Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социально — педагогическая деятельность по половому воспитанию младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические вопросы полового воспитания младших школьников 6
1.1. Сущность и понятие полового воспитания 6
1.2. Подходы к решению проблемы полового воспитания в истории педагогики 15
1.3. Роль семьи в половом воспитании школьников 20
1.4. Половое воспитание в современной начальной школе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по половому воспитанию младших школьников 30
2.1. Изучение гендерных стереотипов младших школьников 30
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по использованию форм и методов полового воспитания младших школьников 34
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 58
Приложения 62
Введение:
Актуальность темы. Половое воспитание – один из наиболее важных, спорных и мало изученных вопросов современного воспитательного процесса. Очень часто половое воспитание сводят лишь к сексуальному просвещению. Тогда как половое воспитание необходимо рассматривать гораздо шире и глубже. Оно включает психолого-педагогическую, медико-биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми и подростками. Совершенно очевидно, что без помощи медиков, педагогов, психологов родители с этим не справятся.
Когда и как необходимо начинать процесс полового воспитания? Вопрос, который беспокоит многих родителей. Однозначно можно сказать, что полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания.
Анализ исследований и публикаций.
Значительный вклад в развитие вопросов полового воспитания и гендерной педагогики внесли работы ученых, таких как Т.Л. Афанасьева, И.В. Дубровина, И.С. Кона, В.Е. Кагана, Т. И. Репиной.
Концепция понятий «пола» и «гендера» основывается на работах А. Айхорна, Дж. Аронфрида, А. Бандуры, Л.С. Выготского, А.Л. Геззела, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, П.А. Сорокина, З. Фрейда, Э. Эриксона.
Проблематикой вопросов гендерных стереотипов и социологии гендера изучали Т.А. Алексеева, Ш. Берн, Т.М. Горичева, И.С. Кон, У. Липпман, И.М. Ильин.
В отечественной педагогике и психологии проводились исследования воспитания детей разной половой принадлежности такими учеными как В.В. Абраменкова, Л.А. Арутюнова, Л.В. Градусова, В.Е. Каган, Н.Р. Казарян, И.С. Кон, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева.
Проблемой полового и гендерного воспитания занимались Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А.А. Ухтомский.
Понимание сущности, целей, задач, принципов, средств и методов полового воспитания, его места и значения в общей педагогической системе очень важно для повседневной воспитательной работы с учащимися. Стремление к формированию черт характера, подчеркивающих принадлежность ребенка к определенному полу, должно быть включено во всю педагогическую деятельность.
Проблема исследования. Наблюдая за работой педагогов начальной школы можно увидеть, что учителя испытывают определенные затруднения в работе, где им нужно организовать деятельность детей так, чтобы ребенок получал представление о своей половой принадлежности и взаимодействии полов как физиологически, так и в плане социальных отношений.
Таким образом, на сегодняшний день возникает противоречие между актуальностью проблемы полового воспитания младших школьников и методическим обеспечением по вопросам полового воспитания младших школьников.
Цель исследования: выявить значение процесса полового воспитания детей младшего школьного возраста и разработать и апробировать программу по половому воспитанию для учащихся начальных классов.
Объектом исследования является половое воспитание детей.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по половому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и понятие полового воспитания;
2. изучить подходы к решению проблемы полового воспитания в истории педагогики;
3. определить роль семьи в половом воспитании школьников;
4. рассмотреть половое воспитание в современной начальной школе;
5. организовать и провести опытно-экспериментальную работу по половому воспитанию младших школьников.
В процессе работы использовались следующие методы:
Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование, опрос, наблюдение, анализ поведения обучающихся в жизненных ситуациях, создание проблемных воспитательных ситуаций.
Математическая обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования: систематическое и целенаправленное использование различных форм и методов полового воспитания способствует повышению уровня знаний учащихся о физиологической разнице полов, о роли здорового образа жизни и нравственном поведении в период взросления, о качествах личности представителей разных полов, помогает учащимся сформировать свою собственную позицию, которая соответствует гендерной идентичности.
Практическая значимость исследования. Предложенные формы и методы работы по половому воспитанию младших школьников могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов.
Заключение:
В данном исследовании был решен ряд задач:
1. Рассмотрена сущность и понятие полового воспитания.
Показано, что понятия «пол» и «гендер» – это физиологический и социально-психологический пол человека, комплекс его анатомических, психологических характеристик и специфик социального поведения, которые проявляются во взаимодействии и общении в социуме. Еще в дошкольном возрасте формируется, так называемая, гендерная идентичность как одна из сторон личностной идентичности, которая проявляется в осознании человеком своей половой принадлежности, наличие сформированных у него черт фемининности или маскулинности, готовность играть определенную половую роль в социуме. Для того чтобы формировать гендерную (полоролевую) идентичность необходимо гендерное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей представлений о своей половой роли и гендерной модели поведения в обществе. На основе этого в начальных классах необходимо создавать педагогические условия и использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности.
2. Изучены подходы к решению проблемы полового воспитания в истории педагогики.
Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархальные стереотипы взаимодействия полов в общественной и личной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений. Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.
3. Определена роль семьи в половом воспитании школьников.
Становление адекватной половой роли у ребенка во многом зависит от правильного полоролевого поведения родителей. Родители, их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания.
Представителям разного пола традиционно приписываются те роли, которые люди играют на протяжении всей своей жизни. В то же время, дети сегодня не только не имеют четкого представления о качествах личности, присущих мужчинам и женщинам, но и не имеют положительного опыта общения родителей в семье, когда взрослые зачастую выполняют несвойственные им гендерные роли.
4. Рассмотрено половое воспитание в современной начальной школе.
Организация полового воспитания должна быть частью целостной педагогической системы. Знание и понимание особенностей половой идентификации детей необходимо не только каждому педагогу, но и каждому родителю. Для воспитания психически здоровых детей с адекватной гендерной идентичностью необходимо разработать и внедрить специальную программу полового воспитания и образования детей.
Проблема и в том, что дети не умеют устанавливать отношения с противоположным полом, им трудно преодолеть барьер в общении.
Формы и методы полового воспитания играют важную роль в формировании знаний о гендерных особенностях представителей своего пола, а также в формировании способности действовать в соответствии со своей гендерной ролью и строить межличностные отношения как с представителями своего, так и с представителями противоположного пола.
5. Организована и проведена опытно-экспериментальная работа по половому воспитанию младших школьников.
В рамках данной части исследования была проведена диагностика, направленная на изучение гендерных стереотипов младших школьников, которая показала, что необходима специальная работа по половому воспитанию и формированию у детей знаний об особенностях гендерного поведения и умения вести себя в соответствии с гендерной ролью в разных ситуациях.
В связи с этим нами была разработана Программа полового воспитания младших школьников, целью которой было способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации младших школьников, формированию начал мужественности и женственности в младшем школьном возрасте.
Опытная работа по проблеме полового воспитания показала, что систематическое и целенаправленное использование различных форм и методов полового воспитания способствует повышению уровня знаний учащихся о физиологической разнице полов, о роли здорового образа жизни и нравственном поведении в период взросления, о качествах личности представителей разных полов, помогает учащимся сформировать свою собственную позицию, которая соответствует гендерной идентичности, что подтверждает гипотезу данного исследования.
Педагог класса отметил эффективность проделанной работы, отметив, что проведенные занятия повысили культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками. При формировании смешанных групп на занятиях отмечается снижение уровня конфликтности. Вне занятий школьники стали чаще организовывать игры, в которых могли бы принимать участие как девочки, так и мальчики.
Кроме того, беседа с родителями показала, что школьники ведут себя в соответствии со своей гендерной ролью не только в школе, но и дома. Родители девочек отмечают, что их заинтересовала традиционная женская работа по дому и что они стали более внимательными и мягкими по отношению к членам семьи.
В свою очередь, родители мальчиков отметили, что они также стали заботиться о своих близких. Мальчики стали помогать мамам нести сумки с продуктами и другими покупками из магазина, стали замечать, когда мамы устают, и выполнять по дому их обязанности. Также мальчики стали чаще интересоваться, чем занимаются по дому папы и дедушки, и оказывать им посильную помощь.
В целом, родители подчеркнули, что у школьников скорректировалась позиция по отношению к членам семьи, возникло желание соответствовать гендерным ролям, присущим их полу.
Таким образом, половое воспитание школьников должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слишком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества. Ответственность за сексуальную безграмотность детей в первую очередь лежит на их родителях. Чем сильнее ребенок привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в семье, тем лучше школьник руководствуется необходимостью отвечать за свои поступки, контролировать их и управлять ими.
К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. На помощь им должны прийти педагоги, врачи, детские психологи. Возглавить же решение этой непростой задачи должно государство в качестве организатора и координатора процесса. Сегодня в стране как никогда нужна единая государственная система полового воспитания подрастающего поколения.
В связи с тем, что существующие сегодня методики предназначены для диагностики подростков, перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в разработке критериев и методик диагностики по вопросам полового воспитания младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные формы и методы работы по половому воспитанию младших школьников могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические вопросы полового воспитания младших школьников
1.1. Сущность и понятие полового воспитания
Под половым воспитанием принимают систему медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола [20, с. 53-57].
В советском обществе преобладали стереотипные взгляды на воспитание мальчиков и девочек, на поведение мужчин и женщин, на их социальные роли. Считалось, что раз мужчина «хозяин в доме», то он должен быть сильным, уметь зарабатывать и обеспечивать семью. Мужчина a priori должен быть волевым и стремиться к власти, а значит, он играет доминирующую роль. Он более независимый, самоуверенный. Агрессивность не возбранялась. И по сей день считается, что мужчина умнее женщины, способность рассуждать логически – его прерогатива. В то же время женщина должна быть покладистой, уступчивой, домашней. А значит, она более зависима, более эмоциональна и нежна. Такое представление о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) изначально противопоставляло мужчин и женщин [18]. Любое нарушение такого стереотипного поведения осуждалось обществом, и в первую очередь в семье и как следствие, приводило к конфликтам и непониманию.
Согласно концепции психосексуального развития человека, которую разработали отечественные ученые Васильченко Г.С., Маслов В.М. и Ботнева И.Л., в процессе индивидуального развития человека условно можно выделить следующие этапы становления и динамики сексуальности [40]:
1. парапубертатный период (1 – 7 лет), в течение которого формируется половое самосознание;
2. препубертатньй период (7 – 13 лет) – выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения;
3. пубертатный период (12 – 18 лет) – половое созревание, формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо;
4. переходный период становления сексуальности (16 -26 лет) – начало половой жизни;
5. период зрелой сексуальности (26 -55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером, вхождением в полосу условно-физиологического ритма половой активности;
6. инволюционный период (55 -70 лет) – снижение половой активности и ослаблением интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо. Роль семьи наиболее значима на первых четырех этапах психосексуального развития.