Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальные проекты по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Понятие и сущность социального проектирования 8
1.2. Общая характеристика государственной политики по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде: история и современность 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование социального проектирования в сфере популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде 29
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПРИМЕРЕ АССОЦИАЦИИ «ГОРОД ДЕТСТВА» И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40
2.1. Ключевые федеральные и региональные социальные проекты по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде, реализуемые в городе Москве и Московской области 40
2.2. Практика реализации социальных проектов по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде на примере Ассоциации «Город детства» 57
2.3. Проблемы и направления развития социального проектирования в сфере популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из основополагающих характеристик человека является его способность к проектной деятельности, т. е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности. Социальное проектирование представляет собой инновационную деятельность, направленную на профилактирование и решение разнообразных социальных проблем. Применение проектных технологий с целью эффективного управления социальным развитием стало одним из актуальнейших направлений, как в области теоретических разработок, так и в практической деятельности. На современном этапе государственной социальной политики, направленной на развитие социальных инноваций и новых социальных технологий, особенно актуальным представляется использование проектного подхода .
Актуальность овладения технологией социального проектирования обусловлена рядом факторов. Во-первых, данная технология имеет широкую область применения для всех профессий как социальной направленности, так и смежных с ними. Во-вторых, владение логикой данного вида проектирования позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, консультационно-методические и организационно-управленческие функции. В-третьих, опыт, полученный в процессе разработки и реализации социальных проектов, повышает уровень конкурентоспособности специалиста на рынке труда .
Анализируя теоретико-исторические основы технологии проектирования, следует отметить, что данный метод возник в США в начале XX века и носил название «метод проблем». Фундаментальной основой метода выступает «прагматическая педагогика» философа Дж. Дьюи, согласно которой условия успешности обучения основываются на познавательной активности ребенка, проблематизации учебного материала, связи теории с практикой, обучении в игровой деятельности . Вместе с тем, русские педагоги (С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко) в начале XX века также активно популяризировали проектную деятельность в качестве фундаментального метода обучения.
В рамках данной работы видится необходимым рассмотреть социальное проектирование в сфере популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это комплекс упражнений, правил и условий, выполняя которые человек может сохранять и поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни.
Особое значение имеет соблюдение ЗОЖ в молодежной среде, так как у юношей и девушек в этом возрасте происходит окончательное формирование всех систем организма. В молодом возрасте люди почти не задумываются о своем здоровье, они зачастую они считают, что их организм способен на все и их образ жизни никак не нарушит работоспособность организма. Они не соблюдает режим дня, сна и питания. Более того, они считают, что сдать сессию или сходить в клуб это важнее для их жизни в данный момент, чем следить за собственным здоровьем. В этом возрасте юноши и девушки подвержены риску возникновения пагубных привычек, таких как курение, алкоголизм, наркотические зависимости и др. Однако зависимость от наркотических в современном мире составляет лишь малую часть опасностей для здоровья молодого человека.
Так, в современном мире появляются различные виды опасных для здоровья зависимостей, которым в первую очередь подвержены молодые люди. Например, номофобия – зависимость от телефона, зависимость от видеоигр, интернет зависимость, бъютиадикция, булимия и др. Спасением для современной молодёжи становится спорт. Спортивные секции и кружки всё больше и больше могут заинтересовать современных молодых людей. Девушки стремятся получить красивую фигуру и поэтому начинают посещать спортивные секции по гимнастике, танцам и т.п. В подобные секции ходят и парни. А также, чаще всего с помощью этих секций узнают об основах ЗОЖ, соблюдение которых приведет их к успеху в том или ином виде спорта. Однако после достижения своих целей, они зачастую продолжают вести здоровый образ жизни, помогающий им поддерживать физическую форму.
Увеличение внимания к спортивным мероприятиям и спортивным персоналиям также может усилить пропаганду здорового образа жизни.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием данной проблемы занимаются различные ученые, в частности, Галкин В. В., Габриелян К. Г., Виноградов П. А., Окуньков Е. В., Барчуков И. С., Кикоть В. Я. И др.
Проблема исследования. Совершенствование государственного управления и регулирования развития системы физической культуры и спорта является актуальной научной проблемой, поскольку эти виды государственной деятельности играют важную роль в эффективном функционировании социального комплекса страны. Спорт является одной из важных составляющих жизни любого современного государства. Достижения в области спорта не только поднимают престиж Российской Федерации, приносят прибыль спортсменам и их федерациям, создают дополнительные рабочие места, но и пропагандируют здоровый образ жизни, что непосредственно влияет на трудоспособность населения.
Гипотеза исследования. Популяризация массового спорта как одно из направлений государственной политики должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей. Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении в соответствии с теми основными формами спорта, которые установились в обществе на современном этапе.
Целью настоящего исследования является анализ государственной политики в сфере социального проектирования по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде, а также разработка предложений по совершенствованию исследуемой области отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность социального проектирования;
— дать общую характеристику государственной политики по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде;
— дать оценку правового регулирования социального проектирования в сфере популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде;
— проанализировать ключевые региональные социальные проекты по популяризации спорта и здорового образа жизни в молодежной среде, реализуемые в городе Москве и Московской области;
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Роль физической культуры и спорта огромна, так как ее цель – это укрепление здоровья населения, а также развитие как физических, так и интеллектуальных способностей. Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность улучшения качества жизни и поддержания физической формы, а также возможность более активно участвовать в производственной и творческой деятельности. Физическая культура и спорт, играют немалую роль и как составная часть национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому, при определении основных направлений государственной политики необходимо понимать роль спорта, двигательной активности, пропагандировать здоровый образ жизни в процессе воспитания нового поколения и вырабатывать в людях осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Мы видим две сложности в развитии массового любительского спорта среди молодежи. Первая проблема – это отсутствие информации. Вторая проблема – в мотивации студентов. Необходим механизм привлечения студентов в эту систему.
К тому же, в настоящее время дети сильно подвержены влиянию интернет пространства и социальных сетей. Звезды спорта и всемирной сети стали мотивировать подростков намного сильнее, чем пару лет назад, а тенденции к здоровому образу жизни все больше набирают обороты. Но спорт нужен не только великим спортсменам, но и обычным детям. Занимаясь спортом с раннего возраста, ребенок растет здоровым, более крепким и выносливым.
Тренировки будут развивать дисциплинированность, самостоятельность, умение сосредоточиться, закладывать установку на успех. У юных спортсменов обычно много друзей, общением с которыми он и будет наслаждаться, формируя правильный досуг. Важно увлечь ребенка спортом, показать его важность и нужность. В настоящее время, если человек не стал спортсменом, то непременно интересуется событиями из мира спорта, смотрит трансляции, болеет за команды, следит за успехами наших сборных.
В целях дальнейшего укрепления доверия населения в физкультурно-оздоровительной и спортивной политике органов власти Подмосковья целесообразно:
–– развивать спортивную инфраструктуру по месту жительства, обеспечить физическую доступность физкультурно-оздоровительных объектов;
–– совершенствовать систему адресной финансовой помощи, системы льгот и скидок для занятий спортом самых широких групп населения, что повысит финансово-экономическую доступность как массового спорта, так и спорта больших достижений;
–– проводить широкую разъяснительную работу среди родителей, направленную на показ преимуществ вовлечения детей в спорт, консультирование по способам и механизмам их участия в спортивных секциях, соревнованиях, зрелищных массовых мероприятиях физкультурно-оздоровительной направленности;
–– укреплять кадровую базу тренерского состава, спортивных судей, врачей, администрации спортивных учреждений.
Необходимо также подчеркнуть, что свое место в развитии отношений доверия должны найти мероприятия социологического обеспечения поддержания постоянной обратной связи между населением и должностными лицами органов власти. Это прежде всего связано с реализацией общей тенденции информатизации государственного и муниципального управления, которое должно иметь постоянный (мониторинговый) канал насыщения социальными показателями динамики отношения различных групп населения к своей деятельности, оценки социальной эффективности вложения ресурсов в осуществление спортивно-оздоровительной политики, повышения качества жизни населения, укрепления его доверия к государственным институтам управления.
В систему социологических показателей установления отношений доверия между населением и властью в сфере физической культуры и спорта могут стать как объективные характеристики вовлеченности людей в предлагаемые оздоровительные и спортивные программы, проекты, мероприятия, так и субъективные оценки веры людей в честность, добросовестность, открытость власти. Причем при использовании мониторинговых социологических категорий целесообразно использовать широкий спектр опросных, статистических, экспертных и аналитических методов.
Важно помнить и то, что здоровый образ жизни – это не только занятия спортом или физкультурой. Это ещё и целая система, включающая в себя режим дня, питание, гигиену. Социальное проектирование в данной сфере поможет осветить данные ценности, информировать население, внушить осознание надобности в здоровом образе жизни у молодёжи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1. Понятие и сущность социального проектирования
На сегодняшний день, понятие «социального проектирование» трактуется по-разному, невозможно найти в научной литературе единого подхода к толкованию этого термина. Само понятие «проектирование» означает «брошенный вперед» и берет истоки от латинского «projectus». Это, прежде всего, создание прототипа объекта или его состояния, к которому нужно стремиться при осуществлении той или иной регулируемой и контролируемой управленческой деятельности, на основании поставленных целей и задач .
Г. В. Осипов, под социальным проектированием понимает специфическую деятельность, связанную с научно обоснованным определением вариантов планового развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов .
Н. Г. Зайнышев выделяет социальное проектирование, как научно – теоретическую и одновременно предметную практическую деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью .
В. Г Луков рассматривает социальное проектирование как специальное исследование, направленное на достижение социально значимой цели и локализованное по месту, времени и ресурсам. При этом целью является создание новой социально значимой для общества ценности, разработка проектов с желаемым состоянием социальной системы, но с учетом наличия необходимых ресурсов. Социальные проекты должны создаваться на научной основе, соответствовать общепринятым нормам и отражать современную идеологию общества, обеспечивая преобразующие изменения реальности в соответствии с общепринятыми идеалами .
Социальное проектирование является видом деятельности по управлению изменениями, введению социальных инноваций, что объясняет его востребованность в условиях быстро меняющихся процессов в мире. Поскольку источник быстрых социальных перемен – это деятельность человека, то изменения подвластны его контролю. Он способен управлять изменениями, не допуская хаоса в обществе как результата быстрых перемен.
Понятие «социальное проектирование» символизирует процесс управления изменениями в обществе. Социальное проектирование осуществляется на двух уровнях. Микроуровень – это так называемые малые проекты, разрабатываемые применительно к отдельной организации или территории (району, городу и т.п.) в педагогической, образовательной, культурной и других сферах деятельности. Макроуровень социального проектирования имеет отношение к разработке масштабных проектов, в том числе и на уровне страны в целом. Так, И.Т. Касавин выделяет две разновидности социальных проектов на макроуровне. Первая группа – это масштабные проекты, которые нередко, как отмечает автор, называются мегапроектами, и которые финансируются государством и частными инвесторами. Они должны быть экономически обоснованы и эффективны, иметь четкие целевые ориентиры и количественные индикаторы, определяющие их параметры (сроки, объемы инвестиций, ожидаемые результаты и т.д.). Масштабные социальные проекты (мегапроекты) на уровне государства имеют статус национальных проектов. Вторая группа – это глобальные проекты, которые относятся к более широкой сфере социальности, культуры и мировоззрения, в их разработке принимает участие философия. Они содержат элементы мифа, утопии, воодушевляющие людей на творчество истории .