Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Состояние сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2
1.1 Сенсорное развитие: основные понятия и характеристика структурных компонентов…………………………………………………………………………..2
1.2 Сенсорное развитие дошкольников 2
1.3 Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха 2
1.4 Технологии сенсорного развития дошкольников 2
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 2
2.1 Методы исследования 2
2.2 Организация исследования 2
2.3 Характеристика детей, участвующих в исследовании 2
2.4 Методика констатирующего эксперимента 2
2.4.1 Миокинетическая диагностика Мира — и Лопеца……………………………2
2.4.2 Лабиринты Венгера……………………………………………………………2
2.4.3 Тест «Лабиринт»…………………………………………………………….…2
2.4.4 Проба «Ходьба»………………………………………………………………..2
2.4.5 Проба «Равновесие»……………………………………………………………2
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 3
3.1 Результаты миокинетической диагностики Мира — и Лопеца…………….….3
3.2 Результаты методики «Лабиринты Венгера»…………………………………..3
3.3 Результаты теста «Лабиринт»…………………………………………………..3
3.4 Результаты пробы «Ходьба»………………………………………………..…..3
3.5 Результаты пробы «Равновесие»…………………………………………..……3
3.6 Выводы по главе 3
ГЛАВА IV ПРОГРАММА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 3
4.1 Цель, задачи, принципы работы 3
4.2 Содержание формирующего эксперимента 3
4.3 Организация формирующего эксперимента 3
4.4 Оценка эффективности формирующего эксперимента 3
4.4.1 Эффективность по изменению количественных показателей 3
4.4.2 Эффективность по детям 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес и температуру, свойства поверхности и т.д. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Уже в раннем возрасте у ребёнка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.
Сенсорное развитие предполагает овладение (идентификации, соотнесения, перцептивного моделирования), а также освоение системы сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов, и является важным для детей с нарушением слуха. Слух для ребенка – важная составляющая его полноценного развития.
У детей с нарушениями слуха есть некоторые отличия от слышащих в формировании сенсомоторной сферы: особенности про¬странственной ориентации, ходьбы, равновесия, мелкой мо¬торики. Исследователи в области сурдопсихологии (Наседкин А. Н., Тарасов Д. И., Токарев О. П.) разделили причины и факторы нарушения слуха у детей дошкольного возраста на три группы:
Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).
Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).
В то же время имеются большие возможности успешной коррекционной работы с детьми со слуховой де¬ривацией по формированию сенсомоторной сферы. Подготовка специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии и в частности, (сурдопедагогов и специальных психологов), в настоящее время обусловлена, прежде всего современными тенденциями развития специального образования, которые сформировали потребность в специалистах, готовых работать в новых условиях. Эти новые потребности обусловлены следующими факторами:
 нарастанием интеграционных процессов;
 налаживанием системы раннего выявления, ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи младенцами с нарушенным слухом, а также социально-педагогической и психологической помощи семьям, имеющих таких детей;
 повышением внимания массовой общеобразовательной школы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении и адаптации к школьным условиям жизни;
 сменой приоритетов в организации коррекционно-образовательной деятельности: сегодня уже не только (или не всегда) ребенок идет в учреждение, к педагогу – в детский сад, в школу, но и (все чаще) – педагог идет к ребенку – домой;
 растущей активностью общественных организаций родителей детей с нарушениями слуха, инициирующими новые организационные и содержательные модели специального образования, требующие адекватных этим моделям профессионалов-педагогов, психологов, социальных работников;
 повышением социальной активности молодежи с ограниченной трудоспособностью, стремящейся к социальной реабилитации средствами профессионального образования.
Изучением проблемы сенсомоторной сферы занима¬лись многие специалисты, такие как: А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер, А. Л. Венгер, Э. И. Леонград, К. И. Вересотская, А. В. Запорожец, А. П. Гозова, Г. Л. Выгодская, Ж. И. Шиф, Е. Мир, М. Лопец, Соловьёв И.М., Розанова Т.В. и др. Областью изучения сенсомоторики является взаимо¬действие сенсорных и моторных компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализатора осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движения.
Проблема исследования сенсомоторной сферы детей с нарушением слуха и её связь с личностными характеристи¬ками до сих пор остаётся практически не разработанной. Специфические особенности развития двигательных ощущений у глухих детей связаны с отставанием в форми-ровании межфункциональных взаимодействий.
Гипотеза исследования. Заключается в предположении о том, что у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха есть особенности в сенсорном развитии.
Цель. Изучить сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха.
Задачи: (к каждой главе задача)
1. Изучить литературу по проблеме исследования сенсорной сферы дошкольников с нарушениями слуха;
2. Проанализировать выбранные методы исследования сенсорной сферы дошкольников с нарушениями слуха;
3. Выявить особенности сенсомо¬торной сферы между глухими и слышащими дошкольниками и ее влияние на личностные характеристики;
4. Определить эффективность предложенной коррекционной работы.
В работе использовались следующие методы исследования:
Методы теоретического уровня:
 анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
Методы эмпирического уровня:
 Миокинетическая диагностика Мира — и Лопеца (Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А, 2001);
 Лабиринты Венгера (Венгер A.A. «Отбор детей в специальные учреждения», 1972);
 Тест «Лабиринт» (Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А, 2001);
 Проба «Ходьба» (Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А, 2001);
 Проба «Равновесие» (Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А, 2001);
Статистические методы :
 метод математико-статистического анализа «Корреляция Пирсона».
Структура ВКР: Основной текст изложен на 100 страницах компьютерного текста, иллюстрирован 6 таблицами и 3 рисунками. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованных источников включает 50 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Сенсорное развитие: основные понятия и характеристика структурных компонентов
1.2.Сенсорное развитие дошкольников
1.3 Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха
1.4. Технологии сенсорного развития дошкольников
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Характеристика детей, участвующих в исследовании
2.4 Методика констатирующего эксперимента
2.4.1 Миокинетическая диагностика Мира — и Лопеца
2.4.2 Лабиринты Венгера
2.4.3 Тест «Лабиринт»
2.4.4 Проба «Ходьба»
2.4.5 Проба «Равновесие»
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1 Результаты миокинетической диагностики Мира — и Лопеца
3.2 Результаты методики «Лабиринты Венгера»
3.3 Результаты теста «Лабиринт»
3.4 Результаты пробы «Ходьба»
3.5 Результаты пробы «Равновесие»
3.6 Выводы по главе
ГЛАВА IV ПРОГРАММА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
4.1 Цель, задачи, принципы работы
4.2 Содержание формирующего эксперимента
4.3 Организация формирующего эксперимента
4.4 Оценка эффективности формирующего эксперимента
4.4.1 Эффективность по изменению количественных показателей
4.4.2 Эффективность по детям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы