Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально-эстетическое развитие подростков в школе-интернате, посредством организованного досуга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-эстетического развития подростков в школе-интернате посредством организованного досуга 6
1.1 Исторические предпосылки возникновения школ-интернатов и их роль в социально-эстетическом развитии подростков 6
1.2 Возрастные и психологические особенности подростков школы-интерната 14
1.3. Организованный досуг в школе-интернате как педагогическая
проблема 28
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по социально-эстетическому развитию подростков в школе-интернате посредством организованного досуга 43
2.1. Методические рекомендации по социально-эстетическому развитию подростков в школе-интернате посредством организованного досуга 43
2.2. Ход опытно-экспериментального исследования по социально-эстетическому развитию подростков в школе-интернате посредством организованного досуга 56
Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список использованных источников 70

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования:
В настоящее время остро стоит проблема социально-эстетического развития подростков оставшихся без попечения родителей. Социальное и эстетическое развитие играют огромную роль в гармоничном всестороннем развитии личности этой особой категории детей. Несмотря на то, что их возрастные и психологические характеристики в целом совпадают с детьми из полноценных семей, но внутри такого закрытого учебного заведения как школа-интернат существуют свои особенности и специфика работы. Если рассматривать вопрос в широком смысле, то социальное сиротство (дети, оставшиеся без попечения родителей) — это отрицательное общественное явление, обозначающее образ жизни детей по тем или иным причинам. Когда в результате всеобщего падения общественной нравственности родители стали массово отстраняться от обязанности воспитывать собственных детей. В итоге в государственную систему опеки и попечительства стали попадать не только дети умерших, но и дети живых родителей. Основными причинами, способствующими распространению этой проблемы, являются: рост числа детей, рождающихся вне брака, дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей их асоциальный образ жизни (наркомания, алкоголизм, тунеядство, попрошайничество, проституция, настроение населения современной России, социальный пессимизм, негативная социально-экономическая обстановка в стране, повышенная тревожность, рост бедности). В последние годы всё более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей в школах-интернатах. Воспитание и социально-эстетическое развитие детей подростков в школах-интернатах является актуальной социально-педагогической проблемой. В силу ряда причин современные подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров. На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга.Таким образом, сложившаяся ситуация в настоящее время тенденция досуговой деятельности ставит перед собой основную цель- духовное и социально-эстетическое развитие подростков в школах-интернатах, построенного на взаимоотношениях с социальной средой и обществом в целом.
Степень разработанности проблемы:
-фундаментальные исследования в области психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.);
— особенностям возрастного развития посвящены классические и современные фундаментальные исследования в области возрастной психологии (Б.С. Волков, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн , Н.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков);
— развитием коллективной творческой деятельности занимались многие отечественные педагоги (А.С. Макаренко, И.П.Иванов);
— отечественные труды в области социальной педагогики (С.В.Алиева, Т.А. Василькова, А.В. Мудрик, В.Д. Самойлов и др.);
— исследования в области эстетического развития (Плутарх, М.Т. Цицерон, Д.Дидро, К.Д.Ушинский, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский и др.);
— труды в области досуговой деятельности (О.И. Марков, К.С. Станиславский, А.Д. Попов, И.М. Туманов, В.М. Чижиков, В. Ворошилов, Б.Н. Комаров, Л.Н. Коган, А.Д. Жарков, Н.А. Бердяев, В.С. Садовская др.).
Объект исследования: Процесс социально-эстетического развития подростков в школе-интернате.
Предмет исследования: Организованный досуг в социально-эстетическом развитии подростков школы-интерната.
Цель исследования: выявить эффективные методы социально-эстетического развития подростков в школах-интернатах посредством организованного досуга.
Задачи исследования:
1.Раскрыть исторические предпосылки возникновения школ-интернатов, их роль в социально-эстетическом развитии подростков.
2. Проанализировать возрастные и психологические особенности подростков школы-интерната.
3. Охарактеризовать организованный досуг в школах-интернатах как педагогическую проблему.
4. Разработать методические рекомендации по социально-эстетическому развитию подростков в школах-интернатах посредством организованного досуга.
5. Показать ход опытно-экспериментального исследования по социально-эстетическому развитию подростков в школах-интернатах посредством организованного досуга.
Методы исследования:
— теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по теме выпускной квалификационной работы; обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; сравнение
— практические — эксперимент, наблюдение, анализ продуктов детского творчества.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс школ-интернатов.
База исследования: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Топорково ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ результатов проведенного теоретического и методического исследования, который позволил сделать следующие выводы:
1. Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни. На протяжении многовековой истории человечества досуг сопутствовал трудовой деятельности людей, отражал их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Современный этап развития культурно-досуговой деятельности людей характеризуется переходом от критики существующего положения в досуговых учреждениях к конструктивным решениям. Совершенствования деятельности школ-интернатов по организации досуга сегодня является актуальной проблемой.
2. Досуговая деятельность – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Сущностью подросткового досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
3. В работе с подростками, воспитывающихся в школе-интернате, при организации их музыкально-эстетической досуговой деятельности, следует учитывать возрастные и личностные особенности. Подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. К специфическим чертам подросткового возраста относится преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности.
4. Одной из актуальных проблем деятельности школы-интерната на пути решения проблемы социально-эстетического развития является организация досуга подростков. Основной особенностью культурного досуга подростков должны стать: высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Задачей организации музыкально-эстетического досуга подростков является максимальная реализация развивающих досуговых программ. Совершенствование организации культурных форм и методов досуга будет способствовать эффективности музыкально-эстетического развития подростков, а также обеспечит им возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного, интеллектуального и эстетического развития.
Музыкально-театральная деятельность предусматривает развитие социально-значимой мотивации, а также такую организацию музыкально-театральной деятельности, при которой каждому участнику предоставляются равные возможности.
Основную и по большей части важную роль в развитии воспитанников в процессе музыкально-театральной деятельности играет возможность проживание социальных ролей. Показ музыкального спектакля и работа над постановкой предполагают создание педагогической среды и использование методов и технологий театральной, музыкальной педагогики, способствующие развитию личности в условиях детского дома, и тем самым является основным условием для эффективного процесса социокультурной адаптации воспитанников.
Проведенное исследование позволило выяснить духовные потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, опираясь на полученные данные, предложен проект «Волшебные шаги в мир театра и музыки» для решения определенных запросов воспитанников. Основной потребностью детей-сирот является общение с взрослыми, так как в процессе происходит усвоение определенного опыта и ценностей. Коммуникация на равных с взрослыми позволит детям чувствовать себя нужными, тем самым активизировать мотивационную составляющую для дальнейшего обучения. Проект направлен на объедение взрослых и детей для создания совместного творческого продукта, условием которого является целенаправленный педагогический процесс.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что развитие социально-эстетического воспитания подростков возможно средствами досуговой деятельности, в работе которого мы стремились способствовать формированию духовного мира ребенка, его личностных ценностей, формированию у учащихся бережного и ответственного отношения к мировому культурному наследию; всячески способствовать повышению качества эстетического воспитания школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, сделать вывод, что в процессе досуговой деятельности подростки из школ-интернатов обогащаются различными качествами личности. Занятия досуговой деятельностью (самодеятельных театрах, музыкальных и художественных студиях, клубах самодеятельной песни и т.д.), посещение выставок, музеев, театров, концертов способствует социально-эстетическому развитию подростков. Также необходимо наличие целеустремленной программы, направленной на систематическое развитие и усовершенствование социально-эстетического развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы социально-эстетического развития подростков в школе-интернате посредством организованного досуга
1.1 Исторические предпосылки возникновения школ-интернатов и их роль в социально-эстетическом развитии подростков
История воспитания детей в школах-интернатах фиксируется в дошедших до нас источниках XI века. Объектом исследования здесь выступает сирота. Сирота-это ребенок, который лишился обоих или одного родителя, у которого не осталось ни ближайших родственников, с которыми по разным причинам он не мог, или не смог установить отношения. Сирота как социальный статус человека, существовал всегда во всех обществах и цивилизациях.
Человек (ребенок), оказавшийся в подобной ситуации в России всегда встречал поддержку в обществе в разных формах. Кто-то брал сироту в свою семью по доброй воле. Этих детей брало на особое попечение и государство, воспитывая их в государственных сиротских учреждениях.
В этой связи необходимо провести общий обзор исторических подходов к развитию сиротского воспитания в России как признаку принадлежности конкретного человека к некоторому социальному класс В дохристианский период детей-сирот воспитывали в скудельных (или скудельницах). Интересно толкование этого понятия. Первое значение связано с евангельским рассказом об Иуде, получившим 30 сребреников, на которые впоследствии было куплено место скудельнице, где предавались погребению все неизвестные, странствующие, в том числе и подброшенные младенцы, бездомные и др. Второе значение, важное для нашего исследования — это глиняный сосуд. Человек, согласно писанию, был создан из праха земного, а точнее из глины. Глиняный сосуд — это обожженная глина. Как форма-образ это в массовом сознании ассоциируется как семья, обожженная двумя стихиями: мужской и женской. Если учесть, что, как в дохристианский, так и в христианский периоды семья была традиционно многодетной, то приятие в многодетную семью ребенка-сироту воспринималась как норма: где трое-пятеро, то и приемыш наш. Многодетность воспринималось как признак благополучия семьи. В такой многодетной семье старухи (бабушки, дедушки) кормили и воспитывали родных и брошенных детей.
Если же брошенные дети обнаруживались и не принимались в крепкие семьи, то они содержались за счет общины.
Со стороны государства дети-сироты принимались в форме патроната. Патронат — это форма опеки над несовершеннолетним [Закон].
Итак, историческое прошлое России, документально фиксируемое (в той или иной степени достоверности), относится к XI веку. В этот период между усобиц, нападений из вне, в России априори возникало огромное количество детей-сирот, которые требовали какого-то попечительства: либо в форме добровольного со стороны крепкой семьи, либо со стороны государства.
Таким образом, исторически сформировались две формы воспитания детей-сирот: семейная и государственная.
Семейная форма детей-сирот исторически развивалась в двух в виде усыновления.
Государственная форма в виде патроната.
Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославом Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.
Воспитание детей-сирот носило анонимный характер.
В семейном и государственном воспитании детей-сирот применялись разные формы воспитания, которые в современной терминологии могут обозначаться как авторитарные (жестокие, формализованные) так и личностно-ориентированные.
Однако усыновление (и удочерение) как в семейном воспитании, так и в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России, начиная с XI века.
В XVI веке при Иване Грозном официально стали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.
Традицию призрения детей-сирот после Ивана Грозного со стороны государства продолжил и Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, который издал Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
В XVIII веке новгородский митрополит Иов построил на свои деньги при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидных младенцев. К 1706 году он открыл 10 приютов и сиропитательниц, где жило до 3 тысяч сирот и приносимых детей.
В 1715 году Петр I издал, который обязывал строить госпитали для всех брошенных младенцев.
В 1721 году архиепископ Феофан (Прокопович) учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме, которую он содержал на собственные деньги. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. Эта школа просуществовала 15 лет и в ней обучилось 160 человек. Таким образом, уже к началу XVIII века в России сложился специальный гражданский институт, где воспитывали брошенных детей или детей по разным причинам потерявших родителей. Наличие этого института удерживало женщин то греха детоубийства.
Традиция призрения детей-сирот продолжилась и при Екатерине II. Так, А. Барсов и И. Бецкой в 1764 году открыли Московский воспитательный дом. В 1770 году Санкт-Петербургский воспитательный дом. Затем сеть подобных домов были построены по всей стране: Воронеже, Ярославле, Смоленске и других российских городах. В Воспитательных домах детей-сирот обучали разным ремеслам. При этом уровень обучения в этих школах был настолько профессионально высок, что позволял им поступать даже в Московский университет. Отметим, что при Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание в деревенские семьи, общины и монастыри, помещикам, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков — в мастерские.
В XIX веке традиция презрения и воспитания детей-сирот не только сохраняется, но и стремительно развивается.
В 1797 году Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее “начальствовать” над всеми воспитательными домами.

При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название “Учреждения императрицы Марии Федоровны”. В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, гимнастики и танцев, французского языка. Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).
На базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 г возникло Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ им. Н. Баумана) с девятилетним курсом обучения с тремя отделениями: механико-строительным, инженерно-механическим и инженерно-технологическим. В начале ХХ века сеть Воспитательных домов (школ-интернатов) значительно расширяется. Так, к 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, а в немецких — обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.
В середине XIX века государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались, и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах). Традиция презрения детей-сирот продолжилась и в ХХ веке. Катаклизмы первой трети ХХ века — Первая мировая война, Революцияи Великая отечественная война увеличили количество детей-сирот, которым требовалась не только помощь в образовании и воспитании, но просто в выживании, где решающую роль и поддержку могло оказать только государство.
Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий, государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена: в 20-е годы прошлого столетия, во время ВОВ, в постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестнула нашу страну.
Социальное развитие — это процесс приспособления к социальной действительности, передачи и развития социокультурного опыта, накопленного человечеством.
Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества). Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях — теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а, следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности.Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.
Эстетическое развитие — процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни и эмоционально-психологического отношения к ней необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижении её языка, участие в художественном творчестве. Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости.
В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия.
Большое место в эстетическом развитии младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.
Таким образом, возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры. В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы