Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование методики развития быстроты у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У 6
ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Психофизиологические особенности детей 9-10 лет 6
1.2. Возможности улучшения физической подготовленности школьников средствами физического воспитания 11
1.3. Роль подвижных игр в совершенствовании быстроты у детей 9-10 лет 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 29
3.1. Анализ исходного уровня развития быстроты у детей 9-10 лет 29
3.2. Методика применения подвижных игр для развития быстроты у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 31
3.3. Эффективность подвижных игр для развития быстроты у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 45
Выводы по главе 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

 

  

Введение:

 

Актуальность. Проблему здоровьесбережения детей невозможно рассматривать вне контекста физического воспитания, которое занимает должное место в педагогической теории и практике и, выполняя функцию общей педагогики, является, по сути, технологией обеспечения здоровья.
Интенсификация учебного процесса в общеобразовательных школах требует мобилизации духовных и физических сил школьников, следствием чего может стать нервно-эмоциональное перенапряжение и умственная перегрузка. При этом реальный объем их двигательной активности не обеспечивает полноценного функционирования организма, совершенствования его психофизиологического состояния и физической подготовленности [15, 16].
При растущих учебных нагрузках снижается физическая и умственная работоспособность, что сказывается на физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья обучающихся. Усилению таких негативных изменений способствует несоблюдение режима дня и условий обучения, а также низкий уровень физической активности [11, 12].
В контексте актуальности проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с поддержанием здоровья учащихся 9-10 лет с помощью систематических занятий легкой атлетикой. У детей 9-10 лет интенсивно развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития. Теоретический анализ и обобщение данных научной литературы свидетельствует о необходимости разработки и внедрения новых методик, которые способствовали бы полноценному физическому развитию детей.
Поиску средств повышения эффективности физического воспитания и развитию быстроты у детей 9-10 лет в образовательных учреждениях посвящено много работ: О. А. Балыбердин [5], А.Я. Овчинникова [26], Е.Н. Шеховцова [42]. Вместе с тем, до настоящего времени в научно–методической литературе недостаточно сведений по проблеме развития быстроты у детей 9-10 лет средствами подвижных игр на уроках физической культуры, что требует дальнейшего рассмотрения данной проблемы.
Острая необходимость ее решения свидетельствует об актуальности проблемы развития быстроты средствами подвижных игр на уроках физической культуры, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация комплекса подвижных игр для совершенствования методики развития быстроты у детей 9-10 лет.
Объект исследования – физическое воспитание детей 9-10 лет.
Предмет исследования – методика развития быстроты у детей 9-10 лет на уроках физической культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Оценить исходный уровень развития быстроты у детей 9-10 лет.
3. Разработать комплекс подвижных игр для развития быстроты у детей 9-10 лет и проверить его эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое тестирование: оценка уровня быстроты у детей 9-10 лет.
4. Методы математической статистики.
Гипотеза. Предполагается, что разработанная методика занятий будет способствовать улучшению быстроты у детей 9-10 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно использовать в методической и практической подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Основные результаты исследования можно применить в различных формах методической работы, системе работы общеобразовательных учреждений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Анализ и обобщение литературных источников по теме дипломного исследования свидетельствует о недостаточной физической и функциональной подготовленности учащихся среднего школьного возраста. Причиной такого состояния является недостаточная эффективность занятий физической культурой по программе для школьников 9-10 лет особенно в отношении развития быстроты. В связи с этим возникает проблема поиска и разработки новых эффективных технологий физического воспитания школьников для улучшения их физической подготовленности. Ученые предлагают расширить арсенал средств физического воспитания путем использования подвижных игр. Поэтому развитие быстроты средствами подвижных игр на уроках физической культуры в процессе физического воспитания является актуальным и требует детального изучения.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей 9-10 лет наблюдалось недостаточное развитие быстроты. У мальчиков экспериментальной группы в беге на дистанции 30 м результат составил 6,20±0,09 с, в контрольной – 6,15±0,09 с; челночного бега — 9,22±0,09 с и 9,27±0,10 с; теста «Линейка» — 5,40±0,10 и 5,50±0,10 см; теста Arrowhead — 17,80±1,01 и 17,90±1,14 с соответственно. У девочек экспериментальной группы в беге на дистанции 30 м составил 7,20±0,08 с, в контрольной – 7,15±0,08 с; челночного бега — 10,22±0,10 с и 10,27±0,11 с; теста «Линейка» — 5,10±0,11 и 5,20±0,12 см; теста Arrowhead — 18,80±1,11 и 18,90±1,13 с соответственно.
3. Повторные показатели бега 30 м были достоверно лучше у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,85 с (р<0,05), челночного бега – на 0,96 с (р<0,05), теста «Линейка» – на 1,5 см (р<0,05), теста Arrowhead – на 1,30 с (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии подвижных игр на уроках физической культуры в физическом воспитании школьников 9-10 лет на развитие быстроты.
Повторные показатели бега 30 м были достоверно лучше у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,85 с (р<0,05), челночного бега – на 0,73 с (р<0,05), теста «Линейка» – на 1,70 см (р<0,05), теста Arrowhead – на 1,30 с (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии подвижных игр на уроках физической культуры в физическом воспитании девочек 9-10 лет на развитие быстроты.
Анализ полученных повторных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что занятия по разработанной методике с использованием арсенала легкоатлетических упражнений, специальных упражнений и комплекса подвижных игр достоверно способствуют существенному повышению уровня быстроты у мальчиков и девочек 9-10 лет.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У
ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Психофизиологические особенности детей 9-10 лет

Школьники 9-10 лет имеют особенности морфофункционального и психологического развития, которые необходимо учитывать при организации занятий легкой атлетикой.
У детей 9-10 лет активизируется развитие опорно-двигательного аппарата, т. е. интенсивно увеличивается длина тела, особенно конечностей. При этом формирование скелета происходит неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются: в то время как кости позвоночника и конечностей растут быстрыми темпами, рост грудной клетки замедляется, и она становится очень узкой.
Наряду с этим происходят отклонения в деятельности физиологических систем (гипо– или гипертония, головокружение, вегетососудистая дистония, нарушение сна), что дало авторам работы [6] основание расценивать отклонения в поведении как результат дисгармоничного (скачкообразного, ускоренного или замедленного) хода полового созревания в сочетании с неблагоприятными внешними факторами.
Прогрессивные изменения в ходе функционального созревания мозга проявляются в избирательности системной организации когнитивной деятельности в соответствии с ее целями, в адекватной зависимости степени активации от трудности задачи [6].
Все приведенные выше данные свидетельствуют о дисбалансе и дисрегуляции в системе мозгового обеспечения когнитивной деятельности и поведения подростков за счет различий в динамике структурно– функционального созревания регуляторных и мотивационных нейронных систем, связанных с позитивным подкреплением, что приводит к определенным поведенческим последствиям.
С точки зрения физических и функциональных изменений у девочек отмечается значительный рост конечностей в длину, что отражается преимущественно на длине рук, а затем ног. В результате этого происходит пропорциональное изменение телосложения и на смену детскому телу с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит препубертатный, голенастый тип, который характеризуется относительной длиннорукостью и длинноногостью [18].
Такое относительное отставание в росте туловища не может не отразиться на динамике развития всех внутренних органов. У детей 9-10 лет происходит некоторое замедление роста сердца, и следовательно, его гемодинамические параметры могут на время отставать от потребностей растущего тела. Более того, возможны нарушения функции внешнего дыхания, снижение функциональных возможностей дыхательной системы. Данное обстоятельство значительно отражается на кислородном обеспечении работающих мышц. Поперечно–полосатая мускулатура конечностей интенсивно растет, однако значительных изменений в строении мышечных волокон не происходит, следовательно, происходят лишь значительные количественные, а не качественные изменения мышц [6].
С точки зрения биохимических изменений в мышечных клетках, то в них значительно активизируются анаболические процессы, которые необходимы для роста организма. В них происходят изменения энергетического обмена, который становится более напряженным и менее устойчивым. Основная нагрузка падает на митохондрии, которые должны обеспечивать клетку необходимым резервом энергии за счет окисления углеводов и жиров [4].
Увеличение размеров туловища сопряжено с повышением темпов роста грудной и брюшной полостей. Быстро растут сердце и легкие, увеличиваются жизненная емкость легких и ударный объем сердца. Несмотря на снижение частоты сокращений сердца почти до уровня взрослых (70 уд/мин), объемная скорость кровотока в этот период увеличивается. Это создает возможность для снабжения органов и тканей кислородом при их напряженной работе [6].
Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно спинные, и не в состоянии длительно поддерживать тело в правильном положении. Кости скелета, особенно позвоночника, тоже пока еще слабы и высоко податливы внешним воздействиям. Именно поэтому у школьников 9-10 лет нередко развивается сколиоз, что, в свою очередь, приводит к задержке развития грудной клетки, к нарушениям работы сердца и легких, уменьшению жизненной емкости последних [19].
Организм ребенка этой возрастной категории еще не приспособлен к статической нагрузке. Соответственно детям 9-10 лет необходимы повседневные систематические физические упражнения. И, конечно, обязательным требованием является проведение физкультпауз и физкультминуток даже во время уроков, о чем учителя– предметники часто забывают [6].
К 11 годам у ребенка заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако в функциональном отношении мозг развит пока еще слабо. Функциональное его развитие происходит под влиянием учебных занятий, требующих длительного напряжения внимания, сосредоточенной умственной работы, заучивания и удерживания в памяти обширного материала [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы