Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование механизма государственной поддержки аграрного сектора в регионе (на материалах Постоянного Представительства Республики Калмыкия при Президенте Российской Федерации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы системы государственной поддержки аграрного сектора в современных рыночных условиях 8
1.1. Государственная поддержка аграрного сектора экономики: экономическая сущность, цели и содержание 8
1.2. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и контроля за эффективностью их реализации 19
1.3.Анализ зарубежного опыта государственной поддержки аграрного сектора экономики 26
2. Анализ современного состояния системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Калмыкия 38
2.1. Общая характеристика аграрного сектора Республики Калмыкия 38
2.1 Современное состояние системы государственной поддержки сельского хозяйства республики Калмыкия 42
2.3. Оценка эффективности государственной поддержки развития аграрного сектора в регионе 47
3. Направления совершенствования системы государственной поддержки аграрного сектора республики Калмыкия 54
3.1. Обоснование направлений совершенствования государственной поддержки аграрного сектора региона и разработка механизмов его реализации 54
Заключение 66
Библиографический список 71
Введение:
Актуальность темы исследования: Сельское хозяйство для государства является приоритетной отраслью экономики, так как является основой продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной независимости. Данная отрасль не имеет альтернативы и призвана обеспечивать первоочередные потребности населения.
Государственная поддержка сельского хозяйства, с одной стороны, направлена на улучшение качества жизни населения, то есть доступность к товарам первой необходимости, с другой стороны, государственная поддержка способствует повышению качества продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственные организации нуждаются в государственной поддержке для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей.
Несмотря на то, что на современном этапе сельское хозяйство уже не является основной отраслью мировой экономики, оно остается важной составной частью мирового хозяйства. Это объясняется тем, что сельское хозяйство является основным источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья в мире. Оно призвано удовлетворять растущие потребности населения в продуктах питания и потребности промышленности в сырье.
Развитие сельского хозяйства — важнейшее направление проводимой в стране экономической политики, особенно в условиях поставленных целей по импортозамещению. Балынин И. В. в своем исследовании отмечает, что: «значимость сельского хозяйства в социально-экономическом развитии Российской Федерации ее регионов, а также повышению уровня жизни населения. В частности, от качества продукции сельского хозяйства во многом зависит здоровье российских граждан и продолжительность их жизни».
Сельское хозяйство играет огромную роль в экономике России. На его долю приходится 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России. Отрасли сельского хозяйства могут влиять на процессы диверсификации экономики страны, выступая в роли катализатора экономического развития. По оценкам российских экспертов: «рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 1% обеспечивает рост производства в смежных отраслях на 1-2%».
С учетом масштабов рынков товаров, изготовленных из продукции сельского хозяйства, финансовые потоки и товарооборот агропромышленной сферы настолько велики, что агропромышленная политика при её правильном построении способна превратить страну в мощную экономическую державу.
Приоритетность вопросов, связанных с развитием сельского хозяйства, подтверждается реализуемыми в стране государственными программами как на федеральном уровне, так и в регионах. В этом контексте заметим, что в настоящее время реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Так, в рамках данной программы планируется выделить свыше 1,53 трлн. р. за счет средств федерального бюджета.
Оценка степени разработанности проблемы. Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства нашли широкое освещение в трудах отечественных ученых.
Теоретические основы сельского хозяйства освещены в работах Н.Ф. Вернигор, М.В. Казаковцевой, И.В. Комова, А.В. Савенко, Р.Р. Хакимова., А.А. Халяпина, Н.Е. Яковенко,
Вопросам совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства посвящены работы Ю.А. Акимовой, Г.В. Беспахотного, И.К. Бородина, В.Г. Брыжко, Д.Е. Градинаровой, А.Е. Ильиной, М.М. Ишмуратовой, Р.М. Котова, А.Ф. Корнева, М.Н. Прокофьева, С.П. Федорук.
Не Смотря на значительное число ученых, занимающихся исследованием данной проблемы, она рассмотрена недостаточно подробно и нуждается в дальнейшем исследовании.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию механизма государственной поддержки аграрного сектора в Республики Калмыкия.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть содержание, формы, методы и механизм государственной поддержки сельского хозяйства;
2. Проанализировать современное состояние развития сельского хозяйства республики Калмыкия;
3. Раскрыть приоритетные направления государственной поддержки аграрного сектора республики Калмыкия и проблемы его развития;
4. Сделать предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки аграрного сектора в Республики Калмыкия.
Объект исследования: аграрный сектор Республики Калмыкия.
Предмет исследования: государственная поддержка сельского хозяйства Республики Калмыкия.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использованы методы: системно-структурного анализа, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, сравнительный, графический, методы и кластерный анализ.
Обработка информации, расчеты и моделирование были выполнены с использованием персонального компьютера (стандартные пакеты прикладных программ Miсrоsоft Оffiсе).
Информационно-эмпирическая база исследований включала официальные отчеты, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа в республике Калмыкия – Калмыкстата; оперативную информацию Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; сводные годовые отчеты Департамента аграрной политики республики Калмыкии; личные наблюдения и обобщения автора.
Информационной базой исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Калмыкия (федеральные законы, постановления, распоряжения правительства Российской Федерации, указ губернатора республики Калмыкии, приказы департамента аграрной политики республики калмыкии и т.п.), ресурсы сети Интернет, монографии и статьи в научных журналах, материалы научных конференций, статистические данные.
Научная новизна результатов дипломной работы заключаются в уточнении теоретических положений; уточнении термина «государственная поддержка-сельского хозяйства»; обоснованию направлений совершенствования системы государственного регулирования и бюджетной поддержки сельского хозяйства региона, реализация которых позволит повысить эффективность распределительных процессов, учитывать состояния и перспективы развития сельского хозяйства и обеспечить сбалансированное развитие отрасли в целом; выявлении противоречий и недостатков различных инструментов регулирования, на основе чего обоснована необходимость комплексного задействования инструментария, регулирующего процессы, с целью полномасштабного решения совокупности задач отраслевого развития.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии форм и механизма государственной поддержки сельского хозяйства.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения основных предложений и рекомендаций, изложенных в работе, для разработки и осуществления направлений и методов государственной поддержки в системе АПК республики Калмыкия. Это позволит добиться повышения эффективности использования средств бюджета, а также увеличить конкурентоспособность сельскохозяйственных организаций, станет научной основой для дальнейшей разработки мер по совершенствованию системы методов и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.
Заключение:
Выполненная научная работа посвящена одной из наиболее важных проблем современной российской экономики – совершенствованию методов и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.
Исследования, проведенные в работе, построены на системном подходе, где государственная поддержка рассматривается как факторы развития сельского хозяйства. Это в свою очередь позволило добиться сочетания направленности и научной обоснованности проведенных исследований. Поставленные в работе задачи всесторонне изучены и проанализированы, в результате чего выявлены наиболее острые проблемы по государственной поддержке сельскохозяйственных организаций и намечены пути их решения.
Исследования теоретических и методических основ по совершенствованию методов и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных организаций позволили сделать следующие выводы и предложения.
В рыночных условиях решаются задачи выживания аграрной отрасли и повышения ее конкурентоспособности. Поэтому взаимодействие государства и аграрной отрасли осуществляется через государственную поддержку.
В рыночных условиях реализуются данные задачи по выживанию сельского хозяйства и увеличения ее конкурентоспособности. Вследствие этого взаимодействие страны и сельского хозяйства реализовывается через финансирование государством.
Автором предлагается следующее определение понятия «государственная поддержка». Это совокупность различных форм, методов и механизмов, направленных на увеличение объемов и улучшения качества сельскохозяйственной продукции, сохранения и социального развития сельских территорий обеспечение продовольственной безопасности и конкурентоспособности страны на основе инновационного развития сельскохозяйственного производства через финансирование целевых программ.
Данное определение позволяет выявить следующие особенности государственной поддержки:
необходимость применения инновационного подхода с целью обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности сельского хозяйства;
повышение объемов производства и улучшение качества сельско-хозяйственной продукции на основе целевых программ;
важность сохранения и социального развития сельских территорий для повышения качества жизни сельского населения.
В работе был рассмотрен организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства, который включает в себя различные формы ее обеспечения — прямую( субсидирование), косвенную (льготное налогообложение и др.) и опосредованную (впрямую не связанную с аграрным производством) государственную поддержку.
Ключевой программой государственной поддержки АПК в России на данный момент является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Объем бюджетных ассигнований на реализацию данной программы за счет средств федерального бюджета государство выделило 2,126 трлн. руб., которые с 2013 года распределяются между субъектами РФ в соответствии с уровнем развития предприятий АПК .
Инструментом для реализации данной программы была выбрана единственная форма – предоставление субсидий по нескольким направлениям: возвращение части затрат на уплату страховой премии / процентной ставки по кредитам и займам; государственная поддержка различных отраслей (животноводства, растениеводства); техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие. Иными словами, описанная выше государственная программа подразумевает под собой выделение денежных средств, которые будут направлены различным предприятиям АПК для покрытия части финансовых расходов по одному из направлений деятельности.
Нынешние инструменты воздействия государства не всегда отличаются системностью и поэтому не оказывают необходимого воздействия на развитие аграрной сферы экономики. Неэффективными меры надлежит признать не сами по себе, а на основании их применения в ситуации отсутствия отчетливой позиции государства по отношению к решению насущных социально-экономических проблем, к выделению приоритетов в развитии отечественного аграрного хозяйства.
Механизм поддержки должен сочетать в себе различные формы ее обеспечения. Гармоничное сочетание этих форм поддержки придает механизму дополнительную устойчивость и эффективность.
На основании исследования трудов ученых экономистов в диссертационном исследовании систематизирована классификация современных методов государственной поддержки. Она включает в себя: компенсации и дотации на сельское хозяйство и материально-техническую базу производства; кредитование сельскохозяйственных организаций по льготным условиям; лизинг племенных животных и сельскохозяйственной техники с использованием бюджетных средств; госзакупки, товарные интервенции сельскохозяйственной продукции продовольствия; финансирование инвестиционной деятельности.
В целом государственная поддержка АПК включает административно-правовую, финансово-экономическую и информационную составляющие и осуществляется посредством соответствующих методов и инструментов, адекватность которых достижению поставленных государством целей должна определять эффективность функционирования всего механизма такой поддержки в целом.
На современном этапе подъем аграрного сектора невозможен без перехода на инновационный путь развития, который является главным фактором повышения эффективности в условиях рыночной экономики. В этой связи основным направлением государственной политики должно быть создание комплекса законодательных и организационных мер, направленных на формирование в АПК страны« инновационного климата» – благоприятных условий для освоения различного рода нововведений. Поток иностранных технологий подавляет развитие национальной инновационной политики и прикладной науки в АПК, создает реальную опасность возникновения технологической зависимости от зарубежных разработок.
Информационный ресурс стал играть все большую роль в сельском хозяйстве наряду с такими ресурсами, как сельхозугодья, основные фонды, рабочая сила. Нехватка информации, ее неполнота нередко приводят к ошибкам в решении управленческих задач, что негативно отражается на эффективности сельскохозяйственного производства. И наоборот, там, где применяются новые информационные технологии, налицо прирост производства и сокращение издержек. Поэтому становление инновационной экономики диктует необходимость более широкого использования новых форм научно-информационного сопровождения разработки, освоения и адаптации научно-технических ново введений. Для осуществления долговременной стратегии перевода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития необходимо изменение роли государства в современной аграрной экономике. Государство должно взять на себя организацию и координацию процесса модернизации сельскохозяйственного производства на базе внедрения инновационных разработок.
В современных условиях государственная поддержка инновационной деятельности в агропромышленном комплексе должно осуществляться посредством комплекса мероприятий, с использованием как прямых методов регулирования (льготное кредитование, субсидирование отдельных отраслей сельского хозяйства и т.д.), так и косвенных, посредством создания благоприятных правовых и организационно-экономических условий для повышения инновационной активности.
Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки четкого алгоритма, который бы позволил оптимизировать расходы на поддержку сельского хозяйства с учетом ограниченности финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позволило бы скорректировать саму структуру распределения государственных субсидий по направлениям государственной программы.
Посредством государственного вмешательства на современном этапе развития сельского хозяйства необходимо: сформировать новую адекватную инновационно-инвестиционную, структурную, финансово-кредитную политику; развить рыночную и производственную инфраструктуры; — разработать региональную политику и новую модель оптимизации как территориального размещения АПК, так и внутреннего его устройства.
Эффективность сельского хозяйства и его конкурентоспособность оказывают влияние на динамику продовольственных цен, на инфляцию и в результате — на уровень жизни населения. Положительные тенденции в сельском хозяйстве мультипликативно воздействуют на большинство прочих видов экономической деятельности и в целом на экономику.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы системы государственной поддержки аграрного сектора в современных рыночных условиях
1.1. Государственная поддержка аграрного сектора экономики: экономическая сущность, цели и содержание
Понятие «государственная аграрная политика» имеет своё легальное определение, которое закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ ). Кроме того, в Законе № 264-ФЗ определены цели, принципы и основные направления функционирования и дальнейшего развития государственной аграрной политики, а также предусмотрены и юридически закреплены меры по реализации этой политики.
Государство, являясь формой политической организации общества, стремится к защите существующего строя и порядка и в широком смысле является системой управления и регулирования для обеспечения своих функций, соблюдения гарантированных прав и свобод граждан, внутренней и внешней безопасности, социальной стабильности.
Под государственным управлением в широком смысле принято понимать деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов в рамках проводимой государством политики, которая включает в себя основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти.
Во многих странах мира АПК в целом, и сельскохозяйственное производство в частности, всегда являлось объектом пристального внимания со стороны государства. Довольно крупные объемы бюджетных средств направляются на сельское хозяйство, разрабатывается множество различных программ, большое количество институтов занимается проблемами поддержки сектора и направлениями государственного регулирования как в развивающихся, так и в развитых странах.
Аграрно-промышленный комплекс – это сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие транспортирование, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до потребителя, обеспечивающие сельское хозяйство техникой и удобрениями .
В широком смысле государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Любое воздействие государства на сельскохозяйственное производство происходит, как правило, в рамках определенной аграрной политики страны.
Аграрная политика – стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора .
Как известно, выделяют три уровня АПК:
производство средств производства для сельского хозяйства;
сельское хозяйство;
переработка и реализация готовой продукции.
Второй уровень – сельскохозяйственное производство – рассматривается как основополагающее звено в этой структуре.
Для этого есть очень весомые основания, так как сельское хозяйство – важнейшая базовая отрасль экономики, обеспечивающая первоочередные жизненные потребности населения в продуктах питания. В обозримом будущем отрасль не имеет альтернативы, особенно если учитывать, что она применяет возобновляемые энергетические ресурсы, способна давать экологически чистую продукцию и рационально использовать сельские территории. Кроме этого, отрасль занимает исключительно важное место в улучшении материального благосостояния нации, поскольку потребность в товарах народного потребления на 3/4 удовлетворяются за счет продуктов сельского хозяйства и товаров, произведенных промышленностью из сельскохозяйственного сырья.
Исходя из этого, необходимость всемерного внимания к аграрному сектору высказывают многие ученые-экономисты. Бесконтрольное действие рыночного механизма оказало бы разрушительное воздействие на весь АПК, на производство и потребление продуктов питания и сырья для переработки. Поэтому главную роль в поддержке аграрного сектора должно играть государство, применяя при этом рычаги, выработанные теорией и практикой рыночной экономики, так как сельское хозяйство – одна из наиболее специфических отраслей экономики .