Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование Государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности на примере Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности 7
1.1. Понятие и сущность государственной внешнеэкономической деятельности 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности 14
1.3. Формы реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности 19
2. Анализ реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере Москвы) 29
2.1. Анализ внешнеэкономического потенциала Москвы 29
2.2. Субъекты внешнеэкономической деятельности Москвы 39
2.3. Проблемы реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности г. Москвы 46
3. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности в г. Москве 54
3.1. Основные направления совершенствования механизма реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности в г. Москве 54
3.2. Предложения по совершенствованию государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности в г. Москве 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Москва – это один из центров мировой инвестиционной активности. Инвесторы приходят в столицу России из разных стран мира, но крупнейшими из них являются европейские (Германия, Франция, Австрия, Швеция), хотя существенные объемы инвестиций наблюдаются также из Северной Америки (США) и Азии (Япония, Казахстан, Китай, Турция, Южная Корея). Заметно вырос объем накопленных прямых иностранных инвестиций из таких стран, как Италия, Израиль, Финляндия, Сингапур. Всего, по последним данным Центробанка РФ, на 1 октября 2018 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Москве составляет 237,9 млрд долл. США.
В городе довольно много успешно локализованных зарубежных предприятий, приведу несколько примеров. Так, в Москве был запущен завод «Вика Мера». Это дочернее общество немецкой компании WIKA, которая является мировым лидером в области производства средств измерения давления и температуры. Старейшая в мире научно-технологическая компания в области здравоохранения «Мерк» открыла в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Технополис «Москва» новую лабораторию. Также на территории ОЭЗ в Зеленограде локализует станкостроительное производство немецкая компания Niles-Simmons-Hegenscheidt (NSH).
В Москве успешно работает завод французской группы Renault. Он имеет самый высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, действующих на территории России, – 66%. Численность сотрудников предприятия – порядка 4,7 тыс. человек.
Иностранные инвесторы реализуют ряд проектов в сфере здравоохранения в Московском международном медицинском кластере. Здесь уже открыт израильский медицинский центр «Хадасса». В 2022 году планируется открытие южнокорейского умного госпиталя будущего «Бундан» и испанского центра лечения онкологических заболеваний Roman Fernandez. На сегодняшний день активно внедряется система налоговых и таможенных льгот для участников кластера.
В марте 2019 года в индустриальном парке «Индиго» открылся первый в России завод немецкого концерна KSB по производству насосов и насосного оборудования. На предприятии создано 110 рабочих мест. Инвестиции в строительство составили 10,1 млн евро. Планируемая выручка завода в первый год работы – более 27 млн евро, что сделает ООО «КСБ» одним из крупных налогоплательщиков среди московских промышленных предприятий.
Интересным инфраструктурным проектом Москвы является планируемая концессионная инициатива создания канатной дороги протяженностью 2,3 км между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Предполагаемый объем инвестиций в проект составит порядка 42,6 млн евро. Концессионное соглашение по строительству транспортного объекта будет заключено на основе частной инициативы немецко-австрийского консорциума BPS-Doppelmeyer .
Столица не делает разницы между иностранным и российским инвестором. Для поддержки новых инвестиционных проектов в промышленность город предоставляет льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу и арендной плате за землю. Это обеспечивает снижение региональной налоговой нагрузки до 25%. Предприниматели, локализовавшие производство на территории ОЭЗ «Технополис «Москва», могут снизить региональную налоговую нагрузку до 47%. Для резидентов ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. ОЭЗ также предлагает резидентам бесплатное технологическое присоединение.
Одним из важнейших объектов инновационной инфраструктуры Москвы является ОЭЗ «Технополис «Москва». У ее резидентов есть возможность реализовать так называемые гринфилд-проекты – создать производство с нуля на пустых земельных участках промышленного назначения. Помимо этого, предприниматели могут арендовать подготовленные офисные, лабораторные и производственные площади (так называемые браунфилд-проекты). Также инвесторы могут заключать с Москвой офсетные контракты, которые предполагают долгосрочный госзаказ в обмен на локализацию производства на территории столицы. На сегодняшний день город заключил два контракта на создание производств лекарственных препаратов с последующей поставкой городу. Объем инвестиций по ним составит 118,7 млн евро, а объем поставки – 437 млн евро. В перспективе Москва планирует заключать контракты в таких отраслях, как медицина, транспорт, техника и материалы для строительства, компьютеры, телеком-оборудование, питание.
Целью настоящей работы является исследование направлений совершенствования государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности на примере Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность государственной внешнеэкономической деятельности;
— рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности;
— исследовать формы реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности;
— осуществить анализ внешнеэкономического потенциала Москвы;
— охарактеризовать субъекты внешнеэкономической деятельности Москвы;
— выявить проблемы реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности г. Москвы;
— определить основные направления совершенствования механизма реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности в г. Москве.
Объектом исследования является государственная политика в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере города Москвы).
Предмет исследования – механизмы реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности на примере Москвы.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Итак, Москва сегодня и на протяжении последних лет – это город мирового уровня, являющийся конкурентоспособным в борьбе за международный инвестиционный капитал. Если выделять наиболее привлекательные для инвестиций города в мировом масштабе, то лидерами, как по существующим объемам вложений, так и с точки зрения оценки параметров привлекательности, окажутся города США, а также рынки Европы, в первую очередь, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии и Франции.
Ключевым преимуществом инвестирования в недвижимость в указанных странах являются прогнозируемость и стабильность: в росте экономики, спросе и уровне доходности. Также немаловажным фактором является относительная доступность заемных средств. Тем не менее, сегодня Россия является неотъемлемой частью мировой экономики. Поэтому мы видим, что инвесторы практически всех стран не обходят российский рынок стороной, хотя при этом, конечно, стремятся диверсифицировать риски. При этом эпицентром экономической активности нашего государства остается столица. Хотя, надо сказать, что за последние 2-3 года сильно прибавили и регионы. Качественных проектов в некоторых российских городах не было вообще, поэтому девелоперы стремятся занять неохваченные рынки. Особенно активно в регионах развивается рынок торговой недвижимости, где можно достигнуть высоких показателей доходности, а также сегмент индустриальной недвижимости.
На сегодняшний день Москва имеет несколько конкурентных преимуществ перед другими мировыми столицами. Во-первых, это доходность. Как известно, рынок недвижимости схож в этом смысле с рынком ценных бумаг: чем больше риски при инвестировании, тем выше доходность. Так, если в Европе средний показатель доходности от инвестиций в недвижимость находится на уровне 5%, то для Москвы в зависимости от сегмента недвижимости эта цифра составляет 8-30%. Безусловно, такое превосходство «мотивирует» иностранных инвесторов.
Еще одно веское преимущество Москвы – это широкие горизонты развития. В данном случае я имею ввиду сразу два момента. Во-первых, Россия является государством с развивающейся экономикой, поэтому имеет высокий потенциал. Во-вторых, большинство европейских городов страдают дефицитом земельных участков для развития новых проектов. В Москве же такая ситуация имеет место быть в центре, однако при этом и здесь есть еще много возможностей для развития: редевелопмент, работа с историческими памятниками, реновация старого жилого фонда. Территория же Новой Москвы, напротив, сегодня активно осваивается. Причем речь идет о комплексных масштабных проектах.
Третий момент, который хотелось бы подчеркнуть, это настрой города в сторону инвесторов, в том числе иностранных. Конечно, расхождение во мнении применительно к развитию города у его администрации и бизнеса существуют, однако при этом возможностей для входа на наш рынок также предоставляется достаточно. В частности, речь идет и о государственных заказах. Так, в проектах развития транспортно-пересадочных узлов примут участие китайские и итальянские инвесторы. В последнее время Москва не только открыта к диалогу, но и подходит к проработке проектов на очень качественном уровне, поэтому партнерство с иностранными инвесторами в формате государственно-частного партнерства также усиливается.
Ключевая проблема одна. Это страновые риски. Существующие у иностранных инвесторов опасения в сторону российского рынка являются результатом совокупности множества факторов, связанных с вопросами законодательства, налогообложения, настроя государственных органов, прозрачности согласований, качества проработки проектов, доступности заемного финансирования и пр. В итоге все это можно свести к тому, что инвестор просто не понимает, чего ожидать и не может быть уверен в том, что его проект будет реализован, поскольку неясны все критерии, на которые следует опираться при его подготовке. Для решения именно этих проблем, с которыми встречается иностранный инвестор, в первую очередь, нацелена наша Объединенная рабочая группа по сопровождению иностранных инвесторов. Мы занимаемся решением этих вопросов, как на уровне конкретных проектов, так и на более глобальном, вплоть до инициативы корректировки законодательства в этом направлении. Мы собрали команду единомышленников, заинтересованных в улучшении инвестиционного климата в стране, и способных решать подобные задачи, благодаря наработанному опыту.
Также можно говорить и о ряде других проблем, таких как, например, достаточно высокая стоимость вхождения на московский рынок. Известно, что в ряде сегментов недвижимости цены в Москве являются самыми высокими в мире. Еще одни вопрос, проработкой которого также занимается наша организация, это закрытость информации о некоторых проектах, что является камнем преткновения для иностранного инвестора для вхождения в них.
Таким образом, Москва обосновалась на весьма прочных позициях с точки зрения интереса инвесторов к городу. Сейчас первоочередными задачами является постепенное снижение рисков при сохранении высоких показателей доходности. На наш взгляд, во многом город находится на правильном пути, и инициатива власти и бизнес-сообщества в этом направлении чувствуется. Потенциал развития инвестиционной привлекательности города очень высок, но главная задача сейчас – грамотно им распорядиться.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и сущность государственной внешнеэкономической деятельности
Современные условия диктуют государству различные подходы к ведению государственной внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность – это основополагающая часть фундамента государства, которая отвечает за устойчивое социально-экономическое развитие. Не секрет, что государственная внешнеэкономическая деятельность охватывает все сферы жизнедеятельности общества, поэтому государство должно развивать и регулировать оптимальное социально – экономическое развитие. Экономическое развитие может отождествляться с таким понятием, как «адекватная система управления», которая, в свою очередь, подразделяется на использование внешних и внутренних ресурсов государства .
Е.Ф. Евдокушин классифицирует внешнеэкономические связи, требующие государственного регулирования на следующие составляющие :
1. Внешняя торговля (Экспорт и импорт);
2. Международное производственное сотрудничество (Взаимосвязь аграрного и промышленного комплексов);
3. Международное научно-техническое сотрудничество;
4. Валютно-финансовое сотрудничество;
5. Экономическое и техническое содействие .
Итак, для того, чтобы разобраться в экономико-теоретических основах государственной внешнеэкономической деятельности, нужно полное представление о том, что же из себя представляет международная торговля, мировой рынок, внешнеторговый оборот и т.д.
Очень широко и подробно данные термины представлены в учебнике под редакцией Б.М. Смитиенко и В.К. Поспелова под названием «Внешнеэкономическая деятельность». Авторы отмечают, что международная торговля – это одна из самых развитых и традиционных форм экономических отношений, которые возникают на международной арене, в которой [сфере] зачастую существует острейшая конкуренция, особенно там, где товарооборот приобретает огромный масштаб. Развитие международной торговли также связано с глобализацией мировой экономики и состоит из экспорта и импорта .
Экспорт – это вывоз товаров за границу с целью последующей их реализацией на внешнем рынке. Импорт – ввоз товаров с целью реализации на внутреннем рынке. Более того, авторы подчеркивают, что понятиям экспорт и импорт сопутствуют такие термины, как реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт – это процесс вывоза товаров, которые были ввезены в ту или иную страну раньше, но не подверглись там переработке. Реимпорт – это обратный ввоз товаров, которые не подверглись обработке, из-за границы в страну. В свою очередь весь процесс ввоза и вывоза товаров регулируется в таможенной и внешнеторговой статистике государства. Стоит отметить еще такой основополагающий термин, как внешнеторговый оборот. Он представляет собой сумму стоимости экспорта и импорта вместе и географически на одной территории (то есть в рамках одной страны), однако, авторы дают понять, что данная методика редко находит практическое применение и суммирование применяется крайне редко. Все дело в том, что экспорт одних стран автоматически может считаться импортом других, именно поэтому суммирование — трудоемкий и бесполезный процесс. В связи с данной ситуацией, существует международная договоренность и под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.
Профессор и доктор экономических наук Покровская В. В. определяет внешнеэкономическую деятельность как сферу международного бизнеса, основой которой служит промышленное производство продукции, а так же, как комплекс системообразующих факторов, которые стоят в основе единого технологического процесса создания, производства и реализации экспортной продукции.
Так же Покровская В.В. отмечает, что экспортоориентированные предприятия — это организации и компании, которые осуществляют деятельность на уровне хозяйствующих субъектов (предоставление услуг или производство экспортных товаров), полностью, в размере 100% или частично выпуская свою продукцию .
Вся внешнеэкономическая деятельность базируется на критериях предпринимательской деятельности, а именно:
1. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности, то есть тот или иной предприниматель осуществляет какую-либо деятельность (производство товаров или предоставление услуг) от своего имени и в подвластных ему интересах;
2. Сознательное принятие и признание предпринимателем рисков своей деятельности, принимается во внимание тот факт, что предприниматель не может самостоятельно спрогнозировать финансовое состояние, говоря тривиальнее, успех или неудачу в денежном эквиваленте. Финансовые убытки могут появиться по следующим причинам;
— Если партнеры нарушили обязательства;
— Если по объективным обстоятельствам и причинам изменились условия предпринимательской деятельности;
— Если предприниматель не получил доход в ожидаемом им количестве (ст.929 ГК РФ);
— Если произошли другие события, которые в той или иной степени обладают признаками вероятности и случайности.
3. Следующий критерий предпринимательской деятельности гласит о том, что — основополагающая цель ПД есть систематическое получение прибыли, посредством продажи, пользования, производства услуг или оказания услуг или выполнения работ. В связи с эти, следует отметить, что системность ПД – это важное свойство для осуществления ПД, так как несет в себе синтез, целостность и идентичность целей, задач и стремлений предпринимателя как такового;
4. Последний критерий предпринимательской деятельности – это принятие людей в ряды предпринимателей осуществляется только физическими или юридическими лицами, которые будут зарегистрированы в порядке, установленном законом РФ.
Таким образом, из вышеперечисленных критериев предпринимательской деятельности, можно составить определение, которое существует по сей день в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Гражданский Кодекс Российской Федерации гласит, что предпринимательская деятельность гражданина – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке .
Возвращаясь к описанию Внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), стоит отметить, что все вышеперечисленные критерии с такой же уверенностью подходят и к экспортоориентированным предприятиям. Кроме того, компаниям, которые осуществляют экспортную торговлю, относится тот факт, что они полностью ответственны и самостоятельны в процессе создания и принятия экспортной стратегии, выборе товара, который отправится на экспорт, а также выбора международной арены, на которой будет осуществляться торговля и степень соответствия компании своим конкурентам .
Обращаясь к истокам ВЭД и рассматривая ретроперспективу развития ВЭД, стоит заострить внимание на возникновении такого понятия как Внешнеэкономические связи (далее – ВЭС).
Существует два понятия, которые нужно различать, их названия – внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, они сложились еще в период конца 90-ых годов 20 века, в период реформирования сферы, связанной с внешней торговлей. Покровская В.В. отмечает существенные различия ВЭС и ВЭД.
ВЭС представляют собой форму межгосударственных отношений в различных областях взаимодействия, таких как: научно-производственная, военно-техническая, торгово-экономическая и валютно-финансовая. ВЭС осуществляется приоритетно в интересах государства, и государственный контроль в данной области играет первостепенную роль. Прежде всего, это относится к экспортным поставкам и импортным закупкам, в рамках федеральных нужд. Для осуществления данной деятельности в РФ существует система государственного заказа.
Государственный заказ (далее — госзаказ) представляет собой планирование объемов продукции, в которой нуждается государство на правительственном уровне, для этого существует специальный классификатор, название которого ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Говоря точнее, госзаказ – это конкретные цифры, служащие ориентиром для промышленных экспортоориентированных предприятий, которые работают в рамках межправительственного торгово-экономического соглашения. Следующий этап деятельности в рамках ВЭС – передача госзаказа экспортоориентированным предприятиям-исполнителям. Преимущество в рамках исполнения государственного заказа для ЭО предприятий заключается в своевременном и гарантированном финансировании их деятельности со стороны заказчика, в данном случае – государства. Это рождает здоровую конкуренцию среди организаций, в связи с этим организовываются торги, аукционы и тендеры, где государством выдвигаются жесткие требования к качественным, техническим характеристикам продукции, а также четкое выполнение плана по срокам.
Возвращаясь к приоритетной внешнеэкономической деятельности, стоит отметить следующие ее виды:
1. Внешнеторговая деятельность. (ВТД)
Эта область деятельности связана с предпринимательством, о котором упоминалось выше, и является приоритетной для Российской Федерации. Подразумевает «подготовку и осуществление операций и сделок на международной арене, которые осуществляются через внешнеторговых посредников путем передачи полномочий по продаже и доставке продукции иностранному покупателю на условиях договора комиссии или агентского соглашения». Из этого следует вывод, что внешнеторговая деятельность не подразумевает под собой непосредственное производство товаров.
2. Международное инвестиционное сотрудничество. (МИС)
Международное инвестиционное сотрудничество представляет собой взаимодействие российских предприятий с иностранными партнерами с целью взаимно выгодной кооперации в сфере финансов, науки и производственно-технической базы. Целью данного сотрудничества выступает привлечение инвестиций, увеличение объема выпускаемой продукции отечественного производства для облегчения реализации товаров и услуг на зарубежных рынках. С помощью международного инвестиционного сотрудничества отечественные предприятия могут создавать «союзы», т.е. образовывать совместные производства. Также МИС способствует функционированию предприятий в рамках смешанных акционерных компаний, концессий и консорциумов.
3. Международная производственная кооперация (МПК)
МПК – это также одна из форм производственной кооперации, которая имеет схожие цели с международным инвестиционным сотрудничеством (МИС), но главная отличительная черта МПК заключается в том, что кооперация с иностранными организациями происходим в узко специализированной отрасли. Кроме того, производственная кооперация может иметь практическое применение, если будет учтен ряд важных условий:
1. Непосредственными субъектами-участниками производственной кооперации должны быть производственные и промышленные компании разных стран;
2. Четко регламентированное распределение между партнерами производственно-технических заданий;
3. Каждое предприятие должно иметь свою определенную цель и задачу, которые тоже должны быть строго регламентированы;
4. При осуществлении поставок товаров в одностороннем либо двустороннем порядке предприятия должны действовать в рамках реализации производственной программы;
5. Основополагающие функции каждого объекта кооперации должны быть задокументированы в договорных соглашениях, где четко прописаны: выпуск готовых товаров и услуг, их компоненты и разновидности и метод, с помощью которого осуществляется выпуск продукции.
Таким образом, в результате производственной кооперации, связь между компаниями усиливается, и сотрудничество строится на возмездной основе, так как собственность партнеров по международной производственной кооперации строится по принципу прямых связей, по причине однородности экспортированной импортированной продукции.
Важно отметить тот факт, что отечественные, в частности и экспортноориентированные предприятия Санкт-Петербурга уделяют недостаточно внимания МПК в отраслях, связанных с инновационными, наукоемкими и технически сложными товарами. Исключение составляют лишь область автомобилестроения, объем которой растет за счет расширения процесса импортозамещения. Ссылаясь на прогнозы исследований Минпромторга, «к 2020 году объем промышленной сборки легковых автомобилей, при сохранении темпов производства, достигнет 88% от совокупного размера потребления».
4. Валютные и финансово — кредитные операции
Данный вид внешнеэкономической деятельности стоит рассматривать как разновидность сопутствующей, либо сопровождающей деятельности в виде финансовых обязательств, которые возлагаются на стороны, участвующие во внешнеэкономической деятельности и представляет собой валютные операции, обязательные платежи, а также другие способы оплаты, которые должны совершаться в целях страхования рисков, если курс валют будет меняться. Основное отличие валютных и финансово-кредитных операций заключается в том, что они задействованы только в непроизводственной сфере, например, в банковской.
Таким образом, в настоящее время внешнеэкономическую деятельность можно рассматривать, как стратегическое направление в экономике страны и как источник обеспечения эффективного развития предприятия. За последнее время значение и место внешнеэкономических связей в развитии экономики нашей страны существенно возросло, также, как и роль внешнеэкономической деятельности в процессе интеграции государства в мировую экономику.