Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Мировая экономика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Состояние и перспективы развития мирового морского транспорта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
функционирования морского транспорта. 5

1.1 Отражение транспортных услуг в
платёжном балансе. 5

1.2 Материально-техническая база
морского транспорта. Особенности её формирования. 13

Глава 2. Современные тенденции
развития морского транспорта. 20

2.1. Анализ современного состояния
мирового морского транспорта. 20

2.2.
Перспективы развития морского транспорта. 46

Глава 3. Проблемы и перспективы
развития морского транспорта в России. 63

3.1.
Проблемы развития морского транспорта в России. 63

3.2.
Перспективы развития морского транспорта в России. 70

Заключение. 76

Список использованных источников. 81

Приложения. 86

  

Введение:

 

Транспорт удовлетворяет одну из самых
важных человеческих потребностей — потребность в движении. Однако практически
ни один вид транспорта (кроме, возможно, автомобильного и даже не всегда) не
может самостоятельно обеспечить полный цикл движения по схеме «от двери до
двери» или «от дома к дому».

Такое перемещение возможно только благодаря четкому
взаимодействию отдельных частей транспортного комплекса. Организация сложных
задач, таких как единая транспортная система России, является сложной задачей и
насущной необходимостью для экономики страны. В нем рассматриваются комплексные
тенденции социально-экономического развития человека, достижения российского
научно-технического прогресса и стратегические интересы России. В то же время
единство транспортной системы России не должно означать ее изолированности от
линий связи соседних государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и
функционирование которых на протяжении веков осуществлялось в едином комплексе.

На данном этапе экономического развития
транспортный сектор является одним из основных факторов глобализации, как для
международной торговли, так и для транснациональных корпораций. Начиная с
развития международных и внутренних рынков, всегда было свободное движение
товаров и ресурсов.

Целью итоговой контрольной задачи
является изучение состояния и перспектив развития мирового морского транспорта.

Для достижения этой цели необходимо
выполнить следующие задачи:

— изучить отражение транспортных услуг
в платёжном балансе;

— изучить материально-техническую базу
морского транспорта и особенности его формирования;

провести анализ текущего состояния
мирового морского транспорта;

— определить перспективы развития
морского транспорта;

— раскрыть проблемы и перспективы
развития российского морского транспорта.

Объектом данной выпускной
квалификационной работы выступает
морской транспорт во взаимосвязи со
смежными отраслями промышленности и услуг.

Предмет выпускной квалификационной
работы —
международные экономические отношения, возникающие в процессе
оказания транспортно-логистических услуг морским транспортом.

Методологической основой работы
являются общенаучные методы познания: системный, сравнительный, исторический,
статистический и аналитический методы.

Практическая ценность работы
заключается в том, определении проблем и выявлении перспективы развития
морского транспорта в России.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Транспортные услуги представляют собой один из важнейших
элементов для развития всей системы международной торговли. Создание и развитие
современных морских грузовых перевозок многими странами рассматривается как
одно из основных направлений обеспечения национальной экономической
безопасности и суверенитета. Материально-техническая база морского транспорта
представляет собой совокупность вещественных элементов транспортного
производства, прежде всего средств труда, а также общих материальных условий
производства, в единстве с уровнем его организации и технологии.

После замедления роста на протяжении
пяти лет в 2019 году было отмечено небольшое повышение темпов роста мирового
флота. В течение года валовая вместимость судов мирового флота увеличился на 42
млн. бр.-рег. т, что соответствует умеренным темпам роста 3,3%. Это стало результатом,
как незначительного увеличения поставок новых судов, так и уменьшения тоннажа,
отправленного на слом, что отражало оптимистичные настроения судовладельцев в
условиях позитивной динамики спроса и фрахтовых ставок. Темпы роста спроса на
тоннаж и морских перевозок опережали темпы роста провозной способности мирового
флота, что способствовало улучшению конъюнктуры на рынке и повышению фрахтовых ставок
и показателей доходности.

При проведении анализа
современных тенденций развития морского транспорта б
ыли
выявлены основные тенденции, определяющие дальнейшие перспективы развития
морского транспорта:

                  
Во-первых, что касается спроса, то неопределенность,
обусловленная повсеместными рисками геополитического и экономического
характера, проводимой торговой политикой, а также некоторыми структурными
сдвигами, оказывает негативное воздействие на морские перевозки.
Непосредственную обеспокоенность вызывают автаркическая политика и
усиливающиеся протекционистские настроения, которые могут подорвать глобальный
экономический рост, ограничить торговые потоки и изменить их направления.

                  
Во-вторых,         продолжающееся
развитие цифровых технологий и электронной торговли и осуществление инициативы
«Один пояс, один путь» могут оказать существенное воздействие на судоходный
сектор и морские перевозки.

                  
В-третьих, что касается предложения, то чрезмерно оптимистично         настроенные перевозчики, стремящиеся
увеличить свою долю на рынке, могут заказывать избыточный новый тоннаж, что
будет способствовать ухудшению конъюнктуры на рынке морских перевозок. Это в
свою очередь приведет к нарушению баланса между спросом и предложением и
отразится на уровне и стабильности фрахтовых ставок, транспортных расходах и
показателях доходности.

                  
В-четвертых, в последние годы наблюдается усиление процесса
консолидации в линейном судоходстве в форме слияний и альянсов в качестве
ответной реакции на низкий спрос на перевозки и избыточное предложение тоннажа
на рынке, где доминируют мегаконтейнеровозы.

                  
В-пятых, реструктуризация альянсов и ввод в эксплуатацию
более крупных судов оказывают также влияние на взаимоотношения между портами и
компаниями линейного судоходства. Органам по вопросам конкуренции и регулирующим
органам морского транспорта следует также анализировать влияние концентрации
рынка и формирования альянсов на отношения между портами и перевозчиками. К
числу представляющих интерес вопросов относится выбор портов захода судов,
конфигурация сетей линейных перевозок, распределение издержек и выгод между
компаниями контейнерных перевозок и портами, а также подходы к предоставлению
концессий на контейнерные терминалы.

                  
В-шестых, значение морских перевозок уже больше не
определяется лишь только их объемом. Все большее значение приобретает
способность сектора эффективно использовать соответствующие технологические
достижения.

Исходя из вышерассмотренного, можно
предложить следующие перспективы развития мирового морского транспорта:

                  
правительства должны играть определенную роль, поддерживая
нынешние позитивные экономические тенденции и содействуя устойчивому
самоподдерживающемуся процессу оживления мировой экономики. Для этого может
потребоваться, среди прочих мер, активное поощрение диверсификации экономики в
странах, зависящих от сырьевых товаров. Более того, в условиях растущей
обеспокоенности по поводу усиления протекционистских настроении следует,
насколько это, возможно, избегать создания барьеров в торговле и возникновения
торговых споров, которые могут привести к далеко идущим пагубным последствиям
для мировой экономики и торговли.

                  
Следует поощрять сотрудничество между судоходными компаниями,
альянсами, терминалами портов, грузоотправителями и другими партнерами по
цепочке поставок в целях улучшения транспортного сообщения, повышения
транспарентности и эффективности, упрощения операций и улучшения предлагаемых
услуг, хотя при этом необходимо избегать чрезмерного превращения услуг в
обезличенный товар и создавать возможности для конкуренции на основе
предлагаемых услуг для более эффективного удовлетворения потребностей клиентов.

В 2019 г. объём перевозок грузов
морским транспортом России составил 25 млн. т. За исследуемый период этот
показатель сократился на 29%. Такой существенный спад был обусловлен
интенсивным выбытием морского флота под национальным флагом, контролируемым
Россией. В результате чего неохваченные грузы были перевезены морскими судами
под иностранным флагом, контролируемыми Россией (190 млн. т). Таким образом,
потенциал российского флота значительно выше, чем существующие возможности. Вместе
с тем за отчётный период наибольшее падение перевозок грузов морским
транспортом наблюдалось в 2013 г. (на 51% по сравнению с 2012 г.). Причиной
этого явился украинский кризис и последующая «война санкций».

В России более половины судов (67%)
эксплуатируется под иностранными флагами (в 2000 г. эта величина составляла
47%). Основной причинной этого является высокая доля налогов в стоимости
транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран «удобного флага»,
с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время существует
ряд проблем препятствующие дальнейшему развитию морского транспорта в России:

наличие узких мест на подходах к портам со стороны железной дороги и
автомобильных дорог; неудовлетворительное техническое состояние портовых
сооружений и оборудована; дефицит обслуживающего флота в портах; низкая
скорость обработки грузов; устаревшие организационные структуры; сложная
процедура таможенного оформления грузов; низкий уровень инноваций и новых
портовых технологий.

В среднесрочной, так и в стратегической перспективе, до 2030
года, наиболее вероятным является масштабный рост морских перевозок. Что
касается государственного регулирования, то важнейшими его направлениями должны
стать поддержка и модернизация портовой инфраструктуры для удовлетворения
потребностей участников внешнеэкономической деятельности.

Создание транзитного коридора между морскими портами
Азово-Черноморского Бассейна России и портами Румынии и Болгарии будет
способствовать интеграции международных транспортных коридоров проходящих по
территории Российской Федерации с панъевропейскими транспортными коридорами №
4, 7, 8, обеспечивая тем самым, как диверсификацию маршрутов МТК, так и
минимизацию транспортных затрат, связанных с количеством пересекаемых грузом
стран и безопасностью маршрута и как следствие, усилит конкурентное
преимущество России в регионе.

На глобальном уровне, при создании коридора произойдет
увеличение степени интеграции Российской и мировой транспортных систем,
увеличение транспортной активности в Азово-Черноморском бассейне, а также
появится возможность диверсификации маршрутов грузопотоков международных транспортных
коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад».

На мезоуровне, развитие морского сообщения между Россией и
портами Румынии и Болгарии обеспечит усиление сопряжения международных
транспортных потоков с транспортными потоками Российской Федерации, стимулируя
развитие транспортной системы страны.

На региональном уровне, создание коридора будет
способствовать переключению части грузопотока МТК проходящих по территории
России на мощности портов Крымского полуострова, что будет стимулировать
интеграцию транспортных систем полуострова с «материковой частью» страны.

Инновационный аспект стратегирования развития морского
транспорта и логистики в России заключается в создании условий для
перманентного совершенствования технико-технологической базы отрасли,
отраслевой и межотраслевой систем коммуникаций, поиска и внедрения новых
организационных форм хозяйствования в отрасли для расширения предложения
морского транспортно-логистического продукта силами судов под отечественным
флагом, а также комплексной интеллектуализации транспортного процесса. Это
позволит использовать и накапливать потенциал отрасли, согласовывать
организационные, технические, экономические параметры процесса организации
морских перевозок, интегрировать их в систему мульти-модальных перевозок с
учетом социально-экологической ответственности пользователей ресурсов, повысить
уровень национальной безопасности РФ.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы функционирования морского транспорта

 

1.1 Отражение
транспортных услуг в платёжном балансе

 

Платежный баланс представляет собой
статистический отчет, который отражает все экономические операции между
резидентами и нерезидентами за отчетный период.

Платежный баланс основан на принципе
"двойной записи". В этом случае каждая операция зачисляется дважды за
зачисление на счет одного элемента и за дебетование другого. Сумма всех
кредитовых проводок должна соответствовать сумме, а их общий баланс должен быть
равен нулю. Однако в действительности такой баланс не был достигнут. Это
связано с тем, что данные, характеризующие разные аспекты одной и той же
операции, получают редакторы платежных балансов из разных источников.

Экономическая сделка между резидентом и
нерезидентом — это взаимодействие двух институциональных единиц, которое
осуществляется по взаимному согласию или в силу закона и предполагает обмен или
передачу экономической стоимости. Операция предполагает обмен экономической
стоимостью, поэтому она состоит из двух экономических потоков, по одному в
каждом направлении. Трансферты – это передача фактических или финансовых
ресурсов из одной единицы в другую без получения эквивалентной стоимости взамен
[4, с. 135].

Институциональная единица является
резидентом экономической территории этой страны, которая является центром ее
преобладающего экономического интереса (как правило, институциональная единица
считается резидентом, если она ведет бизнес на этой территории в течение одного
года или больше).

Институциональные единицы интегрированы
в институциональные сектора. Платежный баланс включает в себя центральные
банки, банки, правительство и другие сектора. Эти сектора разделены на два
подсектора: (1) другие финансовые учреждения (кроме банков) и (2) нефинансовые
учреждения, домашние хозяйства и некоммерческие организации, которые
обслуживают домашние хозяйства.

Данные платежного баланса сгруппированы
в три счета: текущие счета, счета операций с капиталом и финансовые счета. Данные
платежного баланса Российской Федерации обобщены в нескольких презентациях с
различными группами данных и уровнями детализации.

Основными агрегатами являются набор
основных компонентов платежного баланса, рекомендованных РПБ6, и некоторые
дополнительные компоненты, выделенные в финансовых отчетах, которые имеют
аналитическое значение для характеристики экономики Российской Федерации. В
этой презентации, в отличие от аналитической, показатели сгруппированы в
соответствии с СНС и другими макроэкономическими статистическими системами [7,
с. 16235].

Стандартный компонент. Список
компонентов в этой презентации был определен Международным Валютным Фондом и
стал стандартным во всех странах при отправке данных в МВФ. Он является наиболее
подробным и содержит актуальные стандартные компоненты, справочные и
дополнительные статьи.

Стандартные компоненты являются
неотъемлемой частью системы и учитываются при расчете итогов и балансовых
показателей. Справочные статьи являются стандартным элементом форм
представления данных, но они не включены в общие расчеты. Дополнительные статьи
— это компоненты, которые не являются частью стандартной формы представления
(хотя они не обязательны), но предусмотрены для конкретных экономических
ситуаций. В этой презентации дополнительные статьи выделены курсивом.

Аналитическое представление являет
собой реорганизацию стандартного представления статистики платежного баланса с
основными различиями между (1) статьями, тесно связанными с подготовкой активов
(кредиты и займы МВФ, монопольное финансирование) и (2) прочими операциями. В
платежном балансе Российской Федерации резервы списываются с финансового счета
как окончательный баланс.

В качестве основных агрегатов в
платежном балансе Российской Федерации выделены следующие статьи:

— 1. Счет текущих операций:

— А. Товары и услуги.

— 1. Товары.

— 2. Услуги:

— Б. Первичные доходы:

— 1. Оплата труда.

— 2. Доходы от инвестиций.

— 3. Рента.

— В. Вторичные доходы.

— 2. Счет операций с капиталом:

— А. Непроизведенные нефинансовые
активы.

— Б. Капитальные трансферты:

— Чистое кредитование/чистое
заимствование (сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом).

— Чистое кредитование/чистое
заимствование (сальдо финансового счета).

— 1. Прямые инвестиции:

— 1.1. Чистое приобретение финансовых
активов.

— 1.2. Чистое принятие обязательств.

— 2. Портфельные инвестиции:

— 2.1. Чистое приобретение финансовых
активов.

— 2.2. Чистое принятие обязательств.

— 3. Производные финансовые
инструменты:

— 3.1. Чистое приобретение финансовых
активов.

— 3.2. Чистое принятие обязательств.

— 4. Прочие инвестиции:

— 4.1. Чистое приобретение финансовых
активов.

— Прочее участие в капитале.

— Наличная иностранная валюта.

— Текущие счета и депозиты.

— Ссуды и займы.

— Страховые, пенсионные программы и
программы стандартных гарантий.

— Торговые кредиты и авансы.

— Задолженность по товарным поставкам
на основании межправительственных соглашений.

— Неклассифицированные операции.

— Прочая дебиторская задолженность.

— 4.2. Чистое принятие обязательств:

— Прочее участие в капитале.

— Наличная национальная валюта.

— Текущие счета и депозиты.

— Ссуды и займы.

— Страховые, пенсионные программы и
программы стандартных гарантий.

— Торговые кредиты и авансы.

— Прочая кредиторская задолженность.

— Специальные права заимствования.

— 5. Резервные активы:

— Чистые ошибки и пропуски [11, с. 95].

Рассмотрим теперь раздел услуги.

По данной статье отражаются услуги,
предоставленные резидентами нерезидентам (экспорт услуг) и оказанные
нерезидентами резидентам (импорт услуг). Показатель включает:

                  
транспортные услуги;

                  
услуги согласно переработке товаров, относящимся к другим
сторонам;

                  
услуги согласно техническому обслуживанию и ремонтным
работам  товаров;

                  
услуги, связанные с поездками;

                  
услуги строительства;

                  
страховое обслуживание;

                  
финансовое обслуживание;

                  
плата за пользование интеллектуальной собственностью;
телекоммуникационное обслуживание;

                  
услуги в области культуры и отдыха;

                  
государственные услуги; прочие деловые услуги [14, с. 8].

Для составления счета используются
данные Минфина России; Минобороны России; данные МБРР о консалтинговых услугах;
данные МИДа России об услугах, оказанных на безвозмездной основе; данные ФГУП
“Госзагран собственность”; данные государственной фирмы “Инпред кадры” Глав
УПДK при МИДе России; Госкомстата России; Банка России; данные Дирекции
международных почтовых расчетов. Применяются также оценка Банка России грузовых
перевозок по странам СНГ по данным Госкомстата России и ГТK России; оценка
Банка России услуг нерезидентов по страхованию и транспортировке до российской
границы импортируемых товаров; оценка Банка России вспомогательных и
дополнительных услуг водного транспорта; данные предприятий по экспорту услуг
трубопроводного транспорта; данные страны-партнера.

Товары. По данной статье отражается стоимость товаров, право
собственности на которые в течение отчетного периода перешло от резидентов к
нерезидентам (экспорт) и от нерезидентов к резидентам (импорт). Кроме экспорта
и импорта товаров, учитываемых ФТС России, в данную статью включаются вывоз и
ввоз товаров, не наблюдаемые ФТС России: рыбы и морепродуктов, выловленных в
открытом море и проданных нерезидентам без пересечения границы; приобретаемых
транспортными средствами в российских (иностранных) портах; недекларируемых
и/или недостоверно декларируемых при ввозе юридическими лицами; вывозимых
(ввозимых) физическими лицами, прочих товаров, переход прав собственности на
которые осуществляется без пересечения ими границы; а также чистый экспорт
товаров в рамках перепродажи товаров вне экономической территории России.

Услуги. По данной статье отражаются услуги, предоставленные
резидентами нерезидентам (экспорт услуг) и оказанные нерезидентами резидентам
(импорт услуг). Показатель охватывает транспортные услуги; услуги по
переработке товаров, принадлежащим другим сторонам; услуги по техническому
обслуживанию и ремонту товаров; услуги, связанные с поездками; услуги
строительства; страховые услуги; финансовые услуги; плата за пользование
интеллектуальной собственностью; телекоммуникационные услуги; услуги в сфере
культуры и отдыха; государственные услуги; прочие деловые услуги.

Оплата труда. Статья показывает вознаграждение
работников-резидентов, временно занятых в зарубежной экономике, и выплаты
нерезидентам, работающим в Российской Федерации.

Доходы от инвестиций. По данной статье отражаются доходы
резидентов, полученные от владения иностранными финансовыми активами (в форме
прямых, портфельных и прочих инвестиций) и аналогичные доходы, выплачиваемые
нерезидентам, по результатам их инвестирования в российскую экономику. Доходы
включают в себя дивиденды, реинвестированные доходы и проценты.

Рента. По данной статье регистрируются доходы, полученные
резидентами от предоставления им в пользование земли и природных ресурсов
нерезидентами, и наоборот.

Вторичные доходы. Счет вторичных доходов отражает текущие
трансферты между резидентами и нерезидентами. Основным компонентом этого счета
являются личные трансферты, которые включают все текущие трансферты в денежной
и натуральной форме, получаемые российскими домашними хозяйствами от домашних
хозяйств-нерезидентов, или производимые российскими домашними хозяйствами в
пользу домашних хозяйств- нерезидентов. Переводы работающих более одного года
иностранных граждан рассматриваются как операции резидентов и включаются в
показатель личных трансфертов, а также выделяются отдельно как дополнительная
статья.

Непроизведенные нефинансовые активы. По данной статье
учитывается приобретение и выбытие товаров, не являющихся результатом
производства (земля и ее недра), и/или активов нематериального характера, таких
как патенты, авторские права, торговые знаки, права в системе франчайзинга и
др.

Капитальные трансферты. Включаются операции, в процессе
которых одна из сторон предоставляет ресурсы для инвестиционных целей другой
стороне, не получая взамен экономических ценностей. К капитальным трансфертам
относятся крупные операции, не имеющие регулярного характера — прощение долгов,
страховые возмещения, инвестиционные гранты, крупные подарки, наследства и др.

Движение товаров и услуг считается
движением истинной стоимости и создает реакцию на финансовые потоки. Переводы в
одну сторону также включены в текущий счет. Это включает в себя заработную
плату и инвестиционный доход. Комбинация точек обслуживания и односторонних
платежей образует «невидимую операцию» [164, с. 425].

Учитывая прямые транспортные услуги в
платежном балансе, в данном балансе 2019 года были определены следующие разделы
с точки зрения объема внешней торговли транспортными услугами в секторе
транспортных комплексов:

1. Транспортный комплекс, всего:

                  
пассажирские транспортировки;

                  
грузовые транспортировки;

                  
вспомогательные и дополнительные транспортные услуги;

1.1водный транспорт:

                  
пассажирские перевозки;

                  
грузовые перевозки;

       &n

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы