Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Культурология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социокультурные практики трансформации тела в современной культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 2
Глава 1. Телесность как социокультурный феномен 7
1.1 Роль культуры в формировании человеческой телесности 7
1.2 Украшение и деформация тела как факт культуры 17
Глава 2. Телесная трансформация в названии модификация как способ самоидентификации личности 23
2.1 Телесность как основание идентификации личности в современном обществе 23
2.2 Практика телесных трансформаций модификаций на базе салона красоты «Nude Loft» 26
2.3 Модификация тела – мода или психологическое состояние 31
Заключение 39
Список литературы 41

 

  

Введение:

 

Отправным пространством и пределом для постижения человеком границ с внешним миром есть тело. Именно оно служит первым источником символов и кодов, наиболее естественным инструментом человека и выступает способом проекции внутреннего мира на внешний. Кроме того, человеку не просто дается определенное тело проектор, а ему дается тело в конкретном мире. Соответственно, нельзя утверждать, что тело и социум находятся в состоянии антагонизма, а, наоборот, общество генетически и социотехнические входит в тело человека, играя роль одного из элементов образа жизни человека.
Более того, тело человека интегрирует в себе социальное, культурное и биологическое благодаря взаимопроекции внешнего и внутреннего пространств человека и именно от тела сегодня зависит как личность построит отношения с социальным пространством.
Тело выступает в качестве стабилизирующей силы и соединяет альтернативные личности, альтернативные истории, альтернативные виды общественного представления в устойчивый образ.
Особую актуальность последнее приобретает в ситуации, когда социум является расколотым между «Бытием и ничто», как это происходит в эпоху Модерна и его Постформы. Нестабильность и анемичность Модерна в реальности существования личности стали одним из источников проблем, ведь они заставляют человека включаться в непрерывную реорганизацию идентичности. В условиях перманентного нестабильности социума и идентичности, единственной инвариант, которая оставалась до последнего времени человеку – это была связка с ее телом
Тотальная нестабильность подпитывается мозаичностью и динамичностью культуры Модерна. Напомним, культура как важный элемент социального пространства, всегда выстраивала жизненно необходимую иерархию ценностей от духовного к природно-материального и, тем самым, устанавливала рамки существования человека. Одновременно культура является отражением желаний человека, а современный человек продолжает хотеть чувствовать все тактильно, пробовать на вкус, поэтому культура, отзываясь на запросы перцепиента, становится все менее созерцательной и все больше ориентированы не духовно, а телесно (обращение к практикам боди-арта, перфоменса, хепеннингу, возможность получения тактильных ощущений при инсталляции и др.). Результат вполне ожидаемый — материальное постепенно занимает приоритетные позиции в иерархии. Это характерно, как для авангардного искусства и культуры, так и для популярной культуры, буквально перенасыщена образами красивых полуобнаженных тел в музыкальной сфере, в кино и, особенно, в моде и рекламе, где тело становится одним из важнейших инструментов воздействия на общественное сознание и превращается в объект динамика изменений которого, поражает своим темпом.
Пальму первенства в предоставлении перцепиента образов тела в новейшем культурном пространстве держит популярная культура, которая идет в ногу с прогрессом, особенно с достижениями в медицинской сфере и таком ее направлении, как пластическая хирургия. Все это ставит человека лицом к двум основным проблемам современного человека. Во-первых, формирование идентичности становится еще более сомнительным, потому что если тело подвергается постоянной неестественной трансформации через то, что не удовлетворяет человека по каким-то причинам, то кризис личностной идентичности только усугубляется, не имея даже надежды на возможную стабилизацию и окончательную идентификацию. Во-вторых, новейшие тенденции в распространении моды на пластические операции и другие вариации телесных модификаций, уже не позволяют считать тело относительно стабильным, и даже больше, заставляют ученых обращать внимание на новые формы технологий видоизменения тела, к которым в последние годы добавились и телесные модификации.
Необходимо заметить, что человеческое тело никогда не было лишено внимания мыслителей и ученых и, более того, можно констатировать — тело было важным объектом изучения в различных сферах философской науки. Например, достаточно вспомнить, что одно из классических вопросов философского дискурса — это вопрос о соотношение между духом и телом человека и характер их взаимосвязи (онтология человеческого тела). Категориальное противопоставление души и тела, начатое Сократом, внесло аксиологический аспект в их рассмотрение. Кстати, для Сократа тело было внешней оболочкой, случайной для сущности человека. Платоновская концепция души в телесной оболочке закрепила взгляд на человека как на сочетание внешнего (тела) и внутреннего (души). Аристотель синтезировал натурфилософские взгляды на человеческое тело с идеями дуализма души и тела и устранил сомнения по вопросу об их единство.
Также в зоне внимания исследователей тела всегда находилось вопрос о соотношение биологического и социального. Так, социально-философский анализ тела и телесности человека в западном гуманитарном знании развивался в двух парадигмах, основанных еще древними греками: а) с акцентом на естественную, биологическую сущность данного феномена, который будучи размещен в социальном пространстве «приспосабливается» к нему, вписываясь в данное окружение, сохраняя собственную естественность (Гераклит, Демокрит). Со временем такие представления приобретают все более натуралистического характера, в частности, в философии Просвещения (Вольтер, К.А. Гельвеций, Ж.А. Ламетри, Ж. Руссо). Дальнейшее развитие эта концепция приобрела в социобиологических теориях XIX — XX вв. (Е.О. Уилсон, А. Гелен, Г. Спенсер,). Связь инстинктов и рефлексов, как функций человеческого тела, с социальными качествами человека устанавливают в своих работах такие ученые, как В. Джеймс, В. МакДугал, Б. Скиннер, Дж. Уотсон, Фрейд; б) с акцентом на социокультурной сущности телесности, «естественность» которой интегрирована и сконструирована социальными атрибутами. Это положение приобретает своего дальнейшего развития в эпоху Возрождения (М. Кузанский, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци).
Актуальность темы. Со вступлением общества в эпоху индустриальной цивилизации открываются новые теоретические горизонты в изучении тела и телесности, которые определяются развитием естественнонаучных знаний и медицины, изменением культуры мышления, вызванную развитием немецкой классической философии. Так, благодаря Л. Фейербаху тело впервые входит в самую сущность человека как проблемное поле.
В рамках экзистенциальной философии тело рассматривается как источник особого рода чувственности, благодаря которому человек способен познавать окружающий мир (М. Хайдеггер, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс). Пост структуралисты (Ж. Лакан, М. Фуко) признают реализацию телесности человека через социум, но такое воплощение происходит не просто при взаимодействии с другими людьми, а в социокультурном пространстве, который и наделяет тело и телесность конкретным содержанием. Например, М Фуко стремится выяснить пределы человеческой телесности и приходит к выводу, что они оформляются дисциплинарными пространствами, подчиняют индивидуальное тело коллективном.
Наиболее активно влияние социальности на телесность начало изучаться философией в конце ХХ в., особенно в аспекте соотношения телесного и социального с точки зрения различных средств воздействия, или использование телесности социумом (М. Дуглас, Б. Тернер, П. Фрейнд), а также с акцентом на социокультурную природу телесности (И. Быховская, Л. Жаров, С. Фролова и др.).
Отечественный философский дискурс рассматривает тело и телесность как важнейшую составляющую бытия человека (научный потенциал современных философов таких как О. Гомилко, Л. Газнюк, А. Киселева, В. Косяк, Н. Медведева, А. Муха, А. Осипов, Ю. Семенова и т.д.).
При всей разноплановости накопленного за века научного материала, посвященного вопросам человеческого тела, нельзя утверждать о достижении максимального уровня раскрытия всех его аспектов. Мир меняется, а, следовательно, и феномены, сопровождающие его изменения, требуют переосмысления. Одним из таких феноменов в последние годы стала ориентация индивидов на различные виды манипуляций с собственным телом ради достижения определенной телесной совершенства.
Обьект исследования – телесность как социокультурный феномен.
Предмет исследования — телесная трансформация в названии модификация как способ самоидентификации личности.
Итак, цель данной работы — с социально-философской позиции раскрыть причины тяготения к телесной модификации, как феномена, характеризующего одну из граней существования индивида в современном социальном пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить роль культуры в формировании человеческой телесности.
2. Рассмотреть украшение и деформация тела как факт культуры.
3. Определить телесность как основание идентификации личности в современном обществе.
4. Исследовать практику телесных трансформаций модификаций на базе салона красоты «Nude Loft».
5. Проанализировать причины модификация тела – мода или психологическое состояние.
Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тело с давних времен было едино данным человеку и условно стабильным. Социальные и культурные тенденции ХХ в. спровоцировали процесс в результате которого статика исчезла, отдав свои позиции динамике. Закономерно, что и отношение к телу кардинально изменилось — тело стало олицетворять своеобразный костюм, а следовательно, тело не судьба, оно лишь определенное сырье, ради получения новой своей ипостаси, требует технологии обработки. Потеряв постоянство форм, тело стало восприниматься как изменчивое и должное подвергаться различным изменениям, а именно модификации.
Тело вследствие модификации не имеет признаков болезни и старости, однако имеет элементы искусственности и превращается в проект, требующий разработки и внедрения. Следовательно, индивид сталкивается с ситуацией: «Мое тело не «Я», ведь телесные модификации позволяют «забыть», «перезагрузиться» и начать жизнь якобы заново.
Позитивность такой «перезагрузки» очевидна, а отрицательный момент не всегда осознается и озвучивается: подобное забвение имеет последствия для прошлого, ведь происходит его обесценивание и формируется безразличное отношение, как к собственному, так и коллективному прошлому. Кроме того, телесно совершенный и телесно молодой человек — это избыточный человек, главной целью которого становится убийство времени. Такой индивид, в определенном смысле, современный Фауст, который не способен убить самого себя, ибо преодолевая границу между жизнью и смертью он фактически бессмертен.
Тело в результате включения в практику телесной модификации, лишилось своей роли носителя важной информации. Однако, это иллюзия, в плену которой находится индивид, который обратился к практике телесной модификации. Человек, который пытается создать себе тело с указаниями другого, не задумывается о преобразовании себя на автомат или машину. Поэтому закономерно, что социум охватила паника, спровоцированная исчезновением тела и присутствием его симуляции.
Кроме того, повседневностью доказано, что занятия любой форме модификации (автомобилей, ноутбуков, тела и др.) довольно интересным и затягивающим занятием, которое отказывается от каких-либо четких границ. Можно вносить коррективы и штрихи постоянно, пытаясь достичь совершенства. Часто при увлечении модификацией забывается тезис: лучшее — враг хорошего. Однако, наиболее негативным последствием является то, что человек не получит от телесной модификации того удовольствия на которое он рассчитывал, иногда человек все больше демонстрирует новые симптомы заболевания неудовлетворенности собой — перенасыщенность жизнью, апатию, отсутствие смысла существования.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Телесность как социокультурный феномен
1.1 Роль культуры в формировании человеческой телесности
В современной социогуманитаристике в целом и культурной антропологии в частности имеем дело с огромным количеством самых разнообразных определений понятия «телесность», которое сегодня составляет один из ключевых, системообразующих концептов философского, антропологического, культурологического, социологического и других научных дискурсов. Трудно не согласиться с тезисом О. Гомилко о том, что со времени «возвращение человеку тела» в европейской мысли (после преодоления картезианского принципа десоматизации и радикальной дихотомии тела и духа), телесность стала «фундаментальным понятием, без которого мышление не может обойтись при рассмотрении феноменов человеческого бытия», ведь «выступает эффективным инструментом современного «перечитывания» предыдущей философской традиции и «декодирования» культурного опыта» [21, с.24].
Исследуя специфику метафизической рецепции телесности в интеллектуальной истории Запада, О.Гомилко акцентирует внимание на том, что метафизическая идея телесности представляет «не буквально человеческое тело в его органической данности, а чувственность как его основное онтологическое свойство». Именно поэтому, считает исследовательница, еще с античных времен телесность представала как важный мыслительных концепт, который определяет чувственный модус человеческого бытия как его ключевой признак (наряду с материальностью). Телесность фиксирует присутствие человека в мире через восприятие, пространственность, проворство и темпоральность. «Вне чувственности телесности не существует. Поэтому реальность, представляет чувственно данный мир, можно определить понятием телесности».
В англоязычных исследованиях для определения понятия «телесность» используются термины body (тело) и corporeality (собственно, телесность), в зависимости от контекста. Как правило, понятие body употребляют более универсально, а corporeality — чтобы указать на чувственно-материальную природу телесности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы