Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальная работа с детьми-инвалидами: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ 8
1.1 Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами 8
1.2 Этапы развития социальной работы с детьми – инвалидами в РФ 13
1.3 Зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ 22
2.1 Социально-правовой статус детей-инвалидов в Российской Федерации и за рубежом 22
2.2 Основные направления социально работы с детьми – инвалидами…………28
2.3 Инновации в социальной работе с детьми – инвалидами 32
ГЛАВА 3. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ (НА ПРИМЕРЕ ДМИТРОВСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ) 41
3.1 Характеристика деятельности организации 41
3.2.Анализ деятельности специалиста по социальной работе с детьми – инвалидами 46
3.3 Проблемы социальной работы с детьми – инвалидами 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Введение:
Актуальность темы исследования. Во все периоды исторического развития детская инвалидность являлась предметом пристального рассмотрения, однако, констатировались принципиально различные подходы к данному феномену и различные решения детской инвалидности как проблемы прежде всего социального характера. В частности, первоначальными подходами к оказанию помощи детям-инвалидам являлся изоляционный подход, который гарантировал отчуждение инвалида от общественной системы. То есть, таких детей воспитывали и обучали, но отдельно от системы. Для них строились специализированные учреждения. Однако сегодня помощь детям с инвалидностью строится на совершенно других принципах, а именно, ведущий из них – принцип интеграции. Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности направлена на то, чтобы они могли жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с другими всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональным навыкам. Социальный опыт для детей с инвалидностью, то есть их взаимодействие в системе общественых отношений подразумевает то, что в социуме к такому взаимодействию будут прикладываться специальные усилия, к примеру, какие-либо специализированные программные средства, меры по реабилитации, учреждения, где социализация будет максимально доступной. Однако, необходимо строго учитывать то, что разработка такого рода мероприятий должна производиться с учетом закономерностей, присущих к форме социальной реабилитации.
Детская инвалидность достаточно сильно ограничивает жизнедеятельность и чаще всего кругозор ребенка, тем самым позволяя ему дезадптироваться, при этом возможно присутствуют определенные наружения в развитии, в коммуникативной сфере, самоорганизационные трудности, трудности прикладного характера и вытекающая из этого профессиональная неопределенность.
Одной из основополагающих проблем ребенка с тем или инм видом инвалидности можно назвать нарушения непосредственно в коммуникативном аспекте. Кроме того, существуют двигательные трудности, ограниченность в восприятии природны, в икультурной идентификации. В образовании, в том числе. Представленная проблематика воспринимается современными исследователями как специфика и следствие именно особенностей здоровья ребенка, но, кроме того, к значимым позициям в данном контексте также относятся и само направление общественного сознания, которое сложилось на соременном этапе развити общества. То есть, прежде всего, имеется общественная ограниченность, отстранение инвалида от общества как такового. Чаще всего такая отстраненность выражается в недоступности окружающего пространства, в ограничении передвижений инвалида в связи с неадаптированностью окружающей среды, в частности же, именно городской среды.
В случае, когда государственная политика в отношении инвалидов придерживается ограничительного направления,получается некоторая изолированность ребенка-инвалида об системы общества в общем. Такие дети помещаются в созданные для них и их нужд социальные учреждения,где в целом производтся пассивный образ жизни по иждевенческой модели. И это нельзя назвать положительным моментом социальной работы с детьми-инвалидами.
Однако же, в сущности, задача государства состоит в том, чтобы у ребенка с инвалидностью был максимально комфортный уровень жизни. Для это необходимо учитывать особенне социальные потребности таких детей, предоставляя им льготы и определенные привелегии. При этом определенно точно важно создавать такие организации, которые бы могли уверенно преодалевать существующие общественные барьеры в социализации детей-инвалидов, способствующие более гармоничному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.
Проблема именно специфики социальной работы с детьми-инвалидами и инвалидами вообще на территории России заключается в ориентации на медицинские показатели инвалидности. Соответственно, любые реабилитационые действия и процессы считаются ценными тогда, когда также значимое внимание отводится учету социальной адаптации и психологической поддержки.
В соответствии с превалирующей на сегодняшнй день моделью работы с инвалидами – медицинской, можно говорить о том, что инвалидность начинает представляться как сложный порок человека как патологическая дисфункция, заболевание. То есть, таким образом детям с инвалидностью еще с детства внушают мысль об их беспомощности и неспособности к тому, чтобы жить полноценно. В соответствии с такими позиционированиями говорить об активной социальной жизни не приходится. И здесь рождается неравенство социальных статусов: «здоровый ребенок – нормальный, я – неполноценный». Отсюда же формируется безучастность, низкая конкурентоспособность. Вероятнее всего, как полагаем мы, медицинская модель важна с точки зрения этико-медицинского критерия, в том числе при разработке методических условий по работе с детьми с инвалидностью. К медицинскому аспекту можно отнести следующие средства: лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Таким образом, проблема данного исследования определяется в интеграции детей-инвалидов в современное общественное пространство.
Степень изученности темы исследования. В представленной нами дипломной работе теоретическими основами являются труды следующих исследователей: Н.Ф. Басов, А.Р. Ахмеева, В.И. Курбатов, И.М. Бобла, Н.М. Платонова, К.В. Михеева, С.Н. Белясов и другие.
Объект исследования: социальная работа с детьми-инвалидами в учреждении.
Предмет исследования: история развития и современное состояние социальной работы с детьми-инвалидами.
Цель исследования: выявить исторические и современные особенности социальной работы с детьми-инвалидами.
Исходя из поставленной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть этапы развития социальной работы с детьми- инвалидами в Российской Федерации.
— изучить зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами.
-рассмотреть социально-правовой статус детей-инвалидов в Российской Федерации и за рубежом.
— изучить основные направления и инновации социальной работы с детьми-инвалидами;
— проанализировать деятельности специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами;
-изучить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Методы исследования: опрос методом интервью.
Методологическая основа исследования. В данном исследовании были использованы следующие общенаучные (теоретические) методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Практические методы исследования: сущностный метод, метод формализации, метод исторического обозрения, метод систематизации.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования ориентирована на совершенствование форм и методов социальной работы с детьми-инвалидами в современных специализированных и общеобразовательных учреждениях благодаря историческим особенностям социальной работы с детьми-инвалидами.
Практическая значимость заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение ряда проблем, существующих сегодня в социальной работе с детьми-инвалидами на основании выявленных исторических и современных особенностей социальной работы. Это необходимо для повышения эффективности данной работы.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
В процессе данного исследования были решены следующие задачи:
— изучены историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами;
— рассмотрены этапы развития социальной работы с детьми- инвалидами в Российской Федерации.
— изучен зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами.
-рассмотрен социально-правовой статус детей-инвалидов в Российской Федерации и за рубежом.
— изучены основные направления и инновации социальной работы с детьми-инвалидами;
— проанализирована деятельности специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами;
-изучены проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Нами было выделено три историко-теоретических подхода к оказанию помощи детям-инвалидам, которые характерны для всего мирового сообщества, но со своими специфическими особенностями. Помощь детям-инвалидам осуществлялась по линии изоляция-гиперопека-интеграция, и это представляется возможным оценивать как эволюционный процесс во взаимодействии с детьми, которые имеют особые социальные потребности, а современный подход к оказанию помощи детям-инвалидам является наиболее гуманным с этической и практико-жизненной точки зрения. Этапы развития социальной работы с детьми-инвалидами, которые были выделены нами в процессе теоретического исследования, позволили обратить внимание на плавность процессов и на соответствующий постепенный переход к конструктивному характеру с учетом индивидуальных потребностей детей-инвалидов. Тенденции, по которым происходит российское оформление системы социальной работы с детьми-инвалидами и американской работы, являются схожими. Это позволяет говорить о том, что характер развития системы социальной работы с детьми-инвалидами представляется как общемировой, ориентирующийся на индивидуальные потребности детей с особенностями физического или умственного развития, на гуманизацию в сфере социальной работы с детьми-инвалидами.
Социально-правовой статус детей-инвалидов имеет преимущественный характер, поскольку такие дети всесторонне обезопашиваются от возможных посягательств на их личность. В целом, получив статус «ребенка-инвалида» дети приобретают различные льготы, которые служат моральной компенсацией за те неудобства и лишения, с которыми вынужден сосуществовать каждый ребенок-инвалид. Направления социальной работы с детьми-инвалидами в настоящее время достаточно обширны, поскольку они качаются всей социальной сферы ребенка и его семьи.
Интеграция ребенка-инвалида в общество требует комплекса мер, которые позволят более безболезненно и более просто войти в социальную действительность, максимально не испытывая каких-либо трудностей, это и есть основа всех направлений социальной работы с детьми-инвалидами. Что инновации в социальной работе с детьми-инвалидами сегодня представляют собой передовые технологические приемы, которые ориентированы на более гармоничный и современный процесс интеграции детей-инвалидов в современное общество и его информационно-коммуникативное пространство.
У детей-инвалидов сегодня существует большое количество социально-правовых гарантий, однако все они разрознены по документам и нормативно-правовым актам, что не делает их целостными. Кроме того, направления социальной работы сегодня достаточно широкие, что дает возможность работать в разных направлениях, в том числе и в инновационных, то есть новаторских.
Инновации в социальной работе сегодня – это гарантия успешности социализации детей-инвалидов.
В процессе анализа Дмитровского детского дома-интерната было выявлено, что деятельность дома-интерната достаточно разнообразна и продуктивна, помощь детям-инвалидам осуществляется в различных направлениях традиционной работы. В 2019 году в детском доме-интернате живут, учатся и проходят реабилитацию 104 воспитанника с различными нарушениями опорно – двигательного аппарата. Работа специалиста по социальной работе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей-инвалидов и с учетом диагноза детей. Это является определяющим в работе специалиста, который осуществляет диагностику и определяет индивидуальные потребности ребенка-инвалида. В целом, работа направлена именно на индивидуальную дифференциацию.
В ходе анализа проблем в социальной работе нами было выявлено, что специалисты дома-интерната полагают, что работают вразброс, не осуществляя целевой деятельности в едином направлении. И сегодня это может, действительно, являться проблемой. Кроме того, проблема отсутствия инноваций – это проблема современного мира, который требует повышения информационных потоков у подрастающего поколения.
Процесс внедрения инновационных технологий в современной практике социальной работы является одним из ключевых, что определяет современность процесса и демонстрирует ориентацию на потребности детей-инвалидов.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ
1.1 Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами
Обучение и общая помощь детям с инвалидностью была актуальна во все времена. Первоначально детям-инвалидам оказывалась помощь при монастырях, в школах, в приютах, воспитательных домах. Дети с инвалидностью сегодня – это дети, у которых имеются физические или интеллектуальные нарушения и ограничения, мешающие вести активный образ жизни наравне с детьми, которые развиваются в норме.
Исследованием историографического аспекта взаимодействия с детьми-инвалидами достаточно активно занималась И.М. Бобла. Так, из данных исследований, которые были проведены этим автором, следует то, что предпосылки социальной помощи детям-инвалидам были замечены еще в IX-XIIIвеках и представлялись как благотворительные меры. Но такая помощь имела узконаправленный характер, поскольку предназначалась для детей, оставшихся сиротами, в то время как дети с современным определением понятия инвалидности, а в то время просто глухонемые, незрячие, слабоумные и так далее воспитывались в семьях, часто существуя на подаяния.
Интересно обратить внимание на то, что во второй половине XX века системный характер помощи детям-инвалидам не был сформулирован до конца. В последние же годы общественные организации в значительно большей мере стали уделять внимание именно этому направлению. В частности, активно открываются специальные приюты, школы для детей-инвалидов, училища. Но самым интересным является в современное время вопрос интеграции детей-инвалидов в общество детей, которые имеют нормативное физическое и умственное развитие. Однако, следует все же уделить внимание историческому аспекту оказания помощи детям-инвалидам, поскольку это даст понимание общей картины и тенденций, которые сформировались на сегодняшний момент.
Как полагал исследователь А.Д. Григорьев, наиболее весомую роль в помощи к детям со слепотой и плохим слухом оказывало Мариинское попечительство (имени императрицы Марии Александровны). Данное попечительство осуществляло свою деятельность непосредственно на территории Российской империи, начиная с 1881 года. Одной из наиболее выдающихся заслуг представленного учреждения можно назвать факт того, что именно его силами были описаны дети-инвалиды (в современном понимнии) со всей иимперии. В частности, переписывались слабовидящие и слепые. По количеству таких детей стало ясно, что масштабы проблемы обуславливают внедрение целенаправленных методов работы с ними. В соответствии с этим появились первые школы, приюты и даже училища для слабовидящих и слепых детей. Кроме того, печатные материалы для слепых, по методике Брайля, также стали популярным средством целенаправленной работы с детьми-инвалидами. Профориентационное направление в тот исторический период развития общества и взаимодействия общества с детьми-инвалидами явллось непосредственно значимым. Поэтому ему в процессе образования отводилась одна из преимущественных ролей.