Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование деятельности органов государственной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства на примере города Москва
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 6
1.1. Сущность предпринимательства, виды, формы и его роль в экономике стран 6
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства 11
1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 13
ГЛАВА 2. Анализ деятельности органов государственной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства на примере города Москва 21
2.1. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе Москва 21
2.2. Анализ деятельности органов государственной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москва 25
2.3. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства в городе Москва 33
ГЛАВА 3. Направления совершенствование деятельности органов государственной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства 39
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов государственной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства 39
3.2.Социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий 48
Заключение 52
Библиография 57
Введение:
Актуальность темы исследования. Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) является важнейшей сферой, которая оказывает огромное влияние на формирование российской экономики и социальной сферы, поскольку на сегодняшний день в данном секторе осуществляют свою деятельность каждый четвертый россиянин.
После экономического кризиса 2008 года возрос интерес федеральных и региональных органов государственной власти к развитию малого и среднего предпринимательства. Поскольку именно тогда стало очевидно, что поддержка субъектов МСП является достаточно эффективным механизмом реализации антикризисной стратегии.
Однако развитие данного сектора российской экономики происходит «волнами» кризиса: проблемы крупных компаний способствуют освобождению ресурсов, которые, в свою очередь, дают толчок развитию МСП.
В настоящее время государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях осуществляется при реализации следующих программ и мероприятий:
— программа Министерства экономического развития РФ по государственной поддержке МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
— программы Министерства труда и социальной защиты РФ по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
— мероприятия Министерства сельского хозяйства РФ по поддержке субъектов МСП в агропромышленном комплексе;
— комплекс мер Министерства образования и науки РФ, направленных на поддержку МСП в научно-технической сфере.
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности государственных органов по поддержке МСП. Поставленная цель будет достигнута посредством выполнения следующих задач:
— изучить сущность предпринимательства, его виды и формы, роль в российской экономике;
— рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства;
— представить зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
— проанализировать состояние малого и среднего предпринимательства в городе Москва;
— провести анализ деятельности государственных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москва;
— выявить основные проблемы малого и среднего предпринимательства в городе Москва;
— разработать перечень мероприятий по совершенствованию деятельности государственных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москва;
— выявить социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий.
Объектом данного исследования выступает российский сектор малого и среднего предпринимательства в городе Москва, предметом – механизмы его государственной поддержки.
Теоретическая база исследования состоит из учебных пособий, научных статей из периодических журналов и сборников трудов научных конференций. Проблемам малого и среднего предпринимательства посвящены научные труды многих ученых, которые стали теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы. Таких как Н.В. Бардасова, С.И. Зайченков, Г.Ф. Ручкина, Е.А. Колесниченко, Я.Ю. Радюкова, С.Е. Дронов и других.
Эмпирическая база исследования состоит в официальном сайте мэра Москвы, Правительства, федеральной службы государственной статистики.
Методологической основой работы явился общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, в том числе: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в глубоком освещении проблем малого и среднего предпринимательства и в возможности применения выявленных теоретических аспектов в практическом исследовании.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения предложенных мероприятий для дальнейшей реализации, а также в возможности применить разработанные предложения для будущих исследований.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного исследования выявлены основные признаки предпринимательской деятельности:
— самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;
— инициативная деятельность дееспособных граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
— процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода);
— деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;
— систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;
— процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышенной потребительской ценность относительно существующих аналогов;
— предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Это означает, что в соответствии с п. 2 ст. 929 ГК РФ предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств перед контрагентами или изменений условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов;
— деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинговая и аудиторская, инновационная.
По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:
— коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, который продает готовые товары, купленные им у других лиц, потребителю, покупателю;
— финансовое предпринимательство. Это форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги;
— некоммерческое предпринимательство. Этот вид предпринимательства не связан с продажей продукции ради обогащения. Сюда относятся: благотворительная деятельность, деятельность различных фондов, общественных и религиозных организаций;
— производственное предпринимательство. Предприниматель сам производит продукцию, товары для последующей продажи потребителям или торговым организациям;
— посредничество. Предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, в качестве которого выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи и коммерческие организации.
Анализ объекта исследования показал, что малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших институтов в экономической системе России. Данный сектор служит основой рыночной экономики.
Роль и место субъектов МСП можно оценить несколькими показателями: доля работающих в данном секторе от общего числа занятых, доля субъектов в валовом внутреннем продукте страны.
Сектор МСП носит, как правило, региональный характер из-за своих масштабов деятельности и занимает значимое место в экономике региона, способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Ориентируясь на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, малое и среднее предпринимательство в определенной степени влияет на позиционирование региона в системе национального хозяйства. Во всех без исключения регионах России малый бизнес на 75-90 % использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68-95 % удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до четырех административных районов.
Обладая целым рядом преимуществ, малый и средний бизнес обращает на себя внимание научного сообщества. Актуализация теоретического изучения проблем и вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства во многом обусловлена возрастающей ролью этого сектора в экономической системе регионального и муниципального уровня, изучение которых невозможно без понимания сущности базовых категорий.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москва за последний год увеличилось на 14,3 % и в августе 2018 года составило 755,6 тысяч единиц, что составляет 13 % от общего количество субъектов МСП в стране и 30 % от общего числа занятого населения в Москве.
Итоги анализа изучаемой проблемы свидетельствуют о том, что имеет место быть ряд факторов, которые способствуют развитию предпринимательства в Москве:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1. Сущность предпринимательства, виды, формы и его роль в экономике страны
На сегодняшний день предпринимательством считается особенный вид хозяйствования, процесс организации и реализации деятельности в рыночных условиях. Существует несколько подходов к интерпретации данного термина.
Британский экономист Р. Кантильон (1680-1734 гг) понимал под предпринимательством производственно-хозяйственную деятельность, которая вбирает в себя элементы риска.
Французский экономист Ж.Б. Сэй (1767-1832 гг) называл предпринимательскую деятельность сочетанием трех производственных факторов: труд, земля, капитал.
Шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790 гг) определял предпринимательство саморегулирующейся деятельностью, которая возникает при наличии основных факторов производства.
Американский экономист П. Самуэльсон (1915-2009 гг) связывал данную деятельность с новаторством, а предпринимателем считал человека с особым мышлением, добивающего внедрения новых идей.
Американский ученый П. Друкер (1909-2005 гг) называл предпринимательством конкретную деятельность, которая заключается в нововведении во все сферы деятельности, в том числе в управлении.
Что касается отечественных подходов, А.В. Бусыгин (1970 г) определяет предпринимательство как форму деловой активности, которая основана на риске и современном подходе к системе экономических связей, когда производство и поставка продукции ориентируется на получение дохода.
Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.
Целью предпринимательской деятельности является непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи предпринимательство более корректно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения выявленной потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой стадии процесса воспроизводства.
Основные признаки предпринимательской деятельности:
— самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;
— инициативная деятельность дееспособных граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
— процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода);
— деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;
— систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;
— процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышенной потребительской ценность относительно существующих аналогов;
— предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Это означает, что в соответствии с п. 2 ст. 929 ГК РФ предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств перед контрагентами или изменений условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов;
— деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинговая и аудиторская, инновационная.
По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:
— коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, который продает готовые товары, купленные им у других лиц, потребителю, покупателю;
— финансовое предпринимательство. Это форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги;