Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Система занимательных заданий по русскому языку, как средство развития творческого потенциала младших школьников (+речь+презентация)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 Сущность педагогического процесса в начальной школе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 13
1.3 Место русского языка в системе образования в начальных классах 17
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Характеристика основных образовательных технологий в начальной школе 26
2.2 Занимательные задания, как метод обучения 31
2.3 Анализ современного педагогического опыта использования занимательных заданий в курсе русского языка в начальной школе 36
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
3.1 Описание методик исследования и первичная диагностика творческих способностей младших школьников 42
3.2 Анализ и результаты исследования 43
3.3 Разработка системы занимательных заданий по русскому языку 53
Выводы по 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В начальных классах большое значение уделяется изучению родного языка. Ведь это основа развития коммуникативных навыков и социализации ребенка. Задача учителя привить ребенку любовь к языку, показать всю его красоту и безграничные возможности. Но кроме этого, ребенка нужно обучить грамотности. Порой занятия по русскому языку могут превратиться в скучную и монотонною работу. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не в состоянии долго сосредотачиваться на том, что ему не интересно. А, значит, уроки нужно сделать интересными, а обучение превратить в игру. Для этого на уроках русского языка используются занимательные задания. Они способны увеличить мотивацию ребенка к дальнейшему обучению и познавательной деятельности, развить логику, мышление, внимание. Но, кроме этого, прочего раскрыть творческий потенциал ребенка.
Развитие творческого потенциала младших школьников является неотъемлемой часть всестороннего развития ребенка. Ведь от этого зависит его дальнейшая успеваемость в обучении, а также успех в жизни.
Разработанность и значимость темы исследования. Тему использования занимательных заданий на уроках русского языка в начальной школе затрагивали в своих исследованиях многие ученые, такие как Л.С. Выготский, М.Н. Гуслова, Т.Я. Еремина, А.П. Панфилова, Е.Г. Речицкая, Ю.А. Соловьева и мн. др. В своих работах они раскрывали суть педагогической работы в начальной школе, инновационные технологии педагогического процесса, особенности восприятия информации младшими школьниками, необходимости занимательных заданий на уроках русского языка. Это говорит о том, что тема важная и имеет большое значение для развития педагогической деятельности. Но ранее никогда не предпринималась попытка создать систему занимательных заданий на уроках русского языка, хотя многие ученые утверждают, что весь педагогический процесс должен быть целостным и системным.
Объект исследования – преподавание русского языка в начальной школе.
Предмет – занимательные задания по русскому языку в начальной школе, как средство раскрытия творческого потенциала школьников.
Цель исследования – разработать систему занимательных заданий по русскому языку, которые развивали бы творческий потенциал младших школьников.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) раскрыть сущность педагогического процесса в начальной школе;
2) изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3) выявить место русского языка в системе образования в начальных классах;
4) охарактеризовать основные образовательные технологии в начальной школе;
5) изучить занимательные задания, как методы обучения;
6) проанализировать современный педагогический опыт использования занимательных заданий в курсе русского языка в начальной школе;
7) провести диагностику творческих способностей младших школьников;
8) выявить эффективность использования занимательных заданий по русскому языку для развития творческого потенциала младших школьников;
9) разработать систему занимательных заданий по русскому языку.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование системы занимательных заданий по русскому языку способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
Методы исследования:
— теоретические методы: проанализирована педагогическая, психологическая, методическая литература, посвященная особенностям педагогического процесса в начальных классах;
— эмпирические методы: определение цели, задач и методов исследования, выбор методик для исследования;
— количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования и выборка. В исследовании приняли участие ученики 3-го класса школы № 40 г. Саранск в количестве 18 человек.
Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности учителям начальных классов, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию особенностей обучения младших школьников русскому языку. Во второй главе проведен анализ образовательных технологий, методов и приемов, используемых на уроках русского языка в начальной школе. В третьей главе описаны результаты эмпирического исследования эффективности занимательных заданий, как средства развития творческого потенциала младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогическая деятельность представляет собой целенаправленный процесс, который способствует развитию личности ребенка в самых разных сферах деятельности. Главной его особенностью является целостность. Только в этом случае он сможет реализовать свои основные функции. Кроме этого, педагогический процесс подразумевает единство педагога и ребенка, их взаимодействие. Педагогический процесс включает в себя несколько компонентов и закономерностей, которые дополняют друг друга и не могут существовать изолированно.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
В процессе обучения в современной педагогической практике используются самые различные технологии. Каждая из них имеет свои преимущества и способствует всестороннему развитию ребенка. Русский язык занимает ведущее место в системе образования в начальных классах. В первую очередь, язык является средством коммуникации, а, значит, знание родного языка улучшает процесс социализации ребенка. Но, кроме того, что изучение родного языка способствует формированию грамотности, у младшего школьника развивается мышление, внимание и память, что благотворно влияет на его общее всестороннее развитие. Также методика преподавания русского языка в начальных классах предполагает развитие творческих способностей школьников, что, в свою очередь, обеспечивает им более успешное изучение других наук, а также способствует формированию адаптированности и гибкости ума. В процессе обучения в современной педагогической практике используются самые различные технологии. А именно информационно-коммуникационная; развития критического мышления; проектная; развивающего обучения; здоровьесберегающие; игровые; модульная; технология мастерских; знаменитая кейс–технология; интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; уровневой дифференциации; групповые; традиционные. Их использование обусловлено требованиями ФГОС ООО. Стоит отметить, что каждая из указанных технологий имеет свои преимущества и способствует всестороннему развитию ребенка. Каждая из образовательных технологий предусматривает использование занимательных заданий. Но наиболее эффективным из них является игра. одним из самых эффективных средств занимательности для младшего школьника является игра. Вариантов использования игр великое множество, но задача педагога выделить наиболее оптимальные и не перегрузить им учебный процесс. При таких условиях занимательные занятия действительно превратятся в средства развития творческих способностей детей.
Это подтверждает практический опыт учитель начальных классов. В ходе исследования мы проанализировали работу некоторых учитель. Как оказалось, на уроках русского языка в качестве занимательных средств используют кроссворды, шарады, игры, драматизации, загадки, коллажирования и так далее. Опят педагогов подтверждает, что использование средств занимательности на уроках русского языка мотивирует младших школьников к дальнейшему обучение, повышает интерес к познавательной деятельности, а также является эффективным способом развития творческих способностей детей.
В ходе эмпирического исследования мы изучили развитие творческого потенциала младших школьников посредством занимательных заданий по русскому языку. В исследовании приняли участие ученики 3-го класса школы № 40 г. Саранск в количестве 18 человек. Творческие способности детей мы оценивали по методике по определению уровня развития творческих способностей Торренса. Результаты исследования показали, что в целом по группе уровень творческих способностей у детей является низким.
Для того, чтобы проверки эффективности занимательных заданий для развития творческих способностей младших школьников мы провели комплекс упражнений по теме «Фразеология».
Комплекс упражнений включал в себя три этапа. Первый – подготовительный, в рамках которого мы подготовили специальные «фразеологические минутки», которые позволили детям в короткий срок ознакомиться с устойчивыми выражениями. Второй этап – тренировочный, который включает в себя три вида упражнений: рецептивные, аналитические и творческие. И, третий, заключительный этап – рефлексивный. Для работы нами были разработаны фразеологические карточки: карточка-вопрос, карточка-ответ и информационная карточка. Вначале работа с фразеологическими карточками должна строится таким образом: ученик берет карточку-вопрос, выполняет задание в своей тетради, предварительно изучив материал информационной карточки, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. После работа проходила так: ученик выполняет задание (карточка-вопрос), а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. В случае ошибочного выполнения задания обращается к информационной карточке.
После проведения данного комплекса упражнений мы провели повторную диагностику развития творческих способностей детей по той же методике. Результаты исследования показали, что количество детей, у которых уровень творческих способностей развит в пределах нормы значительно вырос. Также уменьшился показатель «меньше нормы», что говорит о положительной динамике развития творческих способностей детей. Стоит отметить, что показатели немного увеличились абсолютно у всех детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, результаты эксперимента доказали эффективность проведения занимательный заданий для развития творческих способностей младших школьников. В связи с этим нами была разработана система занимательных заданий по русскому языку. Принцип которой заключается в обязательном использовании подобных заданий в абсолютно каждом разделе курса русского языка в начальной школе.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Сущность педагогического процесса в начальной школе

Первой проблемой первостепенной важности для современной педагогики является постоянная разработка и не заканчивающееся совершенствование научной и обоснованной системы современной педагогической деятельности в важных интересах осуществления общего целостного педагогического процесса. В современной педагогической научной и исследовательской литературе уже сформировались некоторые особенные определения понятия современного педагогического процесса [5, 150].
Итак, педагогический процесс – это специфическое специально и узко организованное, четко целенаправленное и полное взаимодействие педагогов, учителей и воспитанников, учеников, направленное на быстрое решение общих развивающих и образовательных новых задач [13, 98].
Несколько иначе формулирует определение современному педагогическому процессу Е.Г. Речицкая, рассматривая его уже не только как целенаправленный узкий процесс, но и, что важно, содержательно насыщенный, включающий организационно оформленное общее взаимодействие современной педагогической деятельности всех взрослых и качественного самоизменения детей, происходящее в результате их полной и активной жизнедеятельности и происходящей при конкретной ведущей и общей направляющей роли педагога [31, 45].
А.П. Панфилова так определяет современный педагогический процесс. По ее мнению, это не что иное, как «развивающее полное взаимодействие воспитателей и всех воспитуемых, которое направленно на достижение конкретной и заданной цели и приводит к заранее четко намеченному изменению конкретного состояния, преобразованию определенных свойств и качеств всех воспитуемых» [24, 49]. Получается, что главная и важная особенность абсолютно всего педагогического процесса – это есть его внутренняя и полная целостность.
Целостность – это особое синтетическое особое качество современного педагогического процесса, которое характеризуется высшим уровнем своего развития. Это результат специальных сознательных особых стимулирующих действий и деятельностей различных субъектов, которые в нем участвует. Итак, целостность современного педагогического процесса обычно указывает на их полную внутренне связанную конкретную совокупность многих различных процессов. В нем, безусловно, неразрывно слиты такие процессы, как общее обучение, конкретное образование, полное воспитание, всестороннее развитие и четкое формирование. Полное обеспечение их единства, созданное на основе общей целостности, и составляет всю сущность всего общего педагогического процесса. Самые сложные взаимные отношения внутри современного педагогического процесса обычно выражаются:
— в полном единстве и полной самостоятельности всех процессов, которые его образуют;
— в общей целостности и важной соподчиненности всех входящих в него процессов;
— в наличии чего-то конкретного общего и полном сохранении своего специфического [21, 45].
В современный целостный педагогический процесс входят и само обучение, и всестороннее воспитание, и конкретное образование, и общее развитие, и четкое формирование. Они могут реализовывать свои главные (то есть доминирующие) функции, в то же время как иные, в этом конкретном случае, будут реализовать только лишь сопутствующие функции. В частности, современный процесс общего обучения, выполняя свою главную функцию в ходе обучения, немыслим без других сопутствующих ему функций, таких как воспитание, развитие и образование.
Другой важной сущностной характеристикой современного педагогического процесса и является тесное взаимодействие всех педагогов и конкретных воспитанников или учеников на основе важного содержания образования и с использованием самых разнообразных современных педагогических средств. А отсюда выходит, что основными компонентами системы, в которой и непосредственно протекает современный педагогический процесс, будут и все педагоги, и конкретные воспитуемые, и общие условия воспитания [22, 101].
Современный педагогический процесс кроме этого включает в себя различные компоненты. А именно целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Итак, целевой педагогический компонент включает все свое многообразие целей и поставленных задач современной педагогической деятельности. Начиная от генеральной, главной цели, то есть полного всестороннего и гармонического развития конкретной личности – до самых конкретных поставленных задач отдельных узких уроков, развития важных определенных качеств конкретной личности.
Содержательный педагогический компонент, как правило, несет в себе и конкретные образовательные, и общие мировоззренческие идеи, а также различные ценности.
Деятельностный педагогический компонент включает в себя организацию всего современного педагогического процесса, а также всевозможные различные виды и уровни полного взаимодействия, как всех педагогов, так и конкретных воспитанников. Этот педагогический компонент очень даже часто называют в современной педагогической литературе именно организационным или организационно-управленческим.
Следующим идет результативный педагогический компонент. Он отражает, как правило, не только всю эффективность его обычного протекания, но отдельное достижение цели по самому обучению, а также всестороннему воспитанию или гармоничному развитию учащихся.
Все педагогические современные процессы, как правило, имеют своеобразный повторяющийся и циклический характер. В активном развитии всех современных педагогических процессов обычно можно обнаружить определенные этапы. Этап – это важная последовательность развития всего процесса.
Итак, главные этапы современного педагогического процесса:
— подготовительный;
— основной;
— заключительный [23, 59].
В том конкретном случае, если весь общий процесс проходит все три названные выше этапа, то он считается полностью завершенным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы