Педагогика и уголовное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-психологические причины противоправного поведения несовершеннолетних

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Противоправное поведение и его виды 8
1.2. Психолого-возрастные особенности подросткового возраста 14
1.3. Учет особенностей возраста в производстве по делам несовершеннолетних, привлекаемых к юридической ответственности 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 34
2.1. Социально-психологические причины противоправного поведения 34
2.2. Анализ статистики преступлений несовершеннолетних 43
2.3. Меры и пути профилактики социально-психологических причин противоправного поведения несовершеннолетних 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

  

Введение:

 

Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая, экологическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций, актуализации семейно-бытовых проблем и взаимоотношений; выдвигают множество проблем, одной из которых является проблема противоправного поведения несовершеннолетних. Противоправное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм с тенденцией к правонарушению, приобрело в последние годы массовый характер.
В условиях сложной криминогенной обстановки в стране, вовлечение все большего количества несовершеннолетних в сферы организованной преступности диктует необходимость поиска путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних. Однако, несмотря на снижение показателей по количеству совершаемых несовершеннолетними преступлений, данная проблема остается актуальной в условиях современного общества.
Проблема противоправного, антиобщественного поведения является центральной для исследования большинства наук, в педагогической, психологической литературе такое поведение чаще всего обозначают как делинквентное, трактуемое как противоправное поведение личности, в крайних своих формах представляющее уголовно наказуемое деяние. В современных условиях роста числа правонарушений среди несовершеннолетних назрела необходимость совершенствования профилактической работы с этим контингентом. Меры, которые предпринимаются относительно профилактики противоправного поведения среди несовершеннолетних, не отвечают современным реалиям, отсутствует единая научно-обоснованная система профилактики преступности среди несовершеннолетних, что диктует необходимость совершенствования законодательной базы, разработки профилактических мероприятий, основанной на политике государства по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних.
Подростковый возраст – это самый трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием подростка, коренная смена ситуации развития приводит к переосмыслению внутренней позиции подростка. Отклонения в поведении подростков могут вызываться различными причинами: недостатками учебно-воспитательной работы, негативным воздействием социальной микросреды; внутренними и внешними конфликтами, обусловленными систематической неуспеваемостью, неудовлетворенностью собой и социальными контактами и положением в коллективе сверстников.
Проблема противоправного, антиобщественного поведения, является центральной для исследования большинства наук, в литературе такое поведение чаще всего обозначают как делинквентное, трактуемое как противоправное, в крайних своих формах представляющее уголовно наказуемое деяние. Изучением причин правонарушений занимаются различные науки: педагогика, психология и ее разделы, социология, философия и юриспруденция. Ученые данных отраслей пытаются определить факторы, влияющие на поведение подростков, и разрабатывают различные методики по профилактике правонарушений в подростковой среде.
Множество исследований затрагивает проблему выявления причин противоправного поведения несовершеннолетних в контексте рассмотрения социально-психологических факторов: конфликтная семейная атмосфера (И.А. Горьковская, В.Н. Кудрявцев, Т.В. Шипунова и др.), недостатки воспитания в семье (деструктивные детско-родительские отношения) и школе (Д.И. Фельдштейн), личностные факторы (С.А. Беличева) и т.д. [18, 29, 38, 63, 68].
Проблемами асоциального поведения занимались С.А. Беличева, Е.М. Змановская, В.М. Обухова, А.А. Реан, и т.д. [18, 33, 46, 52]. Делинквентное поведение изучалось в трудах Я.И. Гилинского, А.Е. Личко, Р. Мертона, И.Н. Пятницкого, и др. [28, 41].
В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, А.М. Прихожан, О.Н. Ведерникова и др. [25, 33].
Проблемой данного исследования является определение социально-психологических причин противоправного поведения несовершеннолетних. При этом надо учитывать, что эта сфера применения знаний должна строиться на одной методологической основе с возрастной психологией, поскольку база детского развития и воспитания тесно связана с особенностями этого возраста.
Методология исследования:
— когнитивно-поведенческий подход к изучению асоциального поведения (Е.В. Змановская, В.Л. Цветков, Л.Б. Шнейдер и др.) [33, 69];
— деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) [70];
— теории подросткового возраста — биогенетическая (С. Холл, А. Геззел); социогенетическая (К. Левин); психодинамическая (Э. Эриксон); персоналогическая (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер); когнитивно-генетическая (Ж. Пиаже, Л. Колберг) [22, 71];
— рассмотрение личностных черт характера подростков с противоправным поведением (А.Е. Личко, Н.. Максимова, В.А. Пятунин и др.) [41, 50].
Актуальность исследования обусловлена существующими противоречиями: между комплексом социально-психологических причин формирования противправного поведения несовершеннолетних и недостаточной разработанностью технологий профилактики противоправного поведения. Стремление найти пути решения указанного противоречия обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: противоправное поведение несовершеннолетних и его профилактика.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, лежащие в основе социально-психологических причин противоправного поведения несовершеннолетних.
Целью исследования является изучение социально-психологических причин противоправного поведения несовершеннолетних, что существенно для юридической психологии и для ранней профилактики правонарушений.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что причины противоправного поведения несовершеннолетних лежат в их социально-психологических аспектах жизни (взаимоотношения в семье, с друзьями, школе, и т.д.)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном обществе делинквентность является одной из форм отклоняющегося поведения. Термин делинквентное поведение обозначает целый спектр нарушений правовых и социальных норм. Делинквентное поведение предполагает противоправное поведение личности, отклоняющееся от общественно установленных норм, угрожающее благополучию граждан, социальному порядку, и наказуемое в крайних проявлениях.
Подростковый возраст подробно анализировался в трудах Л.С. Выготского, В.Е. Смирнова, Л.И. Божович, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Аи др. Так, Л.И. Божович центральным моментом кризиса подросткового возраста считала развитие самосознания и самооценки; Д.Б. Эльконин — в появлении чувства взрослости и осознания себя в мире; В.И. Слободчиков — персонализацию; Э. Шпрангер — открытие Я, рефлексию, осознание индивидуальности; и т.д.
У подростков с противоправным поведением отмечаются значительные личностные изменения в мотивационной сфере, в особенностях характера и саморегуляции. Мотивационная сфера характеризуется отсутствием интереса к достижению успехов в учебной деятельности, заменяемой досуговыми интересами и потребностями. Среди особенностей подросткового возраста необходимо выделить кризис идентичности; кризис развития эго-идентичности; кризис возникающих расхождений между Я — концепцией и Я идеальным; кризис независимости; кризис искажения взаимоотношений с действительностью Отсутствие социальной идентичности с членами социальных групп приводит к поиску асоциальной референтной группы, способной обеспечить социальную идентичность. Криминогенные сдвиги и деформации нравственной, моральной и эмоционально-волевой сфер приводят к тому, что подростки часто совершают преступления.
Причины противоправного поведения подростков следует искать в ближайшем социальном окружении — микросреде, являющейся источником социального и нравственного опыта, формирующего взгляды, привычки, поведение. Отклонения в поведении и нравственная деформация являются следствиями разрушительного влияния микросреды, обусловленные дефектами межличностных взаимодействий в семье, школе, на улице.
Несмотря на тенденцию к снижению количества зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними на территории РФ, данные показатели обусловлены не эффективностью мер профилактики по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, а вызваны более объективными причинами (высокая латентность данного вида преступности, повышение криминальной активности детей в возрасте до 14 лет, демографический кризис).
В настоящее время отсутствует единая научно-обоснованная система профилактики преступности среди несовершеннолетних, что диктует необходимость совершенствования как законодательной базы относительно норм, регулирующих данный вопрос, так и разработки профилактических мероприятий, основанной на политике государства по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних.
Среди ведущих направлений совершенствования профилактики правонарушений среди несовершеннолетних можно выделить такие, как гуманизация превентивной практики; воспитательно-профилактическая деятельность по оздоровлению условий семейного и общественного воспитания подростков, склонным к противоправным действиям; реализация мер социально-правовой, социально-педагогической, психологической и медико-психологической помощи семьям, относящимся к категории социального риска.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Противоправное поведение и его виды

В данной главе выпускной квалификационной работы для полной картины будет рассмотрено становление понятия противоправного поведения и мнения ученых, которые занимались данной проблемой.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [66, с. 207].
С точки зрения юриспруденции подобное поведение определяется как противоправное, которое противоречит установленным и действующим в обществе правовым нормам, установленным социальным отношениям, которое способно нанести вред правам и интересам граждан, обществу, государстве. В качестве результата противоправного поведения рассматривается правонарушение — это противоправное и социально опасное деяние лица, которое причиняет ущерб интересам личности, общества и государства. Признаками правонарушения являются деяние (действие и бездействие); вина; противоправность, вредный результат, юридическая ответственность.
Правонарушения в зависимости от социальной опасности дифференцируются на преступления (уголовные правонарушения) и проступки. Преступление это уголовное правонарушение, связанные с нарушением норм уголовного права, имеющие наибольшую значимость и общественную опасность по сравнению с другими правонарушениями и влекущие ответственность в порядке предусмотренным уголовным законодательством (УК РФ). Проступок – это менее опасное правонарушение, влекущее ответственность, как правило, в более мягких формах: штрафы, возмещение причинённого вреда, пени, неустойки, дисциплинарные взыскания.
В соответствии со ст. 14 УК РФ [10] в п. 1. ст. в качестве преступления признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой применения наказания. В ст. 2 указывается, что действие (бездействие) не является преступлением, несмотря на то, что обладает признаками какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, однако которое в силу незначительности не представляет особой опасности для общества.
Согласно ст. 15 УК РФ [10] в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, которое предусматривается данным кодексом, делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. При этом к преступлениям небольшой тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, совершение которых влечет за собой максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышающее срока трех лет лишения свободы. За преступления средней тяжести максимальное наказание включает лишение свободы сроком на пять лет. За совершение тяжких преступлений максимальное наказание, которое предусматривается УК РФ, это лишения свободы сроком до десяти лет [10]. И за совершение особо тяжких преступлений предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком более десяти лет.
Согласно КоАП РФ [1] ст. 2.1. в качестве административного правонарушения рассматривается противоправное, виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, влекущее за собой административную ответственность в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ. Ст. 2.2. КоАП РФ [2] «Формы вины» предусматривает признание административного правонарушения умышленным при условии, если совершившее его лицо осознавало противоправный характер своего действия и признавало возможные вредные последствия, при этом сознательно их допускало. Административное правонарушение может быть признано совершенным по неосторожности при условии, если совершившее его лицо предвидело возможные вредные последствия своих действий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы