Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социализация молодых инвалидов в образовательных учреждениях в Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Молодые инвалиды
как объект социальной работы
1.2
Нормативно-правовая база, обеспечивающая социальную адаптацию молодых инвалидов
1.3 Технологии и
проблемы социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях
ГЛАВА 2. ОПЫТ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОСКВЫ
2.2. Анализ
социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях города
Москвы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Постиндустриальное общество призывает
нас идти к успеху, развиваться, приобретая определенные статусные позиции.
Современный мир ориентирован в большей степени на успешных, властных и
самоуверенных личностей, однако в любом обществе есть те, кто выпадает из
заданных стандартов. И это связано не только с социальным расслоением общества
на богатых и бедных, так же это связано и с тем, что есть люди, которые требуют
к себе иного подхода, внимания и заботы.
Эти люди – инвалиды. Их жизнь весьма
ограничена во всех сферах жизнедеятельности, такое мнение и стереотипы бытуют в
обществе уже много лет, но многие стремятся к тому, чтобы сломать данные
представления. Конечно, таких примеров, к сожалению, не так уж и много. Большая
часть инвалидов вынуждены подтверждать данные стереотипы о том, что у них
возникают многочисленные трудности при получении высшего образования или
невозможность его получения, трудоустроиться, занять руководящие должности,
быть активным, создавать семьи.
В современном обществе в условиях соблюдения
принципа толерантности и гуманности инклюзивность является важным компонентом в
системе образования. Ее целью является создание без барьерной среды в
профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Естественно,
для создания оптимальных условий работы с детьми-инвалидами и молодыми
инвалидами разработаны специализированные программы, а также подготовлены
технически оснащенные учебные аудитории. Все специальные (коррекционные)
образовательные учреждения оборудованы такими средствами, однако, не во всех
организациях образования существуют условия для работы с такими учащимися.
Социальная
проблема данной работы заключается в состоянии сегодняшней
сферы образования относительно возможности качественной и результативной работы
с молодыми инвалидами их социализации и адаптации в современном обществе как
индивидуальности.
Объектом
данной работы выступают вопросовсоциализации молодых инвалидов.
Предмет
исследования: социализация молодых инвалидовв
образовательные учреждения города Москвы.
Исследовательская
проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом происходит
социализация молодых инвалидов в образовательных учреждениях.
Гипотеза
исследования
заключается в: процесс социализации молодых инвалидов в условиях
образовательного учреждения будет успешнее, если:
1. будут созданы педагогические
условия для социализации;
2. работу по социализации и
интеграции в общество строить с учетом
психологических особенностей молодых
инвалидов;
3. использовать специально
подобранные методы и приемы для формирования успешной личности молодого
инвалида.
Целью
работы является анализ процессов и методик социализации молодых инвалидов в
образовательных учреждениях города Москвы.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы
социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях
— проанализировать нормативно-правовому
базу, обеспечивающую социальную адаптацию молодых инвалидов
— рассмотреть технологии и проблемы
социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях
— провести анализ социальной
адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях Москвы
— сформировать программу по улучшению
социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях Москвы
Теоретической
и методологической основой работы являются положения теории,
научные труды ученых, законодательные и нормативные акты РФ.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации могут
быть использованы в программах по социализации инвалидов в образовательных
учреждениях города Москва.
Теме социализации инвалидов посвящены
работы многих авторов. Понятие социализации достаточно полно раскрывает доктор
социологических наук Шпак Л. Л. Она выделяет несколько подходов к данному
определению, описывает понятие социализации и социальной адаптации. В статье
предлагается социологическое понимание социализации как инструмента воздействия
на кризисные условия сосуществования людей.
Хромова, З. В. в статье «Социализация
молодых людей с проблемами интеллектуального развития» отражает опыт
подростково-молодежного клуба, одним из главных направлений деятельности
которого стала работа с детьми, подростками и молодежью с ограниченными
возможностями. Речь идет о социальной адаптации молодых людей с интеллектуальными
проблемами и помощи их семьям в системе досуговой деятельности, которая при
определенных условиях становится источником информального образования для всех
ее участников. Дрокина К.Е. в статье «Проблемы социализации молодых инвалидов»
рассматривает процесс социализации молодых инвалидов. В работе указаны
проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями и
с которыми приходится работать педагогам. В результате анализа проблем молодых
инвалидов в процессе их социализации автором были определены новые направления
технологий и механизмов для ее успешного обеспечения. Важное место в изучении
проблем инклюзии личности в общественные отношения занимают работы таких
отечественных исследователей и практиков, как Л. Выготский, А. Макаренко, В.
Сухомлинский, идеи которых о связи между социальной активностью, социальным
окружением и индивидуальным психофизическим развитием человека заложили
методологические основы социально-образовательной интеграции людей с
физическими и умственными недостатками.
Исследование ряда аспектов процесса
социализации молодых инвалидов в русле традиционного
адаптационно-реабилитационного подхода к данной проблеме продолжилось такими
авторами, как О. Герасименко, Р. Дименштейн, Н. Малофеев, Л. Шипицына и др.
В рамках написания работы
использованы методы: диалектический и наблюдений, анализа и синтеза,
сравнительный анализ, системного подхода, социологический метод. Новизна данной
работы заключается в том, что в ней рассматриваются основные направления и
недостатки существующие в настоящее время системы социализации с молодых инвалидов
в образовательных учреждениях, позволяющие оценить их эффективность и
результативность. Практическая значимость данной работы выражается в
возможности использования информации, полученной в рамках проводимого
исследования, в работе с проблемами и барьерами в процессе социализации
представленной категории людей.
Структура выпускной квалификационной
работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемых
источников и приложения.
(В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСТАВИТЬ)В ведении
обоснована актуальность выбранной темы, определенны цели и задачи, а также
объект исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы
поставленных вопросов и задач, изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая
социальную адаптацию молодых инвалидов, а также технологии и проблемы
социальной адаптации молодых инвалидов.
Во второй главе проведен анализ и
оценка социальной адаптации молодых инвалидов в образовательных учреждениях
Москвы, предложена программа по улучшению социальной адаптации молодых
инвалидов в образовательных учреждениях. В заключении обобщены выводы,
сделанные в ходе написания данной работы в рамках проведенного исследования.
Заключение:
Таким образом,
социальная работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья – это одно из
сложных задач Российской социальной политики[25]. Она не может решить проблему
ограниченности физического здоровья, но она может облегчить социальное,
социально-культурное, психологическое и педагогическое здоровье человека с
особыми потребностями.
Важный фактор социализации личности
молодых людей с проблемами физического здоровья, является обучение в
образовательных учреждениях. В данной среде общение межличностного характера
возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-либо учебной
дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Необходимость развития инклюзивного
образования заложена в общегосударственном проекте «Наша новая школа»,
основанном в соответствующей части на более раннем проекте 1992 года
«Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Имеется в виду их
интеграция в полноценную общественную и социально-культурную жизнь. С учетом
вышесказанного учебные заведения г. Москвы и России в общем объективно вовлекаются
в процесс формирования инклюзивного образования[27].
Отношение студентов и преподавателей к
социализации инвалидов в условиях образования зависит от того, как определяется
инвалидность, от индивидуальных качеств и опыта студентов и преподавателей,
политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Молодые инвалиды как объект социальной работы
Инвалидность
— это социальное явление, от которого ни одно общество в мире не может скрыться
[2]. Тем не менее, число людей с ограниченными возможностями растет в среднем
на 10% каждый год. По данным экспертов ООН, люди с ограниченными возможностями
составляют в среднем 10% населения, а около 25% населения страдают хроническими
заболеваниями.
1.1 Молодые инвалиды как объект социальной работы
Инвалидность
— это социальное явление, от которого ни одно общество в мире не может скрыться
[2]. Тем не менее, число людей с ограниченными возможностями растет в среднем
на 10% каждый год. По данным экспертов ООН, люди с ограниченными возможностями
составляют в среднем 10% населения, а около 25% населения страдают хроническими
заболеваниями.
— это социальное явление, от которого ни одно общество в мире не может скрыться
[2]. Тем не менее, число людей с ограниченными возможностями растет в среднем
на 10% каждый год. По данным экспертов ООН, люди с ограниченными возможностями
составляют в среднем 10% населения, а около 25% населения страдают хроническими
заболеваниями.
В Российской Федерации 13 миллионов
человек с ограниченными возможностями и их число продолжает расти. Некоторые из
них являются инвалидами с детства, некоторые-инвалидами из-за болезней и травм,
но все они имеют те же права и лица, что и другие граждане.
Согласно федеральному закону от 24
ноября 1995 года № 183 (с поправками от 19.12.2016 г.) «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», инвалидом признается человек с постоянным нарушением
физических функций, вызванным плохим здоровьем и болезнями, последствиями
травм, которые приводят к ограничению деятельности и определяют необходимость
социальной защиты [6].
Основными симптомами инвалидности
являются полная или частичная потеря способности человека самостоятельно двигаться,
перемещаться, общаться, контролировать свою работу, учиться и работать.
Наиболее важными факторами повышения уровня
инвалидности являются степень экономического и социального развития в регионе,
что способствует улучшению качества жизни и будущего населения, заболеваемости,
качества медицинских учреждений и объективности обследования, оказания медицинской
помощи.
Результаты социальных опросов показывают, что
основными причинами получения инвалидности являются условия окружающей среды
(экология), промышленные и бытовые травмы, дорожно-транспортные происшествия,
природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и другие причины.
Инвалидность как проблема
человеческой деятельности имеет некоторые основные элементы: юридические,
социально-экологические, психологические, социально-идеологические,
производственные, экономические, анатомические и функциональные пути [11].
В современной теории и практике
российской социальной службы недостаточно внимания уделяется молодым инвалидам.
До сих пор правовой и социальный статус молодых инвалидов не был признан, не
изучены проблемы, права, не разработаны эффективные способы, формы, и
технологии приема, реабилитации и интеграции в российское сообщество.
Главными критериями при установлении
социальной группы являются пол, возраст, состояние здоровья, характер,
содержание и условия труда, материальное и социально-политической безопасности
и т. д. Эти критерии означают, что в России существуют различные группы
граждан, такие как дети, взрослые и пожилые люди, инвалиды, студенты и т. д.
При отборе группы молодых инвалидов в
социальной структуре современного российского общества авторы чаще всего
используют традиционные критерии, такие как возраст.
Постановление Правительства
Российской Федерации «О государственной молодежной политике Российской Федерации
о принципах до 2025 года», что в данную группу входят постоянные резиденты
Российской Федерации или проживающие за рубежом граждане в возрасте 14-35 лет в
соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Возраст в качестве критерия для
выбора конкретной группы не дает возможность различить две подгруппы: группу
подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 18 лет и молодых
инвалидов в возрасте от 18 до 35. На протяжении многих лет установление возрастных
ограничений до 18. лет связано с тем, что по российскому законодательству инвалиды
до 18 лет имеют статус «дети-инвалиды». Возрастной предел для молодых инвалидов
30-35 лет определяется содержанием государственного документа Российской
Федерации.
Особым критерием отбора молодежных
групп с ограниченными возможностями является состояние подростков с
ограниченными возможностями, обусловленное различными заболеваниями
сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем,
опорно-двигательными, обменными или сенсорными расстройствами, а также
психическими расстройствами.
Перечень хронических заболеваний,
отвечающих критериям инвалидности, динамичен, постоянно адаптируется и
уточняется. Виды заболеваний, их различные сочетания, тяжесть и серьезность
воздействия на функции организма, выделяют группу молодых инвалидов с
ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время молодые инвалиды могут иметь
инвалидность I, II или III группы, некоторые из них устанавливаются на
постоянной основе. При этом групповая инвалидность, по мнению авторов, также
является одним из критериев для каждой подгруппы в группе инвалидности[8].
Еще одним важным критерием отбора для
группы молодых инвалидов является размер их материального обеспечения. Первый
получатель государственного пособия в виде пенсии, размер которой зависит от
группы и вида пенсии (страхование по инвалидности, государственная пенсия по
инвалидности или социальная пенсия по инвалидности). Молодые инвалиды имеют
право на ежемесячную денежную выплату, пособия и льготы. Так же имеют право на
определенные бесплатные социальные льготы в пределах, установленных
государством.
Вторым критерием отбора для группы молодых
инвалидов является наличие представителей прав и свобод человека, а также
особых потребностей, удовлетворение которых является необходимым условием его
нормального функционирования и активной жизнедеятельности. Это подчеркивается в
Конвенции ООН о правах инвалидов, которая направлена на поощрение, защиту и
обеспечение полного и равного использования всеми инвалидами прав человека и
основных свобод, а также на поощрение уважения их неотъемлемых прав[3].
По мнению различных экспертов, у всех
молодых людей с ограниченными возможностями также есть своего рода социальный
портрет, который может быть посылкой на их выделение как отдельной социальной
группы.
Стоит так же отметить, что в
российском обществе у молодых инвалидов более низкий уровень образования, чем у
схожей категории граждан в других странах, а также по сравнению с гражданами,
не имеющими инвалидности.
Социальные и демографические
характеристики молодых инвалидов, а также критерии идентификации как особой
социальной группы позволяют авторам убедительно идентифицировать их как объект для
современной социальной работы. Это в соответствии со стратегией Государственной
политики для людей с ограниченными возможностями, в том числе молодежи, и
тактика их социальной поддержки в регионах.
Современная социальная работа столь
же разнообразна в своих субъектах, как и в объектах со сходными
социально-демографическими особенностями и проблемами. Все молодые инвалиды
имеют одинаковые характеристики и потребности, особенно по отношению к их
возрасту. Это включает в себя необходимость общения со здоровыми сверстниками и
друг с другом, поиска и работы, разработки информационных и коммуникационных
технологий и их применения в повседневной жизни.
Личные проблемы людей с ограниченными
возможностями зависят от возраста, от семьи, друзей, и т. д., времени и наличие
средств. Следует отметить, что юридический аспект касается обеспечения прав,
свобод и обязанностей людей с ограниченными возможностями. Основное содержание
законодательства о инвалидах состоит из трех основных положений[1].
Во-первых, люди с ограниченными
возможностями определенные условия, образование, транспорт и частное жилье, и
т. д. он имеет особые права под Ил.
Второе важное положение касается
жизни, статус инвалидов и т. д. право на активное участие во всех
соответствующих процессах принятия решений.
Третье предложение провозглашает
создание специализированных государственных служб: медико-социальной
компетентности и реабилитации. Их цель-создать относительно независимую систему
жизни для людей с ограниченными возможностями.
Социально-экологические аспекты
включают микро-социальную среду (семья, сотрудники, семьи, рабочего места и т.
д.) и макросреду (информационная среда, социальные группы, рынок труда и т. д.).
Психологический аспект отражает
личностную и психологическую ориентацию людей с ограниченными возможностями и
эмоциональное и психологическое восприятие инвалидности в обществе. Люди с
ограниченными возможностями считаются неполноценными и являются наименее
защищенной и уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами
физического состояния, вызванными заболеваниями, приводящими к инвалидности, а
также существующими сложностями, связанными с физической патологией и снижением
физической активности.
Кроме того, социальная
восприимчивость этих групп населения во многом связана с наличием
психологических факторов, определяющих их отношение к обществу и препятствующих
любому контакту с ним. Все это приводит к возникновению настроения и
расстройств, развитию депрессии и поведенческим изменениям.
Идеологический аспект общества
определяет содержание практической деятельности государственных учреждений и
формулировку национальной политики для инвалидов и инвалидов. В связи с этим мы
должны отказаться от основного взгляда на инвалидность как показатель здоровья
населения и рассматривать ее как показатель политической эффективности и
признать, что инвалидность находится во взаимодействии с компаниями.
Экономический аспект зависит прежде
всего от формирования производственной базы социальной защиты населения и
восстановления рынков товаров и услуг. Благодаря такому подходу, необходимо
стремиться к увеличению доли работающих людей с ограниченными возможностями,
которые могут выполнять профессиональную деятельности, которая в свою очередь
будет способствовать удовлетворению их потребностей и реабилитации, что
позволит содействовать их интеграции в общество.
Анатомический функциональный аспект
инвалидности включает в себя формирование социальной среды (в физическом и
психическом смысле) для выполнения реабилитационных программ и способствованию
развитию людей с инвалидностью. Ввиду современного понимания инвалидности
государство должно стремиться решить эту проблему не болезнью в организме
человека, а восстановлением социальных функций и ограниченной ролью свободы.