Психология и социальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-педагогическая профилактика вредных привычек у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста 5
1.2 Причины формирования вредных привычек у младших школьников 12
1.3 Формы и методы работы с младшими школьниками по профилактике вредных привычек 19
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ CОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Изучение отношения школьников к здоровому образу жизни 29
2.2 Разработка и реализация программы по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни 36
2.3 Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55

 

  

Введение:

 

В настоящее время в условиях современной реальности формирование и развитие подрастающего поколения представляется важнейшей социальной задачей. Практическая значимость и актуальность развития современного подрастающего поколения в нынешних условиях увеличивается и в связи с тем, что само наше общество находится на переходном этапе своего развития и формирования. В условиях современной реальности проблематика социально-педагогической профилактики вредных привычек у младших школьников занимает особенное положение в деятельности специалистов различных направлений.
Сегодня как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий интерес специалистов самых различных специальностей – педагогов, социологов, психологов, врачей, юристов к проблемам использования эффективных технологий социально-педагогической профилактики при работе с младшими школьниками. При этом наибольший интерес современных исследований составляют именно вопросы содержания и конкретных методик при социально-педагогической профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
В связи с этим возникает практическая необходимость поиска и апробации эффективных методов и технологий использования социально-педагогической работы по профилактике вредных привычек у младших школьников.
Таким образом, принимая во внимание прогнозы темпов роста девиантного и делинквентного поведения, среди несовершеннолетних в мировом пространстве проблема систематической и целенаправленной работы в данном направлении представляется довольно актуальной и практически значимой для современной науки и общества в целом.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Целью настоящей работы является разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста. 
Поставленная цель позволила сформулировать и конкретизировать следующие задачи исследования:
1. Проанализировать причины формирования вредных привычек у младших школьников,
2. Охарактеризовать формы и методы работы по профилактике вредных привычек.
3. Провести разработку и реализацию программы по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни.
4. Осуществить анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни.
Объектом исследования является процесс формирования основ ЗОЖ у младших школьников
Предмет исследования – содержание социально-педагогической деятельности с данной категорией детей по профилактике у них вредных привычек.
Теоретико-методологической основой настоящей работы являются теория социально-педагогического взаимодействия субъектов социально-образовательного процесса (Крупина И.В.), учение о высших психических функциях в рамках культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский), а также идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к воспитанию младших школьников (Л.И. Божович, Л.Н. Куликова и др.).
Практическая значимость работы может заключаться в том, что результаты исследования послужат базой для прикладной разработки педагогами профилактических программ при работе с детьми младшего школьного возраста по предупреждению у них формирования вредных привычек.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Здоровье представляет собой высшую человеческую ценность; это важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Высокий уровень заболеваемости, вредные привычки настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, стабильной мотивации и потребности сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих. Возникает практическая необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения ВОЗ, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В деятельности данных школ вместе с общим образованием существенное значение уделяется получению учениками знаний и выработки умений, которые крайне необходимы для принятия верных решений, связанных с сохранением и укреплением своего здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением вполне очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни нужны вместе с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует собственные знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Проведенное исследование условий формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у младших школьников позволило определить благоприятные психолого-педагогические условия, которые способствуют профилактической работе:
1) четкое соблюдение режима дня;
2) обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
3) проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
4) осуществление бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам здорового образа жизни;
5) санитарно-просветительская работа и др.
Соблюдение данных условий в существенной мере способствовало избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса здорового образа жизни исследуемой выборки детей способствовало:
1) развитию у младших школьников ценности представления о здоровом человеке, его здоровом образе жизни;
2) формирование потребности вести подобный образ жизни;
3) развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
4) повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся, в ходе исследования были выявлены возможности, предупреждающие ухудшение здоровья детей.
Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста
 
Прежде чем анализировать особенности социально-педагогической профилактики вредных привычек у младших школьников, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению основных характеристик самого этого возраста.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
Итак, многие отечественные и зарубежные исследователи в области возрастной психологии и педагогики младший школьный возраст определяют вершиной детства. Подрастающий ребенок сохраняет еще в себе много детских качеств, таких, например, как легкомыслие и наивность, но при этом уже начинает утрачивать и детскую непосредственность в поведенческом аспекте, у него формируется иная логика — логика системного мышления [9, с. 17]. 
В коммуникативном поведенческом аспекте он приобретает для себя не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус в коллективе сверстников. У ребенка появляются все новые и новые друзья, изменяются интересы и появляются новые, формируются моральные ценностные установки, т.е. можно сказать, что с приходом в школу у ребенка младшего школьного возраста изменяется практически весь уклад его жизни и деятельности.
В настоящее время заслуживает внимания тот факт, что в последнее время все больше и больше растет тенденция к интегрированному и системному целостному рассмотрению развития и формирования личности с позиций различных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная комплексная концепция развития, которая принимает во внимание все согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон человеческой личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий в психолого-педагогической науке [11, с.14].
Поэтому в рамках рассмотрения психологических особенностей детей младшего школьного возраста интересна концепция зарубежного исследователя Э. Эриксона. Данный исследователь в своих взглядах на развитие личности придерживался так называемого эпигенетического подхода, который предполагает, что есть место некоторой генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый индивид от своего рождения до конца жизни. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы