Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование эффективности процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ  МЧС РОССИИ……………………………………..
6
1.1Понятие, сущность и методы  принятия   управленческих  решений в системе МЧС России…………………………………………………………….
6
1.2Общие принципы и критерии принятия управленческих решений  в системе МЧС России…………………………………………………………….
9
1.3Правовая   регламентация деятельности при  принятии управленческих решений в системе МЧС России …………………………….
13
2 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ………………………………………………………

17
2.1 Информационная поддержка принятия управленческих решений 
в системе МЧС России…………………………………………………………..
17
2.2Алгоритм использования  автоматизированной  системы  принятия    управленческих решений в системе МЧС России…………………………….
26
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ………………………………………………………………………….

37
3.1 Совершенствование элементов информационной системы поддержки принятия управленческих решений в системе МЧС Росси…………………..
37
3.2 Совершенствование процессов принятия управленческих решений в системе МЧС России…………………………………………………………….
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 54

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что начавшиеся в 2000-е годы и продолжающиеся в настоящее время процессы административной реформы в системе государственного управления затрагивают наиболее значимые вопросы жизни российского общества, к которым, безусловно, относится степень защищенности от чрезвычайных ситуаций. Это важно как для граждан, так и для предприятий, экономики в целом, с точки зрения возможности предупреждения или снижения размера экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Можно сказать, что от состояния системы управления в органах Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации (далее – МЧС, МЧС России), от оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений во многом зависит и современное развитие российской экономики, и уровень доверия населения к власти. Поэтому данные вопросы находятся в центре внимания нашего Президента, регулярно затрагиваются им в ежегодных Посланиях. Несмотря на довольно богатый опыт реформ, подходы к совершенствованию процесса принятия управленческих решений в органах исполнительной власти в современном российском государстве остаются поводом для дискуссии не только в профессиональном сообществе, но и широко осуждаются прочими заинтересованными сторонами (населением, предпринимателями, общественными организациями). Тема гражданской обороны не относится к числу тем, открытых для общественного обсуждения, поэтому остается много нерешенных вопросов, которые требует дополнительного исследования.
Внедрение современных методов менеджмента, таких как программно-целевое финансирование, проектный подход, развитие системы мотивации и ответственности на гражданской службе, позволит повысить эффективность функционирования органов МЧС на всех уровня управления (федеральном, региональном, местном) и усилить направленность работы данных органов на достижение качественных социально-экономических результатов деятельности:
− во-первых, снижение размера материального ущерба для экономики на макро- и микроуровне;
− во-вторых, создание условий для роста продолжительности жизни российских граждан.
Объект исследования: система менеджмента и процессы принятия управленческих решений в органах МЧС России.
Предмет исследования: действующий порядок принятия управленческих решений в системе МЧС России.
Цель исследования состоит в определении путей совершенствования эффективности процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России.
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты принятия управленческих решений в системе МЧС России.
2. Проанализировать особенности функционирования автоматизированной системы информационной поддержки принятия управленческих решений в системе МЧС России.
3. Разработать пути совершенствования эффективности процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России.
В выпускной квалификационной работе применяются общенаучные методы исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 раздела и 7 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список используемых источников.
В первом разделе «Теоретические аспекты принятия управленческих решений в системе МЧС России» рассматриваются понятие, сущность и методы, общие принципы и критерии принятия управленческих решений в системе МЧС России, а также основы правовой регламентации деятельности по принятию управленческих решений в системе МЧС России.
Во втором разделе «Автоматизированная система информационной поддержки принятия управленческих решений в системе МЧС России» исследуется информационная составляющая процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России.
В третьем разделе «Пути совершенствования эффективности процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России» предлагаются направления совершенствования процессов принятия управленческих решений в МЧС России путем совершенствования элементов информационной системы поддержки принятия управленческих решений.
В заключении содержатся выводы, сделанные в результате исследования процесса принятия управленческих решений в системе МЧС России и разработки путей его совершенствования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, выполнение поставленных исследовательских задач позволило получить следующие основные результаты исследования.
В результате рассмотрения теоретических основ принятия управленческих решений в системе МЧС России установлено, что деятельность в сфере гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах четко регламентируются на федеральном и региональном уровне.
МЧС России осуществляет функциональное руководство Российской единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС, Единая система реагирования). РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности органов управления и сил Единой системы реагирования осуществляют коллегиальные органы управления и принятия решений − комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – комиссии ЧС).
При принятии управленческих решений в системе МЧС России широко используются методы экспертных оценок. Данная работа автоматизирована. В составе баз и банков данных, специального программного обеспечения, находящихся на учете в Фонде алгоритмов и программ ГОЧС МЧС России, с 2016 года функционирует «Информационно-аналитический модуль по формированию базы данных и ведению реестра экспертов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Информационную поддержку принятия управленческих решений в системе МЧС России обеспечивает автоматизированная информационно- управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее − АИУС РСЧС).
Используемые в органах МЧС России автоматизированные системы включают функциональные блоки аналитики и статистики, поддержки принятия решений, предназначенные для информационного обеспечения принятия управленческих решений по экстренному реагированию и планированию мер реагирования на происшествия.
Так, например, в основе блока поддержки принятия решений системы-112 заложена статистическая модель, сформированная с учетом истории предыдущих обработанных вызовов по происшествиям, имеющая возможность динамического изменения.
Совершенствование элементов информационной системы поддержки принятия управленческих решений в системе МЧС России осуществляется на программно-целевой основе в рамках утверждаемых распоряжениями МЧС России планами информатизации на трехлетний период. Финансирование мероприятий по информатизации системы МЧС России осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»,
Управленческие решения в МЧС России, начиная с 2019 года, будут приниматься в целях реализации Стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года. Должна быть обеспечена информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К числу наиболее актуальных вопросов современного администрирования в системе МЧС России относится проблема повышения эффективности управления и принятия управленческих решений на основе стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования, внутреннего аудита результативности и оценки рисков.  
Не менее важным направлением повышения эффективности управления и принятия управленческих решений является разработка и утверждение эффективных механизмов государственной кадровой политики в системе МЧС России. Обоснована актуальность внедрения современных подходов к развитию системы мотивации и поощрения (материального стимулирования) сотрудников. Сделан вывод, что наибольшие возможности для этого предоставляет оценка участия в проектной деятельности, в разработке и реализации приоритетных, региональных и ведомственных проектов.
Реализация разработанных в настоящей выпускной квалификационной работе мер позволит решить задачи по совершенствованию процесса принятия управленческих решений и повышению эффективности функционирования органов управления в системе МЧС России.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений в системе МЧС России
1.1 Понятие, сущность и методы принятия управленческих решений в системе МЧС России

МЧС России является органом исполнительной власти федерального уровня, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [4].
Менеджмент в системе МЧС России охватывает все функции управления, включая организацию, координацию, планирование, мониторинг, контроль, которые осуществляются в целях оперативного реагирования в подведомственных сферах государственного регулирования.
Структура системы МЧС России представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура системы МЧС России

Организационным ядром МЧС Росси является центральный аппарат. Его структура включает в себя: Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря — заместителя Министра, заместителей Министра (всего 9 заместителей) и главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, пользующегося правами заместителя Министра, а также структурные подразделения по основным направлениям деятельности (департаменты и управления, состоящие из отделов).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, представленные на рисунке 1, в том числе территориальные органы, расположенные во всех российских регионах, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств российского государства, представительств нашей страны при международных организациях. При этом для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации в составе системы МЧС России создан и успешно функционирует российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
МЧС России осуществляет функциональное руководство Российской единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС, Единая система реагирования) [6]. РСЧС является сложной иерархической многоуровневой и многофункциональной структурой. Она объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления и организаций, которые обладают полномочиями решать вопросы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности органов управления и сил единой системы осуществляют коллегиальные органы управления и принятия решений − комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – комиссии ЧС)
Именно в задачи комиссий ЧС входит разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Комиссии обеспечивают согласованность действий органов исполнительной власти разного уровня и организаций при решении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности. Именно им отводится решающая роль в решении проблемных вопросов восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, землетрясений, террористических актов).
На своих заседаниях комиссии СЧ рассматривают вопросы о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуации, о необходимости организации оповещения и информирования населения.
Ежегодно разрабатывается и актуализируется федеральный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Аналогичные планы разрабатываются в федеральных округах, регионах, органах местного самоуправления, организациях. На основе этих планов организуется работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы реагирования [1].
МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство разработкой планов мероприятий в рамках единой системы реагирования.
Органами повседневного управления единой систем реагирования являются Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы