Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-психологические факторы влияющие на интернет аддукцию подростков.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологических факторов, влияющих на интернет-аддикцию подростков 7
1.1 Психологические особенности развития в подростковом возрасте 7
1.2 Интернет-аддикция как зависимость: понятие, формы, типы и признаки 15
1.3 Механизмы формирования интернет-аддикции в подростковой среде 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов, влияющих на интернет-аддикцию подростков 32
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 32
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 34
2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..….64

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы в том, что значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса, в последнее время возрастает. При этом наиболее активными пользователями интернет-ресурсов становятся подростки, потому что их привлекает все новое, популярное и принятое в среде сверстников.
В настоящее время Интернет внедрен во все виды жизнедеятельности человека. Наряду с позитивным влиянием Интернета, возникают и проблемы интернет-зависимости. Из-за неустойчивости личности, именно подростки больше всего подвержены отрицательному влиянию интернета и формированию интернет-аддикции. Отсюда возникают негативные последствия – проблемы в семье, сложности в учебной деятельности, трудности общения со сверстниками и пр.
Современные исследования и наблюдения за пользователями Интернета позволяют утверждать, что интернет-аддикция – это объективно существующая проблема. Поэтому перед всеми специалистами, практически сталкивающимися с этим феноменом в своей профессиональной деятельности (психологи, психиатры, наркологи, педагоги), встает вопрос о возможностях ее разрешения. В связи с этим одним из актуальных аспектов решения данной проблемы выступает оценка социально-психологических факторов, детерминирующих формирование зависимости.
Степень научной разработанности. Изучение проблемы зависимости от Интернета получило свое начало в 1980-е гг. в США и странах Западной Европы (А. Голдберг, К. Янг). В России проблема интернет-зависимости получила свою разработку лишь в конце XX века (В.А. Лоскутова-Бурова). На данный момент в отечественной психологии разработкой указанной проблемы занимаются такие авторы как: Н.И. Алтухова, Е.П. Белинская, К.Ю. Галкина, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров, В.А. Лоскутова.
Объектом исследования выступает интернет-аддикция подростков.
Предмет исследования стали социально-психологические факторы, влияющие на интернет-аддикцию подростков.
Цель исследования – изучение социально-психологических факторов, влияющих на интернет-аддикцию подростков.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте.
2. Уточнить понятие, формы, типы и признаки интернет-аддикции.
3. Изучить механизмы формирования интернет-аддикции в подростковой среде.
4. Эмпирически выявить уровень интернет-аддикции у подростков.
5. Эмпирически выявить индивидуально-психологические и характерологические особенности подростков с разным уровнем интернет-аддикции.
В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что интернет-аддикция у подростков связана с рядом индивидуально-психологических и характерологических характеристик, являющихся социально-психологическими факторами риска интернет-зависимого поведения.
В качестве частной гипотезы выдвигаем следующее предположение: существуют значимые различия индивидуально-психологических и характерологических характеристик у не склонных и склонных к интернет-зависимости подростков.

 

Методологической основой исследования являлись
— психологические и социально-педагогические теории возникновения аддикций В.В. Барцалкиной, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, Г.В. Старшенбаум и др.;
— положения о характеристиках подростков, детерминирующих формирование зависимого поведения, Г.С. Абрамовой, О.Н. Безруковой, Б.С. Волкова, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.;
— исследования, описывающие влияние использования компьютера и сети Интернет на личностные особенности человека, А.Ю. Егорова, А.В. Котлярова, Л.Н. Юрьевой, И. Голдберга и др.;
— концепции, идеи и теории о возникновении интернет-зависимости М. Гриффитса, К. Янг, С. Чена, А.Е. Войскунского, В.А. Лоскутовой и др.;
— положения теорий, объясняющих формирование девиантного и аддиктивного поведения в подростковом возрасте, Ю.Д. Бабаевой, А. Бандуры, М.С. Иванова и др.
— концепции обеспечения профилактики формирования интернет-аддикции у подростков А.В. Гоголевой, А.В. Котлярова, Л.Г. Леоновой, Н.А. Сироты и др.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
— теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; тестирование; классификация;
— эмпирические методы: опросные методы; методы математической обработки результатов исследования.
Методиками исследования являются:
— тест на определение интернет-зависимости С. Чена (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова;
— тест на определение интернет-зависимости К. Янг в адаптации В.А. Буровой;
— подростковый 14-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла 14PF / HSPQ.
Статистическая обработка выполнена с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Выборка исследования: 60 участников исследования в возрасте от 13 до 15 лет, 20 девочек и 40 мальчиков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тотальная информатизация современного общества на фоне всеобщего распространения средств связи и иных компьютерных гаджетов обусловила свободный доступ подавляющего большинства подростков к Интернету. В связи с тем, что всемирная сеть предлагает невероятное количество возможностей, неудивительно, что значительная часть молодых людей настолько часто используют ее, что формируется зависимость. Интернет-зависимость проявляется в потребности беспрерывно обновлять мессенджеры, уточнять, нет ли новостей на избранных ресурсах, играть в установленные игровые приложения, реализовывать бессистемный поиск в сети (серфинг) и пр.
На фоне формирования зависимости от Интернета подростки, как правило, утрачивают адаптивные модели поведения, не могут адекватно реагировать в ситуациях, требующих проявления сознательности и ответственности. В связи с этим у подростков развиваются негативные индивидуально-психологические и характерологические характеристики. Так, например, в переписке с собеседниками в сети юноши и девушки умалчивают правду и сообщают заведомо ложную информацию для того, чтобы произвести желаемое впечатление. А для того, чтобы больше времени проводить в Интернете придумывают легальные причины обращения к нему (в учебных целях, для поддержания дружеских контактов и пр.).
Таким образом, на наш взгляд, устанавливается связь между интернет-зависимостью у подростков с рядом индивидуально-психологических и характерологических характеристик, являющихся социально-психологическими факторами риска интернет-зависимого поведения.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить социально-психологические факторы, влияющие на интернет-аддикцию подростков.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены психологические особенности развития в подростковом возрасте;
— были уточнены понятие, формы, типы и признаки интернет-аддикции;
— были изучены механизмы формирования интернет-аддикции в подростковой среде;
— был эмпирически выявлен уровень интернет-аддикции у подростков;
— были эмпирически выявлены индивидуально-психологические и характерологические особенности подростков с разным уровнем интернет-аддикции.
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, позволяет отметить, что интернет-зависимое поведение связано с рядом личностных характеристик подростков, являющихся факторами риска его формирования. При этом возникновение и развитие интернет-зависимого поведения способствует негативному преобразованию личности подростка. Так, существуют значимые различия личностных характеристик (приятие других, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию) не склонных и склонных к интернет-зависимости подростков.
Эти выводы важно учитывать при разработке и реализации программы психологической профилактики и коррекции интернет-аддикции среди подростков.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что интернет-аддикция у подростков связана с рядом индивидуально-психологических и характерологических характеристик, являющихся социально-психологическими факторами риска интернет-зависимого поведения. Также было доказано, что существуют значимые различия индивидуально-психологических и характерологических характеристик у не склонных и склонных к интернет-зависимости подростков.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет теоретическую и практическую значимость, а также научные перспективы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и перечислении психологических особенностей развития в подростковом возрасте; в обобщении и уточнении понятия, форм, типов и признаков интернет-аддикции как зависимости; в рассмотрении механизмов формирования интернет-аддикции в подростковой среде.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— работниками школьных психологических служб с целью оптимизации деятельности по профилактике и преодолению интернет-аддикций в подростковой среде;
— студентами, обучающимися по специальности «психология», с целью самоподготовки к практическим и семинарским тематическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью обобщения и систематизации эмпирических данных.
Научные перспективы исследования, на наш взгляд, заключается в возможности расширения выборки испытуемых за счет включения в нее лиц младшего школьного возраста и лиц юношеского возраста. Это расширение выборки позволило бы проследить, как в зависимости от возраста изменяется механизм формирования интернет-аддикции, какие социально-психологические факторы, способствующие ее формированию, выходят на первый план. Такие сведения позволили бы уточнить профилактическую и коррекционную работу с учащимися, склонными к формированию зависимости от Интернета.

 

Фрагмент текста работы:

 

<p><br />Актуальность темы выпускной квалификационной работы в том, что значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса, в последнее время возрастает. При этом наиболее активными пользователями интернет-ресурсов становятся подростки, потому что их привлекает все новое, популярное и принятое в среде сверстников. <br />В настоящее время Интернет внедрен во все виды жизнедеятельности человека. Наряду с позитивным влиянием Интернета, возникают и проблемы интернет-зависимости. Из-за неустойчивости личности, именно подростки больше всего подвержены отрицательному влиянию интернета и формированию интернет-аддикции. Отсюда возникают негативные последствия &ndash; проблемы в семье, сложности в учебной деятельности, трудности общения со сверстниками и пр.<br />Современные исследования и наблюдения за пользователями Интернета позволяют утверждать, что интернет-аддикция &ndash; это объективно существующая проблема. Поэтому перед всеми специалистами, практически сталкивающимися с этим феноменом в своей профессиональной деятельности (психологи, психиатры, наркологи, педагоги), встает вопрос о возможностях ее разрешения. В связи с этим одним из актуальных аспектов решения данной проблемы выступает оценка социально-психологических факторов, детерминирующих формирование зависимости.<br />Степень научной разработанности. Изучение проблемы зависимости от Интернета получило свое начало в 1980-е гг. в США и странах Западной Европы (А. Голдберг, К. Янг). В России проблема интернет-зависимости получила свою разработку лишь в конце XX века (В.А. Лоскутова-Бурова). На данный момент в отечественной психологии разработкой указанной проблемы занимаются такие авторы как: Н.И. Алтухова, Е.П. Белинская, К.Ю. Галкина, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров, В.А. Лоскутова. <br />Объектом исследования выступает интернет-аддикция подростков.<br />Предмет исследования стали социально-психологические факторы, влияющие на интернет-аддикцию подростков.<br />Цель исследования &ndash; изучение социально-психологических факторов, влияющих на интернет-аддикцию подростков.<br />Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:<br />1. Рассмотреть психологические особенности развития в подростковом возрасте.<br />2. Уточнить понятие, формы, типы и признаки интернет-аддикции.<br />3. Изучить механизмы формирования интернет-аддикции в подростковой среде.<br />4. Эмпирически выявить уровень интернет-аддикции у подростков.<br />5. Эмпирически выявить индивидуально-психологические и характерологические особенности подростков с разным уровнем интернет-аддикции.<br />В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что интернет-аддикция у подростков связана с рядом индивидуально-психологических и характерологических характеристик, являющихся социально-психологическими факторами риска интернет-зависимого поведения.<br />В качестве частной гипотезы выдвигаем следующее предположение: существуют значимые различия индивидуально-психологических и характерологических характеристик у не склонных и склонных к интернет-зависимости подростков.</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>Методологической основой исследования являлись<br />- психологические и социально-педагогические теории возникновения аддикций В.В. Барцалкиной, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, Г.В. Старшенбаум и др.;<br />- положения о характеристиках подростков, детерминирующих формирование зависимого поведения, Г.С. Абрамовой, О.Н. Безруковой, Б.С. Волкова, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.;<br />- исследования, описывающие влияние использования компьютера и сети Интернет на личностные особенности человека, А.Ю. Егорова, А.В. Котлярова, Л.Н. Юрьевой, И. Голдберга и др.;<br />- концепции, идеи и теории о возникновении интернет-зависимости М. Гриффитса, К. Янг, С. Чена, А.Е. Войскунского, В.А. Лоскутовой и др.;<br />- положения теорий, объясняющих формирование девиантного и аддиктивного поведения в подростковом возрасте, Ю.Д. Бабаевой, А. Бандуры, М.С. Иванова и др.<br />- концепции обеспечения профилактики формирования интернет-аддикции у подростков А.В. Гоголевой, А.В. Котлярова, Л.Г. Леоновой, Н.А. Сироты и др.<br />Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:<br />- теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; тестирование; классификация;<br />- эмпирические методы: опросные методы; методы математической обработки результатов исследования.<br />Методиками исследования являются:<br />- тест на определение интернет-зависимости С. Чена (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова;<br />- тест на определение интернет-зависимости К. Янг в адаптации В.А. Буровой;<br />- подростковый 14-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла 14PF / HSPQ.<br />Статистическая обработка выполнена с помощью U-критерия Манна-Уитни. <br />Выборка исследования: 60 участников исследования в возрасте от 13 до 15 лет, 20 девочек и 40 мальчиков.<br />Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя параграфы, заключения, списка литературы и приложения.</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы