Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Социализация как основа социально-педагогической деятельности: анализ теории и практики (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические особенности изучения социализации личности как основы социально-педагогической деятельности 5
1.1. Сущность процесса социализации личности в трудах исследователей 5
1.2. Особенности процесса социализации 13
1.3. Социально-педагогические основы процесса социализации детей 17
Глава 2. Анализ социально-педагогической работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 21
2.1. Социально-педагогическая модель воспитательно-образовательной системы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 21
2.2. Направления работы по социализации обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 26
2.3. Анализ опыта работы социального педагога в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» по социализации воспитанников 33
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей социализации как основы социально-педагогической деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 41
3.1. Организация исследования уровня социализации воспитанников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 41
3.2. Анализ полученных результатов по уровню социализации воспитанников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 45
3.3. Рекомендации по социализации личности обучающихся 56
Выводы 63
Заключение 64
Список литературы 66

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Проблема личности является значимой и сложной в сфере психологии и занимает важное место в теориях и практиках отечественных и зарубежных психологов.
К пониманию развития личности существуют три подхода. Так, первый говорит о том, что личность является социальной сущностью формируется и развивается только под влиянием общества (социализация), второй предполагает, что личность объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир, третий – личность является активным участником деятельности. Другими словами, в психологии можно выделить три сферы, в которых происходит становление и развитие личности: деятельность, социализация и самосознание.
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных отношений.
Все это обуславливает выбор темы исследования «Социализация как основа социально-педагогической деятельности: анализ теории и практики».
Целью исследования выступает изучение теории и практики социально-педагогической деятельности по социализации детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Поставленная цель выдвигает следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы процесса социализации личности как направления социально-педагогической деятельности.
2. Проанализировать социально-педагогическую работу в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
3. Организовать экспериментальное исследование особенностей социализации как основы социально-педагогической деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Гипотеза исследования: предполагается, что успешный процесс социализации воспитанников школы-интерната требует соблюдения ряда условия:
— целенаправленная деятельность социального педагога по социализации обучающихся;
— учет социально-адаптационного уровня развития личности воспитанников;
— учет особенностей построения межличностных отношений, влияющих на социализацию воспитанников в школе-интернате.
Объектом исследования является процесс социализации личности.
Предметом исследования выступает организация социально-педагогической деятельности по формированию успешной социализации личности воспитанников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Теоретическая основа исследования. Изучением процесса развития личности, ее социального воспитания, на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование и тестирование)
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования представлена в расширении и уточнении представлений о работе социального педагога над социализацией личности воспитанников, обучающихся в школе-интернате. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для социального развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в ходе эмпирического анализа особенностей социализации личности подростков могут быть использованы социальными педагогами для работы с выявленными проблемами, а также студентами и учеными, занимающимися изучением данного вопроса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социализация ребенка – это очень сложный многогранный процесс, который полностью осуществляется как в результате конкретного целенаправленного воспитания, так и под активным влиянием стихийных факторов. Кроме того, современная средняя школа должна учитывать все особенности воспитательного воздействия окружающей детей, среды и способствовать полному установлению оптимальных конкретных взаимоотношений с социумом. Наиболее эффективной моделью взаимоотношений между школой и социальной средой является их полное взаимодействие.
В нашем понимании взаимодействие является интегрированной социально-педагогической системой, объединяющей взаимодействующие между собой структуры или процессы, составляющие единое целое и выполняют общую функцию, являются открытыми для любых внешних воздействий, различных факторов и обусловливают направления практической деятельности.
Понимание особого положения подростков в условиях интернатного учреждения обусловливает новые подходы к социальному воспитанию как к основному ресурсу их социализации. Под «социальным воспитанием» мы понимаем составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и осуществляемую в специально созданных воспитательных организациях, направленную на включение подростков, проживающих в интернатных учреждениях, в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум
Отметим, что эффективность социализирующего влияния современного общеобразовательного учебного учреждения является ярким результатом совокупности абсолютно всех сторон современной школьной жизни, а именно формальных и неформальных. Отметим, что последние включают существующую атмосферу школы, существующие межличностные отношения всех участников современного педагогического процесса, активные доминирующие символы, все стили педагогической деятельности, пути решения конфликтных ситуаций, проблем, кризисных ситуаций, организационную культуру и тому подобное
Целью деятельности социального педагога в школе-интернате является организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционный мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. Главный смысл комплексного сопровождения процесса ресоциализации в школе-интернате — устранение у детей недоразвитий предшествующих этапов жизни, ускоренного формирования недостаточно сформированных ранее психических процессов и раскрытия всех способностей детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические особенности изучения социализации личности как основы социально-педагогической деятельности

1.1. Сущность процесса социализации личности в трудах исследователей
Проблема социализации личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных психологов и философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к определению социализации.
Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений.
В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.
В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов [8].
Представители неофрейдизма особое значение придают «Эго» как основной «адаптирующей инстанции» в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования «Я». Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности.
Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию «Я-концепции» [11].
Л.С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л.С. Выготский утверждал, что природа личности социальна [13].
В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений, как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества [27].
Теории социализации объясняют процесс индивидуального развития человеческой личности в социальной среде с конкретными условиями жизни. Они показывают, что люди приобретают язык, знания, социальные навыки, нормы, ценности и обычаи, которые необходимы для участия и интеграции в группу или сообщество. Социализация представляет собой сочетание волевого соответствия и навязанных извне правил, опосредованных ожиданиями других людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы