Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Смертная казнь. Российский и зарубежный опыт.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Понятие, эволюция и цели применения смертной казни в уголовном праве
§ 1.
Происхождение и развитие смертной казни в отечественном и зарубежном уголовном
законодательстве
§ 2. Смертная
казнь как уголовно-правовое явление
§ 3. Смертная
казнь как средство достижения целей уголовного наказания
Глава 2.
Правовая регламентация применения смертной казни в действующем уголовном
законодательстве
§ 1.
Назначение смертной казни
§ 2.
Помилование осужденных к смертной казни
§ 3.
Исполнение смертной казни
Глава 3.
Перспективы смертной казни, как вида уголовного наказания в российском уголовном
праве
§ 1. Проблема
смертной казни в отечественной уголовно-правовой доктрине
§ 2.
Совершенствование правовой регламентации смертной казни как вида уголовного
наказания
Введение:
Актуальность
темы исследования состоит в том, что смертная казнь это
очень сложный социально-психологический феномен. Во всем мире смертная казнь
вызывает особое внимание и затрагивает довольно большой блок общественных
отношений, таких как: гуманитарных, религиозных, политических, нравственных и,
конечно же, юридических.
Сегодня в России правовой
институт смертной казни это довольно противоречивое явление. В Конституции
Российской Федерации[1] смертная казнь
определяется как исключительная мера наказания, которая носит временный
характер. С одной стороны Конституция РФ определяет права и свободы человека и
гражданина, а с другой стороны, отрицает провозглашенное и неотчуждаемое право
на жизнь.
Правовое положение
смертной казни полностью зависит от установлений не только конституционного, но
и международного права. В то же время, регулирование этого института в
Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ)[2] это проблема
законодательной техники и теории уголовного права. Сегодня в УК РФ
регламентация смертной казни ограничена, противоречива и в некоторой степени
неадекватна современному положению дел, что прямо указывает на необходимость
совершенствования законодательства в этой области. Пока уголовное
законодательство содержит в себе положение о смертной казни, регулирование
этого института должно быть полным и очень детальным. Будущая полная отмена
смертной казни или ее фактическое неприменение в сегодняшнее время не могут
оказывать влияния на этот законодательный процесс. Уголовное законодательство в
принципе не может содержать таких норм, которые могут породить неразрешимые
коллизии. По нашему мнению, такое положение в полной мере относится и к
институту смертной казни. Это и все перечисленное выше и определило выбор темы
работы и подтверждает ее актуальность.
Степень
научной разработанности темы исследования. В своих трудах
вопросы теории прав личности, состояние и перспективы развития и механизм
обеспечения прав человека рассматривали: С.В. Бахин, Ю.А. Дмитриев, М.Н.
Малеин, Л.Д. Воеводин и др. Отдельные аспекты проблемы смертной казни в своих
трудах рассматривали такие ученые как: А.В. Малько, В.Е. Квашиса, И.Л.
Петрухин, Р.А. Каламкарян и др.
Целью
исследования является анализ смертной казни как
исключительного правового явления и разработка предложений, которые направлены
на совершенствование норм Общей и Особенной частей УК РФ о применении смертной
казни.
В связи с поставленной
целью решению подлежат следующие задачи:
— рассмотреть происхождение и развитие смертной
казни в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве;
— исследовать смертную
казнь как уголовно-правовое явление;
— проанализировать
смертную казнь как средство достижения целей уголовного наказания;
— рассмотреть порядок
назначения смертной казни;
— проанализировать
помилование осужденных к смертной казни;
— исследовать проблемы исполнения
смертной казни;
— выявить проблемы
смертной казни в отечественной уголовно-правовой доктрине;
— рассмотреть вопросы
совершенствования правовой регламентации смертной казни как вида уголовного
наказания.
Объектом
исследования выступают общественные отношения по
поводу смертной казни как комплексного уголовно-правового института и меры
уголовного наказания.
Предметом
исследования являются юридические нормы о смертной
казни в российском законодательстве, состоящие из конституционного,
международного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного
законодательства по применению смертной казни.
Методологическую
основу исследования составили общенаучные методы познания,
такие как методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, системно
структурный метод, а также такие методы как: формально-логический и
логико-юридический и метод сравнительного правоведения.
Научная
новизна исследования заключается в том, что анализ смертной
казни проводится по действующему сегодня законодательству, учитывая все
последние изменения.
Практическая
значимость работы заключается в том, что ее положения и
предложения, данные по результатам проведенного анализа, могут быть учтены при
внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, а так
же могут быть использованы студентами Высших учебных заведений для изучения института
смертной казни.
Структура
выпускной работы обусловлена ее целью и задачами и состоит
из введения, трех глав объединенных восьмью параграфами, заключения и
библиографического списка.
[1]
Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 2014. № 3. Ст. 4398.
[2]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в
силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Заключение:
Глава 1. Понятие, эволюция и цели применения смертной казни в
уголовном праве
§ 1. Происхождение и развитие смертной казни в отечественном
и зарубежном уголовном законодательстве
Как способ наказания со
стороны государства смертная казнь свою историю берет еще с античных времен. В
то время способы такой казни прямо зависели от статуса человека, например, в
Греции в древние времена свободных людей полагалось сбрасывать со скалы,
удушать или отравлять ядом. В отношении рабов установили иные виды казни, их
могли топить либо забивать камнями. Был известен и такой вид смертной казни,
как распятие, хотя больше всего он был характерным для Древнего Рима. Особой
популярностью в Риме того времени пользовался такой вид казни как травля
хищными зверями, что как правило проходило на арене цирка. Как правило, для
такого вида казни использовали львов, хотя известны случаи травли медведями,
леопардами и крупными собаками.
В средние века самым
распространённым способом смертной казни было обезглавливание и сожжение,
однако после того как стало распространяться огнестрельное оружие его в
основном и стали применять для казни. Что касается гильотирования, то больше
всего оно было распространено во Франции, но применяли его и в Шотландии и
Ирландии в период XVI
– XVII
веков.
Был и такой способ казни
как сожжение. Следует отметить, что этот вид казни характерным был и для Руси,
когда сожжению подергали еретиков, с той разницей что старообрядцев сжигали не
на кострах, а в небольших деревянных срубах.
В России смертная казнь
как мера наказания упоминается в древних памятниках права, таких как Краткая
Русская Правда XI
века[1]. В летописях есть указание
о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. Известно, что в 1069 году
Изяслав казнил 70 человек в Киеве, который в то время был повержен. Так же
упоминается о случаях казней в 1071 и 1157 годах, за порицание веры и
причинение мятежа, и разделение в народе. Первым сводом законов на Руси,
которым определялась ответственность за преступления, была Русская Правда[2], которую разрабатывали с
1068 по 1072 годы. В данном законодательном акте имело место упоминание о
кровной мести «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын
брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».
Однако следует отметить, что все же основным наказанием являлись штрафы «Если
убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой,
или из Словении, то 40 гривен уплатить за него».
Довольно сурово в те
времена каралось воровство. Любому человеку было предоставлено право, на месте
кражи казнить вора. Не разрешалось лишать вора жизни днем, и если он был связан.
Однако если вор убил возле дома его собственника или если вор был, застигнут во
время кражи его имущества, то законом разрешалось убить его на месте, при этом
никаких ограничений не было. В Двинской Уставной грамоте 1397 года[3], смертная казнь была предусмотрена
за кражу, которая совершалась в третий раз. В Псковской Судной грамоте 1467
года разрешалось наказывать смертью тех, кто воровал из церкви, занимался
конокрадством или поджогом[4].
Нормы об уголовных
наказаниях и об их исполнении получили свое развитие во времена образования
Российского централизованного государства. Так, например, в Судебнике 1497 года[5] к числу преступлений,
которые карались смертью, добавили разбой, убийство и повторную кражу. С 1550 года
смертные приговоры стали выносить и в случае совершения первой кражи, в случае
если вор был пойман с поличным или признался в краже под пытками, а так же за
вторую кражу и повторное мошенничество, если виновное лицо в этом сознавалось.
А так же карали за ябедничество и супружескую измену[6].
В особенности жестокими
были наказания в XVI
веке, когда правил Иван Грозный. В качестве примера одной из казней, можно
привести попеременное обливание осужденного холодной водой и кипятком, так, к
примеру, был казнен Никита Фуников-Курпев. Тела же людей оставляли на
растерзание собакам. Иван Грозный очень любил экзотические казни. Одна из
любимых его казней это травля преступников собаками. Также его любимым видом
казни было сожжение. Приговоренное лицо садили в котел, наполняли его маслом,
вином или водой, закрепляли руки преступника во встроенные в котле кольца и
ставили этот котел на огонь, постепенно нагревая его до состояния кипения.
В истории известны
случаи, когда Иван Грозный сам лично убивал людей, включая и убийство своего
собственного сына. В конце своей жизни царь даровал прощение всем казненным и
пожертвовал для поминок большую сумму денег.
[1] Краткая Русская Правда. //
Электронный ресурс: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php
( дата доступа 27.04.2020).
[2] Русская Правда. // Электронный
ресурс: http://www.runivers.ru/lib/book7831/452082/
(Дата обращения 27.04.2020).
[3] Двинская уставная грамота 1397
года (документ утратил силу). // URL: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13622
(дата обращения 27.04.2020).
[4] Псковская судная грамота 1467 года
(документ утратил силу). // URL:
http://yakov.works/acts/15/2/pskov_cud_r.htm
(дата обращения 27.04.2020).
[5] Ростовцева Е.П., Федоров И.З.
Институт смертной казни в истории законодательства и практики уголовного
судопроизводства России. // В сборнике: Общество, государство, личность:
модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы ХVI
Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 2
частях. Под общей редакцией: Р.Ф. Степаненко, И.Г. Гараниной, А.В. Солдатовой.
2016. С. 281-285.
[6] Федерова А.Н. Смертная казнь в
истории России. // История государства и права. 2012. № 7. С. 35-38.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие, эволюция и цели применения смертной казни в
уголовном праве
§ 1. Происхождение и развитие смертной казни в отечественном
и зарубежном уголовном законодательстве
Как способ наказания со
стороны государства смертная казнь свою историю берет еще с античных времен. В
то время способы такой казни прямо зависели от статуса человека, например, в
Греции в древние времена свободных людей полагалось сбрасывать со скалы,
удушать или отравлять ядом. В отношении рабов установили иные виды казни, их
могли топить либо забивать камнями. Был известен и такой вид смертной казни,
как распятие, хотя больше всего он был характерным для Древнего Рима. Особой
популярностью в Риме того времени пользовался такой вид казни как травля
хищными зверями, что как правило проходило на арене цирка. Как правило, для
такого вида казни использовали львов, хотя известны случаи травли медведями,
леопардами и крупными собаками.
В средние века самым
распространённым способом смертной казни было обезглавливание и сожжение,
однако после того как стало распространяться огнестрельное оружие его в
основном и стали применять для казни. Что касается гильотирования, то больше
всего оно было распространено во Франции, но применяли его и в Шотландии и
Ирландии в период XVI
– XVII
веков.
Был и такой способ казни
как сожжение. Следует отметить, что этот вид казни характерным был и для Руси,
когда сожжению подергали еретиков, с той разницей что старообрядцев сжигали не
на кострах, а в небольших деревянных срубах.
В России смертная казнь
как мера наказания упоминается в древних памятниках права, таких как Краткая
Русская Правда XI
века[1]. В летописях есть указание
о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. Известно, что в 1069 году
Изяслав казнил 70 человек в Киеве, который в то время был повержен. Так же
упоминается о случаях казней в 1071 и 1157 годах, за порицание веры и
причинение мятежа, и разделение в народе. Первым сводом законов на Руси,
которым определялась ответственность за преступления, была Русская Правда[2], которую разрабатывали с
1068 по 1072 годы. В данном законодательном акте имело место упоминание о
кровной мести «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын
брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».
Однако следует отметить, что все же основным наказанием являлись штрафы «Если
убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой,
или из Словении, то 40 гривен уплатить за него».
Довольно сурово в те
времена каралось воровство. Любому человеку было предоставлено право, на месте
кражи казнить вора. Не разрешалось лишать вора жизни днем, и если он был связан.
Однако если вор убил возле дома его собственника или если вор был, застигнут во
время кражи его имущества, то законом разрешалось убить его на месте, при этом
никаких ограничений не было. В Двинской Уставной грамоте 1397 года[3], смертная казнь была предусмотрена
за кражу, которая совершалась в третий раз. В Псковской Судной грамоте 1467
года разрешалось наказывать смертью тех, кто воровал из церкви, занимался
конокрадством или поджогом[4].
Нормы об уголовных
наказаниях и об их исполнении получили свое развитие во времена образования
Российского централизованного государства. Так, например, в Судебнике 1497 года[5] к числу преступлений,
которые карались смертью, добавили разбой, убийство и повторную кражу. С 1550 года
смертные приговоры стали выносить и в случае совершения первой кражи, в случае
если вор был пойман с поличным или признался в краже под пытками, а так же за
вторую кражу и повторное мошенничество, если виновное лицо в этом сознавалось.
А так же карали за ябедничество и супружескую измену[6].
В особенности жестокими
были наказания в XVI
веке, когда правил Иван Грозный. В качестве примера одной из казней, можно
привести попеременное обливание осужденного холодной водой и кипятком, так, к
примеру, был казнен Никита Фуников-Курпев. Тела же людей оставляли на
растерзание собакам. Иван Грозный очень любил экзотические казни. Одна из
любимых его казней это травля преступников собаками. Также его любимым видом
казни было сожжение. Приговоренное лицо садили в котел, наполняли его маслом,
вином или водой, закрепляли руки преступника во встроенные в котле кольца и
ставили этот котел на огонь, постепенно нагревая его до состояния кипения.
В истории известны
случаи, когда Иван Грозный сам лично убивал людей, включая и убийство своего
собственного сына. В конце своей жизни царь даровал прощение всем казненным и
пожертвовал для поминок большую сумму денег.
[1] Краткая Русская Правда. //
Электронный ресурс: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php
( дата доступа 27.04.2020).
[2] Русская Правда. // Электронный
ресурс: http://www.runivers.ru/lib/book7831/452082/
(Дата обращения 27.04.2020).
[3] Двинская уставная грамота 1397
года (документ утратил силу). // URL: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13622
(дата обращения 27.04.2020).
[4] Псковская судная грамота 1467 года
(документ утратил силу). // URL:
http://yakov.works/acts/15/2/pskov_cud_r.htm
(дата обращения 27.04.2020).
[5] Ростовцева Е.П., Федоров И.З.
Институт смертной казни в истории законодательства и практики уголовного
судопроизводства России. // В сборнике: Общество, государство, личность:
модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы ХVI
Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 2
частях. Под общей редакцией: Р.Ф. Степаненко, И.Г. Гараниной, А.В. Солдатовой.
2016. С. 281-285.
[6] Федерова А.Н. Смертная казнь в
истории России. // История государства и права. 2012. № 7. С. 35-38.