Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 10
1.3. Характеристика социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 24
2. 1. Социально-педагогические условия адаптации детей с ОВЗ 24
2.2. Цель, задачи, методика эксперимента. Констатирующий эксперимент 32
2. 3. Разработка методических рекомендаций по успешной социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
Право на полное участие в жизни общества, на равенство возможностей, право на образование и социальную защиту — основные задачи людей с ограниченными возможностями здоровья в нынешнем обществе. По сравнению с иными людьми, дети с ОВЗ в большей степени имеют необходимость в обеспечении особой помощью для получения образования, интеграции в социальную сферу, формирования собственных способностей, повышения качества жизни.
Закон об образовании РФ предусматривает создание «необходимых условий для получения… качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,… а также социальному развитию этих лиц» (ст. 5 п. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.) (40, с.17).
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации не прекращается процесс модернизации и гуманизации специального образования, на базе коего лежит потребность социализации, адаптации и интеграции в социум детей с ОВЗ посредством развития механизмов, расширяющих его адаптационные возможности.
В связи с неминуемой сменой социальной обстановки ребенка с ОВЗ, перед преподавателями образовательных и реабилитационных учреждений, кроме образовательных задач, появляется несколько задач по развитию жизненных (социальных и бытовых) компетенций ребенка.
Изучению достигнутого уровня социальной адаптации для ребенка с ОВЗ посвящена эта работа.
Актуальность проблемы определения степени сформированности социализации обусловлена неудовлетворительным уровнем интеграции в социум ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования в этой работе считается процесс социальной адаптации ребенка с ОВЗ.
Предметом исследования в этой работе являются здоровьесберегающие, бытовые, социальные, коммуникативные и личностные компетенции ребенка с ОВЗ.
Целью работы считается как выявление отличительных черт сформированности социальной адаптации ребенка с ОВЗ, так и условия, нужные для развития навыков социализации ребенка с ОВЗ в обществе и организациях образовательного и реабилитационного характера.
Исходя из предмета и объекта исследования, с целью достижения установленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ социальной адаптации.
2. Исследование отличительных черт уровня сформированности социализации ребенка с ОВЗ.
4. Определение условий, требуемых для развития эффективной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
5. Разработка методических рекомендаций и мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности социальной адаптации ребенка с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Библиографический: исследование имеющихся в научной литературе сведений по социальной адаптации.
2. Изучение уровня сформированности навыков социализации, необходимых детям с ОВЗ при социальной адаптации к условиям реабилитационного центра.
3. Психодиагностический с целью выявления актуального уровня сформированности навыков социализации у ребенка с ОВЗ.
Практическая значимость данного исследования состоит втом, что результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, будут интересны и практически значимы как для социальных педагогов, так и для работников общеобразовательных и реабилитационных учреждений, что поможет им в организации более легкой, для детей, социализации в обществе и к условиям общеобразовательных и реабилитационных учреждений.
Эмпирическая база исследования. Было обследовано 14 детей в возрасте от 10 вплоть до 14 лет с ОВЗ. Исследование велось на базе Курганского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. г. Курган
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 46 источников, приложений.
Заключение:
Целью данной работы было как выявление отличительных черт сформированности социальной адаптации ребенка с ОВЗ, так и условия, нужные для развития навыков социализации ребенка с ОВЗ в обществе и организациях образовательного и реабилитационного характера.
Исходя из предмета и объекта исследования, для достижения установленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ социальной адаптации.
2. Исследование отличительных черт уровня сформированности социализации ребенка с ОВЗ.
4. Определение условий, требуемых для развития эффективной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
5. Разработка методических рекомендаций, направленных на повышение уровня сформированности социальной адаптации ребенка с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Результатом данной дипломной работы является выполнение всех поставленных задач.
На сегодняшний день, каждый десятый индивид на нашей планете, имеет те либо другие физические, психические, сенсорные недостатки. Несмотря на, предпринимаемые усилия государством и развитию медицинских технологий, число людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) постоянно увеличивается. В основном это дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Из-за собственных заболеваний подобные дети никак не могут осуществлять активный образ жизни, ровесники, в основном, избегают общения с ними. Происходит ситуация рассогласованности между потребностью реализации стандартной жизнедеятельности детей и неосуществимостью её полной реализации. Результатом этого, является задержка развития социальных и коммуникативных способностей, создается ошибочное представление о находящемся вокруг обществе у детей с ОВЗ.
Говоря об социально-педагогических особенностях ребенка с ОВЗ, необходимо выделить, что организация образовательного процесса это не только лишь формирование технических условий, программ обучения и допуска ребенка с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и конкретная особенность учебно-воспитательного процесса, который обязан выстраиваться с учетом психофизических способностей обучающихся.
Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них особой коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей соответственные требование и равные с обычными детьми способности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, развитие и обучение, коррекцию нарушений формирования, социальную адаптацию.
Социальная поддержка в обстоятельствах реабилитационного центра неосуществима в отсутствии надлежащей педагогической поддержки.
Под педагогической поддержкой подразумевается работа профессионального социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи ребятам в решении их личных проблем, сопряженных с физиологическим и психологическим самочувствием, общением, эффективным продвижением в обучении и, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности удерживается позитивная предопределенность, а кроме того желание к самодостаточности, самодвижению.
Организация персональной и коллективный формирующей работы социального педагога с ребенком ориентирована на увеличение степени их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой концепции отношений. Главной конфигурацией её выполнения считаются разнообразные игры. В упражнениях у обучающихся создается внутренняя позиция ученика, стабильная самооценка.
Таким образом, можно рассматривать педагогические условия как один из компонентов преподавательской концепции, отображающий комплекс способностей образовательной и материально-пространственной среды, действующих на индивидуальный и процессуальный аспекты этой концепции и которые обеспечивают ее результативное функционирование и формирование.
Основными механизмами свершения цели — формирования специальных условий для формирования и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их ровесников станут: планирование индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ.
В рамках организации индивидуально направленной помощи ребятам с ОВЗ специалистами социально-преподавательского сопровождения разрабатываются рекомендации и мероприятия, с включением деятельности, направленной на социализацию детей с ОВЗ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогической литературе
Термин «социальная адаптация» считается междисциплинарным.
В психологии в слово «адаптация» определяют, как перестройку психологических процессов личности под объективным влиянием находящейся вокруг среды, и умение личности приспосабливаться к переменам среды в отсутствии дискомфорта и конфликта с средой. [32].
При этом, в отличии от животных, личность человека преодолевает проблемы и формирует у себя некоторые новые индивидуальные качества.
Даже в рамках эмоционального подхода, различные ученые придерживаются различных представлений на понимание адаптационных механизмов. Так, представители социологического подхода делают акцент на то, что человек, с целью эффективной социальной адаптации, обязан быть готов к конкретной деятельности, которая определена сформировавшейся ситуацией.
Так, Ш.А. Надирашвили тесно объединяет представление «социальная адаптация» с определением «установка» как требуемого опосредующего звена между действиями внешней среды и психологической деятельностью человека, равно как стремление к определённой деятельности, что в собственную очередь определена потребностью субъекта и надлежащей объективной обстановкой. [27] То есть личность обязана овладеть некоторыми нормами и ценностями общества и вступить в новую общественную роль. Представители этого подхода полагают, что приспособительные механизмы обязаны носить творческий вид, помимо этого, они применяют определения «социализация» и «адаптация» равно как синонимичные и взаимозаменяемые. [11]
В ином направлении адаптация человека рассматривается равно как выход из ситуации стресса и преодоление напряженности.
Можно отметить, что условно в работах российских ученых намечены 2 варианта представления социальной адаптации и её сути. В соответствии с первым направлением адаптация базируется на концепции развития и физиологических механизмах, физическое состояние, что совершается при адаптации, сопряжено с тем, что у человека меняется обычный порядок существования, совершаются кризисы в жизни. [31]
На социальную природу действий адаптации указывала Е. О. Смирнова, она говорила о важной роли коллектива в приспособительных реакциях организма. [36] Подобного взгляда придерживались ученые Р. Айсина [2], В.А. Сластенин [35]. Они трудились над задачами профессиональной адаптации, однако считали её элементом единой общественно-эмоциональной адаптации.
С.В. Овдей кроме того ориентирует на общественную природу адаптации, однако кроме того предусматривает, что организм стремится к сохранению физиологии, по этой причине социальную адаптацию невозможно анализировать равно как просто приспособление. [28]
Об социальной адаптации начинают заявлять, равно как о явлении, требующем целостности человека и общества, (работы Ф.Б Березина, Л.С.Выготского, М.И Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского). [5], [10], [13], [32]. В трудах данных авторов социальная адаптация рассматривается равно как целостность взаимодействия личности и социума. Чем энергичнее человек, тем стремительнее он познает общество и тем стремительнее у него формируются новые виды взаимодействия с окружением. Социальная сфера рассматривается равно как что-то статичное.
На сегодняшний день время в литературе слово «социальная адаптация» применяется в наиболее ограниченном и в наиболее широком подходах. В узком значении он нацелен только лишь на личностные реакции. Широкое представление термина содержит в себе физический, психологический и общественный аспекты. Характерные черты адаптационных действий личности определяются отличительными чертами нервной системы. В принципе, авторы свидетельствуют на то, что каждая деятельность гарантирует адаптируемость к меняющимся обстоятельствам среды в следствии адаптивного целесообразного поведения. [26]
Ряд создателей оценивают социальную адаптацию, равно как составляющую часть социализации, её начало (Ю.В. Ган, И.С. Кон, И.А. Милославова). Иная группа (В.Г. Бочарова, Т. Шибутани), подмечает, что между данными действиями отсутствует принципиальная разница. [26], [44]
Все данные точки зрения по-своему оправданы, так как социальная адаптация на самом деле процесс крайне непростой и неоднозначный.
В педагогике мы имеем немного отличную точку зрения, она обусловливается более практической тенденцией. Для преподавателей наиболее значимыми считаются формирование стратегии и выбор способов управления действиями приспособления. В преподавательском аспекте также отсутствует однозначное мнение на эту проблематику. Такого рода автор, как Н.М. Аксарина, говорит, что в социальной адаптации ребенка немаловажную значимость играют как физиологические характерные черты, психотип личности, так и практика ребенка, его связь со старшими. Она определяет закономерность: чем более опыта общения, тем проще дети устанавливают связь и приспосабливаются к условиям. При этом создается динамичный стереотип взаимодействия. Сильные и уравновешенные личности стремительнее проходят процесс приспособления, нежели слабые. [1]
Такие создатели, как Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочеткова, Д.В. Сергеева, акцентировали внимание в собственных работах потребность благоприятного и позитивного общения детей со взрослыми, выступающим в качестве «передатчика» социального опыта. [30]
Исследователи фиксируют, что более благополучно ребенок формируется и социализируется в разных типах работы, по этой причине их оценивают как основу с целью эффективной общественной адаптации.
В педагогике кроме того зачастую происходит взаимозамена определений «социализация» и «адаптация», зачастую они применяются как синонимичные. Однако «социализация» -это наиболее поздний временной термин, означающий ещё и саморазвитие, и совершенствование персоны. Адаптация — это система социализации. Преподаватели также оценивают процесс приспособления как двусторонний. В соответствии с этим, человек подвергается влиянию среды, однако и сама также оказывает на нее модифицирующее влияние. Так, сопоставляя определения «социальная адаптация» и «социальная активность», свидетельствуют, что значительная общественная активность считается задатком хорошей адаптации. При этом человек обретает определенную общественную обязанность, поскольку вынужден координировать собственные интересы и интересы общества. Социальная адаптация и социальная ответственность осуществляют функции ориентации, коммуникации, регуляции, обучения. Автор акцентирует 3 стадии адаптации. На первой человек усваивает нормы коллектива, в коем социализируется. На 2-ой совершается развитие мотивации и подобных личностных образований, как совесть, честь, долг. На третьей стадии появляются идеалы и ценности. [19]
Особого внимания в понимание термина «социальная адаптация» заслуживают работы А.В. Петровского. Он подмечал, что человек, вступая в общественную среду, которая характеризуется устойчивостью, проходит соответствующее периоды развития:
-адаптацию,
-индивидуализацию,
-интеграцию.
В ходе социальной адаптации человек направлен на те нормы, умения, навыки, какими обладают все без исключения члены категории. До тех пор пока человек никак не освоил данные ценности, он никак не способен проявить собственную индивидуальность.
На 2-ой ступени индивид уже обладает необходимым числом освоенных общепризнанных мерок, и у него появляется необходимость выделится, показать неповторимость.
На третьей ступени у личности появляются противоречия. С одной стороны, она нацелена на то для того чтобы быть как все, с иной — ощущает потребность, для того чтобы члены группы утвердили её индивидуальность.
А.В. Петровский говорит, что подобные процессы свойственны для раннего детства и юности. С иной стороны, он говорит также на то, что имеется понятие «неадаптивности». Оно состоит в том, что некоторые «болезненные» движения никак не всегда считаются проявлением проблем, а имеют все шансы быть связаны с формированием человека, его индивидуальным ростом. При неадаптивности возникают противоречия между целью активности индивида и итогами её работы. В следствии этого, с целью преодоления противоречия, личность обязана совершенствоваться. [32]
Э.Эриксон выставлял концептуальный аспект на вопрос адаптации. Он полагал, что социум и человек пребывают в непрерывном процессе взаимной адаптации. Он описывает процесс приспособления согласно такой формуле: появление противоречия-тревога-реакции индивида и среды, нацеленные на защиту-гармония либо вход в разногласие. Из числа трудов психоаналитического направления необходимо отметить смысловой подход Э. Эриксона, выдвинувшего состояние о обоюдном постоянном приспособлении индивида и общества. Процесс приспособления в его концепции описывается формулой: противоречие — тревога — защитные реакции индивида и среды — гармоническое равновесие либо разногласие. [45]
Если подытожить всю данную информацию, можно сделать соответствующее выводы. Социальная адаптация предполагает собою непростой и комплексный процесс, который базируется на физиологических особенностях организма, его личностных свойствах, практическом опыте. Все без исключения разновидности адаптации (бытовая, профессиональная и др.) в этой либо другой мере взаимосвязаны между собою. Адаптированной является личность, которая формируется в согласовании с собственным потенциалом и обладает эмоциональным резервом прочности и здоровья. И в этом выражается целостность взглядов и эмоционального и педагогического направлений.