Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-педагогическое партнерство семьи и ДОО по повышению эффективности подготовки детей к обучению в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-педагогическое партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях……………………………….8
1.1. Сущность социально-педагогического партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………..8
1.2. Формы осуществления социально-педагогического партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации………………………………………………..14
1.3. Цели и задачи социально-педагогического партнёрства по повышению качества подготовки детей к школе……………………………………………………………22
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………………….30
Глава 2. Построение системы социально-педагогического партнёрства семьи и дошкольного учреждения по повышению эффективности подготовки детей к школе на базе ГБОУ № 1945 г. Москвы…………………………………………………..32
2.1. Этапы направления, методы исследования………………………………………….32
2.2. Создание и реализация системы социально-педагогического партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации по повышению эффективности подготовки детей к школе…………………………………………………44
2.3. Динамика эффективности подготовки детей к школе в рамках системы социально-педагогического партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………53
Выводы по главе 2…………………………………………………………………………………….70
Заключение ………………………………………………………………………………………………74
Литература……………………………………………………………………………………………….76
Приложение………………………………………………………………………………………………83

  

Введение:

 

Актуальность. Чтобы обеспечить высокое качество подготовки старших дошкольников к обучению в школе, на сегодняшний день достаточно значимой является задача создания сотруднического взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в интересах ребенка. Готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста как многокомпонентное образование, требующее комплексных социально-педагогических исследований для улучшения качества такой подготовки, прямо зависит от наличия перспективного социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Под социальным партнёрством в образовании принято понимать реальное взаимодействие нескольких равных сторон, как лиц, так и организаций, на основе установленного ими соглашения для решения конкретных вопросов, социальных проблем, что эффективнее решать путем совместного объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата эффективности подготовки детей к обучению в школе в рамках системы социально-педагогического партнёрства семьи и ДОО [34]. Родители выступают одним из важнейших социальных партнеров образовательного учреждения.
Высшей ступенью социального партнерства является фаза достижения сотрудничества. При достижении социальным партнерством уровня сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации возникает их постепенный переход к совместной творческой деятельности, которая обеспечивает не только повышение эффективности и охвата масштабности отношений, но и совместное развитие и совершенствование субъектов образовательного процесса.
Таким образом, актуальность нашего исследования связана с тем, что достижение готовности старших дошкольников к обучению в школе объективно требует совместного объединения ресурсов и организационных усилий семьи и ДОО как социальных партнеров.
Вопросам социального партнерства, взаимодействия семьи и ДОО по святили свои труды такие ученые, как Е.П. Арнаутова, Н.Н.Веретенникова, Т.И.Данилова, Т.Н. Доронова, В.М. Иванова, О.Д. Никольская, О.В. Солодянкина, Ю.М.Тонкова, Л.В.Трубайчук и др. В этих и других исследованиях отмечается и ряд негативных тенденций, с которыми сталкивалась на практике и автор данной работы, когда родители очень неохотно принимают участие в любых мероприятиях, организуемых ДОО. Это обстоятельство и мотивировало для ВКР взять в качестве темы «Социально-педагогическое партнерство семьи и дошкольной образовательной организации по повышению эффективности подготовки детей к обучению в школе».
В связи с противоречием между важнейшей необходимостью в установлении социального партнерства семьи и ДОО и определенными трудностями его реализации в практической деятельности возникает следующая проблема исследования: какова роль социально-педагогического партнерства семьи и ДОО в процессе повышения эффективности подготовки детей старшего до школьного возраста к обучению в школе?
Объект исследования: социально-педагогическое партнерство как взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: повышение эффективности подготовки старших дошкольников к обучению в школе как одно из центральных направлений социально-педагогического партнерства между ДОО и родителями воспитанников.
Цель исследования: разработать систему социально-педагогического партнерства по повышению эффективности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Исходя из поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования:
— рассмотреть сущность социально-педагогического партнерства ДОО и семьи;
— изучить формы осуществления социально-педагогического партнерства ДОО и семьи;
— определить цели и задачи социально-педагогического партнерства по
повышению качества подготовки детей к школе;
— построить и реализовать систему социально-педагогического партнерства ДОО и семьи по повышению качества подготовки детей к школе;
— проанализировать уровень эффективности подготовки детей к школе в рамках системы социально-педагогического партнёрства семьи и ДОО.
Гипотеза исследования: подготовка старших дошкольников к обуче нию в школе будет более эффективной при соблюдении следующих условий построения системы социального-педагогического партнерства ДОО и роди телей:
— инновационности модели социального партнерства семьи и ДОО, включаю шей рекламные, маркетинговые, диагностические, просветительские мероприятия, участие родителей в управлении и образовательном процессе ДОО;
— наличие комплексной программы для старших дошкольников «Я — будущий школьник» с приоритетным развитием познавательной сферы;
— адресное распределение в интересах ребенка функций субъектов социально-педагогического партнерства между администрацией, методистами, педагогами-психологами, воспитателями, родителями, детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анкетирование родителей «Удовлетворенность деятельностью
ДОО» [2].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была рассмотрена сущность социально-педагогического партнерства семьи и ДОО. Было выяснено, что деятельность родителей и педагогов в детском саду может являться успешной исключительно тогда, когда существует прочный союз, что дает возможность несколько лучше узнать ребёнка для того, чтобы оказать помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Чаще всего родители совершенно не чувствуют себя участниками образовательного процесса, что в корне неправильно. Они должны формировать и свои познавательные аспекты по отношению к своим детям и их интересам. Проблему включения родителей в образовательный процесс необходимо решать, как на научном, так и на практических уровнях. В ходе решения второй задачи были представлены формы осуществления социально-педагогического партнерства. Социально-педагогические формы взаимодействия между ДОО и родителями воспитанников рассматривались нами в качестве традиционного и инновационного. Не все формы социально-педагогического взаимодействия применяются в рамках одного детского сада: это зависит и от потребностей, и от возможностей, в том числе всему роль играет и личный педагогический фактор. В ходе решения третьей задачи были представлены цели и задачи социально-педагогического взаимодействия семьи и ДОО. Внимание было обращено на познавательный интерес как фактор подготовленности детей к обучению в школе. Соответственно, цели и задачи партнерского взаимодействия с этой точки зрения относятся к развитию познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе решения четвертой задачи была построена система социально-педагогического взаимодействия семьи и ДОО по вопросу эффективности подготовки детей к обучению в школе. В частности, были проведены следующие эмпирические части исследования:- анкетирование педагогов (2 человека); — диагностика старших дошкольников в возрасте 5-6 лет (33 человека, — анкетирование родителей (35 человек).
На входном этапе исследования были получены относительно низкие показатели по всем методикам, после чего была внедрена система социально-педагогического взаимодействия семьи и ДОО, которая подразумевала под собой осуществление работы над подготовкой к обучению в школе 5-6 летних детей, а также оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу. После этого мы провели итоговую диагностику и сравнили результаты исследования. таким образом была выявлена эффективность разработанной психолого-педагогической системы. Дети усовершенствовали свой познавательные навыки и умения, в то время как взаимодействие родителей и ДОО стало более продуктивным и доверительным.
Гипотеза данного исследования получила свое подтверждение. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе стала более эффективной при соблюдении реализованных нами условий системы по строения социального-педагогического партнерства ДОО и родителей:
— инновационность модели социального партнерства семьи и ДОО, включаю шей рекламные, маркетинговые, диагностические, просветительские мероприятия, участие родителей в управлении и образовательном процессе ДОО ;
— наличие комплексной программы для старших дошкольников «Я — будущий школьник» с приоритетным развитием познавательной сферы;
— адресное распределение в интересах ребенка функций субъектов социально-педагогического партнерства между администрацией, методистами, педагогами-психологами, воспитателями, родителями, детьми старшего дошкольного возраста. Таким образом, задачи представленной работы решены. Цель и задачи исследования являются достигнутыми. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Социально-педагогическое партнерство между семьей и дошкольной образовательной организацией – это актуальная форма общений и взаимодей ствия детского сада и семьи на сегодняшний день. Первостепенная основа организации такого социально-педагогического партнерства, как указано в научно-педагогической литературе, заключается в сплочении разных социальных групп, которые имеют принципиально разные функции в сфере образования, вокруг единственной цели, а именно, всестороннего развития личности ребенка [5, с.45].
Под социальным партнёрством в образовании принято понимать реальное взаимодействие нескольких определенных равных сторон; в их числе могут быть как лица, так и организации. Подобное взаимодействие осуществляется на основе ранее установленного ими соглашения для решения конкретных вопросов, социальных проблем, которые эффективнее решать именно путем совместного объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата. В рамках системы социально-педагогического партнерства между семьей и дошкольной образовательной организацией центральным направлением и главным таким результатом является, несомненно, эффективность уровня подготовки детей к обучению в школе [34].
При этом родители выступают одним из важнейших социальных партнеров образовательного учреждения.
Рассмотрим, как трактуется понимание социально-партнерских отношений теоретиками и практиками дошкольного образования.
В исследовательских работах Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, Т.И. Даниловой, В.М. Ивановой, О.Д. Никольской представляются достаточно интересные подходы к практической реализации социально-партнерских отношений. Так, на основании изученных трудов следует отметить, что авторы отметили определенные формы и методы активизации родительской позиции в воспитании детей, в осуществлении сотрудничества с дошкольным учреждением, а также разработали структурно-функциональные модели социально-педагогического взаимодействия. Отмечается, что «семья и детский сад выступают одновременно для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья остается для него первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам» [5, с.17].
Социальное партнерство ими позиционируется как своеобразный общественный инструмент, с помощью которого представители различных его субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Рассмотрим, что подразумевает под собой такое взаимодействие.
Понятие «взаимодействие», которое подразумевает под собой обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимное общение -является достаточно молодым. Впервые он был раскрыт в трудах Т.А. Марковой, в которых взаимодействие позиционировалось как единство взглядов и векторов воспитания с целью решения задач семейного воспитания. Причем, взаимодействие должно строиться на основании единого понимания. В основе взаимодействия ДОО и семьи должно находиться именно сотрудничество педагогов и родителей, предполагающее под собой равенство позиций, уважительное отношение по отношению друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей [29, с.164].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы