Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Содержание и методика реализации рекреативно-оздоровительной программы «Московская смена» со школьниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Современные подходы в организации рекреативно-оздоровительной деятельности детей в летних лагерях 5
1.1 Активный отдых как социально-педагогическая проблема в организации досуга детей разного возраста 5
1.2 Методические особенности проведения спортивных мероприятий в условиях летнего лагеря 9
1.3 Роль двигательной активности в повышении эффективности процесса организации детского досуга 14
Заключение к 1 главе 15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 17
2.1 Цель и задачи исследования 17
2.2 Методы исследования 17
2.2.1 Анализ научно-методической литературы 18
2.2.2 Экспертная оценка 18
2.2.3 Педагогическое тестирование 18
2.2.4 Методы математической статистики 19
2.3 Организация исследования 19
Глава 3. Особенности организации и проведения рекреативно-оздоровительной деятельности в лагерях «Московская смена» 21
3.1 Особенности содержания и организации восстановительных процессов в летнем оздоровительном лагере «Московская смена» 21
3.2 Содержание и организация рекреативно-оздоровительных мероприятий лагеря школы № 158 26
3.3Анализ организационно-педагогических условий клубной деятельности во время лагерной смены 31
3.4.Изменения показателей физической подготовленности детей в течение лагерной смены 41
Заключение к 3 главе 44
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время большинство семей оказываются неспособными качественно организовать досуг своих детей, который не соответствует не только гармоничному развитию личности, но даже пассивному отдыху. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые в последнее время приобретают все большую популярность, становясь неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Летний отдых для детей – это восстановление здоровья, развитие их творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, а также удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания в частности создания необходимых нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных условий, обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение функционирования детских оздоровительных лагерей.
В летний период важным является решение задач оздоровления и полноценного отдыха детей, что позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса в детских спортивных школах. Поэтому изучение вопросов организации программы «Московская смена», организации воспитательного процесса и разработки методик работы с детьми, в частности по физкультурно-оздоровительному направлению, в настоящее время становится всё более актуальным.
Объект исследования – организация досуга детей в летних лагерях.
Предмет исследования – содержание и методика реализации рекреативно-оздоровительной программы «Московская смена» со школьниками.
Цель исследования — разработка рекомендаций по повышению эффективности организации активного детского отдыха по программе «Московская смена».
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— проанализировать проблему активного отдыха в педагогической литературе,
— уточнить методические особенности проведения спортивного соревнования в летнем лагере,
— определить роль двигательной активности в повышении эффективности процесса организации детского досуга,
— охарактеризовать программу «Московская смена»,
— рассмотреть содержание и организацию рекреативно-оздоровительных мероприятий на примере летней образовательной смены школы № 158,
— выявить организационно-педагогические условия клубной деятельности во время летней оздоровительной смены,
— изучить показатели физической подготовленности детей, которые приняли участие в летней образовательной смене,
— разработать рекомендации по повышению эффективности организации активного детского отдыха по программе «Московская смена».
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что участие детей в мероприятиях спортивно-оздоровительного направления программы «Московская смена» будет способствовать выраженности уровня их физической подготовленности.
Научная новизна заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности организации активного детского отдыха по программе «Московская смена».
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, содержащиеся в дипломной работе, и разработанные рекомендации могут быть использованы в организации мероприятий программы «Московская смена» в образовательных учреждениях.
Заключение:
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
В результате решения первой задачи «проанализировать проблему активного отдыха в педагогической литературе» сделан вывод, что активный отдых — один из видов досуга, который предполагает наличие физической активности и способствует: восстановлению физических, эмоциональных и интеллектуальных сил; повышению настроения; психологической разгрузке; предупреждению утомления; укреплению здоровья и снижению заболеваемости, что обуславливает необходимость социально-педагогической поддержки активного отдыха в организации досуга детей.
По результатам решения второй задачи «уточнить методические особенности проведения спортивного соревнования в летнем лагере» выявлено, что проведение спортивного мероприятия в условиях летнего лагеря включает три основных этапа: подготовительный, основной заключительный.
В результате решения третьей задачи «определить роль двигательной активности в повышении эффективности процесса организации детского досуга» сделан вывод о том, что двигательная активность обладает огромным потенциалом относительно эффективности организации досуга детей, при умелом использовании которого возможно успешное достижение результатов в этой сфере.
По результатам решения четвертой задачи «охарактеризовать программу «Московская смена» усыновлено, что «Московская смена» является бесплатной программой активного отдыха для школьников от 7 до 14 лет, которая предусматривает организацию летних смен по трем направлениям (образовательному; физкультурно-оздоровительному; социальному).
Смены предусматривают дневное пребывание детей в летние месяцы на базе: общеобразовательных школ; спортивных школ; организаций социального обслуживания, в рамках которых планируются и реализуются соответствующие мероприятия для школьников.
По результатам решения пятой задачи «рассмотреть содержание и организацию рекреативно-оздоровительных мероприятий на примере летней образовательной смены школы № 158» сделано заключение, что организация рекреативно-оздоровительных мероприятий летней образовательной смены школы № 158 осуществляется на основании: Постановления Правительства г. Москвы № 291-ПП от 26 мая 2016 г. «Об организации в 2016 году отдыха детей в период летних школьных каникул», ежегодными Постановлениями Правительства г. Москвы «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 26.05.2016г №291-ПП», Положением о летней смене, Программой летней смены, ежедневными планами мероприятий.
Содержание мероприятий программы зависит от направлений программы летней образовательной смены, среди которых: образовательно-досуговое; спортивно-оздоровительное.
По результатам решения шестой задачи «выявить организационно-педагогические условия клубной деятельности во время летней оздоровительной смены» определены организационно-педагогические условия клубной деятельности в период летней образовательной смены, среди которых: использование клубных технологий, организация занятий на основе игрового метода, применение на занятиях разнообразных упражнений, интегративного подхода, применение методов поощрения.
В результате решения седьмой задачи «изучить показатели физической подготовленности детей, которые приняли участие в летней образовательной смене» установлено, что показатели физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, координационные способности) девочек после летней оздоровительной смены достоверно улучшились (в испытании «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» среднее значения показателя в конце педагогического исследования стало выше на 3,3, в показателе «наклон вперед из положения, стоя на опоре высотой 30 см» увеличение произошло на 7,3, в тесте «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» показатель стал лучше на 15,8, в тестах «бег на 1,5 км» и «бег на 60 м» увеличение произошло на 2,7 и 3,3, в показателе «метание мяча» — на 1,9).
По результатам решения восьмой задачи «разработать рекомендации по повышению эффективности организации активного детского отдыха по программе «Московская смена» предложены рекомендации для улучшения эффективности организации активного детского отдыха по программе «Московская смена»:
— изучать потребности и интересы детей в сфере досуга,
— проводить мониторинг удовлетворенности детей от участия в программе «Московская школа»,
— осуществлять планирование деятельности на следующий год с учетом потребностей и интересов детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современные подходы в организации рекреативно-оздоровительной деятельности детей в летних лагерях
1.1 Активный отдых как социально-педагогическая проблема в организации досуга детей разного возраста
Рассмотрим сущность понятия «досуг» и определим место активного отдыха в его организации.
Так, в Толковом словаре С.И. Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время [10].
Несколько иное определение данного термина находим в Толковом словаре Д.Н. Ушакова, согласно с которым досуг – это время, которое не занято работой или другим делом [11].
В Толковом словаре В.И. Даля, досуг определяется как свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела [13].
В Большом энциклопедическом словаре [12] под данным понятием рассматривается свободное время.
Аналогичная трактовка понятия «досуг» приведена и в Философском энциклопедическом словаре [14].
В Энциклопедии по социологии досуг – часть внерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи, виды бытового самообслуживания и др.) [16] .
Отметим, что внерабочее время (свободное время) можно разделить на:
— физическое время (которое связано с учебой или работой),
— бытовое время (которое связано с приготовлением пищи или проведением уборки),
— биологическое время (которое связано с удовлетворением физиологических потребностей),
— социальное время (досуг).
В Педагогическом энциклопедическом словаре под термином «досуг» рассматривается возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [17].
Синонимами слова «досуг», согласно Словаря синонимов [15], являются следующие слова:
— бездействие,
— свободное время;
— времяпровождение,
— времяпрепровождение.
Содержание термина «досуг» нашло отражение в научных работах [7;38; 41; 46], в которых данный термин представлен как:
— синоним слова «свободное время», где последнее представляется в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых [38];
— часть свободного времени, совокупность занятий, которые выполняют функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору [7];
— часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), которая осталась у человека (группы, о4бщества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат [41]
— часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в:
— отдыхе,
— развлечении,
— саморазвитии [46];
— как часть общего бюджета времени, остающуюся у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которую он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.
Досуг также характеризуется как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности [39]. С чем мы соглашаемся в рамках данной работы.