Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование информационного взаимодействия между таможенными органами ЕАЭС(Расшифровать)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 6
Глава 1. Евразийский экономический союз в современной системе международных отношений 11
1.1. История развития Евразийского экономического союза 11
1.2. Направления и итоги деятельности Евразийского экономического союза 17
Глава 2. Состояние информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза 24
2.1. Роль информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза 24
2.2. ЕАЭС и Единое окно в деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза 28
2.3. Информационная безопасность таможенных органов в системе международного сотрудничества 36
Глава 3. Направления совершенствования информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза 41
3.1. Проблемы информационного взаимодействия таможенных органов 41
3.2. Пути совершенствования информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза 48
Заключение 57
Список использованной литературы 63
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы выражается в том, что от использования информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС зависит повышение эффективности таможенного оформления, контроля, таможенного администрирования в рамках ЕАЭС, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также максимальное выявление нарушений таможенного законодательства ЕАЭС.
Как показывает практика, динамичное развитие мировой торговли происходит с ростом конкуренции между торгующими странами. В связи с этим государствам, которые имеют взаимовыгодный интерес, необходимо объединить усилия и наладить тесное сотрудничество для получения превосходства над странами-конкурентами в рамках внешней торговли.
Оперативная работа таможенных органов государств – членов ЕАЭС, сокращение нежелательных потерь времени и материальных затрат в процессе таможенного контроля, оказывают влияние на результаты деятельности импортеров и экспортеров любой страны. Одним из приоритетных направлений таможенной системы считается переход к так называемой электронной таможне. Благодаря модернизации таможенной системы появляются новые направления для таможни, такие как международный информационный обмен, виртуальная таможенная логистика. В рамках долгосрочного планирования, реализация мероприятий по развитию и внедрению информационно- коммуникационных технологий в таможенных органах государств – членов ЕАЭС должна осуществляться, учитывая международные стандарты и тенденций развития ЕАЭС.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы трудно недооценить.
Степень теоретической разработанности проблемы. При написании работы использовал различные источники, которые условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся источники нормативно — правовой базы такие как: Конституция России , ТК ЕАЭС , Стратегия развития ФТС до 2020 года , Решения коллегий ЕАЭС . Такого рода материалы были необходимы для анализа правовой составляющей проблемы информационного взаимодействия в таможенных органах государств – членов ЕАЭС.
Ко второй группе относится научная литература, которая посвящена основным характеристикам информационного взаимодействия как проблеме в мире в целом, и в системе таможенных органов государств – членов ЕАЭС, в частности. Это работы таких авторов как А.Г. Ревин, В.И. Лапин – учебное пособие по информационному праву, Шушков Г.М., Сергеев И.В. — концептуальные основы информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС. Так же во внимание были взяты статистические данные с официального сайта ФТС России.
Третью группу источников составляют работы, позволяющие проанализировать проблемы повышения эффективности деятельности таможенных органов государств – членов ЕАЭС на основе информационного взаимодействия рассматривалась в трудах российских ученых, таких как: Ю.В. Малышенко, П.Н. Афонин, В.В. Фёдоров, Т.П. Лепа, Н.М. Кожуханов и др.
Таким образом, актуальностью рассматриваемой проблемы, является недостаточная изученность проблем информационного между таможенными органами государств – членов ЕАЭС, что и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы, постановку её цели и задач.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методических положений и практических предложений по повышению эффективности информационного взаимодействия между таможенными органами государств – членов ЕАЭС.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
изучить историю развития Евразийского экономического союза;
раскрыть направления и итоги деятельности Евразийского экономического союза;
обозначить роль информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза;
проанализировать ЕАЭС и Единое окно в деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза;
рассмотреть информационную безопасность таможенных органов в системе международного сотрудничества;
выявить проблемы информационного взаимодействия таможенных органов;
определить пути совершенствования информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются процесс информационного взаимодействия между таможенными органами государств – членов ЕАЭС.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются организационные и социально-экономические отношения, возникающие в процессе информационного взаимодействия между таможенными органами государств – членов ЕАЭС.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы служат систематизацией и обобщением теоретического и методического опыта информационного взаимодействия между таможенными органами государств – членов ЕАЭС в современных условиях.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность работы, определены цели, задачи, объект и предмет.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрен Евразийский экономический союз в современной системе международных отношений.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведено исследование состояния информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза.
В третьей главе выпускной квалификационной работы определены направления совершенствования информационного взаимодействия между таможенными органами Евразийского экономического союза.
В заключении были подведены итоги выполнения выпускной квалификационной работы и сделаны выводы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
ЕАЭС — это стремительно развивающийся проект по созданию надлежащих условий для интеграции стран постсоветского пространства. Он носит чисто экономический характер, т.к. для более плотного политического взаимодействия страны-участницы ЕАЭС не готовы. Эксперты и исследователи, при изучении деятельности Евразийского союза, не могут прийти к общему выводу о целесообразности данного проекта. Многие считают его отголоском прошлого, рассматривая в нем «новый СССР». Так же зарубежные ученые сходятся во мнении, что ЕАЭС не сможет полноценно выйти на мировую арену в силу своей неконкурентоспособности. Несмотря на все это, Евразийский экономический союз продолжает активно вести свою деятельность, что отражается на экономических показателях стран.
В ЕАЭС существует ряд нерешенных вопросов, в том числе в сфере гармонизации национальных законодательств, распределения наднациональных полномочий, недостаточной степени интеграции вследствие уровня развития экономик стран Союза. Однако рост взаимного доверия и разрешение спорных ситуаций приведет к расширению кооперационных связей, внешнеэкономического сотрудничества и установлению взаимовыгодных отношений с зарубежными партнерами.
Информационное взаимодействие внутри ЕАЭС играет важную роль не только в деятельности таможенных органов. Благодаря Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС с её подсистемой агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным предприятиям станет проще находить рынки сбыта своей продукции на нашей общей таможенной территории. В этой системе будет содержаться информация об объемах производства и импорта сельхозпродукции. Интеграция информационных ресурсов в рамках Союза, быстро развивающееся межведомственное электронное взаимодействие в таможенной сфере совершенствование системы обеспечения информационной безопасности таможенных органов с учетом устойчивого роста количества нарушителей и угроз со стороны глобального информационного пространства.
По нашему мнению, гармонизация норм таможенного законодательства и активизация информационного взаимодействия внутри ЕАЭС существенно повысит эффективность и качество мер таможенного регулирования и таможенного контроля.
На основе рассмотренного во второй главе работы практического опыта зарубежных государств, возможностей для реализации системы «Единого окна» на территории РФ и государств-участников ЕАЭС достаточно, начиная от взаимодействия между государственными органами и заканчивая государственно-частным партнерством, тем самым, необходимо:
1. Усовершенствовать механизм взаимодействия и координации усилий таможенных органов с иными государственными органами, а также организациями и представителями частного бизнеса, которые являются участниками по реализации проекта. Целесообразно принять концептуальный нормативный правовой акт.
2. Установить требования к электронному порталу системы «Единое окно» на законодательном уровне, а также создать «оператора» либо уполномоченный орган, в полномочия которого будут входить права и обязанности по развитию и поддержанию данной системы.
3. Принять нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с формированием, использованием и принятием документов в электронном формате.
4. Сформировать базу данных (электронный архив) для документов, с возможностью доступа для заинтересованных государственных органов.
5. Разработать процедуру по координации и согласованию технологических карт межведомственного взаимодействия, с внесением изменений в утвержденные технологические карты, а также отработкой административных регламентов осуществления государственных функций по предоставлению государственных услуг во внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
6. Перейти к единой (объединенной) модели учета данных на базе реестра услуг, в целях упрощения порядка согласования и поддержания актуальности сведений о согласованных процедурах взаимодействия между различными ведомствами.
7. Продолжить работу по созданию единой справочной системы нормативных правовых актов. В настоящее время государственные органы, в том числе и таможенные, используют множество различных классификаторов, что в свою очередь создает проблему у участников ВЭД с правильным нахождением нормативных правовых актов.
8. Разработать мобильные сервисы в системе «Единое окно», в том числе и сервисы по электронной оплате для участников ВЭД.
9. Реализовать нормы Рамочного соглашения о переходе на безбумажную торговлю (электронную торговлю) в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана, в целях взаимного признания электронных документов других государств.
10. Рассмотреть вариант о возможности предоставления услуг национальной системы «Единое окно» другим государствам. Российская Федерация в будущем может сделать аналогичное действие в соответствии планом Решения Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19.
Внедрение данной системы позволит создать привлекательные условия для ведения внешнеэкономической деятельности, вывести на новый уровень электронное декларирование и упростить формальности, связанные с ввозом, вывозом и транзитом товаров в странах ЕАЭС.
Защита таможенной информации в системе международного сотрудничества – необходимый элемент системы таможенных органов государств-членов ЕАЭС, которому нельзя не уделять внимания, как действующим, так и будущим кадрам таможенных органов государств-членов ЕАЭС.
С одной стороны, в условиях развития таможенных органов государств-членов ЕАЭС в системе международного сотрудничества, переориентации на электронные формы взаимодействия, также, с другой стороны, в условиях появления новых методов нарушения информационной безопасности, в приоритете должны стоять такие нормы, как комплексность оценки угроз информационной безопасности в системе международного сотрудничества, комплексность средств защиты, их актуальность, а также учет особенностей конкретного таможенного органа государств – членов ЕАЭС.
По нашему мнению, проблемами информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС являются:
— проблемы таможенного законодательства ЕАЭС;
— проблемы межведомственного взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС в рамках системы «Единого окна»;
— необходимая при обмене информация теряется, не соответствует требованиям, является неактуальной, а также ее могут воспользоваться незаконно;
— недостаточное обустройство таможенных органов государств-членов ЕАЭС техническими средствами связи и автоматизированными системами.
В третьей главе работы нами представлен возможный алгоритм для автоматической таможенной очистки, где следует основное внимание при таможенном контроле направить на определение исключительно опасных для общества товаров (оружия, наркотиков и т. д.), а вопросы, не представляющие опасности для общества такие, как уточнение таможенной стоимости товара, кода товара и т. д., для определения точности уплаты таможенных платежей, перенести на этап посттаможенного контроля (т. е. после выпуска товаров). Таким образом, будет достигнута двойная цель — безопасность и ускорение международной торговли. В качестве второго наиболее важного направления по цифровизации таможенной сферы предложено более интенсивно развивать механизм «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС.
Рекомендации по формированию единого пространства электронного доверия:
– разработать и модернизировать законопроекты, регламентирующие создание, развитие и функционирование трансграничного пространства доверия (в том числе законы, регулирующие отношения в сфере цифровой подписи);
– предоставить гражданам государств ЕАЭС возможность отслеживать и контролировать дальнейшее использование персональных данных, размещенных пользователями в сети Интернет;
– обеспечить защиту персональных данных граждан ЕАЭС, обрабатываемых операторами, находящимися как на территории ЕАЭС, так и за его пределами для повышения уровня доверия граждан;
– модернизировать информационную инфраструктуру: стимулировать распространение технологий связи нового поколения, в том числе 5G (перспективным методом является создание испытательных полигонов для тестирования возможностей передовых технологий связи).
Подводя итог, отметим, что для качественной реализации взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС, предлагаем решить следующие задачи:
1. Интеграция системы ЕАИС в систему предоставления таможенными органами ЕАЭС услуг;
2. Повышения доступности таможенных услуг в электронной системе;
3. Проработка системы мониторинга и анализа качества таможенных услуг в автоматизированном режиме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. История развития Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз является политическим и экономическим союзом государств, расположенных преимущественно в северной части Евразии. Договор, направленный на создание ЕАЭС, был подписан 29 мая 2014 года лидерами Беларуси, Казахстана и России и вступил в силу 1 января 2015 года. Договоры, направленные на присоединение Армении и Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, были подписаны 9 Октября и 23 декабря 2014 года, соответственно.
Договор о присоединении Армении вступил в силу 2 января 2015 года. Договор о присоединении Кыргызстана вступил в силу 6 августа 2015 года. Он участвовал в ЕАЭС со дня его создания в качестве присоединяющегося государства.
Таким образом, Сегодня Союз состоит из 5 стран-членов (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия), которые взяли на себя обязательство преследовать следующие цели :
1. создать надлежащие условия для устойчивого экономического развития государств-членов в целях повышения уровня жизни своего населения;
2. стремиться к созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и труда в рамках Союза;
3. обеспечить всестороннюю модернизацию, сотрудничество и конкурентоспособность национальных экономик в мировой экономике.
Впервые предложение о создании большого интеграционного союза на постсоветском пространстве поступило от Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в 1994. После этого были подписаны некоторые договоры о постепенном сотрудничестве на рынке, но тогда это все осталось в том же виде. Другими словами, власти отнеслись не очень серьезно к этому предложению и не стали развивать эту идею. С тех пор многие политики, философы и политологи призывали к активной интеграции в валютный, политический, военный и культурный союз. Однако государства-члены решили создать чисто экономический союз, опасаясь за сохранение независимости и суверенитета.
Сейчас Евразийский экономический союз имеет единый рынок в 183 миллиона человек и валовой внутренний продукт более 4 триллионов долларов США. EAЭС вводит бесплатное перемещение товаров, капитала, услуг и людей и обеспечивает общую политику в макроэкономической сфере, транспортной, промышленной и сельскохозяйственной, энергетической, во внешней торговле и инвестициях, таможенной сфере, в техническом регулировании, и, наконец, создает конкуренцию и антимонопольное регулирование. В будущем предусматриваются условия для единой валюты и большей интеграции. Союз действует через наднациональные и межправительственные учреждения. Высший Евразийский экономический совет является высшим органом союза, состоящим из глав государств-членов.
Второй уровень межправительственных учреждений представлен Евразийским межправительственным советом (состоящим из премьер-министров государств-членов). Ежедневная работа ЕАЭС осуществляется через Евразийскую экономическую комиссию, которая является наднациональным органом, подобным Европейской комиссии. То есть можно сказать, что это исполнительный орган. Существует также судебный орган — Суд ЕАЭС.
После окончания «холодной войны» и распада СССР, Россия и центральноазиатские республики были очень ослаблены в экономическом плане и столкнулись со снижением ВВП. В постсоветских государствах проводились экономические реформы и приватизация. Процесс евразийской интеграции начался для спасения экономических связей с постсоветскими государствами путем создания Содружества Независимых Государств президентами Беларуси, Казахстана и России 8 декабря 1991 года.
В течение 1990-х годов процесс евразийской интеграции был медленным, возможно, из-за экономического кризиса, возникшего после распада Советского Союза и размера вовлеченных стран. В результате государства подписали многочисленные договоры о постепенном создании регионального торгового блока.
Уже в 1995 году такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан, а также Киргизия и Таджикистан, которые присоединились позже подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. Его целью было постепенное продвижение к созданию открытых границ без паспортного контроля между государствами-членами.
В 1996 году Беларусь, Казахстан, Россия и Кыргызстан подписали Договор об увеличении интеграции в экономической и гуманитарной областях, чтобы начать экономическую интеграцию между странами, чтобы обеспечить создание общих рынков товаров, услуг, капитала, рабочей силы и развития единого транспорта, энергетических и информационных систем.
В 1999 году эти же страны подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, уточнив цели и политику, которые будут предпринимать государства для формирования Евразийского таможенного союза и Единого экономического пространства.
Для содействия дальнейшей экономической интеграции и расширению сотрудничества в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), к которому Узбекистан присоединился в 2006 году.
Договор установил общий рынок для его государств-членов. Договор об одном экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России и Украины был подписан в 2003 году и ратифицирован в 2004 году, но процесс был остановлен после «Оранжевой революции». В 2007 году Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании Таможенного союза между тремя странами.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России (ныне Евразийский таможенный союз) появился 1 января 2010 года. Главными целями Таможенного Союза были: установление общей внешней тарифной политики и устранение нестандартных тарифов, тарифных барьеров. Он был создан как первый шаг к формированию более широкого единого рынка с целью формирования союза между бывшими советскими государствами .
Государства-члены планировали продолжить экономическую интеграцию и были намерены убрать все таможенные границы между собой после июля 2011 года.
1 января 2012 года эти три государства создали Евразийское экономическое пространство, которое обеспечивает эффективное функционирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также устанавливает согласованную промышленную, транспортную, энергетическую и сельскохозяйственную политики. Соглашение включало «дорожную карту» для будущей интеграции и создало Евразийскую экономическую комиссию (по образцу Европейской комиссии). Евразийская экономическая комиссия выступает в качестве регулирующего органа для Евразийского таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза.
В 2011 году вспомнили о предложении Назарбаева о создании Евразийского экономического союза для еще более активной интеграции, и тогдашний премьер-министр России Владимир Путин объявил о своей поддержке этой идеи. 18 ноября 2011 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза к 2015 году. Государства-члены собрали совместную комиссию по развитию более тесных экономических связей.
29 мая 2014 года президенты Казахстана, Беларуси и России подписали договор об Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года. На церемонии подписания также присутствовали президенты Армении и Кыргызстана. Президент России Владимир Путин заявил: «Сегодня мы создали мощный, привлекательный центр экономического развития, большой региональный рынок, объединяющий более 170 миллионов человек». Казахстанские политики подчеркнули, что Евразийский экономический союз не должен быть политическим блоком, а быть чисто экономическим союзом. К октябрю договор получил одобрение парламента от всех трех государств. 9 октября 2014 года был принят Договор о расширении ЕАЭС, который подписала Армения. Кыргызстан подписал Договор 23 декабря 2014 года и стал членом Евразийского союза 6 августа 2015 года.
На сегодняшний день союз преследует следующие цели (по Договору об Евразийском экономическом союзе):
1. создать нужные условия для плотного экономического развития государств-членов в целях повышения уровня жизни своего населения;
2. стремиться к созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и труда в рамках союза;
3. обеспечить всестороннюю модернизацию, сотрудничество и конкурентоспособность национальных экономик в мировой экономике.
Тем не менее, союз едва ли был запущен, когда был поставлен под сомнение экономический и интеграционный потенциал трех государств- основателей. Нику Попеску, аналитик Института исследований безопасности в Париже, говорит, что ЕАЭС «не будет регистрироваться на радаре мировой экономики». Эксперты Центра восточных исследований утверждают, что способ развертывания интеграции и политика России за последние три года — «признаки того, что ЕАЭС стал в первую очередь политическим проектом, а важность его экономических аспектов подорвана».
В целом, за период с 1994-2000 гг. только 19% российского экспорта товаров было направлено в страны СНГ, в то время как экспорт из Беларуси и Казахстана в другие страны СНГ составил 66% и 41% соответственно.
Следовательно, для Беларуси и Казахстана более важно иметь меньше торговых барьеров на пространстве СНГ.
1 января 2018 года страны, входящие в Евразийский экономический союз, отметили третью годовщину вступления в силу соглашения ЕАЭС. На время существования ЕАЭС уже сформирован стабильный состав ассоциации, в состав которой помимо Российской Федерации входят Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Последняя из этих стран присоединилась к экономическому конгломерату более чем через шесть месяцев после вступления в силу вышеупомянутого договора .
Таким образом, мы видим, что ЕАЭС — это стремительно развивающийся проект по созданию надлежащих условий для интеграции стран постсоветского пространства. Он носит чисто экономический характер, т.к. для более плотного политического взаимодействия страны-участницы ЕАЭС не готовы. Эксперты и исследователи, при изучении деятельности Евразийского союза, не могут прийти к общему выводу о целесообразности данного проекта. Многие считают его отголоском прошлого, рассматривая в нем «новый СССР». Так же зарубежные ученые сходятся во мнении, что ЕАЭС не сможет полноценно выйти на мировую арену в силу своей неконкурентоспособности. Несмотря на все это, Евразийский экономический союз продолжает активно вести свою деятельность, что отражается на экономических показателях стран.