Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Понятие и содержание государственной молодежной политики 7
1.2. Правовое регулирование государственной молодежной политики 10
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) 16
2.1. Система и механизмы реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга) 16
2.2. Анализ эффективности государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга) 23
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
3.1. Идентификация проблем реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга) 39
3.2. Направления совершенствования системы государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

 

  

Введение:

 

Молодёжная политика является важным направлением социально-экономического развития государства. Сегодня молодёжная проблематика становится одной из первых направлений внутренней политики государства, поскольку, во-первых, страна должна создать все необходимые условия для всестороннего развития молодого поколения – будущего страны. Во-вторых, социальная острота и количество нерешенных вопросов в молодёжной политики не позволяют полноценно развивать внутреннюю политику нашей страны, и в полном объёме осуществлять свои права молодому населению нашей страны. Руководство страны не без основания подвергается критике за отсутствие четкой, научно-обоснованной, рассчитанной на перспективу молодежной политики.
Все понимают важность данного вопроса, однако, конкретных решений и действий, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному положению различных групп молодежи не наблюдается, а ситуация остаётся во власти стихийных событий рыночной экономики, что, как мы можем наблюдать, не положительно сказывается на молодежи. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для эффективного использования потенциала молодёжи в будущем, государству необходимо создавать условия для формирования у молодых людей определённых жизненных ценностей. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
Молодежная политика государства выделяется одним из основных приоритетов государства, а также определяющим фактором многих аспектов социально-экономической и политической жизни страны.
По официальным данным, в стране насчитывается около 33 миллионов человек от 14 до 30 лет. Поэтому чрезвычайно важно изучить процессы, проистекающие в молодежной среде. Будущее страны зависит от того, как решаются проблемы молодежи России, составляющей около трети всего населения страны.
Именно государственная молодежная политика определяет стратегическую линию государства для обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития России с целью воспитания чувства патриотизма и уважения к истории и культуре своего Отечества, других народов и уважения к права человека.
Актуальность проблем формирования и реализации государственной молодежной политики также связана с определением приоритетных направлений и новыми критериями ее результативности, которые отвечали бы сегодняшним требованиям.
Основной задачей государства должно быть создание благоприятной социально-экономической и духовно-нравственной среды для использования молодой энергии в жизни страны и механизмов ее поддержки, социальных инициатив, помощи молодым людям в выявлении и реализации их увлечений, нужд, жизненных перспектив посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики.
Степень научной разработанности темы. Проблемы реализации государственной молодежной политики рассматривались такими авторами, как К. Канунников, А.В. Кочетков, А. Любарев, С.В. Мерков, Г.Б. Поляк, Е.В. Самохин, А.С. Смирнов, Е.В. Тальников, Е.С. Троицкий, А.Ю. Ховрин, Н.М. Байков, Ю.В. Березутский, П.В. Забелин, А. Зеленин, В.Б. Зотов, И.М. Ильинский, Д.А. Широков, Л. Юрова и др.
Объект исследования — молодежная политика РФ.
Предмет исследования – деятельность по реализации молодежной политики в г. Санкт-Петербурге.
Цель работы – анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации молодёжной политики в г. Санкт-Петербурге, выявление проблем и разработка на его основе направлений по её совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
— исследовать понятие и направления государственной молодежной политики;
— изучить правовые основы государственной молодежной политики;
— проанализировать систему и механизмы реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
— осуществить анализ эффективности государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
— выявить проблемные аспекты реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
— сформулировать предложения по совершенствованию и оптимизации механизма реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга).
Теоретическое значение исследования подтверждается его результатами. В работе раскрыта сущность молодежной политики, описана её нормативно-правовая база, приведён опыт её организации, определены институциональные носители и основные направления реализации муниципальной молодежной политики в г. Санкт-Петербурге, выявлены её проблемы и предложены возможные направления совершенствования.
Практическое значение исследования состоит в том, что предложенные направления совершенствования молодежной политики могут быть применены органами власти для решения выявленных проблем и противоречий в реализации молодежной политики на территории Санкт-Петербурга.
Методологическая база: в работе используются системный, функциональный, деятельностный подходы, правовой анализ, анализ документов, анализ статистических данных.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список. В первой главе раскрываются понятие и направления государственной молодежной политики, исследуются правовые основы государственной молодежной политики. Во второй главе рассматривается система и механизмы реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга), а также осуществляется анализ эффективности государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга). В третьей главе выявляются проблемные аспекты реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга), а также формулируются предложения по совершенствованию и оптимизации механизма реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Основными направлениями молодежной политики считаются:
— обеспечение соблюдения прав, гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
— содействие предпринимательской деятельности молодых;
— государственная поддержка семьи;
— предоставление социальных услуг;
— поддержка деятельности молодежных и детских объединений, талантливой молодежи.
Целями молодежной политики являются:
 создание условий и гарантий для самореализации молодых граждан для привлечения работы в общественно-политическую, социальную и культурную жизнь общества;
 содействие социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодых граждан;
 содействие в реализации общественно значимых инициатив молодежных и детских организаций;
 использование потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.
Основными задачами являются:
 защита прав и законных интересов молодежи;
 активизация института гражданского общества.
Патриотические устремления молодежи развивают науку и промышленность, обеспечивают рост экономики и обеспечивают качество жизни. Изменения в социально-экономическом развитии страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Поскольку молодежь России несет функцию будущего общества, сохранения и развития страны, то ей необходим контроль и помощь. Именно для помощи в социализации и самореализации, поддержки и решения проблем молодого поколения необходима устойчивая структура государственного регулирования молодежной политики.
К федеральным органам государственной власти, регулирующих государственную молодежную политику и ее реализацию относятся:
— Министерство образования и науки Российской Федерации: является федеральным органом исполнительной власти. Реализует государственную политику и нормативное правовое регулирование в области образования, молодежной политики, воспитания, организации отдыха и оздоровления, социальной поддержки и защиты прав детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая вопросы интеллектуальной собственности. Координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Рособрнадзора и Росмолодежи, а также осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций;
— Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. Основные направления деятельности: создание условий для развития и самореализации молодежи, вовлечение в активную социальную практику; патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи; развитие содержания дополнительного образования детей по основным направлениям; развитие научно-технического творчества. Создание детских технопарков «Кванториум»; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. Гранты Президента Российской Федерации; создание условий для педагогического обеспечения воспитательной деятельности в образовательных организациях; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни; развитие системы ученического самоуправления; продвижение русского языка и образования на русском языке и расширение гуманитарного влияния Российской Федерации за рубежом;
— Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь): единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России.
Агентство рассматривает молодёжь как главный ресурс развития страны, и именно на этом убеждении строит свою работу в рамках реализации государственной молодёжной политики России. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации;
— Министерство спорта Российской Федерации;
— Федеральное агентство по туризму Российской федерации;
— Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
— Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр);
— РОСТО–ДОСААФ – Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Город Санкт-Петербург – один из крупнейших городов РФ, численность населения которого превысила 5 млн. человек, тогда как количество молодежи в данном мегаполисе составляет 22,1%. С одной стороны, этот город предоставляет молодежи значительные возможности для самореализации практически в любой профессиональной сфере деятельности. С другой стороны, жизнь в большом городе всегда сопряжена с проблемами, и молодежи в этом городе нужно уделять значительно больше внимания, чем в меньших по размеру городах, так как, во-первых, деятельность молодежи нуждается в серьезном контроле, во-вторых, для многих, а особенно, приезжих, большой город является испытанием, когда адаптация к новой социально-экономической среде влечет возникновение значительных проблемы.
Санкт-Петербург во многом отличается от всех остальных городов России, в частности культурным и образовательным уровнем развития населения, количеством культурных объектов и работающих здесь деятелей культуры. При этом, в то время, когда в России толком не существовало молодежной политики, в 90-е годы, Санкт-Петербург, как и многие города России всколыхнул всплеск уголовных преступлений, связанных с убийствами, грабежами и массовыми обманами. Одна из причин этого явления лежит в необходимости постоянного совершенствования молодежной политики в городе и во всей стране, поскольку, после уничтожения советского строя, когда маргинализация молодежи стала одним из признаков перестроечного периода нашей современной истории. Наличие этой и других проблем подтолкнуло Петербург к появлению в правительстве города такой структуры как Комитет по делам молодежи и общественных организаций. Данное решение было обусловлено высокой институтализацией петербургской молодежи и активностью гражданского общества в Санкт-Петербурге.
Анализируя опыт последних, прошедших с того времени лет, можно выделить основные проблемы государственной молодежной политики, активно реализуемой в Санкт-Петербурге, над решением которых работают, сегодня, органы исполнительной власти:
Трудности диалога со старшими поколениями, выросшими при советской системе ценностей. К сожалению, СССР и современная Россия – это абсолютно разные общества, которые мыслят абсолютно по-разному, имею разные ценности, разные проблемы и разную сферу интересов, что имеет под собой абсолютно объективную, по характеру возникновения, основу. Данная проблема может быть проявлена как на бытовом уровне, так и на уровне общественных отношений. Молодежь, как активная часть населения и российского общества в целом должна иметь и имеет своих представителей в различных организациях, в том числе и в органах законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, для того, что бы мнение именно этой социальной группы населения могло быть учтено при выработке и реализации государственных решений.
Недостаточный уровень политического сознания и политической грамотности молодого поколения. Необходимость выбирать из множества политических партий, разбираться в их программах и практике политической борьбы, отличать реальные обещания и действия от популизма, вступать в политические партии и, таким образом, отвечать за будущее страны – вот те немногие задачи, которые сегодня решает современная молодежь. Старшее поколение россиян воспитаны в ситуации, где были совершенно другие политические убеждения и одна единственная партия, мировоззрение которой население должно было принять без права выбора. Для формирования высокого уровня политической сознательности, и одновременно расширяя свою социальную базу политические партии проводят различные семинары и тренинги для формирования у молодых людей общего представления о политике, а также, другие разнообразные мероприятия для рекрутирования молодежи в ряды своих партии для достижения разнообразных целей, не всегда способствующих укреплению государственного строя.
Говоря об увеличении количества случаев социально опасного поведения, что имело место во всех постсоветских государствах в первые годы их существования и с меньшей интенсивностью имеют место и по сегодняшний день, необходимо отметить причины этого явления. Причина этого в том, что в кризисные времена молодежная политика поддерживалась только на бумаге и ее практически финансировалась государством. С распадом сильного советского государства у людей появилась, так называемая, относительная «свобода» от закона. Такой процесс является традиционным во времена кризиса, изменения законодательства, статуса страны, то есть, в то время, когда старая система уже не существует, а новая еще полностью не успела сформироваться. Это утверждение справедливо и для молодежной политики государства, когда молодые люди, особенно, младшей возрастной группы, стали предоставленными самим себе, а недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов стала благоприятным климатом для увеличения криминогенной статистики, в том числе и в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день эта проблема решается путем совершенствования государственной молодежной политики, прежде всего в области мотивация для участия молодежи в общественно полезных мероприятиях, социально полезной и значимой для общества деятельности.
Не смотря на достижения последних лет, по-прежнему актуальной остается проблема здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни среди современной молодежи. Особенно это важно, потому что молодежь – это репродуктивная часть населения, которое требует особого внимания со стороны медицины. К счастью, в последние годы начало сокращаться употребление молодежью психоактивных и психотропных веществ, однако нельзя сказать, что кризис миновал. До сих пор большая часть патологий при рождении детей вызвана как раз «лихими» годами перестройки, когда выпущенная на «поругание свободой» и «вкусив гамбургера сладострастных утех», молодежь ринулась в ночные клубы, где о здоровье думать уже не приходилось.
В данной работе была проанализирована ситуация в сфере молодежной политики на примере Санкт-Петербурга. Была рассмотрены общие понятия молодежной политики, нормативно-правовая база, регулирующая молодежную политику. Также был проведен анализ молодежной политики Санкт-Петербурга с помощью опросов и проанализированы основные показатели реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье». В опросе были представлены такие проблемы, как демографическая ситуация, образование и воспитание, жилищные проблемы, безработица и отсутствие досуга у молодежи, проблемы молодых инвалидов, криминализация молодежной среды, неправильный образ жизни, безнадзорность несовершеннолетних, аморальность поведения и подмена жизненных ценностей, самоубийства. В результате было определено, что одной из наиболее важных проблем данной сфере является жилищный вопрос.
Коренные петербуржцы также хотят улучшить свои жилищные условия в большинстве случае, как и приезжие, т.е. жилищная ситуация как одних, так и вторых не устраивает. Большинство молодежи либо арендует жилую площадь, либо проживает с родственниками, но не имеет возможности приобрести собственное жилье. Как следствие, большинство, а именно 76,7 % опрошенных ответило, что хотело бы улучшить свои жилищные условия. Количество распределенных участников целевой программы «Молодежи доступное жилье» достаточно маленькое по сравнению с тем, сколько человек принимает в ней участие, т.е. получить жилье удается немногим.
Финансирование со стороны государства имеет тенденцию с каждым годом увеличиваться, но, несмотря на это, остается недостаточным.
Для того, чтобы изменить данную ситуацию мной были разработаны предложения по улучшения ситуации в жилищной сфере Санкт-Петербурга. Первым предложение заключается в реализации получения молодыми специалистами жилой площади через частный сектор путем накапливания денежных средств на сберегательной книжке за 10 лет отработки на предприятии.
По истечении 10 лет специалист имеет возможность приобрести в свою собственность жилую комнату. Вторым предложение является реализация получения молодыми специалистами жилой площади через частный сектор путем привлечения предприятием специалистов, в которых ощущается острая нехватка, и выдача им жилой площади в виде комнаты от организации.
По истечении 10 лет в том, что случае, если работник стал ценным специалистом, зарекомендовав себя с хорошей стороны, предприятие передает ему эту комнату в собственность. Третье предложение заключается в создании информирующей листовки «Жилье для молодых». По той причине, что большинство даже не знает о способах его получения, целесообразно было бы об этом информировать.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и содержание государственной молодежной политики

Неотъемлемой частью социальной политики российского государства является молодежная политика. В современном мире молодежь является наиболее восприимчивой и мобильной частью социума, она поддерживает прогрессивные реформы и претворяет их в жизнь . Патриотические устремления молодежи развивают науку и промышленность, обеспечивают рост экономики и обеспечивают качество жизни. Изменения в социально-экономическом развитии страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Поскольку молодежь России несет функцию будущего общества, сохранения и развития страны, то ей необходим контроль и помощь. Именно для помощи в социализации и самореализации, поддержки и решения проблем молодого поколения необходима устойчивая структура государственного регулирования молодежной политики.
К федеральным органам государственной власти, регулирующих государственную молодежную политику и ее реализацию относятся:
— Министерство образования и науки Российской Федерации: является федеральным органом исполнительной власти. Реализует государственную политику и нормативное правовое регулирование в области образования, молодежной политики, воспитания, организации отдыха и оздоровления, социальной поддержки и защиты прав детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая вопросы интеллектуальной собственности. Координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Рособрнадзора и Росмолодежи, а также осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций;
— Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. Основные направления деятельности: создание условий для развития и самореализации молодежи, вовлечение в активную социальную практику; патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи; развитие содержания дополнительного образования детей по основным направлениям; развитие научно-технического творчества. Создание детских технопарков «Кванториум»; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. Гранты Президента Российской Федерации; создание условий для педагогического обеспечения воспитательной деятельности в образовательных организациях; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни; развитие системы ученического самоуправления; продвижение русского языка и образования на русском языке и расширение гуманитарного влияния Российской Федерации за рубежом;
— Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь): единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России.
Агентство рассматривает молодёжь как главный ресурс развития страны, и именно на этом убеждении строит свою работу в рамках реализации государственной молодёжной политики России. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации;
— Министерство спорта Российской Федерации;
— Федеральное агентство по туризму Российской федерации;
— Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
— Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы