Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-психологический портрет библиотекаря в фундаментальной библиотеки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения библиотекаря в фундаментальной библиотеке 6
1.1 Фундаментальная библиотека 6
1.2 Библиотекарь в фундаментальной библиотеке 15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического портрета библиотекаря в фундаментальной библиотеке 30
2.1 Организация и ход исследования 30
2.2 Анализ социально-психологических качеств библиотекаря фундаментальной библиотеки 37
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение……………………………………………………………………….69
Введение:
Актуальность исследования. Современные тенденции таковы, что информация становится важнейшим жизненным ресурсом, ценность которого растет день ото дня. В связи с этим, библиотеки должны стать центром для формирования информационного общества нового типа, а библиотекари – проводниками для пользователей в условиях роста информатизации. Для того чтобы быть способными отвечать этой важной отведенной роли, библиотекари должны обладать рядом социально-психологических характеристик, что актуализирует изучение социально-психологического портрета библиотекаря.
Изученность темы исследования. Особенности профессионализации библиотекарей были рассмотрены в качестве предмета исследования В.А. Бородиной, А.Н. Ванеевым, С.И. Головко, Л.А. Грековой, Г.М. Губайдуллиной, Ю.Д. Дрешер, Е.Б. Дударевой, О.А. Калегиной, А.И. Каптеревым, Т.И. Ключенко, Г.М. Кормишиной, Л.Е. Савич, Р.И. Фатеевой, А.С. Чачко.
Разнообразные аспекты реализации библиотекарями профессиональных знаний, навыков, умений изучены в трудах Ю.Б. Авраевой, Р.А. Гардашева, Э.С. Очировой, П.С. Романова и А.И. Каптерева.
Проблемой переподготовки библиотекарей в связи с потребностью реализовывать новые вызовы времени рассматривали С.И. Головко и Е.Б. Дударева.
Рассмотрению социально-психологических характеристик библиотекарей посвятили свои исследования В.А. Бородина, Т.Д. Жукова, А.И. Каптерев, М.Ю. Матвеев, В.А. Минкина, Ю.Н. Столяров, А.С. Чачко.
Цель работы. Настоящая работа ставит целью рассмотреть социально-психологический портрет библиотекаря в фундаментальной библиотеке.
Задачи:
• исследовать функции и особенности работы фундаментальной библиотеки;
• проанализировать роль библиотекаря в фундаментальной библиотеке;
• организовать исследование социально-психологического портрета библиотекаря в фундаментальной библиотеке;
• провести анализ социально-психологических качеств библиотекаря фундаментальной библиотеки.
Объект исследования: библиотекарь в фундаментальной библиотеке.
Предмет исследования: социально-психологический портрет библиотекаря в фундаментальной библиотеке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— библиотекарями в фундаментальных библиотеках с целью оптимизации своей профессиональной деятельности;
— студентами, обучающимися по специальности «Библиотековедение», с целью самоподготовки к тематическим практическим занятиям и семинарам;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы, методы исследования, практическая значимость работы, а также отражается ее структура.
В первой главе рассматриваются особенности работы и функций фундаментальной библиотеки. Изучаются характеристики библиотекаря в фундаментальной библиотеке, его имиджа, предъявляемых к нему профессиональных требований, личностных характеристик.
Во второй главе отражены результаты двух исследований (анкетирования и тестирования) из практики работы Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского», проведенных с целью анализа социально-психологических качеств библиотекаря фундаментальной библиотеки.
Заключение:
Высокий темп информатизации современного мира предъявляет новые требования к профессиональным чертам и личностным характеристикам всех специалистов, в том числе библиотекарей в фундаментальной библиотеке. И если часть требований к социально-психологическому портрету библиотечного работника неизменна (ответственность, вежливость, старательность, отзывчивость и пр.), то необходимость критически мыслить в условиях переизбытка информации, уметь коммуницировать посредством информационно-коммуникативных технологий и т.д. – это те новые требования, которые диктует действительность.
Основное отличие фундаментальной библиотеки состоит в составе ее документного фонда, который представлен по большей части научная литература, отвечающая проблематике учебного или научного учреждения, к которому относится библиотечный фонд. Поэтому к библиотекарю фундаментальной библиотеки в социально-психологическом отношении предъявляются также требования по высокому знанию этой узкоспециализированной литературы. В текущих условиях библиотекарь – это не просто специалист, который выдает читателю запрашиваемые книги, он становится своеобразным соавтором, подбирая для исследователя именно ту информацию и те источники, которые могут продвинуть его в научных изысканиях.
Очевидно, что вышеописанный высокий стандарт личности библиотекаря нередко мало сочетается с невысоким уровнем оплаты труда и карьерных перспектив такого специалиста. Поэтому библиотекарь в фундаментальной библиотеке не может быть человеком случайным, выбравшим эту работу по воле случая. Именно профессиональная самореализация, удовольствие от работы с читателями и источниками может компенсировать библиотекарю отдельные социально-экономические недостатки его труда.
Современная фундаментальная библиотека – это не просто такое место, где сохраняют и выдают читателям в пользование научную литературу, но это своеобразный центр научной мысли. Поэтому библиотекарь должен стать главной фигурой, объединяющей научное сообщество, быть способным к организации разнообразных мероприятий, сплочению читателей, обеспечению культурного общения и взаимодействия исследователей.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось решить поставленную во введении цель работы, что позволило рассмотреть социально-психологический портрет библиотекаря в фундаментальной библиотеке.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
— были исследованы функции и особенности работы фундаментальной библиотеки;
— была проанализирована роль библиотекаря в фундаментальной библиотеке;
— было организовано исследование социально-психологического портрета библиотекаря в фундаментальной библиотеке;
— был проведен анализ социально-психологических качеств библиотекаря фундаментальной библиотеки.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи решены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения библиотекаря в фундаментальной библиотеке
1.1 Фундаментальная библиотека
Под фундаментальной библиотекой принято понимать полноценного субъекта информационно-образовательного пространства, который находится в ситуации активного взаимодействия с иными субъектами данного пространства, а также во время данного взаимодействия объединяющего внешний и внутренний поток образовательных и информационных ресурсов, ставя перед собой цель, сделать их для читателей более доступными.
Внутренний поток информационно-образовательных ресурсов представлен документными ресурсами, которые создаются самой библиотекой в процессе ее деятельности.
В свою очередь к внешнему потоку следует относить продукцию издательств, предоставляемые другими библиотеками документы, включая электронные образовательные ресурсы, такие как ресурсы электронных библиотек или электронно-библиотечных систем.
Фундаментальная библиотека является активным субъектом, включенным во все процедуры (этапы) процесса создания и предоставления информационно-образовательного ресурса (планирование, допечатная подготовка, производственный этап, реализация – организация доступа), что формирует у нее интегративную функцию [5].
Фундаментальная библиотека является обязательным элементом научной инфраструктуры, чье значение неуклонно растет, согласуясь с концепцией «общества знаний», подразумевающей рост темпов научных изысканий, а также их глобальный масштаб. В целях максимальной поддержки научной деятельности, т.е. реализации основной своей задачи, фундаментальным библиотекам необходимо отвечать как потребностям ученых, так и их ожиданиям, это обеспечивается гибкостью в комплектовании фонда библиотек, а также развитой системой оказываемых ею услуг.
Понятие «библиотечная услуга» детально разработано в отечественном библиотековедении, однако как нельзя говорить о «библиотеке» вообще, так нельзя говорить о библиотечно-информационных услугах в обобщении. Совершенно очевидно, что набор услуг, их наполнение и формы оказания самым существенным образом отличаются, например, в детской и в фундаментальной библиотеке.
В соответствии с Системой стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу, библиотечная услуга – это итог библиотечного обслуживания, способный удовлетворить конкретную потребность библиотечного пользователя.
Услуги, которые оказывают фундаментальные библиотеки, классифицируются по различным основаниям и с различной степенью детализации. Приведем несколько перечней основных библиотечных услуг:
— услуги библиотечного сервиса, коммуникативные и документальные;
— предоставление полного текста документа, предоставление библиографической информации, предоставление фактографической информации, предоставление аналитической информации, предоставление консультаций по самостоятельному поиску информации;
— услуги справочные, документные, новостные, учебно-консультационные (ориентирующие), исследовательские, организационно-вспомогательные и комплексные [38].
По мнению М.Я. Дворкиной [13], документные услуги обеспечивают доступ к документам для ознакомления, временного и постоянного пользования. К ним относится предоставление первичных документов, сведений о документах, предоставление библиографических справок, групповое и массовое информирование о новых поступлениях, организация групповой и массовой пропаганды литературы, предоставление для пользователей справочно-библиографического аппарата, в том числе машиночитаемых баз данных, предоставление данных из документов и другие. Среди документных услуг названы перевод текстов, ремонт и переплет изданий, которые имеют весьма формальное отношение к документу как объекту библиотечного дела, оказываются широким кругом учреждений совершенно иного профиля, а для библиотек являются факультативными, поскольку их оказание не влияет на реализацию библиотекой своих задач.
По мнению М.Я. Дворкиной [13], справочные услуги предоставляют пользователям возможность получить доступ к различным банкам и базам данных (библио- и фактографическим), а также дают ответ (в справочной форме) на различные запросы (библио- и фактографические). Трудно не осознавать, что библиографические запросы являются потребностью в получении документа, а поэтому для пользователя доступ к любой библиографической информации – это один из этапов получения документальной услуги. В свою очередь, под фактографическим запросом следует понимать потребность в информации, которая в рамках библиотечного обслуживания, так же принимает форму того или иного документа. Потому, согласно данной трактовке, справочные услуги – это либо частный случай, либо промежуточный этап документальной услуги.
Новостные услуги предлагают информацию об актуальных событиях и темах (рекламная продукция, новости, выставка новых поступлений, список новых поступлений и т.д.). Рассматривая перечисленные формы новостных услуг, мы видим их существенные различия.
Учебно-консультационные (или ориентирующие) услуги своей целью ставят направление пользователя в возможностях доступа к информации. Их оказание принимает форму экскурсии, лекции, семинара или консультации.