Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне на примере Управы района Северное Медведково города Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне 5
1.1. Понятие, сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2.Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства в РФ 12
1.3. Нормативно-правовые основы деятельности органов муниципального управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства 19
Глава 2. Методические аспекты организации управления жилищно-коммунальным хозяйством 25
2.1. Методы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством 25
2.2. Методика оценки эффективности организации управления жилищно-коммунальным хозяйством 30
2.3. Направления совершенствования государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства 35
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере Управы района Северное Медведково города Москвы) 41
3.1. Анализ организации управления ЖКХ Управы района Северное Медведково города Москвы 41
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством Управы района Северное Медведково города Москвы 61
3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством Управы района Северное Медведково города Москвы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список использованной литературы 75
Введение:
Актуальность. В настоящий момент в Российской Федерации особую значимость приобретают вопросы, которые относятся к повышению эффективности деятельности муниципальных органов в сфере организации управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), без которой невозможны успешные преобразования в стране, реализация стратегических программ ее развития.
Жилищно-коммунальная сфера выступает в качестве базовой отрасли экономики РФ, которая ориентирована на обеспечение население услугами, необходимыми для его нормальной жизнедеятельности.
ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, его культуру быта и образ жизни, во многом способствует определению социально-экономического потенциала территорий.
От нормального функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства зависит не только жизнь и здоровье граждан.
ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70% основных фондов, которые находятся в муниципальной собственности и выступает, таким образом, в качестве материальной основы функционирования местных органов исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности [1].
Анализ изученных источников и литературы. Вопросами эффективности функционирования органов государственного управления занимались: Г.В.Атаманчук, И.Н. Барциц, В.В. Слычук, О.В. Хусаинова и др.
Проблемы государственного и муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства отражены в работах Р.В. Бабуна, Е.В.Басина, И.В. Бычковского, Л.A. Велихова, C.B. Вобленко, Г.В. Гутмана, А.Г.Воронина, Л.A. Ореховского и др.
Цель работы ВКР заключается в теоретической разработке предложений по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством Управы района Северное Медведково города Москвы.
Задачи:
— уточнить понятие, сущность и структуру жилищно-коммунального хозяйства РФ;
— охарактеризовать состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства РФ;
— систематизировать нормативную правовую базу, определяющую деятельность органов муниципального управления в жилищно-коммунальной сфере;
— определить методические аспекты организации управления жилищно-коммунальным хозяйством;
— проанализировать организацию управления ЖКХ Управы района Северное Медведково города Москвы;
— предложить мероприятия по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством Управы района Северное Медведково города Москвы и оценить их эффективность.
Объект исследования ‒ организации управления жилищно-коммунальным хозяйством в РФ.
Предмет исследования – совершенствование организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне (на примере Управы района Северное Медведково города Москвы).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют теории отечественных ученых по изучению проблем управления в жилищно-коммунальной сфере, включая муниципальный уровень управления.
В ходе исследования дифференцировано применялись системный подход, анализ, обобщение, социологический опрос.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; отчеты Главы Управы района Северное Медведково.
Заключение:
В результате решения поставленных задач достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из базовых отраслей экономики РФ, которая обеспечивает население жизненно важными услугами.
Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством РФ представлена субъектами, которые реализуют управленческие функции в отношении объектов, на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства в РФ характеризуется наличием комплекса проблем, среди которых в качестве основных являются: увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги без соответствующего повышения качества услуг; качество жилищных и коммунальных услуг, которое является низким; изношенность объектов ЖКХ, которые находятся в эксплуатации.
Регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства осуществляется такими нормативными актами, как: Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Минстроя РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые документы муниципального уровня.
Установлено, что методы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством носят разнообразный характер, их выбор зависит от внешних факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.
Сущность методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере ЖКХ в данном исследовании заключается в оценке деятельности органов муниципального управления в сфере ЖКХ по показателям, которые отражают направления их деятельности в данной сфере, их полномочия.
В результате научного поиска определены направления совершенствования жилищно-коммунальной политики: формирование экономической культуры рационального потребления ресурсов; формирование эффективного механизма общественной координации социально-экономических отношений в сфере ЖКХ на основе институтов общественной гласности и контроля; формирование системы строгого отбора экономических агентов при допуске к хозяйственной деятельности в ЖКХ (ужесточение механизма лицензирования и контроля управляющих организаций и ТСЖ; четкая регламентация деятельности ресурсо поставляющих организаций и т.д.); формирование эффективного механизма по привлечению негосударственных инвестиций и развитие государственно-муниципально-частного партнерства, совершенствование договорных отношений; корректировка политики, направленная на обеспечение прозрачности ценообразования жилищно-коммунальных услуг, развитие управляющих компаний как сферы малого бизнеса, подготовка профессиональных управляющих в сфере ЖКХ; активное продвижение технологий энергосбережения; внедрение передовой автоматизации на основе софинансирования; внедрение информационных технологий, способствующих удаленному расчету за услуги ЖКХ и прозрачности решений по ЖКУ; формирование дорожных карт инфраструктурного развития и обновления отрасли в региональном разрезе по двухуровневому принципу: старый фонд, требующий модернизации и новый фонд, требующий перспективного планирования.
Управление ЖКХ Управы района Северное Медведково города Москвы осуществляется непосредственно Отделом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. По большинству показателей деятельности в сфере ЖКХ имеет место положительная динамика. Снижение зафиксировано по таким показателям как: благоустройство дворовых территорий, высадка деревьев, кустарников, организация работы по приспособлению объектов общественной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения; распределение муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда; обеспеченность населения услугой централизованного водоснабжения; обеспеченность населения услугой по очистке воды; обеспеченность населения услугой водоотведения
На основании анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства, обзорных и аналитических материалов определены задачи, которые требуют решения:
1. Повысить качество жилищных и коммунальных услуг, которое является низким.
2. Модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры, в частности инженерной инфраструктуры.
3. Тарифное регулирование жилищно-коммунальных услуг.
4. Сократить расходы компаний, которые управляют жилым фондом.
5. Решить кадровые проблемы, в частности по привлечению «узких» специалистов в сферу ЖКХ, среди которых: специалист по эксплуатации водозаборных сооружений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, работник по монтажу и наладке подъемных сооружений и др.
Разработаны конкретные предложения по повышению эффективности управления в сфере ЖКХ района Северное Медведково, среди которых: создание акционерного общества со 100-процентным районным капиталом, в который можно объединить все виды коммунальных услуг в единую компанию, основным курсом которой будет оказание качественной услуги и обеспечение надёжности функционирования всех объектов; использование механизмов муниципально-частного партнерства; создание Общественного совета по развитию жилищно-коммунального хозяйства при Управе района; внедрение инноваций в сфере ЖКХ; предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период работы на должности, бесплатное медицинское обеспечение, в том числе после выхода на пенсию, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
Обозначена ожидаемая эффективность от предложенных мероприятий по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным хозяйством Управы района Северное Медведково города Москвы: снижение затрат жителей на воду, электроэнергию за счет установки LPWAN-систем (смарт-счетчиков) в МДК на 15-20%, повышению качества оказания услуг, обеспечение надёжности функционирования объектов ЖКХ, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли МДК, в которых произведен капитальный ремонт, до 100%, сокращению расходов компаний, которые управляют жилым фондом, рост удовлетворенности жителей качеством предоставления услуг в сфере ЖКХ. Общая сумма затрат на мероприятия составит 2203200 рублей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне
1.1. Понятие, сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства
Рассмотрим понятие, сущность и структуру жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это одна из базовых отраслей экономики РФ, которая обеспечивает население услугами, которые являются жизненно важными [39].
По мнению Е.В. Никитинской, жилищно- коммунальное хозяйство – это сложная, комплексная категория, рассматриваемая как отрасль экономики, которая призвана обеспечить население условиями, необходимыми для нормального осуществления его жизнедеятельности, и в которой сосредоточена жилищно-коммунальная деятельность, осуществляемая в отношении объектов газо-, тепло- и электроснабжения населения, жилого фонда, благоустройства придомовой территории, участков, цехов, баз, мастерских, гаражей, специальных машин и механизмов, складских помещений, предназначенных для обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства [29].
С точки зрения А.В. Стукалова, ЖКХ – это особая отрасль народного хозяйства, где федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают надежную и устойчивую деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, гарантируя комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях [41].
ЖКХ представляет собой многоотраслевую структуру, которая включает следующие отрасли:
— санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
— внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
— коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
— коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
— внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
— подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские) [16, с.185].
Среди функций ЖКХ выделяют:
— функцию прокладывания и ремонта водопроводных труб, водозабор, очищение и доставка воды в многоквартирные дома, на объекты промышленности, в том числе для подогрева с целью обеспечения нужд горячего водоснабжения и отопления;
— функцию электроснабжения;
— функцию теплоснабжения, обеспечения поставки горячей воды и тепла жителям, обеспечения работы котельных и ТЭЦ;
— функцию отведения сточных вод (канализация);
— функцию капитального ремонт зданий;
— функцию текущего ремонта внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
— функцию сбора, вывоза и утилизации мусора;
— функцию уборки мест общего пользования;
— функцию содержания придомовых территорий (благоустройство, озеленение) [16, с.184].
Управление жилищно-коммунальным сектором — это целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы жилищно-коммунального хозяйства [39].
В соответствии с административными нормами РФ для управления сферой жилищно-коммунального хозяйства создаются специальные организации (структура управления) со своей системой взаимоотношений, кругом решаемых задач и выполняемых функций.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства объединяет в себе органы управления и организации, необходимые для функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время специализированным органом государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой), который функционирует на основе положения о нем, которое утверждено Правительством Российской Федерации [8].
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства — федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции относительно выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), а также жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
К полномочиям Минстроя в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены:
— внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым необходимо решение Правительства РФ, по вопросам, которые относятся к сфере жилищно-коммунального хозяйства;
— самостоятельно принимает нормативные правовые акты, среди которых: правила относительно пользования жилыми помещениями; порядок государственного учета жилищного фонда; порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации; примерная форма платежного документа, который предназначен для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставление коммунальных услуг, методические рекомендации по ее заполнению; методические указания относительно расчета тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций, которые отнесены к коммунальному комплексу; примерные договоры по энергоснабжению (купли-продажи, поставки электроэнергии, тепло-снабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа для обеспечения собственников и пользователей помещений в доме, который является многоквартирным, или жилого дома коммунальными услугами; методические указания относительно расчета потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке; методические указания относительно расчета объема принятых сточных вод с применением метода учета пропускной способности канализационных сетей; методические указания относительно расчета объема принятых сточных вод, которые являются поверхностными; методика расчета норм потребления газа (в том числе сжиженного углеводородного газа) в случае отсутствия приборов учета газа; методические рекомендации относительно разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов; мониторинг и анализ жилищной сферы, ее состояния в субъектах РФ; мониторинг относительно обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, которые установлены Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; мониторинг в сфере использования жилищного фонда, обеспечения его сохранности и др.;
— государственная поддержка инновационной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Возглавляет Минстрой министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В структуру Минстроя входит Департамент жилищно-коммунального хозяйства (наряду с Департаментом разрешительной деятельности и контроля; Административно–кадровым департаментом; Правовым департаментом; Департаментом ценообразования и градостроительного зонирования; Департаментом жилищной политики; Департаментом финансов; Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры).
К полномочиям Департамента жилищно-коммунального хозяйства отнесены:
— участие в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, иных актов в сфере нормативного правового регулирования жилищно-коммунальной сферы;
— проведение мониторинга и анализа состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства;
— координация работы субъектов РФ по подготовке к осенне-зимнему периоду, прохождению отопительного сезона;
— осуществление контроля и надзора за деятельностью организаций в сфере теплоснабжения, которые являются саморегулируемыми;
— проведение мониторинга и анализа реализации государственной политики, эффективности нормативно-правового регулирования (в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— организация и участие в разработке и реализации программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— разработка и реализация мер государственной поддержки и стимулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— разработка муниципальных органов относительно подготовки технических заданий по разработке программ организаций коммунального комплекса, которые являются инвестиционными, а также по разработке комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;
— разработка, которая относится к расчетам тарифов и надбавок, в сфере деятельности организаций, которые входят в коммунальный комплекс;
— разработка по расчету тарифов и надбавок, в сфере деятельности организаций, относящихся к коммунальному комплексу;
— разработка комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов, которые используются для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
— согласование программ инвестиций субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых принимает участие государство, и организаций, которые являются сетевыми;
— принятие решений относительно целесообразности более ранних сроков по уменьшению показателей, которые характеризуют величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении;
— координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственный жилищный надзор;
— проведение мониторинга утверждения и реализации региональных программ в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно требований Жилищного кодекса.
В структуру Департамента жилищно-коммунального хозяйства входят отделы: отдел коммунального хозяйства; отдел жилищного хозяйства и надзора; отдел анализа и мониторинга состояния ЖКХ.
Возглавляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства директор.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации координирует деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который является государственной корпорацией.
На региональном уровне управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется Министерствами жилищно-коммунального хозяйства субъектов РФ.
На муниципальном уровне управление сферой жилищно-коммунального хозяйства осуществляется отделами, управлениями коммунального хозяйства администраций муниципальных районов.
Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством РФ представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством РФ
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство является одной из базовых отраслей экономики РФ, которая обеспечивает население жизненно важными услугами. Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством РФ представлена субъектами, которые реализуют управленческие функции в отношении объектов, на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.