Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сотрудничество Российской Федерации со странами Центральной Азии в постсоветский период( на примере Туркменистана)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

<p><a href=»#_Toc8469838″>Введение. 5</a></p>
<ol>
<li><a href=»#_Toc8469839″>1. Российская Федерация и страны Центральной Азии в постсоветский период: основы межгосударственного сотрудничества. 8</a></li>
</ol>
<p><a href=»#_Toc8469840″>1.1. Геополитическая ситуация в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе. 8</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469841″>1.2. Внешняя политика Российской Федерации в отношении стран Центральной Азии в постсоветский период. 16</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469842″>1.3. Экономические интересы России в Центральной Азии. 23</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469843″>1.4. Приоритетные сферы и направления гуманитарного сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии в постсоветский период&nbsp; 29</a></p>
<ol start=»2″>
<li><a href=»#_Toc8469844″> Тенденции развития, проблемные аспекты сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана в постсоветский период. 35</a></li>
</ol>
<p><a href=»#_Toc8469845″>2.1. Межгосударственные отношения Российской Федерации и Туркменистана&nbsp; на современном этапе: общая характеристика. 35</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469846″>2.2. Состояние и&nbsp;перспективы сотрудничества&nbsp; Российской Федерации и Туркменистана в&nbsp;торгово-экономической сфере. 42</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469847″>2.3. Сотрудничество в сфере в&nbsp;сфере науки, культуры, образования, миграции: проблемы и возможные пути решения. 48</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469848″>Заключение. 54</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469849″>Список литературы.. 57</a></p>
<p><a href=»#_Toc8469850″>Приложения. 63</a></p>
<p>&nbsp;</p>

  

Введение:

 

Современный этап развития Российской Федерации в геополитическом пространстве характеризуется разнонаправленностью векторов развития, но в виду ряда проблем с ситуацией на Украине и реакцией международного сообщества на эти проблемы, все более активно Российская Федерация сотрудничает с азиатскими партнерами. Традиционно наиболее тесные внешнеполитические и торгово-экономические отношения связывают Россию со странами СНГ, а также с участниками других региональных международных объединений – ШОС, Таможенный Союз, ОДКБ и т.д.
Поэтому среди стран Центральной Азии наиболее активно Российская Федерация сотрудничает с Казахстаном, Киргизией, которые входят в состав указанных организаций. Вместе с тем, в последние годы значительно активизировалось и сотрудничество между РФ и Туркменистаном, что делает особенно актуальной тему данного исследования: «Сотрудничество Российской Федерации со странами Центральной Азии в постсоветский период (на примере Туркменистана)».
Также об актуальности данной темы свидетельствует обострение угроз безопасности Туркменистана на границе с Афганистаном, что подталкивает правительство Туркменистана искать поддержки у международных партнеров и создает предпосылки тесного сотрудничества, как с Россией, так и с другими игроками международной арены.
Целью исследования в данной работе является характеристика и выявление особенностей современного этапа развития сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии в целом и с Туркменистаном в частности.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач исследования:
— описать геополитическую ситуацию в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе;
— рассмотреть внешнюю политику Российской Федерации в отношении стран Центральной Азии в постсоветский период;
— охарактеризовать экономические интересы России в Центральной Азии;
— выделить приоритетные сферы и направления гуманитарного сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии в постсоветский период;
— дать общую характеристику межгосударственных отношений Российской Федерации и Туркменистана на современном этапе;
— изучить состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана в торгово-экономической сфере;
— описать сотрудничество стран в сфере науки, культуры, образования, миграции, проблемы в данной сфере и возможные пути их решения.
Объектом исследования в данной работе выступают международные отношения, участниками которых являются страны Центральной Азии и Российская Федерация.
Предметом исследования являются современное состояние и перспективы развития сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии в целом и с Туркменистаном в частности.
В ходе выполнения данной работы были использованы как общенаучные логические методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция), так и специальные методы исследований (исторический метод, методы статистического анализа динамики и структуры).
Хронологические рамки исследования в работе включают период с момента развала СССР и до современного этапа. Наиболее полно описаны процесс, происходящие в сфере международного сотрудничества РФ и Туркменистана в 2017-2019 гг., поскольку этот период обозначен ростом активности отношений между исследуемыми странами. В ходе применения исторического метода исследования описаны также более ранние периоды.
Структура работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава содержит данные об общих тенденциях развития сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии. При этом глава описывает геополитическую ситуацию в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе, а также особенности сотрудничества РФ со странами Центральной Азии.
Вторая глава посвящена вопросам сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана, акцентируя внимание на общих вопросах сотрудничества, торгово-экономической сфере и гуманитарной сфере.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сделать ряд основных выводов по вопросам развития международных отношений Российской Федерации со странами Центральной Азии, в частности, с Туркменистаном, в постсоветский период.
Прежде всего, в работе сделан вывод о том, что современный этап развития внешнеполитической ситуации в Центральной Азии характеризуется усилением интеграционных тенденций. Этому, в частности, способствует формирование традиции неформальных встреч глав государств Центральной Азии, первая из которых состоялась в марте 2018 года, а вторая планируется в 2019 году. По мнению экспертов, такие инициативы являются признаком изменения курса центральноазиатских стран и формирования их совместной политики, направленной на развитие отношений внутри региона.
Вместе с тем, развитию стран Центральной Азии способствует и сотрудничество с другими – наиболее крупными – игроками международных отношений. Так, анализ показал, что в регионе Центральной Азии пересекаются геополитические интересы России, Китая, США, Евросоюза и других стран мира.
При этом важными геополитическими факторами включения стран Центральной Азии в международные процессы и сотрудничество являются: 1) острая проблема безопасности в регионе, которая связана преимущественно с действиями боевиков на территории соседнего Афганистана; 2) наличие в регионе значительных запасов энергетических ресурсов, которые на современном этапе являются важным политическим рычагом и создают стратегические перспективы регионального развития; 3) выгодное транспортное расположение региона, что делает его активным участником транспортировки товаров, в т. ч. и газа.
С учетом этих, и также и других факторов, на протяжении последних лет значительно активизировался интерес Китая, ЕС, США к странам Центральной Азии. Ряд этих стран входит в состав таких межгосударственных объединений как ШОС, Таможенный Союз, ОДКБ, что способствует их сотрудничеству с Российской Федерацией.
В отношениях РФ и стран Центральной Азии в последние годы наметился ощутимый прогресс, приняты ряд договоренностей о развитии сотрудничества в различных сферах. При этом основная масса исследователей подчеркивают, что геополитические интересы РФ в сотрудничестве со странами Центральной Азии связаны, прежде всего, с противодействием влиянию других игроков мировой политики в данном регионе (Китая, США и т.д.). Вместе с тем, не менее важным фактором активизации сотрудничества РФ и стран Центральной Азии выступает сфера безопасности.
Наиболее важной социально-экономической сферой в данном вопросе является реализация и транзит энергоносителей, а также политика привлечения трудовых ресурсов в Россию со стран Центральной Азии, увеличение количества азиатских студентов в российских вузах и т.д.
Одной из стран Центральной Азии, отношения которой с Россией являются наиболее «прохладными», является Туркменистан. Это связано, прежде всего, с политикой нейтралитета Туркменистана и ее длительной отстраненности от РФ и ряда региональных межгосударственных объединений (ШОС, Таможенный Союз, ОДКБ). Вместе с тем, проведенный анализ показал, что на сегодня Туркменистан активно меняет свою политику в различных сферах жизни общества, в частности и политику сотрудничества с Российской Федерации. Это находит проявление в увеличении межгосударственных контактов на различных уровнях управления, подписание ряда стратегически важных двусторонних договоров, возобновление сотрудничества Туркменистана и России в газотранспортной сфере и т.д.
Также особенно актуальными в этом аспекте являются вопросы обеспечения безопасности в регионе, поэтому в 2018-2019 годах наблюдается рост заинтересованности Туркменистана и России в военно-техническом сотрудничестве.
Что касается экономических отношений между странами, то они в динамике, хоть и афишируют подписание ряда договоров об активизации сотрудничества в данной сфере, но на практике демонстрируют некоторое падение объемов международной торговли.
Вместе с тем, несмотря на некоторое падение объемов внешней торговли между РФ и Туркменистаном в 2014-2017 годах, страны остаются важными деловыми партнерами. Дальнейшие перспективы торгово-экономического сотрудничества РФ и Туркменистана связаны с возобновлением поставок газа, а также с масштабными проектами в военно-технической сфере и т.д.
Также проведенное исследование свидетельствует о наличии серьезных сдвигов в развитии двусторонних российско-туркменских отношений в гуманитарной сфере общественной жизни. Так, особенно актуальными для России являются перспективы развития сотрудничества в образовательной сфере, поскольку РФ заинтересована в привлечении студентов, а в дальнейшем – квалифицированных сотрудников – из Туркменистана. Туркменистан также особо заинтересован в поддержке России в сфере науки, туризма и т.д. В целом, активизация сотрудничества между двумя странами в гуманитарной сфере способствует общему их сближению и оптимизации внешнеполитических отношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Геополитическая ситуация в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе

Анализ геополитической обстановки в Центрально-Азиатском регионе требует, прежде всего, определить географические (территориальные) границы исследования. В этом аспекте следует обратиться к историческим аспектам официальной трактовки термина «Центральная Азия».
Исследуемое понятие сначала вошло в обиход географических исследований. Так, впервые Центральная Азия была названа отдельным регионом в работе немецкого географа Александра Гумбольдта в 1843 году. В его трактовке регион включал территории к югу от Алтая и вплоть до северного склона Гималаев [44, с.164].
В геополитических исследованиях термин «Центральная Азия» появился уже только после распада СССР, он включает в себя часть бывшего СССР – советские республики Средней Азией (современные Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) и Казахстан. Данный термин был предложен в январе 1993 года на встрече глав государств и правительств стран Средней Азии и Казахстана в Ташкенте [32].
После распада СССР пять указанных выше новообразованных независимых государств прошли сложный путь построения государственной независимости и регионального сотрудничества. С момента обретения независимости многие эксперты и наблюдатели прогнозировали преимущественно негативный сценарий развития региона. Центральной Азии предрекали распад, неконтролируемый рост террористической угрозы, внутренние конфликты, экономический и социальный коллапс. Однако такие прогнозы не реализовались. За годы суверенного развития каждого из центральноазиатских государств позволили сохранить стабильность в регионе и, что не менее важно, заложить фундамент долгосрочного поступательного развития [27].
Полноценной региональной кооперации стран Центральной Азии препятствуют ряд факторов: разнятся политические и экономические модели стран региона, почти каждая из них больше ориентирована на сотрудничество не с соседями, а с третьими странами. При этом наличие объективно существующих предпосылок для партнерства – территориальной близости рынков, взаимоувязанной товарной номенклатуры, более или менее развитой логистики – пока не смогли изменить сложившуюся ситуацию [37].
В результате на протяжении многих лет Центральная Азия является разобщенным регионом. На фоне слабых соседских отношений наблюдаются сильные связи пяти республик с внерегиональными игроками – ЕС, США и т.д., последние стали крупными торговыми партнерами, инвесторами. А это сформировало в столицах Центральной Азии разную внешнеполитическую повестку дня и усиливало центробежные тенденции в регионе [14].
Вместе с тем, как отмечают эксперты, сегодня Центральная Азия переживает новый этап своего становления. Во взаимоотношениях стран региона наблюдается тенденция укрепления межгосударственного сотрудничества. Для этого имеется главное – политическая воля всех лидеров региона, готовность развивать сотрудничество на основе принципов добрососедства и взаимной заинтересованности. В марте 2018 года в столице Казахстана состоялась первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Это событие эксперты и политики (в частности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев) называют новым этапом в региональном сотрудничестве [27].
Формат неформальных встреч был предложен президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Он предложил своим коллегам ежегодно встречаться в преддверии Навруза и пригласил всех в Ташкент в 2019 году. В первой консультативной встрече лидеров региона, которая состоялась 15 марта 2018

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы