Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Система мер по поддержке учреждений культуры в регионе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры в регионе 6
1.1.Состояние сферы культуры в Российской Федерации 6
1.2. Структура и полномочия органов управления в сфере поддержки учреждений культуры в Российской Федерации 15
1.3. Нормативно-правовые основы деятельности органов управления в сфере поддержки учреждений культуры в Российской Федерации 19
Глава 2. Анализ системы мер по поддержке учреждений культуры в регионе Москва 27
2.1. Общая характеристика сферы культуры г. Москвы 27
2.2. Оценка реализации мер по поддержке учреждений культуры на примере МАУ «Химкинский драматический театр «Наш дом» 36
Глава 3. Повышение эффективности деятельности органов управления в сфере поддержки учреждений культуры г. Москвы 45
3.1. Предложения по совершенствованию деятельности органов государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры 45
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 49
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества проведение комплекса мер по поддержке учреждений культуры является одним из приоритетных направлений культурной политики государства.
В настоящий момент в Российской Федерации особую значимость приобретают вопросы, которые относятся к повышению эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления в сфере культуры, без которой невозможны успешные преобразования в стране, реализация стратегических программ ее развития.
Государство и общество все в большей степени осознают значимость культуры и культурной политики в жизни страны, формировании гармонично развитой личности и укреплении гражданского единства. Ряд документов стратегического планирования определяют высокий статус культуры как национального приоритета, важнейшего фактора роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гаранта сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации, значимого ресурса социально-экономического развития, который позволяет обеспечить лидирующее положение государства на мировой арене .
Вопросами эффективности функционирования органов государственного управления занимались: Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, В.В.Слычук, О.В. Хусаинова и др.
Проблемы государственного управления сферой культуры отражены в работах О.И. Генисаретского, А.Э. Гущиной, Л.Д. Давыдова, О.П.Кубышкиной, Ю.А. Лукина, А.П. Сысоева, Т.В. Юрьевой и др.
Однако, несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы эффективности функционирования органов регионального управления в сфере культуры, в связи с чем и выбрана тема данной работы.
Объект исследования ‒ система органов государственного управления Российской Федерации в сфере культуры.
Предмет исследования – система мер по поддержке учреждений культуры в регионе (на примере г. Москва).
Цель исследования заключается в теоретической разработке предложений по повышению эффективности деятельности органов регионального управления в сфере культуры.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— охарактеризовать состояние сферы культуры РФ;
— уточнить структуру и полномочия органов управления в сфере культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— систематизировать нормативную правовую базу, определяющую деятельность органов государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры;
— привести характеристику сферы культуры г. Москвы;
— провести оценку мер по поддержке учреждений культуры на состояние МАУ «Химкинский драматический театр «Наш дом»;
— выделить проблемы в государственном управлении сферой культуры и предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности органов управления отраслью, провести экспертную оценку их вероятной эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе охарактеризовано состояние сферы культуры в РФ; выявлены полномочия государственных органов в сфере культуры; систематизирована нормативно-правовая база, определяющую деятельность органов регионального управления в сфере культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы Департаментом культуры г. Москвы в деятельности по управлению сферой культуры.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, синтез.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы.
Культура представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, которые оказывают влияние на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей.
Состояние сферы культуры в РФ характеризуется наличием ряда проблем, которые представлены: необеспеченностью в пределах социальных нормативов культурной инфраструктурой регионов и малых городов субъектов РФ; переизбытком кадров, которые задействованы в сфере культуры, в столицах и их нехваткой в регионах; сокращением количества детских школ искусств в регионах, их реорганизацией посредством объединения с общеобразовательными учреждениями; неудовлетворительным состоянием объектов культурного наследия, в частности на региональном уровне; низкими темпами модернизации культурной инфраструктуры в ряде регионов РФ, моральным и физическим износом сооружений, технического и профессионального оборудования, в частности в цирковой отрасли, отрасли академической музыки, а также в сельских учреждениях культуры.
Учреждения культуры представлены государственными (в том числе ведомственными) и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, культурно-спортивными комплексами, кинотеатрами, филармониями, концертными залами, клубами, дворцами культуры, дворцами детского и юношеского творчества, театрами и иными научными, образовательными, зрелищными и просветительскими предприятиями, учреждениями и организациями, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Управление в сфере в сфере поддержки учреждений культуры — это целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития учреждений культуры.
Сделан вывод о том, что управление в сфере поддержки учреждений культуры РФ осуществляется субъектами управления на трех уровнях: федеральном (Минкультуры РФ, его структурные подразделения: Департамент культурного наследия, Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества, Департамент кинематографии, Департамент государственной охраны культурного наследия, Департамента науки и образования); региональном (Министерство (Департамент) культуры субъектов РФ, его управления, отделы); муниципальном (Управления, Отделы культуры).
Деятельность органов государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры основывается на таких нормативных актах как: Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Минкультуры РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Сфера культуры г. Москвы находится в состоянии развития, однако в ней имеет место ряд проблем, среди которых основными определены: сохраняющиеся территориальные диспропорции культурной инфраструктуры; отсутствие эффективных механизмов поддержки культурных инициатив и формирования конкурентной среды в сфере культуры; ограниченное использование возможностей механизмов государственно-частного партнёрства в сфере культуры.
Химкинский драматический театр «Наш дом» является некоммерческой организацией, муниципальным автономным учреждением культуры г. Москвы.
Анализ состояния МАУК «ХДТ «Наш дом» в аспекте влияния мер по поддержке учреждений культуры г. Москвы за период 2016-2018 гг. по выделенным показателям (доступность театральных мероприятий (средняя заполняемость зала); доля новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов в текущем репертуаре; количество новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов, создание спектаклей (музыкальных комедий), количество новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов, создание спектаклей (опер), количество новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов, создание спектаклей (балет), количество проведенных мероприятий, средняя стоимость посещения одного зрителя) позволил сделать вывод о том, что реализации мер по поддержке учреждений культуры в регионе повлекла за собой положительные изменения в функционировании учреждения. Один из ее основных результатов – создание новых постановок, однако в последние годы имеет место снижение основных показателей деятельности учреждения, что указывает на их недостаточную эффективность.
В результате анализа обзорных и аналитических материалов выявлены проблемы управления в сфере поддержки учреждений культуры, среди которых:
— дефицит управленческих кадров, которые компетентны в театральном менеджменте, маркетинге и привлечении инвестиций,
— отсутствие целевого финансирования театрального искусства, которое является профессиональным, на гастрольную деятельность,
— отсутствие системы адресной социальной финансовой поддержки творческих работников и творческих союзов,
— недостаток финансовых средств для закупки произведений профессионального искусства и осуществление мероприятий, которые направлены на стимулирование творческого процесса,
— дефицит «узких» специалистов.
Разработаны конкретные предложения по повышению эффективности деятельности органов государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры среди которых: обмен опыта с зарубежными органами управления в сфере поддержки учреждений; культуры переподготовка управленческих кадров по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «менеджмент в сфере культуры»; увеличение заработной платы специалистов, задействованных в сфере управления культурой; привлечение инвестиций, введение ежегодных субсидий на гастрольную деятельность; введение субсидий для поддержки творческих союзов, установление персональной надбавки творческим работникам; введение субсидий для закупки произведений профессионального искусства и осуществление мероприятий, которые направлены на стимулирование творческого процесса; проведение мероприятий, направленных на повышение престижа профессии творческого работника; повышение надбавок за профессиональную квалификационную группу и обозначены ожидаемые эффекты от них.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в сфере поддержки учреждений культуры в регионе
1.1.Состояние сферы культуры в Российской Федерации
Охарактеризуем состояние сферы культуры в Российской Федерации.
Сфера культуры представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, которые оказывают влияние на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей, среди которых: этические, эстетические, интеллектуальные, гражданские и др .
В государственном докладе «О состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году» отмечается, что за последние 25 лет в Российской Федерации произошло увеличение и укрепление сети государственных (муниципальных) учреждений культуры. Так, количество театров возросло в 1,7 раз (с 381 театров в 1990 году до 662 театров в 2017 году), число музеев — в 2 раза (с 1316 музеев в 1990 году до 2732 музеев в 2017 году), а также существенно выросло число концертных организаций и самостоятельных коллективов.
Однако на фоне отмечающегося роста театров и музеев сократилось число культурно-досуговых центров (с 73,2 тыс. до 36,9 тыс.) и библиотек, что обусловлено такими причинами как:
— снижение численности населения,
— распространение домашних форм проведения досуга,
— развитие информационно-коммуникационных технологий,
— процесс оптимизации бюджетной сети в аспекте проведения реформы в сфере бюджетного сектора .
Имеет место рост числа клубных формирований в 1,4 раза (с 305,2 тыс. единиц в 1995 году до 415 тыс. единиц в 2016 году) и, соответственно, их участников (4,6 млн. человек в 1995 г., 6,3 млн. человек в 2016 г.).
Отмечается также значительный рост численности работников, которые заняты в сфере культуры. Например, численность работников сферы культуры и искусства увеличилась с 668,3 тыс. человек в 1990 году до 778,5 тыс. человек в 2016 году. Также возросло число работников, которые заняты в театрах, концертных организациях, детских школах искусств, музеях. При этом имеет место сокращение числа работников, которые задействованы в библиотеках. Причиной этому является постепенный переход ряда библиотек на электронные носители и формирование в регионах мультифункциональных центров, которые обеспечивают доступ к книжным фондам в электронном виде.
Число работников в сфере культуры (в расчете на 1000 жителей) выросло с 4,51 человека в 1990 году до 5,43 человек в 2016 году. При этом численность работников в сфере культуры (в расчете на 1000 работников), которые заняты в сфере экономики, выросла с 9,27 человека в 1990 году до 11,5 человек в 2016 году.
Заработная плата работников учреждений культуры в сравнении со средней заработной платой по экономике Российской Федерации увеличилась с 55 % в 2013 году до 74 % в 2016 году (за девять месяцев), составив 24514 рублей. При этом в 2000 — 2016 годах оплата труда в сфере культуры в номинальном выражении возросла почти в 19 раз (в реальном выражении — в 3 раза за 16 лет) .
В настоящее время расширен доступ населения к культурным ценностям посредством:
— обеспечения роста количества музейных выставок и посещений музеев РФ,
— бесплатного доступа в федеральные и региональные музеи посетителям, возраст которых составляет менее 16 лет, а в федеральные музеи — студентам, которые обучаются по основным профессиональным образовательным программам (один раз в месяц).
Для приобщения и расширения доступа населения к отечественному культурному наследию:
— осуществлено создание мультимедийных порталов и сервисов, среди которых портал «Культура.рф»;
— завершается переход с аналогового телевидения на цифровое;
— поддерживается каждый год за счет средств федерального бюджета ежегодно выпуск около 700 наименований новых книг, являющихся социально-значимыми, среди которых выпуск томов Большой российской энциклопедии и Православной энциклопедии, литературы и периодических печатных изданий для лиц с ограниченными возможностями, прежде всего, для инвалидов по зрению;
— осуществляется реализация проектов, которые направлены на повышение востребованности за рубежом русского языка и российской литературы .
Создана Национальная электронная библиотека для обеспечения максимально быстрого и полного доступа к информации, сохранения культурного наследия нации, находящегося в библиотеках. Фонд электронных документов составляет свыше1,6 млн. экземпляров.
К Национальной электронной библиотеке подключено более 100 библиотек, функционирующих в регионах, а также архивы и музеи.
Академическая музыка в настоящее время находится на ведущих позициях на мировой арене музыкальной культуры. Имеет место востребованность отечественных исполнителей мировой культурой, которые выступают на сценах мировых концертных залов, занимая призовые места на конкурсах международного уровня.
Государство оказывает содействие осуществлению гастрольной деятельности музыкальных и театральных коллективов, которые зарекомендовали себя лучшими, проведению крупных музыкальных и театральных конкурсов и фестивалей международного уровня, которые представлены:
— конкурсом им. П.И. Чайковского,
— фестивалем «Звезды белых ночей»,
— фестивалем «Звезды на Байкале»,
— Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова.
Эффективно осуществляется реализация программы «Большие гастроли», которая направлена на стимулирование гастролей театров в РФ и обеспечение доступа граждан, которые проживают в различных регионах страны, к лучшим отечественным театральным постановкам. Осуществляется поддержка посредством грантов творческих проектов в различных видах культурной деятельности, среди которых: музыкальная, театральная и инновационная.
Существенные инвестиции направлены для реконструкции объектов культуры и реставрации памятников истории и культуры. Например, в 2017 году на содержание и ремонт 172,6 тыс. памятников, которые находятся под государственной охраной, выделено 43,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета — 23,3 млрд. рублей .
Система финансирования культуры Российской Федерации представлена преимущественно прямым бюджетным финансированием. Другие источники финансирования, которые являются доступны для зарубежных институтов культуры, отсутствуют.
В 2000 — 2017 годах расходы на культуру и кинематографию в долевом отношении к валовому внутреннему продукту колебались от 0,39 % в 2000 году до 0,57 % в 2017 году. Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах бюджета Российской Федерации варьировалась в 2000 — 2016 годах от 1,36% до 1,48% (максимум — 1,9% в 2005 году). Абсолютные значения расходов на культуру и кинематографию из бюджета выросли в 14,5 раза (с 28,5 млрд. рублей в 2000 году до 410 млрд. рублей в 2017 году). В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию возросли с 194 рублей до 2853,2 рублей.
Следует отметить, что по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Российская Федерация отстает от аналогичного показателя в европейских странах. Так, по данным Евростата (за 2017 год), Российская Федерация (со значением подушевых расходов на культуру — 57 евро на человека в год) среди стран Европы, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития лидировала среди: Португалии, Румынии, Болгарии и Греции. Отставание по данному показателю Российская Федерация демонстрирует среди:
— Норвегии почти в 8 раз (447 евро),
— Франции – более чем в 4 раза (252 евро),
— Германии — в 2,5 раза (145 евро) .
Согласно данных федерального государственного унитарного предприятия «Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации» (за 2016 год), доля бюджетного финансирования в общем объеме финансовых поступлений отечественных учреждений культуры и искусства составила:
— в театрах — 73,1%,
— музеях — 80,2%,
— концертных организациях — 78,6%,
— культурно-досуговых учреждениях (с учетом данных по паркам культуры и отдыха) — 91,2%,
— детских школах искусств — 91,1%,
— библиотеках — 98% .
Доля благотворительных пожертвований и спонсорских средств в является незначительной и составляет:
— в театрах — 1,2%,
— в музеях — 2,2 %,
— в концертных организациях — 0,9%,
— в культурно-досуговых учреждениях — 1%,
— в детских школах искусств — 5,1%,
— библиотеках — 0,6% .
Среди проблем сферы культуры РФ имеют место региональные различия в обеспеченности и развитости инфраструктуры, которые носят значительный характер. Например, региональная дифференциация посещаемости театров, концертных организаций (в расчете на 1000 жителей) в 2016 году составила 17-кратную величину, а показатели посещений музеев в регионах в 50 раз ниже аналогичного показателя, который есть в столичных городах.
Несмотря на рост числа театров в регионах, не все субъекты Российской Федерации соответствуют нормам обеспеченности населения организациями культуры. Так, в 41 регионе нет театров юного зрителя, в 6 регионах отсутствуют театры драмы. В 43 субъектах Российской Федерации, численность населения которых составляет свыше 800 тыс. человек, отсутствуют театры оперы и балета. В 36 из 165 городов Российской Федерации, в которых численность населения свыше 100 тыс. человек, обеспеченность жителей местами в залах театра не соответствует нормативам, а в 33 из этих 165 городов театры вовсе отсутствуют. Число мест в концертных залах устанавливается из расчета 2 — 4 места на каждую 1000 городских жителей. В реалии этот показатель равен 1,14 места, а с учетом численности населения, которое проживает в сельской местности, — 0,84 места.
Кроме этого, наблюдается переизбыток кадров в столицах и их нехватка в регионах. Так, главные дирижеры существенного числа симфонических оркестров Российской Федерации не живут в тех городах, в которых работают. Серьезные кадровые проблемы имеют место в сфере народного академического искусства, наблюдается дефицит художественных руководителей и балетмейстеров.
Диспропорции в обеспечении культурной инфраструктурой присущи и малым городам субъектов Российской Федерации .
Значительная часть малых городов Российской Федерации выступает местом сосредоточения памятников культурного и природного наследия, которые являются уникальными, центрами культурно-познавательного туризма.
В 2017 году в рамках реализации программы по поддержке сельских территорий и малых городов РФ 3 млрд. рублей было направлено на развитие учреждений культуры, 38 малыми городами были получены гранты для воссоздания и сохранения исторических центров, свыше 1,5 тыс. учреждений культуры приобрели современное оборудование и музыкальные инструменты.
Немалые сложности испытывает сельская культура. Согласно статистическим данным в сельской местности в 2017 году функционировало 72 тысячи учреждений культуры, что составляет 80% от общего числа учреждений культуры России. Сравнительно с 1990 имеет место сокращение сеть сельских клубных учреждений на 23%. Материально-техническая база значительной части учреждений культуры на селе не обновлялась с 70-х годов. Третья часть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 32% требуют капитального ремонта, износ оборудования в среднем составляет около 70%.
В ряде регионов имеет место тенденция относительно сокращения числа детских школ искусств, а также реорганизации последних путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи и в ведомство органов управления субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственное управление в образовательной сфере. При этом за последнее десятилетие (при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы к 2017 году) число обучающихся в данных учреждениях возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн. детей.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. в Российской Федерации находятся около 172,5 тыс. объектов культурного наследия, которые представлены:
— объектами федерального значения — около 102,5 тыс. (в том числе объекты археологического наследия — 80,8 тыс.),
— объектами регионального значения — 67,8 тыс.,
— объектами местного (муниципального) значения — около 2 тыс.
Кроме того, существует около 83 тыс. объектов культурного наследия, которые выявлены, но при этом не внесены в единый государственный реестр.
Доля объектов культурного наследия, которые находятся в федеральной собственности и состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 39%. Состояние объектов культурного наследия регионального значения значительно хуже. Каждый год фиксируется увеличение числа региональных памятников, состояние которых носит неудовлетворительный характер.
В цирковой отрасли имеет место устаревание материально-технической базы. Капитальный ремонт и реставрация зданий цирков и цирковых студий последние 30 лет не осуществлялась.
20% залов, которые соответствуют современным акустическим требованиям для проведения концертов академической музыки, расположено в гг. Москве и Санкт-Петербурге. 36% филармонических концертных организаций расположены в помещениях, которые арендованы, 21% зданий необходим капитальный ремонт .
Таким образом, состояние сферы культуры в РФ характеризуется наличием ряда проблем, среди которых основными являются: необеспеченность в пределах социальных нормативов культурной инфраструктурой регионов и малых городов субъектов РФ; переизбыток кадров, задействованных в сфере культуры, в столицах и их дефицит в регионах; сокращение количества детских школ искусств в регионах, их реорганизации посредством объединения с общеобразовательными организациями; неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, в частности регионального значения; низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры в ряде регионов Российской Федерации, моральный и физический износ сооружений, технического и профессионального оборудования, в частности в цирковой отрасли, отрасли академической музыки, а также в сельских учреждениях культуры.