Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальный интеллект как предпосылка проявления личностных качеств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4
1.1. Понятие «социальный интеллект» в психологической литературе 4
1.2. Особенности структуры и функции социального интеллекта 15
1.3. Современные исследования социального интеллекта и личностных особенностей субъекта 19
1.4. Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ 30
2.1. Организация эмпирического исследования и методики исследования 30
2.2. Психологическая характеристика проявления социального интеллекта у студентов 35
2.3. Психологические особенности взаимосвязи личностных качеств с разными уровнями социального интеллекта 50
2.4. Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Введение:
Гуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории. Это формирует необходимость анализа особенностей развития профессиональных компетенций на всех уровнях развития профессионала.
В данной работе социальный интеллект рассматривается как индивидуальная особенность личности, оказывающая непосредственное влияние на эффективность межличностного взаимодействия.
Общительность – способность к установке контакта практически с любым человеком, соединения с его психикой, но при этом, не теряя себя, оставаясь при своих взглядах.
Общительность является интегральной социально-психологической категорией, регулирующей систему отношений человека к природному и социальному миру и самому себе как синтезу обоих миров.
Эмпатия – центральная категория целого ряда направлений консультирования и психотерапии (личностноцентрированный подход, психология самости, интерсубъективный подход в психоанализе и др.).Существующие исследования эмпатии таких авторов, как A.A. Бодалев, Т.П. Гаврилова, И.С. Кон, Ю.А. Менеджерицкая, H.H. Обозов, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Ф. Хайдегер, H.A. Щербакова и других, показывают, что развитие и изменение характеристик эмпатии обусловлены системой отношений личности к другому, уровнем развития ее эмоциональности, воображения, параметрами социальной ситуации развития, влиянием эмоционального общения с родителями и т.д.
Тема работы: «Социальный интеллект как предпосылка личностных качеств».
Цель работы – выявление особенностей развития личностных качеств в зависимости от уровня развития социального интеллекта.
Объект исследования – специфика развития эмпатии и общительности в контексте специфики развития социального интеллекта.
Предмет исследования – особенности влияния развития социального интеллекта на развитие развития эмпатии и общительности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств;
2. Разработать диагностический аппарат для исследования уровня взаимосвязи социального интеллекта, общительности и эмпатии у респондентов исследуемой группы;
3. Провести анализ полученных результатов методами математической статистики.
Гипотезы исследования:
1. Социальный интеллект может выступать предпосылкой таких личностных качеств как эмпатия и общительность;
2. Студенты с высоким уровнем социального интеллекта более сензитивны к проявлению эмпатии и общительности.
Для подтверждения нашего предположения нами использовались такие методы исследования как:
теоретические: анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблемам взаимосвязи социального интеллекта и толерантности;
«Диагностика эмпатических способностей» Бойко,
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е. С. Михайловой
Тест оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховский)
методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ.
Заключение:
Нами было проведено исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с эмпатией и общительностью. На основании проведенного исследования можно сделать ряд заключительных выводов.
В первой части проведен анализ теоретических данных по проблеме исследования. В результате которого было выявлено, что социальный интеллект – это интеллектуальная способность, которая необходима для развития личности, а именно социально-нравственных качеств необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности. В современной психологии постепенно формируется представление о социальном интеллекте как о сложном, многомерном явлении, характеризующим потенцию личности к успешному взаимодействию с собой, с социумом, миром, базирующемся на комплексе когнитивных и поведенческих способностей. В отношении общительности именно социальный интеллект, являющийся когнитивной составляющей коммуникативных способностей и определяемый как способность адекватно оценивать и понимать свое поведение и поведение других людей, определяет уровень выраженности компетентных позиций в общении и успешность реализации субъектом своего коммуникативного потенциала. Однако в отечественной и зарубежной литературе взаимосвязь социального интеллекта и общительности специально не изучалась. Поэтому экспериментальная разработка этих аспектов будет являться новым направлением в исследовании роли социального интеллекта в формировании коммуникативной компетентности.
Во второй части исследования проведено эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи эмпатии и ее механизмов, общительности с социальным интеллектом. В ходе которого было выявлено, что: чем более выражена способность предсказывать события на основании понимания чувств, мыслей, намерений участников взаимодействия, при этом ошибки предугадывания поведения возможны в ситуации нестандартного поведения, не типичных реакций участников общения, данная группа участников способна выстраивать стратегию собственного поведения, готовы ориентироваться в невербальном поведении участников, тем более развиты рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии, а также общительность респондентов; чем более развито умение понимать, улавливать невербальные компоненты в общении (мимику, позу, жесты) и готовность интерпретировать их с целью понимания состояний, чувств и намерений участников общения. Данная чувствительность в общении усиливает способность понимать, чувствовать других людей, тем более развиты рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии; чем более развито умение понимать, улавливать речевую экспрессию, так данные респонденты способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность), тем более развиты рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии, а также общительность респондентов; чем более развито умение анализа сложных ситуаций взаимодействия людей, отражающих нелинейность, динамику отношений, способность улавливать изменения взаимодействия, предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения, тем более развиты рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии.
Так можно отметить, что было проведено исследование влияния социального интеллекта на формирование эмпатии и общительности, что являлось целью исследования, а именно рассмотрена роль социального интеллекта и эмпатии в формировании качества личности толерантность, в контексте особенности влияния уровня социального интеллекта и эмпатии на формирование качества личности толерантность у психологов в период профессиональной подготовки
Гипотеза о том, что социальный интеллект может выступать предпосылкой таких личностных качеств как эмпатия и общительность подтвердилась, также выявлено, что студенты с высоким уровнем социального интеллекта более сензитивны к проявлению эмпатии и общительности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие «социальный интеллект» в психологической литературе
В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта. Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.
Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.
В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта. Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.
Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.
Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам. Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми [47].
С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях [47].
Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми [47].
Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.
Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.
Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.
Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.
На 1 этапе — 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект».
На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.
На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.
4 этап 1965 — 1969 гг. — социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта.
На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.
1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.
2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.
3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель — Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов.
Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности [3].
Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.
Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.
Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект» [2]. Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме. В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.
Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.
С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичные поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности. Питательный поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение. Длительный эффект питательного поведения, как правило, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта.
Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом. Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя данной логике, социальный интеллект означает понимание контекста. Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих целей по эффективному взаимодействию.
Социальный интеллект понимается, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенного поведения. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других. Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведения и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми». Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми.
В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они стареют. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях. При этом взрослые, которые испытывают недостаток в понимание и компетентность в общении с другими могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности.
Тогда критерием интеллек¬туальной зрелости становится готовность субъекта принимать любое событие таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать це¬ли в средства с учетом объективных требо¬ваний деятельности. Низкий уровень ин¬теллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фо¬не бурной, хотя и весьма своеобразной ин¬теллектуальной активности.
Рассмотрим модель социального интеллекта, представленную в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект:
а) когнитивный компонент -это социальные знания. Знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей, социальная память, т.е. память на имена, лица, социальная интуиция оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков;
б) эмоциональный компонент — здесь представлена социальная выразительность это эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность, сопереживание как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, способность к саморегуляции человека, т.е. умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;
в) поведенческий компонент — социальное восприятие как умение слушать собеседника, социальное взаимодействие и социальная адаптация.
В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты [23].
1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на взгляд автора главный стержень социального интеллекта.
2. Основными характеристиками самосознания детей — чувство самоуважения, свобода от личностных комплексов.
3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности.
Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста [23].
Концепция Д.В. Ушакова, все многооб¬разие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта сводится к трем основным параметрам:
1. Социальный интеллект — это особая способность, отличная от остальных.
2. Социальный интеллект — это соци¬альная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.
3. Социальный интеллект — это лично¬стная черта, определяющая успешность со¬циального взаимодействия.
Феномен социального интеллекта напрямую связан с успешностью в профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект определяется одним из компонентов творчества, как способность к выдвижению идеи.
Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:
1. Континуальный характер.
2. Использование невербальной репрезентации.
3.Потерю точности социального оценивания при вербализации.
4. Формирование в процессе имплицитного обучения.
5. Использование «внутреннего опыта».
В 1920 году в работе Э.Л. Торндайка впервые упоминается термин «социальный интеллект», который входит, по мнению автора, в трехкомпонентную модель интеллекта [47]:
1. Абстрактный интеллект – способность понимать и оперировать идеями;
2. Механический интеллект – способность оперировать конкретными предметами;
3. Социальный интеллект – способность понимать и управлять другими людьми.
Ф. Мосс и Т. Хант считали, что социальный интеллект можно определить, как способность, лежащая в основе коммуникативных и организационных возможностей индивида в профессиональной деятельности, а именно «человек-человек» [45].
Г. Олпорт говорил о социальном интеллекте как о возможности индивида прогнозировать поведение других людей, верно судить о них и обеспечивать человеку адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях, т.е. социальный интеллект понимался Олпортом как некий «социальный дар».
Д. Векслер определял социальный интеллект как способность ребенка к обучению и воспитанию путем откликаемости и отзывчивости на педагогическое воздействие, а также установки и общественное воздействие группы сверстников, одноклассников и одногруппников.
Дж. Гилфорд изучая социальный интеллект, отмечал его интегральную интеллектуальную способность, которая отвечает за регуляцию и объединение познавательных процессов для отражения социальных объектов. В социальный интеллект по Дж. Гилфорду входит 6 факторов [15]:
1. Познание элементов поведения (CBU) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека;
2. Познание классов поведения (СВС) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека в контексте ситуации;
3. Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать вербальную и невербальную информацию;
4. Познание систем поведения (CBS) – способность понимать вербальное и невербальное поведение людей в контексте целостных ситуаций взаимодействия;
5. Познание преобразований поведения (СВТ) – способность понимать вербальное и невербальное поведение в контексте разных ситуаций;
6. Познание результатов поведения (CBI) – способность прогнозировать возможные варианты поведения, исходя из контекста ситуации.
Согласно теории множественного интеллекта, где выделяются внутриличностный и межличностный интеллект, Х. Гарднер отмечает, что именно межличностный интеллект является отражением социального интеллекта.
Межличностный интеллект определяется как способность понимать эмоциональное состояние других людей и надлежащим образом реагировать на них.
Трехкомпонентная теория Р. Стренберга исходит из понимания социального интеллекта как способности добиваться поставленных целей в любой сфере деятельности. Выделяются [46]:
1. Компонентный интеллект – обработка информации путем взаимосвязи внутреннего мира личности и механизмов мышления;
2. Эмпирический интеллект – продуктивность решения новых ситуаций путем опоры на прошлый опыт;
3. Ситуативный интеллект – поведение человека в зависимости от ситуации.
Социальный интеллект — это способность к познанию социальных явлений. Данный феномен является одним из компонентов социальных умений и компетентности. Это важная способность, которая может помочь успешному функционированию человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. В рамках структурно-динамической теории социальный интеллект пользуется тем же «потенциалом формирования», что и другие виды интеллекта.
Данное предположение позволяет Д.В. Ушакову выдвигать несколько гипотез, которые могут быть проверены в рамках эмпирических исследований. Если потенциал формирования одинаков, на взгляд автора, то связь социального интеллекта и других видов интеллекта может как существовать, так и отсутствовать. Это будет зависеть от степени равномерности распределения потенциала в выборке испытуемых. Степень равномерности данного распределения будет зависеть, например, от того, в какой сфере деятельности находятся интересы испытуемых: в предметной или коммуникативной сфере.
Феномен социального интеллекта необходимо рассматривать со связью с вопросом интеллекта в целом. В данном случае с социальным интеллектом речь идет о способности этого конструктора объяснять специфику социального познания индивида. С самого начала, когда внимание психологов привлекла проблема социального взаимодействия и роли интеллекта в нем разработка социального интеллекта происходила главным образом в рамках общих теорий интеллекта. Поэтому данный вопрос представляется не только интересным, но и продуктивным, рассмотреть хотя бы в общих чертах динамику взглядов на данный феномен в исторической перспективе и аналитически осмыслить эти подходы с целью определения нового взгляда в трактовке и в применении данной категории в рамках психологических исследований.
Феномен социального интеллекта, несмотря на достаточно длительную историю изучения на сегодняшний день представляется как новое понятие. Это связано в первую очередь с методологическими трудностями психологии интеллекта. Разные подходы в рассмотрении социального интеллекта в общей и социальной психологии и с другими проблемами. Обоснование социального интеллекта как категории социальной психологии связано с тем, что до сих пор отсутствуют достаточно четкие критерии данного понятия. Возникает необходимость указать, какие понятия могут быть признаны общими и фундаментальными определениями, охватывающими проблемы современной психологии личности, наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений.
Н.В. Богданович отмечает, что для современной психологии, переживающей критический период рассмотрения и оценки своих методологических основ, велика роль категориального анализа. Категориальный аппарат призван выделить и обозначить систему понятий, наиболее перспективных для разработки в современной психологической теории. Зачастую происходит, что современные исследователи не формулируют четких определений. Отмечается тенденция ограничиваться перечислением характеристик социального интеллекта в рамках конкретных научных направлений или собственными выводами.
Социальный интеллект определяется как способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, вызванными в нас другими людьми. Он включают способность личности понимать других и реагировать, таким образом, чтобы была достигнута эффективная коммуникация.
В данной работе за основу используется определения Э. Торндайка. Социальный интеллект — это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам [47].
Согласно структурно-динамической теории социального интеллекта Д.В. Ушакова, на его формирование оказывают воздействие следующие факторы:
— Потенциал общего интеллекта;
— Эмоционально-личностные особенности индивида;
Жизненный путь человека, а именно какую деятельность он выбрал, например «человек-человек» или «человек-машина».
Д. Гоулман выделяет следующие особенности социального интеллекта [16]:
— Непрерывный, постоянный характер;
— Невербальная репрезентация;
— Потеря точности социального оценивания при вербализации;
— Преобладание в формировании имплицитного научения;
— Использование «внутреннего опыта».
Е.А. Федорова считает, что социальный интеллект представляет собой совокупность ментальных способностей необходимых для выполнения регулятивной функции познания человеком социума и его поведения в нем. В связи с этим, Е.А. Федорова выделяет следующие элементы социального интеллекта:
Когнитивный компонент — способность к рефлексии, социальная перцепция, социальная креативность;
Эмоциональный компонент — способность к эмпатии, эмоциональный интеллект, самооценка;
Поведенческий компонент — коммуникативная потребность, тип темперамента, позиция, занимаемая в общении, социальная компетентность.
Определив понятие «социальный интеллект», можно сказать, что его роль особенно значима в социализации и адаптации личности к окружающей среде, а также развитие социального интеллекта необходимо для успешной профессиональной деятельности в сфере «человек-человек».
Говоря о значимости социального интеллекта, необходимо отметить его влияние на такие коммуникативные и организаторские способности как: деловитость, уверенность в себе, психологический такт и отзывчивость.
Кроме того, необходимо отметить и влияние социального интеллекта на профессиональную успешность будущих студентов.
Так отмечается, что социальный интеллект связан с коммуникативной компетентностью, а именно обеспечивает развитие тех качеств, которые необходимы в работе «человек-человек».
Таким образом, социальный интеллект – это интеллектуальная способность, которая необходима для развития личности, а именно социально-нравственных качеств необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности.
Необходимо также отметить, что, понимая других людей, личность может научиться понимать себя и контролировать свое поведение.