Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения»(на примере деятельности администрации Щелковского муниципального района Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 7
1.1. Роль и значение регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 7
1.2. Нормативно-правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 10
1.3. Состояние сферы управления земельно-имущественными отношениями в РФ 13
ГЛАВА 2. Методические основы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 20
2.1. Методы эффективного регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 20
2.2. Методика оценки регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 22
2.3. Систематизация методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения 25
ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по совершенствованию методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения (на примере деятельности администрации Щелковского муниципального района Московской области) 35
3.1. Анализ основных направлений работы администрации Щёлковского муниципального района 35
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию методов регулирования земельно-имущественных отношений администрации Щелковского муниципального района 61
3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий по совершенствованию методов регулирования земельно-имущественных отношений администрации Щелковского муниципального района 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Введение:
Актуальность исследования. До начала экономических и политических реформ в нашей стране управление в сфере использования и охраны земель традиционно связывалось с правом исключительной государственной собственности на землю. Действующая Конституция РФ открыла новый этап развития правовых отношений во всех сферах общественной жизни и, в частности, управления земельными ресурсами на местном уровне.
Анализируя Положения ст.130 Конституции России, касающиеся организации местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что сущность местного самоуправления в Российской Федерации заключается в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Развитие законодательства, касающегося земельных полномочий органов местного самоуправления, демонстрирует тенденцию к концентрации указанных полномочий на уровне поселений. В условиях реформирования муниципальных и земельных отношений весьма остро становится вопрос об эффективности управления муниципальным земельным фондом. Управление земельными ресурсами на муниципальном уровне образует межотраслевой институт, причем на его функционирование влияют как правовые, так и иные факторы, являющиеся предметом изучений различных общественных наук.
Одним из важнейших элементов земельной реформы является формирование земельно-имущественных отношений в городах.
Местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем, комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Они планируют использование земельно-имущественного комплекса (ЗИК) города, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют право собственности, аренды и другие права на объекты ЗИК, участвуют в осуществлении контроля и т.д. Анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений. Причем эта зависимость прямо пропорциональная, т е. чем сильнее развиты рыночные отношения, тем сильнее государственное влияние на развитие и формирование рыночных механизмов и регуляторов.
В западных странах поступления за право пользования земельными ресурсами традиционно являются одним из главных источников бюджета, при этом основные платежи поступают от сдачи городских земель в аренду. В нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов городских бюджетов составляют незначительную часть. Это заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику и в первую очередь установление платежей за пользование городскими землями.
Формирование земельных отношений в городах связано, прежде всего, с определением права собственности и управления городскими землями, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением комплексной экономической оценки городских земель и зонированием территории и т.д. От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы, будет зависеть и бюджетная политика города, реализация социально-экономических приоритетов городского развития.
Переход от плановой экономики к рыночной связан с неизбежным вовлечением в рыночный оборот земельной недвижимости фундаментальной основы правовых и экономических отношений всех участников рыночной системы хозяйствования. Происходящие коренные изменения в экономической жизни России требуют выработки принципиально новых подходов к формированию и осуществлению земельных отношений в городах, теснейшим образом связанной с градостроительной и экономической политикой и перспективным развитием города.
Цель работы – исследовать методы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения (на примере деятельности администрации Щелковского муниципального района Московской области) и разработать пути их совершенствования.
Задачи работы:
— исследовать роль и значение регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения;
— изучить нормативно-правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения;
— систематизировать методы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения;
— дать общую характеристику и анализ деятельности администрации Щёлковского муниципального района;
— провести анализ основных направлений работы администрации Щёлковского муниципального района;
— провести анализ эффективности работы администрации Щёлковского муниципального района в части земельно-имущественных отношений;
— определить основные направления совершенствования методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения;
— разработать мероприятия по совершенствованию методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения;
— оценить эффективность разработанных мероприятий по совершенствованию методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения.
Объектом исследования является администрация Щелковского муниципального района Московской области.
Предмет исследования — совершенствование методов регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
По результатам исследования сделаны следующие выводы. Формирование земельных отношений в городах связано, прежде всего, с определением права собственности и управления городскими землями, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением комплексной экономической оценки городских земель и зонированием территории и т.д. От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы, будет зависеть и бюджетная политика города, реализация социально-экономических приоритетов городского развития.
Переход от плановой экономики к рыночной связан с неизбежным вовлечением в рыночный оборот земельной недвижимости фундаментальной основы правовых и экономических отношений всех участников рыночной системы хозяйствования. Происходящие коренные изменения в экономической жизни России требуют выработки принципиально новых подходов к формированию и осуществлению земельных отношений в городах, теснейшим образом связанной с градостроительной и экономической политикой и перспективным развитием города.
Городскими поселениями признаются города или поселки с прилегающими территориями. Городские поселения могут включать в свою структуру сельские поселения, не обладающие статусом муниципального образования.
Муниципальное управление городскими поселения представляет собой квинтэссенцию муниципального управления в целом, поскольку реализуется в таких поселениях в полном объеме.
Земельное законодательство – это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения. сделки с земельными участками, как с объектами недвижимого имущества, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ. В основе земельно-правового регулирования находятся конституционные нормы. Они определяют общий подход к земле как к природному ресурсу и объекту недвижимости, а также достоянию народов, проживающих на территории России. Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение о равенстве всех форм собственности на землю: государственной, муниципальной и частной. Системообразующее значение для земельного законодательства имеет Земельный кодекс РФ. Современное земельное законодательство формирует особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении. Роль земельно-правовых норм заключается во включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом ее специфики.
Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре земельного законодательства, – это учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения.
Действующая в России система законодательства имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации государственной политики в данной сфере.
Среди причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора нашей страны ряд специалистов называют недостаточное развитие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное пробелами в действующем российском законодательстве. В первую очередь, речь идет об отсутствии четкой регламентации при осуществлении гражданами и юридическими лицами законодательно закрепленного за ними права свободной купли-продажи земельных участков.
Кроме того, при регулировании земельных отношений органы местного самоуправления издают нормативные акты, устанавливают правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, разрабатывают и реализуют местные программы, направленные на защиту земель.
Муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, представляет собой проверку соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами.
Объектом земельного правонарушения является конкретный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов. Например, нарушитель может посягать на законные интересы участников земельных отношений, уничтожать межевые знаки, самовольно захватывать участки.
Субъектами земельных правонарушений выступают граждане или юридические лица, правообладатели земли, которые пренебрегают нормами действующего законодательства. Кроме того, виновниками являются должностные лица или руководители предприятий, организаций и учреждений, которые также владеют участками.
Щёлковский муниципальный район Московской области — это российский регион с богатым культурным наследием, хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством, с мощной научной базой и квалифицированными кадрами.
Район расположен на северо-востоке Московской области в 25 км от . Общая площадь — 62 149 га. На территории района расположены 4 городских поселения: Щёлково, Монино, Загорянский, Фряново и 4 сельских: Медвежье-Озёрское, Огудневское, Гребневское, Трубинское. Численность населения Щёлковского муниципального района на 1 января 2017 года составляла 209,5 тыс. человек.
О приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка заранее осуществляется объявление на сайте Администрации.
Администрация городского района Щёлково Московской области в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещает население о возможном предоставлении в аренду следующих земельных участков. Граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка могут быть представлены нарочным в течение 30 дней со дня опубликования настоящего извещения по адресу: Администрация городского района Щёлково — Московская область, городской округ Щёлково, г. Щёлково, пл. Ленина, д.2.
Аренда муниципального имущества осуществляется в соответствии с положением о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Щёлковского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Щёлковского муниципального района от 26.04.2010 № 635 (с учетом внесенных позднее изменений).
В соответствии с п. 1.6 вышеуказанного положения по договору аренды арендодатель с согласия балансодержателя обязуется предоставить арендатору муниципальное имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом устанавливается в соответствии с п. 4.12. положения.
В положении установлен порядок расчета годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом, исходя из средней базовой величины стоимости строительства 1 кв.м. нежилого помещения, а также ряда уточняющих коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности каждого конкретного объекта муниципальной собственности. Также в положении установлено, что арендная плата за 1 кв.м. площади арендуемого муниципального имущества не может быть ниже минимально допустимой ее величины, которая в свою очередь ежегодно устанавливается нормативным актом главы администрации района.
За 2018 год заключено 206 договоров аренды земельных участков общей площадью 20,34 га. По состоянию на 31.12.2018 поступило арендной платы за пользование земельными участками в сумме 4230,3 тыс. руб. при плане 21069,4 тыс. руб. (% исполнения составил 50,08%)
Проверка соблюдения сроков действия договоров аренды земельных участков показала следующее. По окончании срока действия договоров аренды земельных участков имеют место случаи, когда не заключаются новые договоры на аренду или передачи участков в собственность. Так договор аренды № 178 от 15.08.2017 с гражданкой Р. срок действия договора определен до 14.02.2018. На момент проверки договор не был расторгнут. Договор аренды № 183 от 19.08.2017 с гражданином К. срок действия договора определен до 18.07.2018. На момент проверки договор не был расторгнут.
Согласно справке, об исполнении бюджета Щёлковского муниципального района по состоянию на 31.12.2018 доходы бюджета от уплаты арендных платежей в части договоров аренды за пользование земельными участками составили 5593,3 тыс. руб., или 26,55% от уточненных показателей, утверждённых решением о бюджете района на 2018 год (21069,4 тыс. рублей). Особенно низкий процент исполнения арендной платы наблюдается за земельные участки, расположенные в границах городского поселения, исполнение доходов по ним составило только 12,9% (при плане 10912,7 тыс. руб. исполнение составило 1406,8 тыс. руб.)
В каждом договоре аренды земельных участков прописано, что в случае неуплаты «Арендатором» суммы арендной платы в установленные сроки, начисляются пени в размере 0,1% от несвоевременно уплаченной суммы арендной платы за каждый день просрочки. Однако отделом имущественных и земельных отношений пени за несвоевременную оплату начисляются только при подаче искового заявления в суд, т.е. не всем задолжникам (выборочно). Это ведет к потенциальному недополучению доходов бюджета. Данный факт свидетельствует об ослаблении работы Отдела по взысканию задолженности по арендной плате.
В настоящее время Министерством проведена работа по упорядочению системы ценообразования на сельскохозяйственные земли — заключены дополнительные соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями в части согласования стоимости земель сельхозназначения при подготовке решений об их продаже.
В целях создания единой системы мониторинга цен, анализа рынка продаж и аренды недвижимости государственного и муниципального имущества достигнуты договоренности с муниципальными образованиями о предоставлении районными СМИ ежемесячной информации о публикуемых объявлениях о продажах. Данные мероприятия проведены в целях противодействия коррупции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения
1.1. Роль и значение регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения
Прежде определения роли и значения регулирования земельно-имущественных отношений на уровне городского поселения, определим понятие и значение местного самоуправления, к которому относятся городское поселение.
Местное самоуправления рассмотрено во множестве работ современных авторов. Так, И.Н. Барциц определяет местное самоуправление как способ взаимодействия народа с избранной властью [6, с.69].
При этом, И.И. Овчинников под местным самоуправлением подразумевает такую организацию деятельности граждан, которая обеспечивает решение населением вопросов местного значения, а также реализуется управление муниципальной собственностью [24, с.102].
И.В.Мухачев под местным самоуправлением понимает самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения данного муниципального образования по решению вопросов местного значения [21, с.63].
При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Решением вопросов местного значения занимаются органы местного самоуправления.
Согласно Е.А. Ершова органами местного самоуправления можно назвать выборные и другие органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти [14, с.96].
Необходимо отметить, что выборные органы муниципального образования являются по организационно – правовой форме юридическими лицами и действуют в соответствии с уставом муниципального образования.
Для определения полномочий, прав и обязанностей органов местного самоуправления, был принят Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции.
Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц, состоящих на службе в муниципального образования, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.
Местное самоуправление осуществляется местными органами и населением самостоятельно. Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.
Муниципальный район – это разновидность муниципального образования, имеющая собственные органы муниципального управления. В состав муниципального района входит несколько поселений городского или сельского типа, а также, зачастую, межселенные территории [14, с.125].
Городскими поселениями признаются города или поселки с прилегающими территориями. Городские поселения могут включать в свою структуру сельские поселения, не обладающие статусом муниципального образования.
Муниципальное управление городскими поселения представляет собой квинтэссенцию муниципального управления в целом, поскольку реализуется в таких поселениях в полном объеме.
В структуру органов муниципальной власти городского поселения включаются: во-первых, представительный орган; во-вторых, глава; в-третьих, администрация, то есть исполнительно0распорядительный орган муниципальной власти; в-четвертых, контрольно-счетный орган; в-пятых, иные органы и лица, формирование или выбор которых определен Уставом городского поселения. Система муниципального управления городского поселения призвана решать следующие вопросы: формирование и осуществление бюджетной политики городского поселения; разработка местного налогового законодательства; управлением муниципальным имуществом, землями и территорией городского поселения; организация системы местного жилищно-коммунального хозяйства и контроль ее деятельности; формирование и поддержание инфраструктуры общего пользования (дорог, больниц и прочего); социальная поддержка незащищенных слоев населения городского поселения и так далее.
Объектом муниципального управления земельными ресурсами поселений являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления земельных полномочий в целях решения соответствующих вопросов местного значения и исполнения, переданных в установленном законом порядке отдельных государственных полномочий [11, с.74].
Современный Федеральный закон № 131-Ф3 гласит: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских районах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Таким образом, согласно действующему законодательству населенный пункт может являться исключительно частью муниципального образования [4].
Содержание управления земельными ресурсами поселений раскрывается в ряде полномочий, исполняемых органами местного самоуправления поселений, которые можно разделить на две группы:
1. Земельные полномочия, включенные в перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, отраженные в ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3.
2. Земельные полномочия, не включенные в перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, но обязательные для исполнения органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящиеся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений — физическими и юридическими лицами).
Существенное обстоятельство, что за время, прошедшее с принятия Закона № 131 -ФЗ по сегодняшний день, перечень вопросов местного значения, установленный для муниципального образования каждого вида (поселения, муниципальные районы и городские района), подвергался корректировке 19 раз, а общий перечень полномочий, установленный в ст. 17 этого закона, — 9 раз. Законодатель не смог исчерпывающе определить вопросы местного значения и полномочия по их реализации, соотнести их с полномочиями государственных органов, в результате чего на практике они часто дублируются.