроля в юридическом плане изучены и освещены недостаточно. Значительно большее внимание им уделялось учеными- экономистами. В научных исследованиях, посвященных проблемам валютных правоотношений, часто содержатся противоречивые выводы, что свидетельствует о теоретической и практической необходимости их разрешения. Так, известные в данной сфере ученые: Н.М. Артемов, Б.Ю. Дорофеев, А.В. Емелин, О.С. Иоффе, М.Г. Кальней, Н.М. Козляева, А.Н. Козырин, Р.Н. Любимова, И.Б. Новокшонов, Н.В. Сапожников, А.С. Селивановский, М.Г. Степанян, Г.А. Тосунян и другие — посвятили свои научные труды изучению валютных правоотношений. Рассматривая правовую природу валютных правоотношений, в первую очередь следует установить, что понимается под правоотношением. В теории права нет единой точки зрения по этому поводу. Часть ученых полагает, что это общественное отношение, урегулированное нормами права. Сторонники данного подхода отмечают, что всякое правоотношение существует только как взаимное отношение людей и является особым видом общественного отношения, поведение субъектов которого закреплено юридически и осуществление которого обеспечивается силой государственного принуждения.
Валютный контроль – деятельность контролирующих органов и агентов валютного контроля при осуществлении контролируемыми субъектами валютных операций, являющаяся одним из способов обеспечения и защиты экономических интересов государства.
Таможенный контроль – представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
На основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении правил, при выполнении которых лица реализуют право на перемещение объектом через таможенную границу, соблюдении порядка и применений санкций при ненадлежащем исполнении субъектами таможенных правоотношений своих обязательств. Данное регулирование применяется при использовании совокупности средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенного тарифного регулирования, запретов и ограничений, устанавливаемых на основании законодательства Российской Федерации об управлении внешнеэкономической деятельностью, связанной с перемещением объектов через таможенную границу.
Одним из важнейших средств таможенного регулирования является таможенный контроль. На основании статьи 310 ТК ЕАЭС , вступившего в силу на основании «Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (г. Москва 11.04.2017) можно вывести определение таможенного контроля. Таможенный контроль – это деятельность органов государственной власти, проводимая в отношении объектов таможенного контроля по применению форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 не содержит определения валютного контроля, но если обратиться к научной литературе, то под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка .