Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа исследования социально-психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту 7
1.1. Агрессивное поведение как проблема психологии 7
1.2. Состояние разработки проблемы агрессивного поведения в военной психологии 13
1.3. Психологические особенности военнослужащих, проходящих службу по контракту 19
Вывод по главе 23
Глава 2. Исследование психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту 25
2.1. Методика и процедура исследования проблемы 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы по главе 51
Заключение 54
Литература 58
Приложения…………………………………………………..………….………63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Динамичные изменения в социальной, экономической и политической сферах общества сопровождаются ростом агрессивности и враждебности, жестокости и насилия.
Известно, что любые реформы в обществе связаны не только с социальной активностью его членов, которая проявляется в преодолении препятствий в достижении целей, самоутверждении личности, в противодействии сложным жизненным ситуациям, но и с проявлением агрессии. Происходящие изменения в обществе, безусловно, находят отражение и в среде военнослужащих, оказывая существенное влияние на социально-психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Профессиональная деятельность военнослужащих характеризуется интенсивностью, конфиденциальностью, высокой личной ответственностью и экстремальностью. Несение службы сопровождается риском для здоровья и жизни, рядом бытовых неудобств, ограничениями по свободному передвижению и проведению личного времени, вынужденным нахождением внутри одного и того же коллектива нередко в одном и том же месте. Также для военнослужащих характерны утрата личных атрибутов идентичности, строгий распорядок труда и отдыха, ограничения информационного потока, жесткая система поощрений и наказаний, определенная дегуманизация социальных взаимодействий, обусловленных режимом содержания в закрытом сообществе. Вышеуказанные условия службы предъявляют высокие требования к внешней и внутренней дисциплинированности военнослужащих.
Незнакомый коллектив, непривычные климатические условия, жесткий распорядок дня, большая физическая и умственная нагрузка – все перечисленные стрессовые факторы способны привести к дезадаптации военнослужащего. Выражением неполной адаптации или дезадаптации военнослужащего может стать агрессивное поведение.
Агрессивность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, выражается в проявлении неуставных отношений, повышенной конфликтности, аутоагрессии (суицидальное поведение) и мн. др.
Агрессивность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, приводит к нездоровому, неблагоприятному психологическому климату коллектива военнослужащих, уменьшает степень доверия во взаимоотношениях с командирами, приводит к попыткам суицида.
Агрессивное поведение военнослужащих, проходящих службу по контракту, значительно осложняет как их собственную службу, так и службу окружающих, выполнение профессиональных обязанностей личного состава.
Изученность проблемы исследования. Определенный вклад в изучение особенностей агрессии в жизнедеятельности военнослужащих внесли военные психологи и педагоги: А.Я. Анцупов, Е.Г. Баранов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Давыдов, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, А.И. Китов, В.Н. Ковалев, М.П. Крапивин, В.М. Крук, С.И. Съедин, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, В.В. Федотов, А.И. Шипилов и др.
Повышенную агрессивность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, может вызывать акцентуация характера. О потенциальной связи между этими параметрами писали Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
Из сказанного, очевидно, что существует социальный запрос на изучение особенностей агрессивности и агрессивного поведения у военнослужащих, проходящих службу по контракту, а также на выявление психологических детерминант такого поведения, однако, в научно-методическом отношении проблема выявления причин агрессивности и путей ее преодоления в солдатской среде разработана не в полной мере, что обусловило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: агрессивное поведение в среде военнослужащих.
Предмет исследования: социально-психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Цель исследования: выявить и проанализировать социально-психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Гипотеза исследования: предполагается, что повышенная агрессивность, конфликтность и подозрительность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, находится во взаимосвязи с такими акцентуациями личности как демонстративность, дистимность и эмотивность.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к проблеме агрессивного поведения военнослужащих.
2. Разработать методику и провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих-контрактников.
Методологической основой исследования выступили:
1. Теории возникновения и причинности агрессии и агрессивного поведения, предложенные такими учеными как: Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, С.Н. Ениколопов, Б. Крейхи, К. Лоренц, А.А. Налчаджян, И.А. Фурманов и пр.
2. Концепция психолого-педагогического сопровождения военнослужащих Л.Ю. Гороховатского, А. Хачатряна и пр.
3. Исследования личностных особенностей военнослужащих по контракту, проведенные такими учеными как: И.В. Грабовский, В.А. Губин, И.А. Коротких, Э.В. Леус, И.В. Приступа, Е.В. Руднева, Е.В. Сафонова, Л.С. Царенко, Е.Н. Яхудина, О.А. Паршина и пр.

Методы исследования:
1. теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования;
2. практические методы:
а) тестирование с помощью комплекса психодиагностических методик: методика изучения агрессии и агрессивности А. Басса-А. Дарки, методика изучения агрессии А. Ассингера, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, тест руки Вагнера (Hand Test), методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека);
б) качественная и количественная обработка данных;
в) математико-статистическая обработка данных.
База исследования: испытуемыми выступили 30 военнослужащих, проходящих службу по контракту. Возраст испытуемых – от 20 до 28 лет. Образование – не ниже среднего специального.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической главы), структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем выпускной квалификационной работы – 66 страниц компьютерного набора. Работа снабжена 8 рисунками и 4 таблицами, 1 приложением. Список литературы представляет собой библиографическое описание 50 источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Агрессивность как личностная черта негативно сказывается на боеспособности военнослужащего, проходящего службу по контракту, а также приводит к конфликтам в военном коллективе. В связи с этим в рамках проведенного исследования изучалась взаимосвязь агрессивности и акцентуации характера у военнослужащих, проходящих службу по контракту.
По итогам выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить и проанализировать социально-психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— проведен теоретический анализ основных подходов к проблеме агрессивного поведения военнослужащих;
— разработана методика и проведено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих-контрактников.
В результате исследования теоретических аспектов проблемы были получены следующие основные выводы:
— под агрессивностью как личностной характеристикой понимается неоднородная и объемная категория поведения, имеющая неоднозначную трактовку; в данной работе мы трактуем агрессивность в качестве устойчивой характеристики субъекта, отражающей его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо похожее состояние аффекта;
— учет личностных особенностей граждан, поступающих на службу по контракту, а также военнослужащих, которые уже проходят эту службу, является одной из главных задач деятельности военного психолога; изучение личностных особенностей важно производить со всех сторон, учитывая все источники информации, создавая общую картину личности военнослужащего.
В результате проведения эмпирического исследования удалось получить следующие результаты:
В результате проведения методики изучения агрессии и агрессивности Басса-Дарки удалось установить, что для опрошенных военнослужащих, проходящих службу по контракту, характерен высокий уровень агрессии, выражающийся в следующих формах: вербальная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия и раздражительность.
В результате проведения методики изучения агрессии в отношениях Ассингера удалось установить следующее. Около половины опрошенных военнослужащих, проходящих службу по контракту, продемонстрировали высокий уровень агрессивности в отношениях, что характеризует их как властных и деспотичных людей с недостаточным уровнем уравновешенности. Остальные респонденты имеют средний и низкий уровень агрессивности в отношениях.
В результате проведения методики «Личностная агрессивность и конфликтность» удалось установить, что наиболее характерными формами личностной агрессивности и конфликтности для испытуемых военнослужащих, проходящих службу по контракту, являются наступательность и нетерпимость. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом: военнослужащие, проходящие службу по контракту, в своем поведении часто нетерпимы к мнению окружающих, используют наступательную стратегию поведения, склонны к личностной конфликтности.
В результате проведения методики «Агрессивное поведение» удалось установить, что около половины опрошенных военнослужащих, проходящих службу по контракту, отличаются высоким уровнем несдержанности, что выражается в высокой косвенной физической агрессии, прямой физической агрессии, прямой вербальной агрессии.
В результате проведения теста руки Вагнера удалось установить, что для половины опрошенных военнослужащих, проходящих службу по контракту, характерен выоский уровень агрессии, что означает преобладание тенденций агрессивного поведения над тенденциями, сдерживающими агрессию.
В результате проведения методики Леонгарда-Шмишека, удалось установить, что военнослужащие, проходящие службу по контракту, обнаружили следующие акцентуации характера: демонстративность, застревание, дистимность и эмотивность.
В результате расчета корреляционного критерия Спирмена удалось установить, что практически все изученные в рамках эмпирического исследования показатели агрессивного поведения находятся во взаимосвязи друг с другом. Этот факт подтверждает валидность использованных в эмпирическом исследовании методик, а также взаимодополняемость их результатов.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что повышенная агрессивность, конфликтность и подозрительность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, находится во взаимосвязи с такими акцентуациями личности как демонстративность, дистимность и эмотивность.
Итак, по итогам проведения исследования необходимо отметить, что поставленная цель работы выполнена, необходимые задачи решены, а гипотеза оказалась доказана.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую, практическую значимость и научные перспективы для последующего исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-методических материалов по проблеме агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
— военными психологами с целью профилактики и преодоления развития агрессивности как личностной черты военнослужащих, проходящих службу по контракту;
— командирами с целью уточнения знаний о психологических причинах возникновения и развития агрессивности у военнослужащих;
— студентами с целью подготовки к практическим и семинарским занятиям по теме;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения данных.
Выбранная в рамках выпускной квалификационной работы тема исследования имеет научные перспективы. Так, интересным с научной точки зрения представляется установление взаимосвязей между агрессивным и конфликтным поведением военнослужащих и их социальным статусом в коллективе, уровнем развития коммуникативных способностей и иными социально-личностными характеристиками. Установление личностных причин, влекущих за собой склонность к агрессии в отношениях и повышенную агрессивность у военнослужащих, проходящих службу по контракту, на наш взгляд, способствовало бы увеличению эффективности профилактической и воспитательной работы в военных частях.

  

Методы исследования:
1. теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования;
2. практические методы:
а) тестирование с помощью комплекса психодиагностических методик: методика изучения агрессии и агрессивности А. Басса-А. Дарки, методика изучения агрессии А. Ассингера, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, тест руки Вагнера (Hand Test), методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека);
б) качественная и количественная обработка данных;
в) математико-статистическая обработка данных.
База исследования: испытуемыми выступили 30 военнослужащих, проходящих службу по контракту. Возраст испытуемых – от 20 до 28 лет. Образование – не ниже среднего специального.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической главы), структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем выпускной квалификационной работы – 66 страниц компьютерного набора. Работа снабжена 8 рисунками и 4 таблицами, 1 приложением. Список литературы представляет собой библиографическое описание 50 источников.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическая основа исследования социально-психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по контракту

1.1. Агрессивное поведение как проблема психологии

Как правила, говоря о природе агрессии, ученые обращают внимание на ее гетерогенный характер, в виду этого и происходит выделение целого ряда ее качеств.
С целью последующего исследования агрессии следует уточнить употребляемое понятие, подвергнув его большей дифференциации, а также дать ему более точное толкование. С позиции эпистемологии, агрессивность необходимо анализировать в соотношении с критериями категорий, к которым ее соотносят. Так, под агрессией понимают специфическую форму активности – воздействие, поведение и действие. Характерными формами агрессии можно считать атаку, наступление, сопротивление доминированию, нападение и преодоление препятствия. Также агрессию мы можем рассматривать как специфическое состояние психики, особенное отношение к окружающим людям – свойство темперамента, либо личности. При этом в зависимости от категориального контекста в агрессии можно выделить различные нюансы, грани и стороны. При общем взгляде на агрессию можно обнаружить ее многомерность, многопорядковость, разновидности, то есть гетерогенность [9].
Однако, как правило, говоря об агрессии, принято обращаться к ее характеристике как формы поведения – агрессивному поведению, либо как личностной особенности – агрессивности.
Подобно другим чертам личности, давая характеристику агрессивности, мы можем следовать диспозициональному направлению теории личности: личность располагает широким спектром склонностей (предрасположенностей) реагировать конкретным образом в определенных ситуациях, иными словами каждому индивиду свойственна определенная стабильность в эмоциях, мыслях и поступках, которые независимы от хода времени, его жизненного опыта и происходящих событий. Описание агрессивности как личностной черты происходит через такие понятия как трансситуативность и стабильность. Ее трансситуативность взаимосвязана не только с внешними обстоятельствами (определенной ситуацией), а напрямую с внутренними (носящими личностный характер) причинами [29].
Стабильность агрессивности раскрывается в стабильности в ходе относительно продолжительных жизненных этапов. В подобном контексте агрессивность – это личностный конструкт: готовность к агрессии, диспозициональная агрессия, личностная склонность к агрессии, особенность личности, толкающая ее на агрессивные и враждебные поступки, либо черты характера, которые имеют отношение к насилию. По мнению Л. Берковиц [6], агрессивность – это относительно стабильная личностная черта, которая связана с враждебной установкой к окружающим людям.
Применяемый с целью выявления разновидностей агрессивного поведения, функциональный подход менее подходит для дифференциации личностной агрессивности. Так, употребление критерия ситуации находится в противоречии с трансситуативностью агрессивности личности, в то время как в подобном случае агрессивность личности сводится к агрессивному поведению. Если же основываться на том, что агрессивность личности определяется не внешней ситуацией, а внутренними причинами личности, то мы можем говорить о ее дифференциации (критерии, различные виды агрессивности личности либо ее типология); об использовании для этого того либо иного нефункционального параметра. Однако необходимо оговориться о том, что в определенных отношениях разновидности, либо типология личностной агрессивности и функциональная дифференциация агрессивного поведения способны пересекаться.
Изучение агрессивности личности в свете дифференциации ее параметров и структуры имеет свою специфику:
1. Данные исследования имеют скорее эмпирический, нежели теоретический характер.
2. Предметом эмпирического исследования в первую очередь выступают качества агрессивности личности, метафорически обозначаемые как «негативные, либо которые в сравнении с агрессивным поведение мы можем, достаточно грубо и условно, отнести к ряду «деструктивных».
3. С позиции психометрии и теории можно выделить три уровня изучения агрессивности личности: ее базовых параметров, «фактором» (в том числе составляющих их базовых параметров), взаимных связей данных «факторов» [14].
При этом следует обратить внимание на отличие состава от структуры агрессивности личности. Под составом следует понимать совокупность компонентов, которые образуют агрессивности личности как единый феномен. Понимание структуры базируется на понятии состава, однако не сводится к нему: одни и те же компоненты, входящие в ее состав, могут по-разному объединяться друг с другом. Одна и та же совокупность компонентов агрессивности личности способна вызывать развитие целого ряда разнообразных структур, вплоть до формирования различных явлений, которые имеют тождественный состав, но различные структур, подобно явлениям изомерии.
Проблема структуры и дифференциации агрессивности личности основывается на вопросе о ее компонентах, их составе. Посвященные дифференциации исследования уделяют особое внимание различению компонентов, в то время как изучение структуры акцентирует внимание на специфике их взаимодействия. В понятиях факторного анализа базовые характеристики входят в состав агрессивности личности, отдельные факторы демонстрируют частную структуру базовых параметров, которые входят в анализируемый фактор, данное множество факторов позволяет говорить о дифференциации агрессивности личности, связь между ними об общей структуре личностной агрессивности.
Так, А. Басс и А. Дарки основополагающими характеристиками агрессивности личности (ее составом) считали:
— атаку, т.е. склонность к нападению;
— раздражительность;
— непрямую агрессию;
— негативизм;
— чувство обиды, т.е. негодование;
— вербальную агрессию;
— подозрительностью [31].
Результатом факторного анализа стало выделение двух факторов:
— агрессивности, т.е. косвенная агрессия, склонность к нападения, вербальная агрессия и раздражительность;
— враждебность, т.е. подозрительность и негодование [31].
О частности структуры свидетельствует входящие в факторы «агрессивность» и «враждебность» базовые характеристики, а о дифференциации личностной агрессивности сами факторы «агрессивность» и «враждебность».
По мнению А. Басса и М. Перри агрессивность личности в своем составе содержит: вербальную и физическую агрессию, косвенную агрессию, чувство гнева, чувство обиды (негодование) и подозрительность. По итогам факторного анализа полученных данных, ими были выделены следующие фактора (субчерты) личностной агрессивности:
— вербальная и физическая агрессия – склонность причинять вред окружающим людям;
— чувство гнева – подготовка к агрессии, физическое возбуждение и его эмоциональная составляющая;
— враждебность – когнитивная составляющая, чувство несправедливости и неприязни [31].
Данные факторы позволяют говорить о дифференциации личностной агрессивности. С позиции конфирматорного факторного анализа пригодными с точки зрения статистики оказались две модели:
— данные факторы коррелировали;
— коррелирующие факторы первого порядка подчиняются генеральному фактору второго порядка [10].
Полученные результаты подтвердили существование общей структуры личностной агрессивности.
Работы отечественных ученых демонстрируют, что вербальная и невербальная агрессия в совокупности с негативизмом образуют фактор «агрессивность», в то время как фактор «враждебность» образуют: чувства вины и обиды, а также подозрительностью.
На состав агрессивности указывают базовые характеристики. В пользу частных структур указывали базовые характеристики, которые входили в факторы «враждебность» и «агрессивность», а в пользу дифференциации личностной агрессивности сами факторы «враждебность» и «агрессивность».
Одной из распространенных теорий, объясняющих особенности поведения человека, в частности проявлений агрессии и агрессивности индивидом, выступает теория социального научения А. Бандуры [3], в частности его идеи о трансляции агрессии через имитацию модели агрессивного поведения (в частности, проведенные под руководством ученого эксперименты с куклой Бобо). Проведенные ученым исследования позволили доказать, что детьми усваивается определенная модель поведения на основании наблюдений за взрослыми и другими детьми. Так, дети, наблюдавшие за агрессивными действиями взрослых по отношению к надувной кукле, значительно чаще проявляли самостоятельную агрессию в поведении. В то время как дети, наблюдавшие за неагрессивными действиями взрослого во время игры с куклой, и сами, в свою очередь, играли более конструктивно, без элементов агрессии. Также А. Бандурой [3] было доказано, что при усвоении поведенческих паттернов ребенком скорее усваивается поведение взрослого одного с ним пола, чем взрослого противоположного пола [3].
Можно выделить следующие типы агрессивного поведения:
— агрессивное поведение по типу активной, прямой, физической агрессии (пример – побои, нанесенные другому человеку);
— агрессивное поведение по типу активной, непрямой, физической агрессии (пример – нанесение другому человеку физического урона при помощи нанятого специалиста);
— агрессивное поведение по типу пассивной, прямой, физической агрессии (пример – физическое препятствование человеку в достижении им желаемого);
— агрессивное поведение по типу пассивной, непрямой, физической агрессии (пример – отказ от выполнения порученного дела);
— агрессивное поведение по типу активной, прямой, вербальной агрессии (пример – словесные оскорбления или унижения);
— агрессивное поведение по типу активной, непрямой, вербальой агрессии (пример – распространение клеветнических высказываний о человеке);
— агрессивное поведение по типу пассивной, прямой, вербальной агрессии (пример – отказ от взаимодействия / коммуникации);
— агрессивное поведение по типу пассивной, непрямой, вербальной агрессии (например – отказ в объяснениях) [31].
В нашей работе мы будем опираться на понимание агрессии как проявлении агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда «другому».
Таким образом, агрессия как реакция на внешние раздражители весьма характерна для человека. Регулярные вспышки агрессии способны сформировать агрессивный шаблон поведения. Основными причинами повышенной агрессивности выступают такие как эндокринный взрыв, выражающийся в резком росте уровня половых гормонов, органические нарушения развития, конфликтные отношения в семье, референтной группе и пр.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы