Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование государственной политики субъекта РФ по социальной защите малоимущих граждан на примере республики Саха (Якутия)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Система социальной защиты малоимущих граждан Российской Федерации 9
1.2. Критерии эффективности государственной политики по социальной защите малоимущих категорий граждан 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ МАЛОИМУЩИХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) 38
2.1. Анализ динамики уровня жизни и механизма реализации государственной политики по социальной защите малоимущих категорий граждан Республики Саха (Якутия) 38
2.2. Оценка итогов реализации государственной политики по социальной защите малоимущих категорий граждан Республики Саха (Якутия) 52
2.3. Идентификация недостатков существующего механизма реализации государственной политики по социальной защите малоимущих категорий граждан и разработка рекомендаций по их устранению 64
Выводы по 2-ой главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 83
Введение:
Во все времена существовала и существует определенная часть населения, которая сталкивается с проблемами, связанными с самостоятельным обеспечением своего полноценного существования, и нуждается в поддержки со стороны государства. Из числа основных социальных проблем, выделяется проблема снижения уровня дохода населения, что в свою очередь, относит многих граждан в категорию малоимущих. В связи со сложным экономическим положением в стране, данная проблема имеет особый статус. В настоящее время эта проблема является наиболее значимой. В обществе прослеживается картина последовательного расслоения населения, критерием которого выступает уровень дохода и материального обеспечения.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки мероприятий по совершенствованию и повышению эффективности социальной защиты, предоставления государственных услуг для малоимущих и незащищенных слоёв населения.
Проблема бедности является одной из наиболее значимых социальных проблем не только в Российской Федерации, но и в мире. Ее уровень в нашей стране довольно высок и меняется от года к году. В последние годы в стране наблюдается устойчивый рост бедности. За последние 5 лет бедность подскочила почти на 17 процентов. На сегодняшний день около 18,9 млн человек находятся за чертой бедности. По данным официальной статистики, число жителей Российской Федерации с денежным доходом ниже прожиточного минимума в 2018 году составило 12,9% от общей численности населения . В 2014 же году процент составлял лишь 11,2. Одной из причин увеличения числа бедных стало повышение прожиточного минимума. В среднем, на душу населения в 2014 году этот показатель был равен 8050 руб., а в 2018 же вырос на 2237 руб. и стал равным 10287 руб.
Республика Якутия занимает одну из лидирующих позиций по регионам с высоким уровнем бедности. Она уступает лишь немногим субъектам, например, республике Тыва, где за чертой бедности 40,1% жителей, республике Ингушетия, где уровень бедности составляет 31,9%, Еврейской автономной республике с уровнем бедности 24,6%. Темпы и динамика роста численности социально-уязвимых групп населения, которые не имеют возможности самостоятельно обеспечения себе приемлемого уровня жизни, в Республике Саха (Якутия) еще выше, чем в России в целом. За 4 года произошел скачок уровня бедности с 17,4 до 19 процентов от общего населения, что составило 183 600 человек . А это значит, что каждый пятый житель Якутии относится к категории малоимущих граждан и его доход не превышает 16511 рубля.
Результаты социологических исследований показывают, что в Якутии бедность в 1,5 раза больше, чем в России. Если кризисные 90-е жители республики пережили относительно благополучно, то в последние годы, наоборот, ситуация в Якутии хуже, чем в остальной Россий. Уровень реальных доходов падает уже 4 года подряд, с 2014 года. Это выражается в социальном пессимизме, который отражается на рождаемости (она снижается), повышении запроса на социальные субсидии. Смертность, правда, в отличие от 90-х гг. не увеличивается . В качестве эндогенных причин бедности исследователи выделяют следующие факторы: 1) высокая рождаемость (выше, чем России на 20-30%); 2) бедность в Якутии не связана с занятостью, т.к. половина бедных (46%) – дети; 3) большой удельный вес сельского населения – 33-35% (по России – 25%); 4) низкое соотношение между расходами и доходами (ниже чем по РФ в среднем, что стимулирует миграцию из Якутии в регионы, где ниже цены и выше доходы) .
Эффективная реализация социальной политики, снижение уровня бедности становятся приоритетными задачами министерства труда и социального развития республики, так как обеспечение социальных гарантий, прав граждан – есть основной критерий оценки уровня их развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма технологии реализации государственной политики по социальной защите малоимущих категорий в Республике Саха (Якутия).
Достижение поставленной цели сводится к решению следующих задач:
— осуществить анализ научной литературы и нормативно правовой базы (2014 – 2019 года) по проблеме исследования. Исходя из полученных результатов сформировать понятийный аппарат исследования: «бедность», «методологический подход к исследованию бедности», «объективный абсолютный подход к определению бедности», «объективный относительный подход к определению бедности», «депривационный подход к определению бедности», «субъективный подход к определению бедности», «уровень доходов населения», «уровень бедности», «глубина бедности», «бедные по доходам», «бедные по лишениям», «малоимущие», «нуждаемость», «государственная политика в сфере социальной защиты малоимущих», «технологии реализации государственной политики в сфере социальной защиты малоимущих».
— провести анализ нормативно-правовой базы, научной литературы и вторичный анализ данных официальной статистики по проблеме уровня жизни в Республики Саха (Якутия) (2014 – 2019 годы). На основе полученных результатов:
— дать характеристику распределения малоимущих домашних хозяйств по основным категориям и малоимущего населения по основным социально-экономическим группам, уровня материальной обеспеченности малоимущих домашних хозяйств; доходы, расходы, условия проживания малоимущих домашних хозяйств, потребительские ожидания малоимущих жителей Республики Саха (Якутия) (2014 – 2019 годы).
— сопоставить полученные результаты по Республики Саха (Якутия) с данными по Российской Федерации. Выявить отсутствие или наличие региональной специфики.
— провести анализ государственной политики Республики Саха (Якутия) по социальной защите малоимущих категорий граждан (2014 – 2019 года). Основываясь на результатах анализа:
— определить приоритетные направления и технологии реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) по социальной защите малоимущих категорий граждан (2014 – 2019 года);
— определить результативность технологий реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) по социальной защите малоимущих категорий граждан.
Объектом исследования являются государственная политика Республики Саха (Якутия) по социальной защите малоимущих категорий граждан.
Предметом исследования выступают технологии реализации региональной политики по социальной защите малоимущих категорий граждан в Республике Саха (Якутия).
Теоретическую основу работы составляют основные теории и концепции в области социальной политики, изложенные в трудах таких ученых как, А.М. Сергиенко, Т.М. Малева, Н.М. Давыдова, Л.Н. Овчарова, И.И. Елисеева, Ю.В. Раскина, рассмотревших актуальную проблему бедности в России; К.К. Мукумова, обрисовавшая профиль Российской бедности; Н. В. Климова, обозначившая пути преодоления бедности. Нельзя не отметить Т.В. Слепцову, Н.К. Чьямову, рассмотревших республику Саха в качестве субъекта с высоким уровнем бедности.
Также следует назвать труды Ю.Р. Юсуповой, Г.Б. Челноковой, З.М. Сабанова, З.А. Муслимовой, А.А. Куклина, Д.И. Кошкиной, исследовавших отдельный аспекты социальной защиты малоимущих граждан.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили методы нормативно-правового, статистического анализа, а также методы сравнительного подхода, абстракция и конкретизация, изучение документации и результатов деятельности.
Нормативно-правовой основой исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации в сфере государственной политике по защите малоимущих категорий граждан.
Информационную основу исследования составили официальные данные и статистическая информация, касающиеся деятельности государственных органов, направленные на реализацию государственной политики малоимущих категорий граждан, аналитические обзоры и информационные материалы, представленные Федеральной службой государственной статистики (Росстат), территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по республике Саха (Якутия), материалы, опубликованные в научных изданиях, монографической литературе, информация из электронных источников (Интернет) и периодических изданий.
Структура работы выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрываются объект, предмет, цель, а также задачи исследования и идет обоснование актуальности выбранной темы. Представлены основные полученные результаты исследования.
В первой главе работы рассмотрены основные понятия, касающиеся бедности, основные направления реализации социальной политики в сфере малоимущего населения, а также приведена классификация технологий реализаций государственной политики и проведен её анализ.
Вторая глава посвящена анализу результативности технологий реализации государственной политики, представлены основные направления развития системы социальной защиты малоимущих граждан в республике Саха (Якутия), а также предложены мероприятия по повышению эффективности социальной защиты населения республики Саха (Якутия).
Заключение работы представляет собой систематизацию полученных научных и практических результатов. Также представлен комплекс выводов по результатам проведенного исследования, практическое обоснование проекта и формулировка рекомендаций.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Суть множества дефиниций бедности сводится к тому, что бедность в первую очередь связана с недостатком материальных средств, с низким качеством жизни (плохим здоровьем, недостаточным образованием, неконкурентоспособностью на рынке труда, ограничением в трудоспособности), которое, в дальнейшем отразиться ухудшением в социальной, экономической и политической сферах общества.
В современной науке выделяют три основных концепции бедности (абсолютная, относительная и субъективная) и на их основе три соответствующих подхода к ее измерению.
В основе официальной ста¬тистики бедности в России заложена абсолютная концеп¬ция бедности, базирующаяся на установлении минимальных стандартов потребления жиз¬ненно необходимых матери-альных благ и услуг для каж¬дого гражданина страны.
Сегодня под малоимущей семьей следует понимать только те семьи, у которых уровень жизни признан недостаточным из-за того, что среднедушевой доход на каждого члена семьи находится на уровне ниже, чем установленный в регионе прожиточный минимум для конкретной категории населения или средний уровень прожиточного минимума по региону. Такие семьи могут рассчитывать на предоставление различных пособий от государства для улучшения условий своего проживания.
Социальная защита населения как механизм социальной политики государства включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь. Социальная защита малоимущих граждан не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер.
Были отмечены следующие направления совершенствования государственной политики в сфере социальной защиты малоимущих в Республике Саха (Якутия):
1. Меры по борьбе с бедностью в Якутии должны включать повышение адресности социальных выплат и целенаправленные бюджетные меры помощи малоимущим.
2. В условиях сокращения занятости в социальной сфере, а также общего снижения уровня реальных доходов населения, ужесточения налогового и административного давления на самозанятых и индивидуальных предпринимателей традиционные меры поддержки – наращивание численности занятых в малом бизнесе – малоэффективны. Рациональным будет акцент на рост денежных выплат малообеспеченным, реализация проектов по повышению адресности социальных выплат, проведение таргетированной социальной политики, внедрение современных стандартов в планировании семьи и другие меры.
3. Значительная часть выплат распределяется социальным группам, не относящимся к разряду бедного населения, констатируют исследователи. Необходимо развивать в регионе систему социального контракта с многодетными семьями.
4. Республиканский материнский капитал — хорошая программа, но она требует инвестиций в жилье от малообеспеченных семей. В качестве социального эксперимента следует рассмотреть вопрос о реализации проекта по введению продовольственных карточек нуждающимся домохозяйствам. Это повысит целенаправленность трат, семьи будут тратить средства на пропитание, а не на приобретение алкогольных напитков, оплату кредитов. Кроме того, это поможет развивать малый бизнес на местах (сельские магазины, перевозчики).
5. В целом, Якутии нужна более тонкая социальная стратегия. Социальная политика должна быть таргетирована. Многодетность должна быть осознанной, чтобы все рожденные в многодетных семьях дети имели доступ к качественно более высокой жизни. Поэтому надо внедрять новые программы по планированию семьи, стимулировать многодетность обеспеченных семей, оказывать поддержку многодетным матерям в части медицинского обслуживания.
6. В качестве одной из мер по поддержке малообеспеченных групп населения видится необходимым реализовать проект по введению социальной карты. На нее можно зачислять лимиты продовольственных карт, денежные пособия. Для этого потребуется также развитие системы платежных терминалов в отдаленных населенных пунктах, так как сейчас часть жителей вынуждена тратить средства на поездку в ближайший крупный населенный пункт, где доступны банковские терминалы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система социальной защиты малоимущих граждан Российской Федерации
В научной литературе подход к определению понятия «бедность» у многих авторов отличается. Может быть, это связано с тем, что бедность может проявляться в новых видах в зависимости от множества факторов. Именно поэтому одни исследователи относят бедность к специфическому состоянию материальной необеспеченности населения, когда доходы не позволяют поддерживать общественно необходимое для жизнедеятельности потребление . Другие трактуют бедность как социально-экономическое явление, которое проявляется в критически низком уровне жизни, определяющееся по объему расходов и текущих доходов населения. Нижним пороговым значением бедности является установленный в данной стране уровень прожиточного минимума . Третьи считают, что бедность относится к такой характеристике экономического положения человека, когда гражданин не имеет возможности самостоятельно оплатить стоимость необходимых благ.
Бедность можно рассмотреть в узком и широком смысле. Бедность в узком смысле рассматривается с точки зрения материальных ограничений, а бедность в широком значении является результатом исследования данного феномена .
Суть большого количества дефиниций бедности сводится к тому, что бедность, в первую очередь, тесно связана с недостатком материальных благ, с низким уровнем и качеством жизни (ухудшающееся здоровье, недостаточное образование, неконкурентоспособность на рынке труда, ограничение в трудоспособности), которое, в будущем отразится ухудшением в экономической, социальной, и политической сферах общества.
Бедность населения выступает одним из элементов депривации. Последняя подразумевает под собой недостаток эмоциональных и экономических опор, общепринятых в качестве основополагающих человеческого опыта (денежный доход, обеспеченность жилым помещением, забота родителей о своих детях или альтернативная адекватная ей замена). Депривация повышает риск бедности населения, а как следтсвие, может являться одной из ее предпосылок.
В современной науке выделяют три основных концепции бедности (абсолютная, относительная и субъективная) и на их основе три соответствующих подхода к ее измерению .
Абсолютная концепция основана на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточный минимум) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения . В России черта бедности определяется именно на основе абсолютной концепции бедности официально Федеральной Службой государственной статистики. Малоимущими (бедными) считаются граждане (или домохозяйства) с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Согласно относительной концепции бедности, на которую ориентируются европейские государства, к бедным относятся те, чей уровень жизни существенно отличается от стандарта, преобладающего в стране. В данном случае экспертными и социологическими методами оценивается преобладающий стандарт жизни и уровень жизни социальных групп с существенным отклонением от стандарта. Основываясь на эту концепцию, бедность — недостаток средств для удовлетворения стандартных потребностей .
Согласно субъективной концепции представления о минимально необходимом доходе определяются мнением населения .
Кроме трех названных выше в литературе выделяется множество других концепций измерения бедности. В рамках концепции аккумулированной депривации, которую предложил норвежский социолог Е. Хансен в 1979 г., для измерения бедности не просто осуществляется изучение благосостояния индивида (семьи), но и ведется подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (занятость, образование, социальные отношения, материальный доход и т.д.) .
Давыдова Н. М. в оценках бедности с использованием депривационного подхода разграничивала количественную и качественную стороны депривации. Качественное направление включает четыре ступени: нищета (недоедание, недостаток денег на одежду, средства для гигиены, самые необходимые предметы для длительного пользования), острая нуждаемость, или бедность (нехватка одежды и обуви, низкое качество питания, отсутствие возможности сделать ремонт, обновить старую мебель, приобретать жизненно необходимые медицинские лекарства и медицинское оборудование, лишение возможности приглашения гостей, выхода в гости), стесненность, или малообеспеченность (нехватка средств на любимые деликатесы, подарки близким, снижение уровня и качества досуга, отказ от платных услуг), близкие к средним жизненные стандарты (экономия на дорогих предметах длительного пользования, необеспеченность социальной нормой жилья, платных образовательных, рекреационных услугах) .
Важными характеристиками измерения бедности являются ее масштабы и глубина. Г.Б. Челнокова определяет масштаб бедности как долю населения страны, проживающего у официальной черты бедности, выраженной в процентах. Глубина бедности представляет собой величину недостающего дохода для той или иной группы бедных .
В основе официальной ста¬тистики бедности в России заложена абсолютная концеп¬ция бедности, базирующаяся на установлении минимальных стандартов потребления жиз¬ненно необходимых матери-альных благ и услуг для каж¬дого гражданина страны.
Фундаментальной осно¬вой минимальных социальных стандартов является прожи¬точный минимум. До 2013 г. порядок определения вели-чины прожиточного мини¬мума и его назначение ре¬гулировались Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного ми¬нимума представляла собой стоимостную оценку потре¬бительской корзины, а также обязательные платежи и сбо¬ры.
С 2013 г. начал действовать новый порядок вычисле¬ния потребительской корзины, на основе которой рассчитыва¬ется прожиточный минимум. Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно. Правительство дает регионам методические указания для принятия местных актов, которые должны учитывать особенности климата, культуры, традиций. Основным актуальным актом выступает Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ».
Согласно изменениям, ми¬нимальный набор продуктов питания теперь измеряется в натуральных показателях. При этом стоимость непродоволь¬ственных товаров, входящих в потребительскую корзину, определяется как половина от стоимости продуктов питания. Еще четверть от общей стои¬мости корзины приходится на потребляемые услуги. Новый порядок расчета, как поясняет¬ся в постановлении, позволяет учесть реальные изменения стоимости непродовольствен¬ных товаров и услуг в потреби¬тельской корзине.
Следует отметить, что нужно различать понятия «малообеспеченный» и «малоимущий». Статус малоимущего определен Федеральным законом от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в соответствии со ст. 15 среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи, а доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Под малоимущими гражданами и семьями понимаются семьи и одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.