Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Социальная работа

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальная защита сирот и детей оставшихся без попечения родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Положение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей современной России 8
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 23
2.1. Государственная система устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23
2.2. Последствия содержания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированных учреждениях 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 43
3.1. Деятельность органов опеки и попечительства в специальных учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 43
3.2. Опыт решения проблем социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Государственном учреждении Центре социальной помощи семье и детям «Истоки» г. Москвы 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современных условиях постоянно растет количество детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Сиротство является одной из крайне острых проблем, стоящих перед обществом, поскольку ежегодно в России больше полумиллиона детей разных возрастных категорий остаются без попечения родителей. Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием, развитием занимаются государственные учреждения. В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети – сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы – интернаты.
В настоящее время в России наблюдается значительный рост численности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. По данным Государственного комитета статистики Российской Федерации, общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2016 год составляет 463986 человек. По сравнению с 2014 годом, число таких детей увеличилось на 120652 человека. Вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов регламентируются в частности рядом нормативно-правовых документов, среди которых Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». В соответствии с указанными нормативно-правовыми документами в Российской Федерации приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, установление опеки либо попечительства, устройство на воспитание в приемную семью, а при отсутствии такой возможности – в интернатные учреждения.
Остается актуальным изучение проблем, связанных с моделированием деятельности по социальной защите в учреждениях этого типа, выявлением условий эффективного формирования социальных компетенций у воспитанников. Регламентированность и монотонность жизнедеятельности в условиях детского дома, отсутствие свободы выбора и атмосферы психологического комфорта и безопасности, социальная ситуация развития, подкрепленная материнской, сенсорной и коммуникативной депривацией, приводят к социальной дезадаптации детей-сирот. Детям, воспитывающимся в детских домах, свойственны такие характеристики, как инфантильность, неприятие себя как личности; нарушения интеллектуальной, потребностной, аффективной сфер; эмоциональная и психическая депривация.
Основная задача деятельности социальных работников и социальных педагогов, работающего в детских домах и учреждениях интернатного типа, — способствовать эффективной социализации воспитанников, созданию благоприятных условий для их личностного роста, защита прав ребенка в его личном пространстве.
К настоящему времени в теории и практике жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется ряд противоречий между правом ребенка жить и воспитываться в родительской семье и необходимостью развития разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (в приемные семьи, замещающие) и обеспечения социальной защиты со стороны государства.
Степень разработанности проблемы социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в частности закреплена в ряде международных и российских документов, в трудах ученых — социологов, педагогов. В настоящее время деятельность органов опеки и попечительства в специальных учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется рядом фундаментальных правовых актов, составляющих нормативно-правовую базу исследования.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях. К международному законодательству относятся ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, программы по охране и защите материнства и детства. Особую значимость в регулировании прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Семейный кодекс, федеральные программы, указы Президента, Федеральные Законы («О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т.д.).
Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в концепциях психолого-педагогической поддержки развития личности детей и подростков — социальных сирот (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.А. Цукерман и др.) . Деятельность органов опеки и попечительства, социальных работников и социальных педагогов в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрена в трудах и работах таких авторов как Ю.В. Василькова , Т.А. Василькова, С.Н. Волошина , М.А. Галагузова , Г.Н. Голоухова, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, Л.В. Мардахаева , А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, О.А. Селиванова, Л.Е. Сикорская, И.В. Цевелева, М.В. Шакурова и др.
Вместе с тем специфика социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно освещены в научной литературе. Таким образом, актуальность и недостаточная изученность данной проблемы обусловили выбор темы работы: «Социальная защита сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: система социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: определить теоретико-методологические и нормативные аспекты проблемы социальной защиты сирот детей, оставшихся без попечения родителей и выявить основные пути ее решения.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть положение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей современной России.
2. Отразить нормативно-правовой аспект социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Охарактеризовать государственную систему устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированных учреждениях.
4. Описать деятельность органов опеки и попечительства в специальных учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Отразить пути решения проблем социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на практике.
Гипотеза исследования. По мнению автора, поиск путей решения проблем социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать оптимизации деятельности органов опеки и попечительства, социальных работников и социальных педагогов.
Для реализации поставленных задач и решения цели исследования были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение социально-педагогической литературы, нормативно-правовых документов.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, основной части, трех глав, заключения и списка литературы, представленного 68 источниками, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях современности возникает острая необходимость предоставления гарантированной социальной помощи такой категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Система социального воспитания основана на соответствующей нормативно-правовой базе, и социальная защита также имеет нормативно-правовые основания, регулируемые на международном, федеральном и региональном уровнях.
Ввиду физической и социальной ограниченности дети-сироты самостоятельно не могут реализовать свои права, в соответствии с чем данная ответственность возлагается на специальные учреждения и органы. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется нормативно-правовой и законодательной базой — Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Указах Президента РФ, Федеральных законах, Семейным и Гражданским кодексом РФ, в которых определяется их правоспособность, специфика социально-правовой защиты.
В настоящее время государственная система устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена различными воспитательными организациями, в которые помещаются дети на временной основе либо по достижении совершеннолетия. Среди государственно-общественных форм устройства детей-сирот выделяют: семейный детский дом (приемная семья); временная приемная семья; фостеровская (замещающая семья); патронатная семья. Среди государственных форм существуют детские дома, дома ребенка, школы-интернаты, приюты, центры временного содержания детей. К остальным формам устройства детей-сирот относятся семейные формы устройства: усыновление (удочерение), опеку (попечительство).
Имеются определенные последствия содержания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях любого типа — у воспитанников отмечается несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, выражена склонность к конфликтному поведению, что обусловлено ранней родительской депривацией, постоянной социальной изоляцией, условиями общественного воспитания. Формализованный характер общения и вынужденная адаптация к большому коллективу приводит к эмоциональной и психической депривации, склонности к агрессии, проявлениям личностной тревожности. Воспитанники зачастую находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности; имеют ярко выраженный социальный инфантилизм.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы опеки и попечительства, в обязанности которых входит выявление, учет и избрание форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление контроля за условиями их содержания, воспитания и образования. В целях снижения проблемы риска социального сиротства необходима организация и проведение профилактической работы с семьями группы риска, эффективность которой будет обеспечиваться комплексным применением различных технологий.
В работе проанализирован опыт решения проблем социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Государственном учреждении Центре социальной помощи семье и детям «Истоки» г. Москвы. Рассматривается работа различных подразделений, функционирующих на базе Учреждения; описываются основные направления деятельности (предоставление социально-бытовых услуг; социально правовых услуг; социально-психологических услуг; социально-педагогических услуг; срочных социальных услуг; социального сопровождения; социального патроната и психолого-педагогического сопровождения приемных семей, дезадаптированных детей и подростков; семей, оказавшихся в социально опасном положении; проводится консультативно-профилактическая работа. Отдельно проводится анализ отделения психолого-педагогической помощи.
С целью выявления социально-педагогических проблем адаптации детей-сирот в приемных семьях нами был проведен экспертный опрос и анкетирование родителей из патронатных семей в Центре социальной помощи семье и детям «Истоки» г. Москвы. Согласно мнению экспертов (социальных педагогов и психологов), дети, имеющие негативный опыт проживания неблагополучной семье или детском доме, отстают в психическом развитии, имеют психологические травмы, наблюдается дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств, что приводит к искажению межличностных отношений. Период адаптации протекает, по мнению экспертов, тем сложнее, чем старше ребенок. Анкетирование родителей из патронатных семей показал, что большинство опрошенных полностью удовлетворяет работа патронатного воспитателя; однако приемные родители отмечают недостаток владения педагогическими знаниями об особенностях установления контакта с приемным ребенком, о специфике разрешения конфликтных и проблемных ситуациях взаимодействия с ребенком. Патронатные родители признают наличие трудностей коммуникации с детьми, но, несмотря на это, отмечают наличие эмоциональной привязанности воспитанников. При этом процесс вхождения воспитанника в патронатную семью, как правило, характеризуется сложностью и противоречивостью, как для самого ребенка, так и для патронатных воспитателей.
По итогам проведенного исследования становится очевидным, что в настоящее время необходим алгоритм социально-психолого-педагогического сопровождения патронатной семьи, а также систематизация нормативной базы, которая послужит основой для дальнейшего усовершенствования социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система, обеспечивающая регуляцию социальной защиты детей-сирот, должна осуществляться в соответствии с законодательной государственной базой. Итогом системы реализации системы социальной защиты детства детей-сирот должно являться обеспечение определенного уровня жизни детей (психического и физического здоровья), безопасности (физической, экономической, социальной), и прав на самореализацию своих возможностей.
Пути оптимизации деятельности положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственном уровне, должны предусматривать:
— организацию работы по восстановлению в родительских правах и реабилитацию родителей воспитанников интернатных учреждений, установление социальных связей с родственниками детей для возврата их в родные семьи;
— реформирование сети учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание в них законодательно предусмотренных условий для проживания, обучения, воспитания и реабилитации детей.
— обеспечение системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот для их полноценной адаптации и социализации в обществе;
— реконструкцию сети организация для детей-сирот на территории РФ;
— обеспечение в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, которые максимально приближены к семейным условиям проживания и воспитания;
— совершенствование нормативно-правовой базы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— профилактику социального сиротства путем раннего выявления детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1. Положение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей современной России

В настоящее время кризис института семьи, отсутствие необходимой социальной работы с семьями, недостаточная развитость инфраструктуры семейного устройства детей-сирот и отсутствие эффективных мер со стороны государства в сфере правовой защиты детей, — все это приводит к росту количества детей, лишенных родительского попечения, и воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Социализация, интеграция в общество и жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях протекают крайне сложно и диктуют необходимость предоставления данной категории детей гарантированной социальной защиты государства и оказанием социальной помощи.
Опека — это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, оставшихся без попечения родителей). Лица, на которых возложена опека, называются опекунами, а его обязательства рассматриваются как опекунство.
Попечительство является понятием, близким по значению к понятию опека. Попечительство — это форма защиты личных и имуще¬ственных прав несовершеннолетних (и некоторых других кате¬горий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.
Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родите¬лей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство . Соответственно, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети:
— у которых умерли родители;
— у которых родители лишены родительских прав;
— у которых родители ограничены в родительских правах;
— родители признаны безвестно отсутствующими;
— родители являются недееспособными либо ограниченно дееспособными;
— родители отбывают наказание в исправительных колониях;
— родители обвиняются в совершении каких-либо преступлений и помещены под стражу;
— родители просто уклоняются от воспитания детей;
— родители отказываются забрать детей из социальных учреждений, куда ребенок был временно помещен.
П.Д. Павленок выделяет два типа сиротства — обыкновенное (в результате утраты родителей) и социальное (лишение детей родительского попечения ввиду нежелания или неспособности родителей выполнять родительские обязанности) . Е.М. Рыбинский на основании отечественного законодательства охарактеризованы категории детей-сирот (умерли оба или один родитель) и дети, оставшиеся без попечения родителей (лишение родителей родительских прав, признание родителей безвестно отсутствующими, либо недееспособными, уклоняющихся от воспитания детей, находящихся в местах лишения свободы и т.д.) .
П.Д. Павленок отмечает, что, помимо разрушения государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, рост их количества обусловлен также кризисом самих семей (ухудшением условий жизнедеятельности, ростом бедности, элиминированием нравственных ценностей, падением воспитательного потенциала семей .
Поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ввиду физической и социальной ограниченности не могут лично реализовать свои права, ответственность за их реализацию перекладывается на опекунов, государство, представителей специальных учреждений и органов. В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» .
В рамках действующего законодательства к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние возрастной категории до 18 лет, которые разделены на следующие категории:
— дети-сироты — дети до 18 лет, которые лишились одного либо обоих родителей;
— дети, оставшиеся без попечения родителей (одного или обоих) ввиду определенных причин: в связи с отсутствием родителей либо лишением родителей родительских прав; в связи с ограничением родителей в правах; в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными; с признанием родителей ребенка умершими; в связи с пребыванием родителей наказания в местах лишения свободы; в связи с уклонением родителей от воспитания и защиты интересов детей; в связи с отказом родителей забрать детей из воспитательных, лечебных, учреждений социальной защиты и т.д.
Таким образом, юридическая трактовка термина «дети, оставшиеся без попечения родителей» достаточно содержательно и включает понятие «дети-сироты», предусматривающий единый перечень государственных льгот и правовых гарантий для данных категорий. Социальная трактовка сиротства расходится с юридической и под социальным сиротством рассматривается социальное явление, заключающееся в существовании в социуме детей, которые по ряду причин не могут находиться в «кровной» семье, а забота об их жизнеустройстве диктует необходимость вмешательства со стороны общества и государства .
Неблагополучие семьи служит фактором личностного развития детей, а также является фактором социального сиротства. Л.И. Смагиной среди ведущих предпосылок формирования социального сиротства называется кризис института современной семьи .
Для выявления кризисных семей и работы с ними необходима совместная деятельность органов власти и управления, учреждений социальной сферы (комиссии по делам несовершеннолетних, инспекций, учреждений образования и т.д.). В этой связи необходимо учитывать, что реабилитации поддаются не все семь, поэтому особо актуальным является развитие альтернативных форм семейного воспитания детей — усыновления, опеки и попечительства, приемных семей, семейных групп .
Права детей, в том числе и детей-сирот, определяются Конвенцией о правах ребенка, согласно которой дети имеют право на особую защиту и помощь. В Конвенции ребенок является субъектом права и гражданином, имеющим права: на жизнь, на здоровое развитие, право на заботу родителей, право быть вместе с родителями (за исключением случаев разъединения ребенка с родителями в интересах самого ребенка в случаях невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка). На родителей как законных опекунов ребенка возложена ответственность за воспитание и развитие ребенка и защита прав и интересов ребенка представляет собой их основную заботу. В случае, если ребенок временно либо постоянно лишается родительского попечения, он имеет право на предоставление особой защиты со стороны государства .
Государственно-правовая охрана детства представлена реализации основных принципов социальной политики, которые закреплены в статьях Конституции Российской Федерации, воспитание детей при этом рассматривается с позиций самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей посредством предоставления ребенку со стороны государства пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, предоставления бесплатного содержания в детских интернатных учреждениях и т.д.
Система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения реализации проблем детства находит отражение в действующей ранее Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 году , а также в Указах Президента РФ (№ 240 от 29.05.2017г. на 2018-2027 годы), которые объявлены Десятилетием детства .
В течение пяти лет действовавшей Национальной стратегии действий в отношении детей значительно сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей в России, что свидетельствует об эффективности проводившейся индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с неблагополучными семьями. Однако социальный патронаж, имеющий целью реабилитацию семьи и ребенка, а также оказание социальной поддержки семьям для предотвращения семейного неблагополучия способствует сохранению кровной связи ребенка с семьями. В настоящее время по-прежнему особую озабоченность вызывает проблема сиротства, детской беспризорности, социального сиротства (отсутствие заботы со стороны родителей по отношению к детям), а защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает общегосударственные масштабы.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливаются льготы, которые обеспечивают реализацию прав данной категории на образование, медицинское обслуживание, на имущество, жилое помещение и т.д. .
Согласно п. 1. ст. 1 «Денежные средства на содержание подопечных детей» в соответствии с законом г. Москва «О порядке и размере денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой», опекунам каждый месяц производится выплата денежных средств на нужды детей по фактическим ценам города Москвы .
Система, обеспечивающая регуляцию социальной защиты детей-сирот, должна осуществляться в соответствии с законодательной государственной базой. Итогом системы реализации системы социальной защиты детства детей-сирот должно являться обеспечение определенного уровня жизни детей (психического и физического здоровья), безопасности (физической, экономической, социальной), и прав на самореализацию своих возможностей.
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также отражены в Семейном Кодексе РФ, который прописывает права детей на воспитание в семье, права на защиту здоровья, права на реализацию потребностей детей, прав на льготы, которые предусматриваются законом.
Политика в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации общепризнанными нормами, включающими общедоступное бесплатное общее образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на выбор сферы деятельности и профессиональной ориентации, права на государственную материальную поддержку, выплаты предусмотренных законодательством пособий; права на социальную адаптацию и реабилитацию и т.д.
Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также отдельными органами власти, политическими партиями, благотворительными фондами, общественными организациями, средствами массовой информации. Специальные службы социальной работы, такие, как приюты, детские дома, интернаты, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультативные и реабилитационные службы играют особую роль в вопросах социальной защиты детства .
Нередко дети, имеющие ограниченных в правах родителей, в силу объективных причин пополняют ряды беспризорников, у них развивается предрасположенность к антисоциальным действиям .
В соответствии с этим органам опеки и попечительства наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел принадлежит ведущая роль в выявлении и дальнейшем устройстве таких детей. Однако на практике данная категория детей попадает в поле зрения органов системы профилактике уже после совершения противоправных действий, административных нарушений.
Забота о детях-сиротах является заботой прежде всего государства, которое призвано обеспечить достойный уровень жизни каждому ребенку, защищать интересы и права детей, подбирать достойных опекунов для детей и осуществлять последующий контроль семей, взявших под опеку или усыновивших детей .
В целях эффективного правового регулирования отношений применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, следует выделить особенности их правового статуса как субъектов права (объем свобод и социальных гарантий, выражаемый в нормах объективного права). Определяющим признаком ребенка в контексте правового статуса являются возрастные границы, детерминирующие психофизические особенности несовершеннолетних и специфику их правоспособности.
Таким образом, в настоящее время государством предпринимаются активные меры по интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в общество; действуют различные формы защиты детей-сирот, развиваются альтернативные формы семейного воспитания: опека и попечительство, усыновление, приемные семьи и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы