Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-педагогическая деятельность по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы программы социально-педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы 6
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии 13
1.3 Характеристика ценностных ориентаций и особенностей межличностных отношений младших школьников 21
Глава 2. Методические основы программы социально- педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы 29
2.1. Направления, формы и методы социально-педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы 29
2.2. Основания к разработке программы и программа по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы 35
2.3. Реализация программы по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы 67
Заключение 87
Список использованной литературы 89

 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется процессом модернизации образования, который сопровождает переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Серьезные преобразования коснулись и общего образования, в котором системно-деятельностный подход становится определяющим. При этом важное место отводится ценностно-ориентированному нравственному воспитанию личности ребенка.
Следует заметить, что интерес к проблеме ценностей и ценностный ориентаций, а так же их определение имеет важное значение в переломные моменты истории. Что касается современной ситуации, то она ставит требования принятие каждый человеком ответственности за свою жизнь, за выбор определенной системы ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому обращение к ценностям считается одной из главных черт нашего времени и самым важным принципом политики государства в области образования. При этом очень важной для изучения является проблема формирования ценностных ориентиров у школьников, являющаяся компонентом содержания образования.
Важное внимание при исследовании ценностно-ориентационного единства обучающихся уделяется вопросам взаимоотношения в них. Проблема малой группы считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. Интерес к изучению малых группы существует давно в педагогике и психологии, возникая после постановки вопросов взаимоотношения личности и общества.
Степень изученности темы исследования. Вопросы формирования ценностных ориентаций являются психолого-педагогической проблемой, которая отражается в теориях многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых можно выделить Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.И. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божовича, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Работы этих авторов раскрывают различные аспекты проблемы ценностных ориентаций, дают определение понятий, определяют структуру и виды ценностных ориентаций, рассматривают их степень развития и особенности становления.
Исследованиями малых групп занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых М. Шериф, Г. Колии, Дж. Морено, Г.М. Андреева, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др. В представлениях данных исследователей группа является нечто большим, чем случайным соединением людей, которые разделяют какие-либо общение цели и ценности. Это приводит к тому, что группу и процессы в ней, по мнению исследователей, важно изучать самим по себе.
При этом система организации обучения строится так, что учебные группы формируются в ней случайно, что приводит к объединению в коллективы личностей, которые характеризуются разным социальным статусом, интеллектуальным уровнем и личностными качествами, различными стереотипами поведения и общения.
Однако подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей дошкольного и подросткового возраста, что связано с изучением ведущих видов деятельности в данных возрастных периодах. Что же касается изучения младшего школьного возраста в плане социального развития ребенка в семье и группе сверстников, то эта область остается недостаточно изученной.
Противоречие: построение межличностных отношений в младшем школьном возрасте имеет важное значение для развития личности, при этом такие отношения должны быть ценностно-ориентированными. Однако в начальной школе уделяется мало внимания эффективному ценностно-ориентированному единству в малых группах, несмотря на понимание важности построения межличностных отношений.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в поиске путей для эффективного построения ценностно-ориентированного единства в коллективе младших школьников.
Объект исследования – процесс построения межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – ценностно-ориентированное единство в коллективе детей младшего школьного возраста.
Цель работы — теоретически обосновать и разработать программу социально-педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Определить понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии.
3. Охарактеризовать ценностные ориентации и особенности построения ценностных отношений в младшем школьном возрасте.
4. Опредеить направления, формы и методы социально-педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы.
5. Разработать программу по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы.
6. Реализовать программу по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы.
Методологическая основа исследования заключается в совокоупности философских, социально-психологических и педагогических положениях, которые раскрывают сущность психологии межличностных отношений.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, в частности – метод социометрии, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ СОШ №24 п. Кедровое г. Верхняя Пышма, обучающиеся 4 класса в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в разширении и уточнении представлений о ценностно-ориентированных межличностных отношениях в младшем школьном возрасте. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая значимость представляет тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в малых группах. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов с целью диагностиики особенностей межличностных отношений.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ценностные ориентации – главный критерий, по которому выявляется отношение человека к окружающему миру и людям, которые его окружают в нем. Именно они определяют взаимодействие людей в социуме, согласование и борьбу их интересов, регулируют поведение каждого человека, способствуя будущему становлению личности в обществе и жизни.
Ценностные ориентации – это направленность личности к определенным ценностям, это динамический аспект отношения человека к действительности, к материальным и духовным ценностям, в центре внимания которого оценка, определяет характер этого отношения, мотивы деятельности индивида, его поведение, убеждения и идеалы.
Таким образом, проблема малой группы считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. При этом система организации обучения строится так, что учебные группы формируются в ней случайно, что приводит к объединению в коллективы личностей, которые характеризуются разным социальным статусом, интеллектуальным уровнем и личностными качествами, различными стереотипами поведения и общения. Такие объединения в группы отличных друг от друга людей создает разнообразные особенности в отношениях членов этой группы.
Определяя понятие межличностных отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе совместной учебной деятельности и общения. Проведенное исследование позволило выявить в группе респондентов 13 человек с отрицательным социометрическим статустом, который говорит о наличии проблем в построении межличностных отношений младших школьников.
В связи с этим было принято решение разработать и внедрить в программу воспитательного процесса занятия, направленные на улучшение межличностных отношений среди младших школьников. Данная программа была разработана для проведения внеурочной деятельности на внеклассных занятиях, а также предусматривает проведение в течении полутора месяцев.
По истечению проведения программы, направленное на создание ценностно-ориентационного единства в коллективе младших школьников была проведена повторная диагностика социометрического статуса участников эксперимента. Полученные результаты показывают положительную динамику в изменениях межличностных отношений среди младших школьников.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что эффективность реализации программы доказана. В процессе работы с детьми был сформирован благоприятный психологический климат в классе, построено успешное взаимодействие между младшими школьниками, достигнута цель по развитию умения детей работать в команде и тем самым сплотить коллектив.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы программы социально-педагогической деятельности по повышению ценностно-ориентационного единства обучающихся начальной школы
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а так же волевых усилий.
Важным моментом является то, что правильное отношение к процессу обучения у детей младшего школьного возраста формируется постепенно, поскольку зависит от волевых усилий ребенка, мобилизации его внимания и интеллектуальной активности. И у тех детей, которые не привыкли к самоограничениями и саморегуляции, могут появляться чувство разочарования и тем самым сформироваться отрицательное отношение к обучению [11].
Однако, большинство детей в период начального образования хорошо учатся в школе, опираясь при этом на свои отношения в семье, а иногда на мотивы построения хороших взаимоотношений с коллективом. Основная роль лежит на личном мотиве, который представляет собой достижение получать хорошие оценки и одобрение со стороны окружающих.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы