Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Содержание педагогического контроля технико-тактических действий высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 6
1.1. Педагогический контроль: понятие, содержание, функции 6
1.2. Особенности педагогического контроля в тренировочном процессе высококвалифицированных лыжников-гонщиков 16
1.3.Этапы технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков 25
1.4. Методы технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков 30
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Цель, задачи исследования 39
2.2. Методы исследования 39
2.3. Организация исследования 46
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 47
3.1. Обоснование методики технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков 47
3.2. Содержание и результаты педагогического контроля технико-тактической подготовки выококвалифицированных лыжников 56
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
Введение:
Актуальность исследования. Лыжный спорт — один из видов спорта, который обеспечивает гармоничное развитие детей и молодежи. Широкая сеть спортивных секций обеспечивает мас¬совость занятий лыжным спортом и позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва. В связи с вхождением лыжного спорта, в частности лыжных гонок, в олимпийскую программу, в этом виде спорта происходят существенные изменения: изменяется техника катания, геометрия лыж, увеличиваются скорости. И как результат – возрастание требований к физическим качествам спортсменов, их техническим навыкам и тактической подготовке.
Система подготовки, основу которой составляет соревновательный процесс, повысила уровень спортивного мастерства большинства спортсменов-лыжников. Однако асов, которые способны выигрывать чемпионаты мира еще очень мало.
В настоящее время часто наблюдается несоответствие уровня физической, технико-тактической подготовленности спортсменов требованиям соревновательной деятельности, что актуализирует вопросы разработок эффективных методик их подготовки, осуществления педагогического контроля за этим процессом.
Проблема лыжной подготовки находится в центре внимания Н.П.Аникина, И.М. Бутина, П.М. Виролайнен, П.В.Головкина , Н.П. Грачева, А.В. Гурского, В.Д.Евстратова, В.В. Ермакова, О.И. Камаева, В.С. Мартынова и др.
Однако, несмотря на имеющиеся научные и методические разработки, проблема педагогического контроля технико-тактических действий высококвалифицированных лыжников-гонщиков не получила своего должного научно-практического анализа.
Цель исследования состоит в усовершенствовании методики технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков и проверке ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования ‒ учебно-тренировочный процесс высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Предмет исследования ‒ содержание педагогического контроля технико-тактических действий высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность феномена «педагогический контроль», его особенности в тренировочном процессе высококвалифицированных лыжников-гонщиков;
2. Охарактеризовать этапы технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
3. Рассмотреть методы технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков;
4. Обосновать и экспериментально апробировать методику технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков;
5. Представить содержание и результаты педагогического контроля технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников -гонщиков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— анализ и обобщение литературных источников;
— педагогические наблюдения;
— опытно-экспериментальная работа;
— педагогическое тестирование;
— экспертный опрос;
— анкетирование;
— методы математической статистики (метод средних величин, m — ошибка средней арифметической; t – критерий Стьюдента).
База исследования – …
Контингент исследования – 20 спортсменов (из них: 12 юношей – кандидаты в мастера спорта, 8 юношей – мастера спорта) в возрасте 18-20 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые исследовано на экспериментальном уровне развитие технико-тактической и физической подготовленности высококвалифицированных лыжников-гонщиков на этапе спортивного совершенствования с использованием комплекса упражнений из арсенала кроссфита, компьютерных игр-симуляторов в лыжном спорте; уточнены модельные характеристики технической и тактической подготовленности лыжников-гонщиков.
Основные положения, выносимые на защиту:
— модельные характеристики технической и тактической подготовленности лыжников-гонщиков;
-методика технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков с применением комплекса упражнений из арсенала кроссфита, компьютерных игр-симуляторов в лыжном спорте.
Заключение:
1. Педагогический контроль — система мероприятий, ориентированная на выявление связи между факторами воздействия (физическими нагрузками, задаваемые путем применения определенных средств, методов и форм занятий) и теми изменениями, которые происходят у спортсменов в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности или спортивного мастерства, предназначение которой — повышение эффективности процесса управления подготовкой спортсменов.
2. Особенности педагогического контроля в тренировочном процессе лыжников-гонщиков обусловлены спецификой подготовки спортсменов на тренировочном этапе, а также этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Видами педагогического контроля в тренировочном процессе лыжников-гонщиков являются:
этапный контроль;
текущий контроль;
оперативный контроль.
Основными формами контроля определены:
— выполнение контрольных нормативов по физической, технической и тактической подготовке (тестирование),
— успешное выступление в соревнованиях различного ранга,
— выполнение норм для присвоения спортивных разрядов и спортивного звания.
Содержание педагогического контроля включает:
— сверку текущего уровня подготовленности спортсменов с модельными характеристиками,
— изучение морфометрического профиля спортсменов высокого класса,
— изучение физиометрического профиля спортсменов высокого класса,
— изучение психофизиологического профиля спортсменов высокого класса.
Модельными характеристиками подготовленности лыжников-гонщиков в разделе технической подготовленности определены:
• владение современной техникой выполнения конькового хода «под одну ногу»;
• способность сохранять технику выполнения конькового хода «под одну ногу» на фоне утомления;
• способность сохранять технику выполнения конькового хода «под одну ногу» на фоне эмоционального напряжения;
• владение современной техникой выполнения конькового хода «под обе ноги»;
• способность сохранять технику выполнения конькового хода «под обе ноги» на фоне утомления;
• способность сохранять технику выполнения конькового хода «под обе ноги» на фоне эмоционального напряжения;
• владение современной техникой выполнения классического попеременного хода в подъем;
• способность сохранять технику выполнения классического попеременного хода в подъем;
• способность сохранять технику выполнения классического попеременного хода в подъем;
• владение современной техникой выполнения левых/правых поворотов на скорости;
• способность сохранять технику выполнения левых/правых поворотов на скорости;
• способность сохранять технику выполнения левых/правых поворотов на скорости.
Модельными характеристиками подготовленности лыжников-гонщиков в разделе тактической подготовленности являются:
• владение теоретическими знаниями по стратегии и тактике преодоления соревновательных дистанций в различных условиях;
• умение эффективно использовать знания по стратегии и тактике в соревновательной деятельности;
•умение разрабатывать план тактических действий;
• владение высоким уровнем развития тактического мышления.
Основными функциями педагогического контроля определены:
— формирование сознательного и активного отношения спортсмена к спортивной подготовке,
— улучшение мотивации спортсменов,
— стимулирование спортсменов к приобретению новых знаний,
— воспитание у спортсменов навыков контроля своего состояния, аналитической деятельности,
— определение оптимальной дозы и последовательности тренировочного воздействия, адекватной планируемым изменениям в параметрах ключевых функций организма спортсмена.
3. Установлено, что технико-тактическая подготовка высококвалифицированных лыжников-гонщиков осуществляется на тренировочном этапе, в частности его подэтапе углубленной спортивной специализации (3-5 годы обучения на тренировочном этапе), а также этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
4. Выявлены методы технико-тактической подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков, среди которых: методы упражнения, которое строго регламентировано; равномерный метод; переменный метод; повторный метод; соревновательный метод; игровой метод; пример; разъяснение; демонстрация; беседа.
5. Основной упор в усовершенствованной методике технико-тактической подготовленности высококвалифицированных лыжников-гонщиков сделан на совершенствовании технико-тактических навыков спортсменов в их взаимосвязи с физической подготовленностью (быстротой, скоростно- силовыми качествами, выносливостью) с включением комплекса упражнений из арсенала кроссфита, компьютерных игр-симуляторов в лыжном спорте.
6. В результате сравнительного анализа уровней физической, технико-тактической подготовленности лыжников-гонщиков в экспериментальной группе до и после эксперимента установлена положительная динамику изменения во всех показателях технико-тактической и физической подготовленности спортсменов, что указывает на эффективность экспериментального фактора – усовершенствованной методики технико-тактической подготовленности высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
В контрольной группе также произошли изменения по выделенным показателям, однако экспериментальная группа стала достоверно отличаться от контрольной в лучшую сторону.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
1.1. Педагогический контроль: понятие, содержание, функции
Рассмотрим сущность феномена «педагогический контроль».
В справочной литературе по педагогике термин «контроль» трактуется в качестве наблюдения, которое осуществляется для надзора, проверки и выявления отклонений от цели, которая задана, и выяснения их причин, а также управленческой функции, установления степени соответствия решений, которые приняты реальному состоянию дел .
Педагогический контроль, согласно позиции В.И. Звонникова, является одним из видов контроля, относящийся к системе «субъект — объект воспитания» (тренер – спортсмен) и направленный на осуществление оценки хода и результатов процесса, который является учебно-тренировочным .
С точки зрения Л.М. Беженцевой, педагогический контроль представлен системой мероприятий, которые обеспечивают проверку показателей физического воспитания, которые запланированы, с целями оценки эффективности средств, методов и нагрузок, которые применяются .
Ж.К. Холодов указывает на то, что посредством педагогического контроля решается задача по выявлению связей между воздействующими факторами (физическими нагрузками, задаваемыми через применение определенных средств, методов и форм занятия) и происходящими изменениями у тренирующихся в состоянии их здоровья, физической подготовленности или спортивного мастерства.
По мнению Ф.П. Суслова, педагогический контроль следует рассматривать в качестве специфической для воспитательно-образовательного процесса формы обратной связи, которая выступает важным и необходимым компонентом и условием для результативного управления любыми системами .
Педагогический контроль — это ключевой элемент управленческой системы по подготовке спортсменов к выступлениям на значимых соревнованиях международного уровня.
Цель организации всех мероприятий в рамках педагогического контроля — повышение результативности управленческого процесса по подготовке спортсменов.
Педагогический контроль носит комплексный характер.
Возникновение комплексности обусловлено принципиальной невозможностью осуществлять контроль состояния спортсмена и системы воздействия на него только по одному показателю .
В научной литературе виды педагогического контроля представлены:
— оперативным контролем, заключающимся в проведении оперативной оценки показателей, среди которых: характеристики нагрузок; характер реакции спортсменов на те или иные виды упражнений или эпизоды деятельности, которые носят различную направленность; степень и скорость восстановительных реакций организма спортсменов на самих тренировочных занятиях или соревнованиях;
— текущим контролем, реализуемым в форме обследований текущего характера, которым отражается необходимость контролирования динамики состояний организма спортсменов, которое может изменяться изо дня в день под влиянием внетренировочных факторов, которые оказывают хроническое или острое действие, и проводящийся на всех этапах макроцикла;
— этапным контролем, реализуемым в формах этапного комплексного обследования, который отражает адаптационные изменения, носящие более устойчивый характер, в организме спортсмена, и происходят под влиянием факторов подготовки во интервале в 1–3 месяца;
— контролем за соревновательной деятельностью, который реализуется в форме обследования таковой, и привязан к календарю соревнований и осуществляемых на основе учета внешних условий, которые носят переменный характер;
— контролем за нагрузками на тренировках и соревнованиях, характеристиками занятий. При этом занятия и нагрузка в целом дифференцируется по таким основаниям, которые представлены: характером двигательной деятельности, величиной нагрузок, направленностью, специализированностью, координационной и психологической сложностью, что в совокупности выступает фиксацией мер и направленности воздействий на спортсменов в формах ведения бумажных или электронных дневников (или журналов) тренировочной деятельности .
Посредством проведения информационного анализа, на основе получаемой информации в процессе педагогического контроля, проводится проверка средств, методов и форм занятий, которые подобраны, что позволяет вносить необходимые коррективы в педагогический процесс.
Для спорта высших достижений, особенно актуальным в процессе педагогического контроля является сверка текущего уровня подготовленности спортсмена с модельными характеристиками которые характерны для данного периода подготовки.
С позиции Е.Н. Даниловой, модельная характеристика спортсмена — характеристика, представленная комплексом формализованных эталонных показателей, которая включает личностные свойства, психические, физические качества, технико-тактическое мастерство, которые необходимы для проведения соревновательной деятельности, которая характеризуется эффективностью и стабильностью .
А.П. Князев отмечает, что модельные характеристики могут быть представлены: специфическими особенностями телосложения, уровнями по развитию двигательных способностей, среди которых: общие и специфические, функциональной производительностью, технико-тактической и психологической подготовленностью, которые обеспечивают демонстрацию спортивных результатов мирового уровня .
Разработка модельных характеристик осуществляется на основе всесторонних обследований атлетов, которые имеют высокую квалификацию. Статистическая обработка результатов таких обследований позволяет выявить наличие показателей, которые позволяют провести лимитирование уровней спортивных достижений в той или иной спортивной дисциплине. На выходе имеет место ряд значений параметров количественной направленности, посредством которых характеризуется специальная работоспособность и соревновательная деятельность, которые представляют собой модельные характеристики .
Модельные характеристики могут быть представлены двумя группами:
— консервативными модельными характеристиками,
— неконсервативными модельными характеристиками.
Консервативные модельные характеристики на практике не поддаются тренировочным воздействиям (например, продольность размеров скелета).
Неконсервативные модельные характеристики могут претерпевать изменения под воздействием тренировок (например, физические качества).
С точки зрения В.И. Ильинич, модели, которые используются в спорте представлены двумя группами:
1) соревновательными моделями, которые представлены:
• моделями, которыми описывается структура соревновательной деятельности;
• моделями, которые отображают различные стороны подготовленности спортсменов;
• морфофункциональными моделями, которые основываются на морфологических особенностях организма и возможностях тех или иных функциональных систем.
2) методическими моделями, представленными:
• моделями по становлению спортивного мастерства и подготовленности, которые составляют часть многолетнего плана;
• моделями крупных структурных образований процесса по спортивной подготовке (представленных: этапами многолетней подготовки, годичными циклами, периодами);
• моделями микроциклов и мезоциклов;
• моделями, которые характеризуют тренировочные занятия и их части;
• моделями, описывающими тренировочные упражнения и их комплексы .
На основе учета специфики тренировочной и соревновательной деятельности классификация может быть сведена к выделению моделей, среди которых: обобщённые, групповые и индивидуальные модели.
Обобщёнными моделями демонстрируется характеристика объектов или процессов, которые получены в результате анализа данных больших групп спортсменов определённого пола, возраста и квалификации, которые занимаются тем или иным видом спорта.
Обобщенные модели характеризуются обще ориентирующим характером. Их предназначение — отражение общих закономерностей тренировочной и соревновательной деятельности.
Среди обобщенных моделей можно назвать, например, модели соревновательной деятельности лыжников-гонщиков , функциональные модели гандболистов или баскетболистов, модели по многолетней подготовке или структуры годичных циклов в различных видах единоборств и др.
Формирование групповых моделей осуществляется посредством исследований необходимой совокупности спортсменов или команд, которые имеют отличительные специфические особенности в том или ином виде спорта.
Разработка индивидуальных моделей осуществляется отдельно под каждого спортсмена на основе данных исследований продолжительного характера и индивидуального прогноза по структуре соревновательной деятельности, подготовленности, реакций на нагрузку и иных факторах.
На выходе имеет место ряд индивидуальных моделей, которые представлены:
• моделями соревновательной деятельности;
• моделями различных сторон подготовленности спортсмена;
• моделями отдельных занятий, микроциклов;
• моделями непосредственной подготовки к соревнованиям.
Содержание педагогического контроля (кроме сверки текущей подготовленности спортсмена с модельными характеристиками) может включать изучение морфометрического профиля спортсменов высокого класса.
В результате спортивного отбора высококлассные спортсмены являются «эталонами», по которым судят относительно предъявления к организму требований, которые являются специфическими для различных видаов спорта.
Дж. Таннер отмечал, что у представителей различных видов спорта имеют место свои морфологические особенности, посредством интенсивного отбора на учете специфики строения тела, спортсмены получают механические либо биомеханические преимущества . Пример морфологических модельных характеристик лыжников-гонщиков высокого класса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Морфологические модельные характеристик лыжников-гонщиков высокого класса
Масса тела, кг Индекс массы тела, кг/м2 Длина тела, см Мышечная ткань, % Жировая ткань,% Костная ткань, %
74,50±1,92 28,37±0,75 182,60±2,34 от 48 до 50% от 5 до 12%, 14–16 %
Согласно позиции М. Карвонена, спортивные достижения находятся в зависимости не только от строения тела. Одними морфологическими данными, которые соответствуют тому или иному виду спорта, невозможно гарантировать победы. Для достижения успехов в спорте необходима также совокупность тех или иных предпосылок физиологического характера, которые следует учитывать во время проведения педагогического контроля.
В качестве одного из наиболее информативных физиологических показателей следует назвать показатель по максимальному потреблению кислорода (МПК).
МПК — интегральный показатель, которым характеризуется работоспособность всех систем в организме, которые доставляют кислород.
МПК выступает в качестве одного из наиболее информативных показателей работоспособности в спорте, в частности в таких видах, которые требуют высокого уровня развития выносливости .
В части видов спорта при составлениях физиометрических профилей спортсменов наряду со значениями по максимальному потреблению кислорода, учитывается порог МПК, во время которого осуществляется переход механизмов, которые являются энергообеспечивающими в мышечной деятельности, с аэробных на анаэробные. У спортсменов, которые являются высоко тренированными, данный процесс стартует с 80% от МПК и более. Например, у лыжников-гонщиков высокого класса данный показатель достигает 67,8 мл/мин/кг и выше.
Индивидуальные показатели МПК зависят от ряда факторов, представленных: максимальной вентиляцией легких, диффузионной способностью легких, ударным и минутным объемами крови, общим гемоглобином в крови, а также составом мышц.
О.А. Бадилин отмечает, что разница между физиологическими показателями спортсменов носит менее заметный характер, чем между морфологическими, в связи с этим определение «идеального» профиля высококлассного спортсмена по физиологическим показателям — задача более сложная, по сравнению с составлением морфометрического профиля.
Пределы возможностей человека в спорте находятся в зависимости не только от оптимальности формы и строения тела, функционального совершенства, но и от психических особенностей. Так, В. Кольрауш, который один из первых изучал строение тела спортсменов-олимпийцев, указывал на то, что роль темперамента и характера в спорте является не менее важной, чем строение тела.
Следует отметить, что психологические показатели очень вариабельны, поэтому их реже используют в качестве критериев в спортивном отборе.
Глубокий характер знаний психофизиологических особенностей высококвалифицированных спортсменов связывается с изучением высшей нервной деятельности, которая в значительной степени, определяет результаты в спорте. Б.М. Теплов указывал на то, что высоких результатов в любой из сфер деятельности можно достичь посредством настойчивости, упорства, однако для людей, которые обладают разными типологическими особенностями нервной системы это будут разные пути.
Е.М. Голикова отмечает, что высокий характер подвижности нервных процессов, а также доминирование возбуждения над торможением характерно для спортсменов, которые занимаются спринтерским бегом. Напротив, для стайеров имеет место склонность к уравновешенности, а значит более низкий характер подвижности нервной системы. То есть типологические особенности нервной системы значительно воздействуют на достижение спортивных результатов.
В результате научного поиска по проблеме исследования определены основные функции педагогического контроля, которые представлены:
— формированием сознательного и активного отношения спортсменов к спортивной подготовке,
— улучшением мотивации спортсмена,
— стимулированием спортсмена к приобретению нового знания,
— воспитанием у спортсмена навыков по контролю своего состояния, аналитической деятельности,
— определением оптимальности доз и последовательности тренировочных воздействий, которые адекватны планируемым изменениям в параметрах функций организма спортсменов, которые являются ключевыми.
Основные методы педагогического контроля представлены:
— наблюдением (в процессе тренировки или соревнований, визуальным или инструментальным) с осуществлением обязательной фиксации его результатов в той или иной форме,
— опросом (устным, письменным) с фиксацией ответов,
— экспертным оцениванием,
— контрольными испытаниями (тесты) – тестированием подготовленности спортсменов (которые проводятся в трех формах: в естественных условиях тренировочной деятельности в форме выполнения двигательных упражнений с заданным режимом работы мышц и биомеханической структуры движений, включая соревновательные; лабораторного «функционального» тестирования (диагностики), в котором условия по проведению процедур носят строго стандартизированный характер, и используется значительный арсенал методов исследования, среди которых: биомеханические, физиологические, биохимические, медицинские, психологические, инструментальные; специфических тестов по измерению как технических, так и тактических),
— антропометрическими измерениями, взвешиванием,
— методами самоконтроля,
— дифференциальными (как правило, инструментальными) методами диагностики из смежных областей знания (морфология, биохимия, психология, биомеханика, медицина и др.),
— методами фиксации тренировочной и соревновательной нагрузок,
— математическими методами по обработке информации,
— методом моделирования, методами разработки модельных характеристик,
— анализом и синтезом .
Таким образом, педагогический контроль — система мероприятий, которая ориентирована на выявление связей между факторами воздействия (среди которых: физические нагрузки, задаваемые поредством применения определенных средств, методов и форм занятий) и теми изменениями, которые происходят у спортсменов в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности или спортивного мастерства, предназначение которой — повышение эффективности процесса управления подготовкой спортсменов.