Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социальная работа

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальная реабилитация детей находящихся в социально опасном положении (на примере ГКУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «РОДНИК» города Охи Сахалинской области)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 5
1 Основные проблемы и особенности социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении 8
1.1 Законодательное обеспечение социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении 8
1.2 Методы и технологий социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении 13
2 Организация социального обслуживания детей, находящихся в социально опасном положении на примере ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города охи сахалинской области 30
2.1 Структура и функции ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города охи сахалинской области 30
2.2 Анализ деятельности ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города охи сахалинской области по социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении 37
3 Проект по совершенствованию деятельности центра ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города охи сахалинской области в вопросах социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 75

  

Введение:

 

Актуальность темы настоящего исследования опирается на тот факт, что возрастающее с каждым годом в Российской Федерации количество специализированных учреждений (социальных приютов, центров поддержки семьи и детства, реабилитационных центров, специализированных интернатов, детских домов семейного типа и др.) для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стимулирует государство к поиску новых видов и форм дальнейшего воспитания и социализации детей, которые остались без попечения родителей.
Вместе с тем в России до сих пор недостаточно развита комплексная (межведомственная) система социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации индивидуализированных вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является междисциплинарной.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с семьями в трудах отечественных и зарубежных авторов М.Т. Авсиевич, Ю. Александровский, Е.В. Антиповой, Л.Г. Гусляковой, С.Н. Буровой, Ф.Е. Василюк, А.К. Водневой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, Е.Г. Студеновой, Е.И. Холостовой В.В.Чечет, Т.В. Шеляг, Т.И. Шульга, О.А. Янчук и др.
Основное направление в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции государственной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника (педагога).
Цель настоящего исследования – изучение особенностей социальной реабилитации детей находящихся в социально опасном положении на базе ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города Охи Сахалинской области.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— исследовать законодательное обеспечение социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении;
— изучить методы и технологий социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении;
— рассмотреть структуру и функции ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города Охи Сахалинской области;
— провести анализ деятельности ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города Охи Сахалинской области по социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении;
— по результатам анализа разработать проект по совершенствованию деятельности центра ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города Охи Сахалинской области в вопросах социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.
Объектом исследования являются несовершеннолетние дети, находящимся в социально опасном положении.
Предметом – социально-педагогическая помощь несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении.
В качестве исходной информационной базы использовались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним.
Методы исследования: теоретический анализ педагогических, социологических, психологических литературных источников и нормативно-правовой документации; обобщение практики специалистов по оказанию социально-педагогической поддержки семьи и несовершеннолетнего; сбора информации; анкетирование; количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и материалы могут быть использованы в практической деятельности социальных педагогов, специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС), классных руководителей для повышения эффективности работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении – это широкий спектр форм и методов помощи, позволяет активизировать личностные ресурсы, ослабляет деструктивные тенденций, развивает жизненные навыки и умения, корректирует агрессивное и разрушительное поведение.
Работа по социально-педагогической реабилитации с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении осуществляется с использованием игротерапии, сказкотерапии, мастер-классов, тренингов, беседы, консультаций. На практике появляются проблемы в ходе создания и реализации реабилитационной программы, при работе с несовершеннолетними.
Изучив специализацию работников, пришли к выводу, что необходимо дополнительно подготавливать специалистов. Возникает проблема повышения квалификации кадров, разработка инновационной образовательной программы подготовки к работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении с девиантно-криминальным поведением и учебно-методический комплект к ней. Например, возможно реализовать такие дополнительные курсы для специалистов: педагог улицы; воспитатель-реабилитолог; мастер производственного обучения реабилитолог; учитель-реабилитолог. Занятия могут проходить в форме тренингов и будут направлены на изменение профессионального сознания педагогов. Исходя из анализа социально-педагогической реабилитации выделили проблемные зоны при работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Трудности возникают при составлении и реализации реабилитационной программы, а так дополнительной подготовки специалистов. Предлагая пути и способы решения проблем при проведении социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении мы основывались на анализе научной литературы и отчётов реабилитационных центров. Все перечисленные проблемы затрудняют проведение реабилитационной работы.
В процессе прохождения практики был проведен опрос в форме свободного интервью среди несовершеннолетних Центра. На момент проведения настоящего исследования в Учреждении проживало 18 детей, в возрасте от 3 до 17 лет. За время практики было опрошено 13 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Основной целью опроса стало выявление эффективности социальный контроля в рамках данного учреждения. Анкета состояла из 7-ми открытых и специальных вопросов. Анализ заполненных анкет показал, что участники исследования в полной мере удовлетворены условиями проживания в центре. Большинство опрошенных детей одобряют и способы установленного за ними контроля. Отвечая на вопрос № 7, где была возможность вносить свои предложения по усовершенствованию условий пребывания в Центре, дети разделились на две группы, первую всё устраивало в Центре, а вторая группа пожелала для себя «быстрого» Интернета.
Можно сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте от 7 до 17 лет высоко оценивают деятельность Центра, однако единогласно выражают желание вернуться в свою семью, что продемонстрировал ответ на вопрос № 6.
Полученные данные еще раз подтверждает важность функционирования подобных учреждений в России, ведь они дают шанс мечтам детей сбываться.
На основании проведенного в рамках второй главы работы исследования были выявлены два основных направления для возможного совершенствования деятельности ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» города Охи Сахалинской области в вопросах социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении:
Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни и правовое воспитание несовершеннолетних социально-реабилитационного центра.
Гармоничное вхождение воспитанников социально-реабилитационных центров в общество по окончании курса реабилитации напрямую зависит от знаний, умений и навыков по выстраиванию социальных отношений, которые они получили в центре, и от профессионального уровня социально-педагогической работы с выпускниками учреждений для данной категории детей.
Актуальным является осуществление преемственности не только в содержательной части подготовки воспитанников данных учреждений к самостоятельной жизнедеятельности, но и в передаче информации из одного учреждения в другое. Выбранные подходы к организации подготовки воспитанников социально-реабилитационных центров к самостоятельной жизни помогут педагогам и другим специалистам таких учреждений определить основные направления социально-педагогической работы с детьми, глубже понять специфику адаптации несовершеннолетних после выхода из реабилитационного центра.
Собранный материал поможет расширить спектр социальных услуг для данной категории детей, конкретизировать содержание социально-реабилитационного процесса, создать преемственность между всеми ведомственными учреждениями, способствующими успешному жизнеустройству выпускников детских учреждений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Социальная (социально-педагогическая) реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – одна из важнейших функций организаций системы социальной защиты населения, особенно специализирующихся на социальной помощи семье и детям /11/.
Требования к проведению организациями социального обслуживания социальной (социально-педагогической) реабилитации изложены в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. (с изменениями на 29 июня 2004 года) /2/.
В ст. 2 «Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в п.1 к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесены: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Согласно ст. 12 Федерального закона, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации /4/.
Принципиальное значение имеет ст. 7 закона «Сроки проведения индивидуальной профилактической работы».
В ней говорится, что индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проблемы социальной (социально-педагогической) реабилитации акцентированы в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» /11/.
Среди ключевых принципов Национальной стратегии – особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Среди мер, сформулированный в Национальной стратегии, выделяются и реабилитационные /7/:
— обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
— обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми;
— введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями;
— всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни;
— внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями; создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы