Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование государственной молодежной политики в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…………………. 6
1.1 Государственная молодежная политика, ее основные цели, задачи, принципы…………………………………………………………………….. 6
1.2 Нормативно-правовая база, определяющая молодежную политику в РФ….………………………………………………………………………………11
1.3 Структура и полномочия органов государственного управления в сфере молодежной политики …………………………………………………………………15
Глава 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)…………………………………………………………………. 21
2.1 Характеристика системы управления в сфере молодежной политики…………………………………………………………………………….21
2.2 Оценка реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге………….. 27
2.3 Основные направления совершенствования реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге…………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..52

 

  

Введение:

 

Российская молодежь в Российской Федерации составляет 34% населения страны, а это около 37 млн. человек, возраст которых находится в пределах от 14 до 30 лет.
В настоящее время в среде молодежи имеет место ряд проблем, которые сдерживают ее развитие и приводят к снижению потенциала страны. К проблемам молодежи относятся: ухудшение физического и психического здоровья; маргинализация и криминализация молодежной среды; трудности в реализации своих профессиональных устремлений, адаптации к современной экономической ситуации; безработица; отсутствие стремления к активному участию в бизнесе и предпринимательстве; деформация духовно-нравственных ценностей; снижение абсолютной численности и доли молодежи в структуре населения, что связано с негативными демографическими процессами.
Помимо выше названных проблем молодежной среды вызывает опасение тенденция «потери человеческого капитала», что связано с неполным использованием молодыми людьми, имеющегося у них потенциала, что может обусловить замедление социально-экономического развития страны.
Актуальность исследования обусловлена реальной необходимостью в применении качественно нового подхода к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, которые ориентированы на создание условий и возможностей для успешности процессов социализации и эффективной ее самореализации, развития ее потенциала в интересах Российской Федерации, потому, как в мире, который быстро меняется, стратегические преимущества будут у государств, способных к эффективному развитию и продуктивному использованию инновационного потенциала развития, где основной носитель — молодёжь.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретической разработке предложений по совершенствованию реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
• определить сущность, цели, задачи и принципы государственной молодежной политики,
• охарактеризовать структуру и полномочия органов управления в сфере молодежной политики,
• систематизировать нормативно-правовую базу, которая определяет молодежную политику в РФ,
• охарактеризовать систему управления в сфере молодежной политики Санкт-Петербурга,
• провести оценку эффективности реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге на примере деятельности Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга,
• выявить проблемы реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге и определить направления по ее совершенствованию.
Объект исследования: государственная молодежная политика РФ.
Предмет исследования: реализация государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге.
Теоретическую основу работы составляют труды, посвященные проблемам молодежной политики, таких исследователей как А.С.Запесоцкий, О.М. Карпенко, В.О. Евсеева, И.М. Ильинский, Г.В.Куприянова, А.В. Шаронов и др.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Нормативно-правовой основой выпускной квалификационной работы выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Информационную основу исследования составили официальные статистические данные исполнительных органов государственной власти РФ, аналитические обзоры и информационные материалы, представленные Министерством образования и науки РФ, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, материалы, которые опубликованы в научных журналах, монографиях, информация из электронных источников (Интернет).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов основной части, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы работы, обозначены ее цель, задачи, объект и предмет исследования, а также методы исследования.
Первая глава раскрывает сущность, цели, задачи и принципы государственной молодежной политики. В ней представлена и охарактеризована структура и полномочия органов управления в сфере молодежной политики, осуществлен обзор нормативно-правовой базы, которая определяет молодежную политику в РФ.
Вторая глава посвящена анализу деятельности Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, исследованию проблем реализации молодежной политики и обоснованию направлений по ее совершенствованию.
В заключении осуществлена систематизация полученных научных и практических результатов, сформулированы выводы и рекомендации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Государственная молодежная политика представлена самостоятельным направлением деятельности государства, цель которого представлена: созданием и улучшением условий для реализации молодых людей; раскрытием их потенциальных возможностей; интеграцией молодых людей в общество и повышением их роли в жизни российского общества.
Установлено, что молодежная политика основывается на ряде нормативных актов, представленных: Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов.
Выявлено, что структура управления в сфере молодежной политики РФ представлена субъектами, которые реализуют управленческие функции в отношении объектов, на трех уровнях:
— федеральном (Федеральное агентство по делам молодежи, отраслевые Министерства),
— региональном (Комитеты Федерального агентства по делам молодежи, Отраслевые Министерства),
— муниципальном (Отделы молодежной политики муниципальных образований).
Система управления в сфере молодежной политики Санкт-Петербурга представлена: Правительством Санкт-Петербурга, его уполномоченным органом по делам молодежи Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга и подведомственными ему учреждениями.
Установлено, что Комитетом работа ведется по всем выделенным направлениям (патриотическое воспитание; здоровый образ жизни, добровольчество; профилактика терроризма и экстремизма). По результатам анкетирования эффективность реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге по выделенным показателям оценена на среднем уровне.
Определены направления совершенствования реализации государственной молодежной политики Санкт-Петербурга, среди которых:
— неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений по работе с молодёжью;
— дефицит «узких» специалистов;
— недостаточный уровень профессионализма для выполнения предусмотренных функций специалистами в сфере реализации молодежной политики;
— слабая межведомственную координацию государственной молодежной политики с иными сферами политики государства;
— отсутствие современной инфраструктуры, которая позволяет реализовать молодежную политику;
— отсутствие комплексного характера проведения диагностики и мониторинга состояния молодежной сферы Санкт-Петербурга.
Разработаны конкретные предложения по совершенствованию реализации государственной молодежной политики Санкт-Петербурга, а именно:
— увеличить финансирование сферы молодежной политики;
— ужесточить контроль за состоянием материально-технической базы подведомственных Комитету учреждений, ходом и качеством выполнения ремонтных работ, его своевременностью;
— использовать механизмы государственно-частного партнерства;
— разработать программу развития инфраструктуры для реализации молодежной политики Санкт-Петербурга на 2020-2025 гг.;
— провести мероприятия, направленные на повышение престижа профессии;
— повысить надбавки за профессиональную квалификационную группу;
— обмен опытом с зарубежными органами управления в сфере молодежной политики;
— переподготовка управленческих кадров по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «менеджмент в сфере молодежной политики»;
— создание координационного центра, разработка единой формы для проведения ежегодного комплексного мониторинга состояния молодежной сферы Санкт-Петербурга с диагностируемыми показателями и определением ответственных за их изучение (проведение мониторинга);
— разработать план совместных действий органов власти Санкт-Петербурга, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Государственная молодежная политика, ее основные цели, задачи, принципы

Задачей параграфа является уточнение сущности молодежной политики, ее целей, задач, принципов, направлений. Однако, прежде чем, перейдем к решению поставленной задачи, уточним понятие «молодежь».
Рассмотрим данный термин в справочных изданиях.
Так, в Большом энциклопедическом словаре под термином «молодежь» рассматривается социально-демографическая группа, которая выделяется на базе возрастных характеристик, специфики положения в социуме и социально-психологических свойств, определяемых обществом, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [37].
В социологическом словаре понятие «молодежь» трактуется как социально-демографическая группа, которой переживается период по становлению социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к реализации социальной роли взрослого человека [36].
Согласно позиции В.Т. Лисовского, который дал одно из первых определений обозначенному понятию, «молодежь» рассматривается в качестве поколения людей, проходящих стадию социализации, впитывающих, усвоивших ряд функций, представленных: образовательными, профессиональными, культурными и иными [32].
С точки зрения В.В. Павловского, молодежь представлена возрастной группой, которая с течением времени займет лидирующие позиции в экономической и политической, социальной и духовной сферах социума [44].
В.И. Добрынина рассматривает молодежь в качестве наиболее динамичной части общества, которая физически и духовно еще не окрепла, не стала независимой самостоятельной группой, не завершила социально- адаптационные процессы [9]. Согласно позиции автора, особенность молодежи состоит в том, что она легко перестраивается, адаптируется к изменяющимся условиям, что обусловлено способностью этого возрастного периода к наиболее быстрому усваиванию новых идей, ценностей, норм.
В «Основах государственной молодежной политики РФ до 2025 года» в качестве молодежи рассматриваются физические лица в возрасте от 14 до 30 лет. Кроме того, в данном документе указывается на то, что конечные возрастные границы могут быть определены 35 годами и более [3].
В связи с выше изложенным, возрастные границы молодежи носят размытый подвижный характер, зависят от конкретных исторических условий и колеблются от 14-30 лет.
Исходя из того, что молодежи присущи такие характеристики как инициативность, гибкость мышления, максимализм, то есть те качества, которые лежат в основе многих перемен и изменений общественных устоев им необходима поддержка со стороны, которую может предоставить государство посредством проведения грамотной молодежной политики [11].
Итак, перейдем к рассмотрению сущности, целей, задач, принципов, основных направлений государственной молодежной политики.
С точки зрения В.Т. Лисовского, молодежная политика представляет собой аспект социально-экономической политики государства и муниципалитетов. Это комплекс мер поддержки молодежи [32, с. 413].
И.М. Ильинский определяет молодежную политику в качестве системы идей касательно молодых людей и их роли в общественном развитии, комплекса действий тех или иных структур, которые ориентированы на реализацию последних [21, с. 49].
По мнению А.И. Зыряновой, молодежная политика является приоритетной деятельностью, субъекты которой представлены органами власти, молодежью и иными заинтересованными сторонами, которая направлена на реализацию целей, представленных: сохранением жизни и здоровья молодежи, воспроизводством населения, повышением качества жизни данной категории населения и развитием ее потенциала в общественных интересах и интересах будущего поколения [20].
В «Основах государственной молодёжной политики до 2025 года» государственная молодежная политика представляет собой систему мер, среди которых нормативно-правовые меры, финансово-экономические меры, организационно-управленческие меры, информационно-аналитические меры, кадровые меры, научные меры, реализуемые путем взаимодействия институтов гражданского общества, граждан, различных ведомств. Комплекс таких мер ориентирован на осуществление воспитания молодежи (гражданственности, патриотизма, духовности, нравственности), создание условий для ее самореализации, повышения потенциала для достижения социально-экономического развития страны, конкурентоспособности, национальной безопасности, прочных позиций лидера в мире [3].
Ключевые цели молодежной политики в обозначенном документе представлены: совершенствованием ряда условий (среди которых — правовые, социально-экономические и организационные) для достижения успешности в самореализации молодежи, которые ориентированы на раскрытие ее потенциала (экономического, интеллектуального и духовного) для осуществления развития РФ, а также содействия интеграционных процессов молодежи в социум, увеличение ее роли в жизни страны [3].
Задачи государственной молодежной политики представлены:
‒ формированием ценностной системы, базирующейся на учете многонациональности страны;
‒ развитием просветительской работы среди молодежи, технологий в сфере образования и воспитания;
‒ формированием здорового образа жизни;
‒ созданием условий для реализации молодых людей;
‒ использованием технологии «социального лифта» для изменения социального статуса молодых людей;
‒ поддержкой молодой семьи;
‒ созданием необходимого информационного пространства для развития молодых людей [3].
Основные принципы по реализации государственной молодежной политики представлены:
‒ принципом понимания того, что молодежь является социальной категорией сочетающей следующие функции, среди которых: перенятие опыта и знаний поколений; создание продукта, являющегося инновационным, обеспечивающим общественное развитие; воспроизводством будущего поколения;
‒ принципом по обеспечению возможностей для участия молодежи в осуществлении разработки и принятия решений в сфере по реализации данной политики;
‒ принципом по обеспечению доступа молодежи к институтам, инфраструктуре, инструментам и механизмам реализации государственной молодёжной политики;
‒ принципом сочетаемости качественных и количественных показателей при проведении оценки эффективности достижения целей такой политики;
‒ принципом понимания уникального характера данной сферы, в соответствии с которым управление таковой осуществляет решение самостоятельных задач и принятие необходимости в координации усилий межведомственного характера для достижения целей, которые поставлены [3].
Приоритетные направления государственной молодёжной политики в РФ представлены:
‒ формированием ценностей и мировоззрения молодежи, способствующих качественности реализации её потенциала;
‒ созданием условий для осуществления реализации ее потенциала в социально-экономической сфере;
‒ формированием установок на ведение здорового образа жизни, повышением культуры безопасности;
‒ формированием установок по укреплению статуса молодой семьи;
‒ созданием институтов и механизмов для образования молодых людей, как формального, так и неформального, поддержки их потенциала;
‒ созданием элиты мирового уровня как интеллектуальной, так и культурной;
‒ формированием информационного поля возможностей для реализации потенциала данной категории населения [3].
Субъекты реализации государственной молодежной политики представлены:
‒ молодыми гражданами Российской Федерации от 14 до 30 лет;
‒ органами власти (как государственными, так и муниципальными);
‒ специалистами по работе с молодежью;
‒ молодёжными общественными объединениями, их ассоциациями;
‒ учреждениями, которые имеют различную форму собственности, площадками по профилю, посредством которых создаются условия для реализации мероприятий, направленных на развитие молодых людей;
‒ юридическими и физическими лицами, принимающими участие в реализации государственной молодежной политики, ее направлений [10].
Таким образом, государственная молодежная политика представлена самостоятельным направлением деятельности государства, цель которого представлена: созданием и улучшением условий для реализации молодых людей; раскрытием их потенциальных возможностей; интеграцией молодых людей в общество и повышением их роли в жизни российского общества.

 

 

1.2 Нормативно-правовая база, определяющая молодежную политику в РФ

Проанализируем правовую базу, которая определяет молодежную политику.
Так, государственная политика основывается на ряде нормативных актах, представленных:
‒ Конституцией РФ,
‒ федеральными законами,
‒ Указами Президента РФ,
‒ постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
‒ нормативно-правовыми актами субъектов РФ,
‒ актами органов муниципального управления.
В действующем законодательстве РФ имеет место и регулируется ряд вопросов, среди которых:
‒ цели и принципы обозначенной сферы политики;
‒ принципы, содержание и меры по поддержке государством молодежных общественных объединений;
‒ обеспечение гарантий в сфере труда и сфере занятости молодых людей, содействие предпринимательской деятельности;
‒ поддержка молодых семей и талантов молодых людей;
‒ проведение молодежных обменов между странами.
Так, Конституция Российской Федерации [1] содержит положения, которые составляют основу государственной молодежной политики. Например, непосредственно относится к вопросам молодежи статья 43 о праве на получение образования, обязательном характере такого образования как основное общее.
Отметим, что в общем, практически все права могут иметь специфическое преломление через призму молодежной политики.
Среди Федеральных законов, регулирующих вопросы молодежной политики можно выделить:
‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], который содержит систему норм, ориентированных на осуществление защита и реализацию прав молодежи в образовательной сфере.
‒ Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», где отражены принципы, меры по поддержке государством подобных объединений.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в сфере молодежной политики представлены:
‒ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»;
‒ Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
‒ Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
‒ Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р. «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года» [3];
‒ Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы»;
‒ Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [16].
Так, в Концепции имеют место цели и задачи молодежной политики на долгосрочный период, направленные на презентацию молодых людей как одного их основных субъектов в области инновационного развития страны, активных агентов российского общества.
Существенное место отведено самореализации молодых людей, осуществлению их гражданского образования, воспитания патриотизма, а также добровольческой деятельности.
В рассматриваемом документе также обозначены базовые направления молодежной политики, которые имеют стратегическую важность значение:
‒ задействование молодежи в социальной практике, ее информирование о возможностях саморазвития, которые являются потенциальными;
‒ поддержка активности молодежи в сфере науки, творчества и предпринимательства;
‒ созданием целостности поддержки молодежи, которая обладает лидерскими навыками, является инициативной и талантливой;
‒ образование и воспитание патриотизма среди молодежи, содействие осуществлению формирования у нее ценностей в сфере права, культуры, морали.
В таком документе как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 08.12.2011 N 2227-р [5], нашли отражение такие не менее важные направления в сфере молодежной политики, в частности, формирование стимулов, которые являются эффективными (среди которых — материальные и моральные) для осуществления притока молодежи, которая является творческой, в экономический сектор, определяющие ее инновационный характер развития, а также в сферу образования и науки, которые обеспечивают такое развитие.
В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года №2403-р. имеет место определение целей, задач, принципов, направлений молодежной политики, ее приоритетов, представленных:
‒ совершенствованием законодательной базы;
‒ разработкой программ по реализации молодежной политики, носящих комплексный характер;
‒ развитием механизмов по межведомственному взаимодействию;
‒ развитием системы в сфере государственно-частного партнерства;
‒ созданием условий для осуществления возможностей для самореализации молодежи;
‒ стимулированием мобильности молодежи в сфере труда и образования;
‒ созданием консультативных, совещательных и координационных органов в данной сфере;
– развитием комплексного характера системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, включающей поддержку молодежи, которая осталась без родительского попечения, а также молодежи, находящейся на лечении, а в учреждениях, которые относятся к исправительным [3].
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, поставлены задачи по вовлечению молодежи в социальную практику, представленные:
‒ вовлечением молодежи в деятельность, носящую общественный характер;
‒ обеспечением эффективности социализации молодежи, находящейся в сложной жизненной ситуации;
‒ созданием механизмов по формированию целостности системы, ориентированной на продвижение молодежи, которая инициативная и талантливая;
‒ обеспечением эффективности взаимодействия с молодежными общественными объединениями, организациями, которые являются некоммерческими [4].
Результатами реализации подпрограммы определены:
‒ формирование у молодежи потребностей относительно самореализации;
‒ создание условий по раскрытию потенциала.
Направления по решению обозначенных задач представлены:
‒ осуществлением поддержки молодежи среди которых талантливая и инициативная;
‒ оказанием содействия занятости в сфере труда, поддержкой предпринимательской инициативы молодежи и деятельности отрядов студентов;
‒ развитием волонтерского движения среди молодежи;
‒ оказанием помощи молодежи, которая является трудной;
‒ гражданским и патриотическим воспитанием представителей молодежи;
‒ духовно-нравственным воспитанием молодых людей;
‒ развитием органов самоуправления в студенческой среде;
‒ профилактикой экстремистских проявлений среди молодежи;
‒ развитием сотрудничества молодежи на международном уровне.
Кроме того, локально на региональном и муниципальном уровнях молодежная политика регулируется актами субъектов РФ и муниципальных органов.
Таким образом, в настоящее время молодежная политика основывается на нормативных актах, представленных: Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы