Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сказкотерапия как метод коррекции личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Сказкотерапия как метод психологической работы 6
1.1 Сказкотерапия как метод научной рефлексии 6
1.2 Задачи и возможности сказкотерапии в работе с детьми 22
1.3 Сказкотерапевтические методы и жанры 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния сказкотерапии на развитие ребенка 32
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2 Разработка модели и программы развития детей младшего дошкольного возраста 37
2.3 Результаты апробации программы на основе метода сказкотерапии по коррекции личности 54
Вывод по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Введение:
Актуальность исследования. Первые сказки возникли еще в древние времена, представляя собой попытки объяснить непонятные людям феномены и события, происходящие в природе посредством мифов, за счет чего происходило одушевление сил природы. Однако возможности сказки в направлении психодиагностики, а также коррекции и развития разнообразных психологических процессов и явлений впервые были рассмотрены исследователями в начале XX веке.
Особая характеристика сказки, которая делает ее использование в психотерапии эффективным – это ее обращенность к подсознанию, к внутренним психическим закономерностям. С помощью сказки можно обойти барьеры рационального сознания взрослого человека, воздействуя сразу на его эмоциональные глубинные структуры. Подобная особенность сказки имеет большое значение и в работе с детьми, у которых эмоциональная составляющая психики преобладает над рациональной.
Исследование вопросов применения сказкотерапии для развития характеристик, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, так как, представляя собой активное, но не директивное воздействие, сказка в своих символах и поворотах сюжета содержит зашифрованными весьма значимые психологические характеристики, алгоритмы поведения, социально одобряемые установки, что содействует положительной социализации и развитию личности.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам применения сказкотерапии в работы с разными категориями людей посвящено достаточно большое количество научных работ. В развитие этого метода внесли огромный вклад работы известных психологов Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Б. Беттельхейма, К. Г. Юнга, Ш. Коппа, идеи Э. Фромма, Э. Гарднера, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, психотерапевтические сказки и идеи Е.Лисина, работы И. Вачкова, Н. Сакович, А. Осиповой, Н. Киселевой. Многими учеными, например, Гнездиловым А. В., Ткач Р. М., Федоровым Я. Р., Пшеничновой С. А. создаются авторские программы по сказкотерапии. Проблемой развития сказкотерапии как современного направления психокоррекции заняты многие современные исследователи: Е. В. Колчанова, Д. М. Кузьмин, Е. О. Матвеева, Н. С. Пивнева и др. Это указывает на довольно высокую степень разработанности данной научной проблемы, однако она не утрачивает своей перспективности и актуальности.
При анализе работ, посвященных сказкотерапии, можно заметить следующее противоречие: несмотря на то, что высокая эффективность сказкотерапии для детей доказана исследователями, однако некоторые категории детей остаются неохваченными данным направлением исследования. Так, большое количество работ посвящено работе с дошкольниками, однако работе с младшими школьниками уделено значительно меньше внимания с точки зрения сказкотерапии. Между тем, в младшем школьном возрасте возникает достаточно большое количество сложностей (высокая тревожность, низкая самооценка, недостаток учебной мотивации, сложности социализации и др.), которые связаны с началом обучения в школе. По-прежнему достаточно высокая образность мышления и большая значимость эмоционального компонента обуславливают высокую эффективность сказкотерапии для работы с младшими школьниками. Это и обусловило выбор направления для настоящего исследования.
Цель исследования: изучить специфику применения метода сказкотерапии в целях коррекции личности.
Объект исследования: метод сказкотерапии.
Предмет исследования: особенности применения метода сказкотерапии для коррекции личности младшего школьника.
Гипотеза: метод сказкотерапии является эффективным методом коррекции таких личностных характеристик младшего школьника, как самооценка и тревожность, на начальном этапе обучения в школе.
Теоретико-методологической основой исследования выступают исследования и практические разработки в области психокоррекции в целом и сказкотерапии в частности Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И. В. Вачкова, Э. Берна, А. В. Гнездилова, А. А. Осиповой, Д. В. Соколова, Р. М. Ткач, К. Г. Юнга и др.
Задачи исследования:
1. Теоретические:
1.1 Проанализировать особенности сказкотерапии как метода научной рефлексии;
1.2 Проанализировать задачи и потенциал сказкотерапии в работе с детьми;
1.3 Охарактеризовать основные сказкотерапевтические методы и жанры;
2. Практические:
2.1 Исследовать уровень развития самооценки и тревожности младших школьников на начальном этапе школьного обучения;
2.2 Разработать программу, основанную на методе сказкотерапии, направленную на коррекцию личности младших школьников;
2.3 Проанализировать эффективность предложенной программы коррекции личности с помощью метода сказкотерапии.
Методы и методики исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан), качественный и количественный анализ полученных данных, математические методы обработки данных.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста (обучающихся в первом классе) в возрасте 7-8 лет.
Этапы исследования:
1. Анализ научной литературы, формулировка проблемы, определение направлений исследования;
2. Выбор диагностических методик для проведения эмпирического исследования;
3. Реализация констатирующего этапа эмпирического исследования, анализ полученных данных;
4. Разработка и апробация программы коррекции личности младших школьников с помощью сказкотерапии;
5. Анализ эффективности предложенной программы с помощью повторного эмпирического исследования, анализ полученных данных.
Достоверность исследования: подтверждена с помощью математических методов обработки данных, а именно, вычисление t-критерия Стьюдента, которое подтвердило значимость и достоверность результатов, полученных в эмпирическом исследовании.
Теоретическая значимость: обзор и систематизация современных исследований в области сказкотерапии.
Практическая значимость: разработка практико-ориентированной программы коррекции личности младших школьников методом сказкотерапии.
Структура работы: данная работа содержит введение, две главы, в каждой из которых три параграфа, выводы по главам, заключение, список литературы, представленный 43 источниками.
Заключение:
Таким образом, сказкотерапия представляет собой один из эффективных методов психотерапии. Следует отметить, что сказка как метод воздействия на личность ребенка, известна очень давно, однако непосредственно в качестве психотерапевтического средства она начала применяться именно в начале XX века. Особенностью сказки, обуславливающей ее высокую эффективность в психотерапевтической практике, является ее высокая образность и эмоциональность. Соответственно, сказочный образ адресуется к глубинным, подсознательным структурам личности, минуя сознательные установки и запреты, работа происходит непосредственно с нарушенными характеристиками и свойствами.
Актуальность использования метода сказкотерапии в работе с детьми обусловлена тем, что для ребенка характерна высокая образность и эмоциональность психики. С помощью сказки до него можно донести то содержание, которое он пока не в силах осознать и понять с помощью рациональных приемов осмысления. Кроме того, также, как и у взрослых, сказочные образы воздействуют непосредственно на глубинные структуры личности и подсознания, стимулируя развитие позитивных преобразований личности в самых ее основах.
Такие особенности метода сказкотерапии позволяют предположить, что его использование будет эффективно в коррекции личности младших школьников. Так, на этапе начала школьного обучения, когда происходит становление самосознания ребенка, структурным компонентом которого является самооценка, школьник может сталкиваться формированием неадекватных представлений о себе, которые либо завышены, либо занижены. Данный факт был подтвержден проведенным нами констатирующим эмпирическим исследованием, в котором приняли участие 20 человек младшего школьного возраста в возрасте 6-7 лет. В результате исследования было установлено, что только у 35 % детей самооценка находится на среднем уровне, соответствующем адекватным представлениям о себе. Остальные дети показали либо высокий, либо низкий уровень самооценки.
В связи с этим нами была предложена программа коррекции самооценки младших школьников с помощью метода сказкотерапии, рассчитанная на 10 занятий. Целью данной программы стало формирование адекватной самооценки детей. В качестве основного метода стала сказкотерапия и разнообразные приемы работы со сказками. В ходе проведенных занятий дети научились воспринимать себя в позитивном свете, осознанно выделять свои индивидуальные характеристики, а также адекватно взаимодействовать с другими участниками группы. Занятия проводились в групповом формате, с целью достижения оптимальной эффективности дети были разделены на две группы по 10 человек.
Для оценки эффективности проведенной программы коррекции самооценки с помощью метода сказкотерапии было проведено повторное эмпирическое исследование уровня самооценки детей младшего школьного возраста. Повторные результаты показали, что уже 70% участников терапевтической деятельности обладают адекватным уровнем самооценки, что является показателем эффективности проведенной программы. Методы математической статистики подтвердили значимость полученных результатов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Сказкотерапия как метод психологической работы
1.1 Сказкотерапия как метод научной рефлексии
Образы сказочных героев и сюжеты волшебных историй являются переходным звеном между индивидуальным сознанием ребенка с той сферой нашей жизни, которую К. Г. Юнг назвал коллективным бессознательным. Данная сфера содержит в себе исторический и культурный опыт человечества, единый для всех народов. Данный опыт выражается в архетипах, обладающих мифологическим происхождением и аналогами бессознательного и в символах (знаках, семантическое поле которых превосходит их первоначальное и непосредственное значение).
Коллективное бессознательное — это условно говоря «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного в очень незначительной мере обусловлено непосредственно личностью и в принципе не может считаться структурой, которая образуется в процессе индивидуального развития субъекта. Юнг рассматривал бессознательное как живого посредника добра и зла одновременно [42]. Элементом выделенного коллективного бессознательного выступают мифы и сказки. Именно их символический язык позволяет проецировать определенные психологические и эмоциональны переживания, которые провоцируют человека к выбору того или иного сюжета либо персонажа. Юнг такое содержание коллективного бессознательного обозначал как «архетип» — форма, организующая и канализирующая психологический опыт индивида. Любые герои волшебных сказок или метафор — добрые феи, злые волшебники, ведьмы, драконы и т. д. — представляют собой архетипические образы, содержащиеся в глубинных уровнях психического. Образы мифов и сказок оказывают влияние на субъекта вне связи с тем, понимает и осознает ли он этот факт, по той причине, что они представляют собой психологические линии коллективного бессознательного. Мифы, метафоры и сказки отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность. К. Г. Юнг описывал психический феномен мифа и сказки через архетип, который он называл «Самостью». Юнговские архетипы — это константные механизмы и формы, в которых функционирует и проявляется коллективное бессознательное. Самость, согласно представлениям К. Г. Юнга, выполняет роль центрального архетипа всей личности, и она интегрирует область сознательного и бессознательного конкретного индивида таким образом, что они взаимно дополняют друг друга. Самость в ходе формирования личности обретает все большую целостность. Согласно Юнгу, «в мифах и сказках, как и в сновидениях, душа высказывается о себе самой, и архетипы становятся откровенным в их естественной игре друг с другом как «творение, претворенье, вечного духа вечное развлеченье» [42, c. 199–252]. В сюжетах любимых детских сказок можно проследить определенный жизненный сценарий, к которому проявляет склонность индивид. Он бессознательно ассоциирует себя с персонажами сказки и той сюжетной линией, которая для нее характерна. Именно посредством выделенной неосознанной связи через коллективное бессознательное происходит влияние на индивидуальное сознание [8].
Значительный акцент на наследовании коллективного бессознательного сделал Э. Берн в работе «Люди, которые играют в игры». Однако в его понимание подобное наследование имеет несколько иной характер, хотя оно также происходит в основном бессознательно от значимых предков. Берн анализирует жизненные сценарии людей и обнаруживает их начало в жизненных сценариях родителей более давних предков тех семей, у которых в письменном виде сохранилась их история, наподобие того, как это делалось у королей [2].
Взгляды Э. Берна на бессознательное также подразумевают наследование конкретным субъектом опыта человечества, в том числе и мифологического. Берн отмечает соотношение между древними мифами и жизненными сценариями человека. В жизненных сценариях воспроизводится коллективное бессознательное. Оно формирует некоторые границы и наполняет конкретным содержанием жизненный сценарий человека. Эти сценарии, если вновь обратиться к концепции К. Г. Юнга, обретают архетипичность. Так, сценарий «никогда», с точки зрения Э. Берна, соотносится с судьбой мифологического персонажа Тантала, обреченного на вечные муки, страдающего от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находятся рядом, но все время миновали его губ. Обладателям подобных сценариев родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком проклятия и боятся того, чего сильнее всего желают, в связи с чем мучают себя [2].