Организация массовых праздников Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-культурные проекты, направленные на развитие библиотек города Москвы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ ГОРОДА МОСКВЫ 7
1.1 Общая характеристика социально-культурной деятельности в городе Москве 7
1.2 Социальная роль культурных программ и проектов, реализуемых в учреждениях культуры библиотечного типа 16
1.3 Содержание социально-культурной деятельности библиотек города Москвы 23
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕК ГОРОДА МОСКВЫ 33
2.1 Сущность и своеобразие социокультурных программ и проектов в библиотеках 33
2.2 Библиотеки как площадки для реализации социокультурных программ и проектов 33
2.3 Социально-проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона 40
3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕКАХ ГОРОДА МОСКВЫ 47
3.1 Особенности управления реализацией культурных программ в библиотеке-читальне им. А.С. Пушкина 47
3.2 Пути и формы реализации социально-культурных программ и проектов в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева 49
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕКАХ МОСКВЫ 57
4.1 Значение социально-культурного проекта в развитии и работе московских библиотек 57
4.2 Результаты анализа деятельности по реализации социально-культурных проектов в библиотеках Москвы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68

  

Введение:

 

Актуальность. Публичная библиотека на современном этапе — это уникальное пространство виртуального и реального общения населения, формирования социокультурных интересов личности, организации досту-па к информационным сетям. Библиотека нацелена на развитие, как центр общественной жизни, неотъемлемая часть социально-культурной инфра-структуры муниципальной территории, региона.
Социокультурный дизайн обновляется с помощью инновационных библиотечных инструментов. Инновационная деятельность библиотек неразрывно связана с проектной деятельностью — инструментом реализа-ции библиотечных инноваций, фактором формирования социокультурной среды региона. Данная проблематика отражена в исследованиях Е. Н. Гу-севой, З. Злотниковой, И. М. Сусловой, О. Ю. Мурашко и др .
Некоторые особенности деятельности учреждений культуры в со-временных условиях рассматриваются в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жар-ковой, Т. Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова и других специ-алистов социально-культурной сферы. Среди исследователей, актуализи-рующих проблему проектной деятельности публичных библиотек, прежде всего, следует назвать Н.В. Жадько, Е. Ю. Качанову, И. М. Суслову и др.
Социокультурное проектирование в понимании как «…системной деятельности всех представителей секторов гражданского общества, ко-нечной целью которой является инновационная услуга, подразумевающая оказание содействия в решении социальной проблемы сообщества в целом или его части», относит инновационно-проектную деятельность библиотек к социокультурному типу .
Содержание библиотечной деятельности как социокультурного ин-ститута местного сообщества отражает основные положения Типового стандарта публичной библиотеки, определяющего публичные библиотеки как центры культурного образования и воспитания, организации культур-но-просветительских мероприятий с участием ученых, политиков. учите-лей, писателей, библиофилов, они прекрасно используют современные ин-формационные и коммуникационные технологии, которые предоставляют информационные услуги в различных сферах общественной жизни, крае-ведческий контент, отражающий местную историю .
На сегодняшний момент такие проекты, которые направленны, на продвижение чтения, формирование пространства местной культуры, так называемого «культурного провинциального гнезда», реализуются в первую очередь. Само понятие «культурное гнездо» было разработано в конце 20-х гг. XX века отечественным культурологом, краеведом Н.К. Пиксановым. Это понятие исследователь использовал в результате теоре-тического осмысления плодотворности местной культуры .
Есть все предпосылки для изучения вопроса о расширении понятия «культурное гнездо» в контексте такой сферы духовной культуры обще-ства, как библиотека и информация. Библиотека становится центром куль-турной активности личности, ее социальной адаптации и культурной иден-тификации в соответствии с национальными, историческими традициями.
В библиотеках особое внимание уделяется социальной адаптации старшего поколения. Стремление региональных библиотек к повышению уровня чтения, культуры и увеличению числа пользователей отражает развитие современной общественной библиотеки как публичного и соци-ально востребованного института общества.
Объект исследования: социально-культурная деятельность библиотек города Москвы.
Предмет исследования: развитие и совершенствование социально-культурных проектов в деятельности библиотек.
Цель работы – на основе изучения теоретических источников и ана-лиза практики работы сформулировать перспективы реализации социаль-но-культурных проектов в библиотеках города Москвы.
Задачи исследования:
1. Уяснить теоретические основы организации социально-культурной деятельности в библиотеках города Москвы;
2. Провести анализ практики реализации социально-культурных проектов в библиотеках города Москвы;
3. Сформулировать перспективы реализации социально-культурных проектов в библиотеках города Москвы.
Методы исследования:
― анализ литературных источников и документов,
― анализ практической деятельности,
― наблюдение.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Библиотечные услуги основаны на различиях в потребностях и воз-можностях городских и сельских жителей. Каждая библиотека самостоя-тельно определяет перечень услуг, которые отражают интересы читателей, ценности и приоритеты.
На сегодняшний день первоочередными задачами работы библиотек являются следующие:
— возрождение, сохранение, распространение и популяризация изу-чения культурно-исторического наследия среди населения;
— обеспечение доступа к культурному и историческому наследию на основе использования новых информационных и коммуникационных тех-нологий;
— использование электронных ресурсов для расширения информа-ционного культурного пространства и популяризации творчества лучших представителей русской литературы, а также для сохранения истории, культуры, традиций;
— позиционирование библиотеки как института, способного влиять на культурную жизнь региона;
— оптимизация положительного влияния библиотек на процесс усво-ения культурно-исторического наследия новых поколений, формирование у них бережного отношения к нему.
Активное обсуждение проблем, связанных с поиском новых моделей читательского сервиса, ведется на страницах специальной периодической печати. В рамках Международного форума «Новая библиотека», состо-явшегося в Новосибирске в 2013 году, было разработано пять возможных моделей библиотеки, каждая из которых может быть представлена в соче-тании с такими компонентами, как:
— библиотечная философия;
— библиотека функционирует как социальный институт;
— архитектура и единая дизайнерская концепция;
— профессиональная компетентность персонала .
Экспертами были предложены следующие возможные модели буду-щих библиотек: модернизированная классическая, конгресс-центр культу-ры, виртуальное пространство, retail, мега.
Таким образом, в современных условиях динамичного развития об-щества повышается роль муниципальных библиотек как социокультурных центров в реализации конституционных прав граждан на свободный до-ступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценно-стям национальной и мировой культуры.
Муниципальные библиотеки выполняют следующие социально зна-чимые функции по отношению к своим пользователям:
– являются надежными собирателями и хранилищами интеллекту-альных богатств общества, зафиксированных в документах;
– представляют собой для большинства граждан наиболее физически и экономически доступные учреждения, позволяющие пользоваться этими богатствами;
– наиболее ощутимо помогают пользователям в комплексном реше-нии образовательных, производственных и личных проблем;
– приобщают пользователей к современным средствам удовлетворе-ния информационных потребностей, все больше превращаются в средство интеграции разных способов получения и использования информации.
Для привлечения в библиотеки новых читателей, необходимо выра-ботать актуальные механизмы управления, чтобы развивать культурные инфраструктуры, институции и проекты, имеющие большое значение для максимального поддержания культурного производства и развития куль-турных коммуникаций.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ ГОРОДА МОСКВЫ

1.1 Общая характеристика социально-культурной деятельности в городе Москве

Москва – самый населенный город России и Европы, в котором ря-дом живут люди, относящиеся к разным национальностям и разным куль-турам, к разным поколениям.
На индивидуальность каждого конкретного жителя столицы влияют социальные, экономические, имущественные, национальные, религиозные и многие другие аспекты. Но вместе с тем есть что-то такое, что позволяет человеку чувствовать себя частью большого московского сообщества.
В первую очередь это социально-культурные и инфраструктурные условия, сформировавшиеся в московском мегаполисе. Возможность ви-деть их, пользоваться ими, сообщать о них – вот то, что объединяет всех москвичей. Данный фактор позволяет любому жителю столицы позицио-нировать себя в других местах человеком, знающим и любящим Москву.
Осознание себя частью московского сообщества, регулирование на этой основе своего поведения – суть процесса, формулируемого нами как социально-культурная идентификация жителя города Москвы .
Среди огромного количества культурных элементов столицы особую психологическую значимость в процессе социально-культурной идентифи-кации москвичей играют зримые образы архитектурного облика столицы. Башни и стены Кремля, собор Василия Блаженного, Исторический музей, Останкинская телебашня, сталинские высотки, Московский международ-ный деловой центр «Москва-Сити», «Рабочий и колхозница» – вот далеко не полный перечень образов Москвы, непосредственно соотносимых с го-родом. Эти зримые образы влияют как на содержание, так и на эмоцио-нальную окраску художественного представления российской столицы.
Вторыми по значимости оказываемого психологического влияния являются музыкально-звуковые образы Москвы. Время идет, музыкальное искусство развивается. Меняется и перечень музыкальных произведений, которые ассоциируются у людей с образом Москвы. Перечень музыкаль-ных произведений о Москве очень широк. Для каждого жителя города существуют своя мелодия и свои стихотворные формы, которые связывают его мироощущение с жизнью московского мегаполиса.
Но есть такая звуковая форма, которая подсознательно вызывает у большинства жителей России и огромного количества граждан послесовет-ского пространства представление о Москве. Это бой курантов на Спас-ской башне Кремля. Уникальная мелодическая последовательность данной звуковой формы сопровождает все значимые события нашей страны, от новогоднего поздравления Президента до военного парада на Красной площади.
Процесс социально-культурной идентификации складывается из со-ставляющих его действий, которые, в свою очередь, включают в себя набор операций и приемов. Действия, вызывающие определенную иденти-фикационную активность психики жителя Москвы, – это совокупность со-бытий культурной жизни столицы, которые привлекательны и значимы для человека.
Кто-то интересуется культурными мероприятиями общественного характера, например, празднованием Дня города. Для кого-то значимым является художественное мастерство определенного исполнителя, репер-туар которого в большей степени отражает московскую тематику.
А кто-то ищет для себя культурное событие, которое содержит в себе элементы, обладающие высокой социальной значимостью и эмоционально привлекательные для человека как жителя Москвы.
Примером могут служить такие общегородские социокультурные проекты, как «Путешествие в Рождество», «Московская Масленица», «Московская весна», «Московское варенье». Участие горожан в этих про-ектах способствует гармоничному усвоению базисных культурных смыс-лов современной жизни столицы.
Важную роль в процессе «пропитывания» людей духом жизни того или иного городского сообщества имеют конкретные операции, из кото-рых состоят идентификационные действия .
В практике реализации общегородских социально-культурных про-ектов чаще всего применяется принцип комплексного использования раз-личных жанровых направлений традиционного и современного искусства. Драматургическая основа всех подобных мероприятий предусматривает обязательное, как было отмечено ранее, музыкальное сопровождение и во-кальное исполнение художественных произведений.
Кроме инструментальных и песенных произведений, зрителям пред-лагаются и другие варианты восприятия художественных образов.
Высокую степень выразительности имеют такие пространственно-временные операции, как танцевальные композиции и мизансценирование. Следует отметить, что любые операции, связанные с передвижениями ис-полнителей, служат в большей степени не для передачи смысла, а для по-вышения эмоционального влияния производимых художественных дей-ствий.
К операциям также следует отнести тональное и темповое изменение музыки, игру цвета и света, пространственную и голосовую нюансировку звуков, сценографическое решение обустройства места проведения меро-приятия. Приемы, повышающие необходимую идентификационную актив-ность психики, как правило, являются частью режиссуры конкретного со-циально-культурного мероприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы