Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальные гарантии реализации прав граждан на образование и основания прекращения образовательных правоотношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ 6
1.1. Конституционное право на образование в Российской Федерации 6
1.2. Права обучающихся, права и обязанностей родителей 10
1.3. Права работников образовательных учреждений и меры их поддержки 16
2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК 20
2.1. Общая характеристика оснований возникновения и изменения образовательных правоотношений 20
2.2. Основания и порядок прекращения образовательных правоотношений 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Права человека и гражданина — один из наиболее значимых институтов конституционного права, степень их реализации представляет собой основной показатель, определяющий фиктивность или реальность самой Конституции. Этот институт неслучайно является важнейшей составной частью любой Конституции, ведь именно он олицетворяет собой сущность демократического строя.
По этой причине во многих странах разделам (главам), посвященным институту прав граждан, как правило, отводится место в начале основного закона. Эти права обладают непосредственным действием, очерчивают рамки всех видов деятельности государства, определяя характер его взаимоотношений с гражданами.
Институт прав граждан представляет собой совокупность конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека, а также условия его свободной жизнедеятельности и, самое важное, гарантированных государством.
В соответствии с теорией конституционного права человека и гражданина означают «возможность человека совершать или не совершать дозволенные или незапрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами определенные действия».
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются обязанностью государства, признаются и гарантируются российским государством, их гарантом выступает Президент России. Право граждан на образование — одно из конституционных прав, предоставляющих гражданам возможность в порядке, гарантированном государством, осуществить его.
Вместе с тем нередко реализация рассматриваемого права сопряжена с рядом трудностей, возникают сложные и проблемные ситуации, требующие решения, нередко гражданам приходится отстаивать и защищать свои права даже в судебном порядке.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ социальных гарантий реализации прав граждан на образование и оснований прекращения образовательных правоотношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— исследовать конституционное право на образование в Российской Федерации,
— изучить права обучающихся, права и обязанностей родителей,
— рассмотреть права работников образовательных учреждений и меры их поддержки,
— дать общую характеристику оснований возникновения и изменения образовательных правоотношений;
— рассмотреть основания и порядок прекращения образовательных правоотношений.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации прав граждан на образование.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты реализации прав граждан на образование.
Теоретической основой исследования стали научные труды таких авторов как Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский, Е.В. Гнатышина,
А.А. Саламатов, И.Е. Ильичев, А.Н. Козырин, О.Ю. Косова, М.Н. Кудилинский, Н.И. Лаас, Н.М. Ландушкина и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные правовые акты.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах реализации прав граждан на образование позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере функционирования пенсионной системы Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Поводя итог, можно сделать следующие выводы.
Конституция Российской Федерации в статье 43 устанавливает положение, согласно которому в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Получение высшего профессионального образования может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основах.
Российским законодательством установлен широкий круг прав и обязанностей всех сторон образовательного процесса – обучающихся и их родителей (законных представителей), преподавателей. При этом реализация прав одних субъектов не должна нарушать права других субъектов.
Юридическими основаниями возникновения образовательных правоотношений выступают договор на оказание образовательных услуг или реализация установленного законом права на получение бесплатного образования.
Образовательные учреждения самостоятельно выстраивают образовательный процесс в рамках ФГОС, при этом обучающийся может выбирать факультативы (если речь идет о школьном образовании), направления обучения в рамках средне-специального и высшего образования.
Педагоги, в свою очередь, имеют право на уважительное отношение со стороны обучающихся, самостоятельную разработку методик обучения в рамках образовательных программ, достойную заработную плату, социальные гарантии, установленные законодательством.
В случае возникновения спорных неразрешимых вопросов стороны могут обратиться в суд.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Конституционное право на образование в Российской Федерации
Одним из самых важных и основных прав человека является право на образование, которое закреплено в фундаментальных международно-правовых актах и на конституционном уровне Российской Федерации.
Свое отражение оно нашло в таких основополагающих актах международного характера, как:
Всеобщая декларация прав человека 1948 года,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года,
Конвенция о правах ребенка от 1989 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года,
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 года.
Позже в 1993 году данное право было закреплено и нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации. И в соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование, которое является и относится к неотчуждаемым правам человека, принадлежащим каждому человеку с момента рождения.
Однако следует отметить факт того, что в действующем законодательстве нет закрепления понятия «право на образование».
Данный факт обуславливает отсутствие единства мнений в отечественной юридической науке по поводу определения данного понятия, а также ее структурной содержащей.
На протяжении нескольких лет не утихают дискуссии касаемо этих вопросов и в данной работе хотелось бы обратить внимание на мнения видных отечественных ученых в данной области, которые рассматривают право на образование через призму различных отраслей законодательства и иных критерий.
Заслуживает внимания точка зрения исследователя А.Ф. Ноздрачева, который считает, что право на образование — это «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного обществами. Приведенная позиция является бесспорно верной, но не раскрывающей ее структурные элементы более подробным образом.
Так же, справедливо отмечает В.И. Шкатулла, который трактует право на образование как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании» .
По нашему мнению более правильным определением, который бы раскрывал рассматриваемое понятие со всех аспектов является позиция Т.В. Грачевой, которая считает, что право на образование следует относить по своей юридической природе к неотчуждаемым, субъективным правам человека, то есть данное право — это правовая возможность владеть и использовать различные знания, профессиональные навыки и умения для повышения своего интеллектуального, культурного и духовного уровня в своих личных целях и в интересах всего социума, которая закреплена как в национальном законодательстве государства на конституционном уровне, так и в основополагающих международных нормативно правовых актах, имеющих фундаментальное значение для существования основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина .