Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Система государственного управления единого Русского государства во второй половине XV-XVII вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА 7
1.1. Основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв. 7
1.2. Бюрократизация государственного управления XV-XVII вв. 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV-XVII ВВ. 28
2.1. Механизм государственного управления XV-XVII ВВ. 28
2.2. Приказы в структуре органов государственной власти единого Русского государства 42
ГЛАВА 3. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В XV-XVII ВВ. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Введение:
Актуальность темы исследования. Современные международные условия и социально-экономическая ситуация способствует активному поиску новых форм и методов государственного управления в России. Новации в сфере государственного управления ориентированы на формирование гражданского общества, развитие демократии, гармонизации государственного управления и местного самоуправления. Одновременно реформирование российской государственности находится под влиянием многочисленных сдерживающих факторов и кризисных явлений, что отражается на деятельности органов всех уровней власти, на всех сферах государственной и общественной жизни, включая государственное управление. В этих условиях бесценным может оказаться опыт, накопленный нашим государством в процессе эволюции системы государственного управления. Новации в государственном управлении неизбежно сочетаются с традициями, которые зачастую проверены и доказали свою действенность на практике. О том, каким должно быть сочетание новаций и традиций в проведении реформ крайне актуален и сохраняет свою дискуссионность. Современное государственное управление функционирует в сложнейших условиях, что предъявляет особо высокие требования к государственному аппарату. Поэтому учет исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. представляется обоснованным и необходимым .
Многие явления государственной жизни и управления берут свое начало в период с XV по XVII век, ставшей значимым этапом истории нашей страны. Это было время сложное и во многом драматичное в российской истории.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ историографии истории XV-XVII вв. позволяет сказать, при наличии большого числа исследований и публикаций, изученность приказного строя Московского государства, периода Смутного и иных явлений данного временного отрезка в истории России недостаточна. Наука не может похвалиться обобщающими работами о развитии Российского государственного управления XV-XVII вв.
Многие работы посвящены отдельным явлениям в развитии государственного управления исследуемого периода, таким как приказная система, форма правления российского государства, институт государственной службы и др.
Попытки охватить весь временной отрезок с исследованием разных сторон государственного управления предпринимались крайне редко. Среди таких работ можно выделить исследования А.Г. Данилова, М.Н. Рогожина, А.Н. Сахарова. Считаем целесообразным продолжить анализ системы государственного управления в XV-XVII вв. как слабо разработанного аспекта истории российской государственности.
Объект исследования составляют события истории Российского государства, ограниченные временными рамками XV-XVII вв.
Предмет исследования — система государственного управления единого Русского государства в данный временной период.
Цель исследования заключается во всестороннем изучении особенностей и тенденций развития системы государственного управления единого Русского государства в XV-XVII вв.
Для достижения такой цели будут решены задачи:
1. Выявить основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.
2. Охарактеризовать процесс бюрократизации государственного управления XV-XVII вв.
3. Проанализировать механизм государственного управления XV-XVII вв.
4. Выделить существенные признаки приказной системы единого Русского государства.
5. Раскрыть сущность реформ государственного управления в XV-XVII вв.
Гипотеза исследования заключается в том, что время со второй половины XV до XVII вв. стало периодом становления централизованного бюрократического государственного аппарата, при котором смена реформ и контрреформ, новаторства и террора, смуты продемонстрировала особенности российской цивилизации.
Методологическую основу исследования составили принцип историзма, научной объективности, системности. Диалектический метод исследования способствовал комплексному подходу и всестороннему анализу исследуемых событий. Среди специальных методов исследования нашел применение системно-структурный и сравнительно-исторический методы научного исследования.
Теоретическая база исследования представлена работа российских и современных историков, упомянутых нами выше.
Информационная база работы состоит из Судебника 1550 года, Соборного Уложения 1649 года и иных актов того периода.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании исторического отрезка со второй половины XV по XVII вв. на предмет выявлений общей линии и тенденций развития системы государственного управления.
Практическая значимость работы состоит в важности при проведении современных реформ учета исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. в государственном строительстве.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, разделенными на четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. Объем работы составляет 70 страниц.
Заключение:
250-летний период (вторая половина XV — XVII вв.) в истории развития российского государства ознаменовался целым рядом событий, которые можно назвать ключевыми для становления системы государственного управления. Совокупный анализ исторических событий этого периода позволяет выделить ряд основных тенденций в развитии системы управления государством:
централизация государственной власти;
усиление самодержавной власти монарха (начало перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии);
противоречия и контрасты в политической жизни общества (Смута);
зарождение и развитие российской бюрократии;
сочетание государственного и церковного управления.
В XV — XVII веках в государственном управлении России стали проявляться черты бюрократизации, которые станут основой государственного аппарата уже в 18 веке. Процесс бюрократизации проявился в том, что уже в начале XVII века в России появилась правящая группа лиц, в руках которой было сосредоточено государственное управление. Эта группа обладала достаточным постоянством численности и правил несения службы. Развитию бюрократических тенденций способствовало оформление в конце XV в. нового слоя землевладельцев — служилого дворянства. Процессы бюрократизации были основаны на изменениях социального статуса служилого сословия.
Развитие бюрократии сопровождалось традициями местничества. Сущность его предполагала, что в процессе назначения на должность служилого человека во внимание бралось, прежде всего, его происхождение, но не личные заслуги. Бюрократизация государственного аппарата протекала параллельно с формированием и изменением приказной системы. Всю работу в приказах вела приказная бюрократия, принадлежащая к правящим слоям общества и признаваемая неподатным сословием. Внутри ней была своя иерархия, в соответствии с которой определялся социальный статус и материальное обеспечение каждого служащего.
Всю систему государственного управления в XV — XVII веках возглавляет монарх. При Иване Грозном он получил титул царя, государя, великого князя Московского. Монарх обладал правом законотворческой деятельности и всей полнотой исполнительной власти. Он же являлся верховным судьей. Царь выполнял функцию командования всеми вооруженными силами. Приказная система была построена так, что личное участие царя в управлении не подлежало сомнению.
В процессе свое деятельности монарх опирался на Боярскую думу, которая постоянно функционировала при царе. Дума представляла собой высший законодательный и управленческий орган. Ее компетенция была неотделима от компетенции монарха, она могла рассматривать любые дела, которые выходили за рамки компетенции руководителей центральных и местных учреждений, либо не могли решаться ими самостоятельно.
К середине XVI в. относится появление земских соборов — высших сословно-представительных учреждений. Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Их роль в разные времена была неодинаковой. XVII столетие — время расцвета и заката деятельности Земских соборов.
Существенным образом за период со второй половины XV по XVII век трансформировалась система местных органов. Это было вызвано усложнением административно-территориального деления. Вначале периода в городах управление осуществляли наместники, а в сельской местности – волостели. Система управления на местах имела вид «кормления». Затем система кормления была отменена и созданы губные учреждения на местах.
В последующем стали создаваться местные государственные учреждения, функционировавшие в городах параллельно с местными учреждениями иного типа (таможни, губные и земские избы).
Наконец, в конце 17 века должности губных старост, бывшие ключевыми в дворянском самоуправления в уездах упразднены, эти функции получили воеводы.
Таким образом, можно утверждать, что механизм государственного управления имел ярко-выраженный административный иерархический характер, демонстрировал жесткую субординацию столичных и местных органов власти.
С ростом территории государства, усилением централизации, усложнение государственных функций и задач в механизме государства Руси формируется новая система государственного правления, именуемая в науке приказной. Приказы – центральные и местные правительственные учреждения с административными, военными, судебными, дипломатическими, финансовыми и другими функциями.
Приказы как управленческие структуры обладали довольно четкими предметами ведения, компетенцией, штатным составом, помещениями, канцелярией, архивом, специальным делопроизводством. В связи с отсутствием разделения между судом и администрацией функции приказов предполагали не только управление, но и суд.
Эволюция приказов сопровождалась зарождением и развитием слоя профессиональных чиновников – дьяков. В течение двухсот лет наиболее важными приказами в России были Разрядный, Посольский и Поместный приказ.
Во времена сословно-представительной монархии приказной строй демонстрировал гибкость, эффективность, простоту и удобство.
В итоге приказная система имела недостатки:
5) невозможность обеспечить централизованное финансирование самодержавия;
6) переплетающиеся функции и ведомственная чересполосица;
7) отсутствие унификации;
8) архаичное делопроизводство.
Реформаторство в стране имеет вид последовательной смены реформ и контрреформ. Первый за исследуемый период виток реформ датируется серединой XV века. Он известен в истории под именем «Реформы Избранной Рады». Избранная рада функционировала 13 лет, но за это время ею были проведены необходимые структурные реформы, которые затронули многие стороны жизни общества и государства. Самым крупным мероприятием Рады можно считать реформу местных органов власти, управления и суда, что происходило на сословной основе. В целом, реформы Избранной рады способствовали укреплению Российского государства и завершению процесса централизации. Они привели к крупным внутренним и внешнеполитическим успехам. Период прогрессивных реформ Избранной рады сменился контрреформами в виде опричнины.
Важнейшее значение для страны имела первая административная реформа XV века, состоявшая в создании системы приказов. В итоге к концу XV в. была создана единая система центральных и местных правительственных учреждений, которые выполняли разнообразные функции.
Далее страна окунулась в Смуту, в ходе которой решался вопрос о дальнейшем существовании российского государства. После событий Смуты был восстановлен прежний государственный строй, что назвать реформами вряд ли можно.
Конец XVII века ознаменовался предпосылками и началом новых реформ государственного управления. Ряд авторов считают, что в это время появился прообраз петровских реформ. Была создана Расправная Золотая палата, максимально усилилась власть воевод на местах, отменено местничество.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ историографии истории XV-XVII вв. позволяет сказать, при наличии большого числа исследований и публикаций, изученность приказного строя Московского государства, периода Смутного и иных явлений данного временного отрезка в истории России недостаточна. Наука не может похвалиться обобщающими работами о развитии Российского государственного управления XV-XVII вв.
Многие работы посвящены отдельным явлениям в развитии государственного управления исследуемого периода, таким как приказная система, форма правления российского государства, институт государственной службы и др.
Попытки охватить весь временной отрезок с исследованием разных сторон государственного управления предпринимались крайне редко. Среди таких работ можно выделить исследования А.Г. Данилова, М.Н. Рогожина, А.Н. Сахарова. Считаем целесообразным продолжить анализ системы государственного управления в XV-XVII вв. как слабо разработанного аспекта истории российской государственности.
Объект исследования составляют события истории Российского государства, ограниченные временными рамками XV-XVII вв.
Предмет исследования — система государственного управления единого Русского государства в данный временной период.
Цель исследования заключается во всестороннем изучении особенностей и тенденций развития системы государственного управления единого Русского государства в XV-XVII вв.
Для достижения такой цели будут решены задачи:
1. Выявить основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.
2. Охарактеризовать процесс бюрократизации государственного управления XV-XVII вв.
3. Проанализировать механизм государственного управления XV-XVII вв.
4. Выделить существенные признаки приказной системы единого Русского государства.
5. Раскрыть сущность реформ государственного управления в XV-XVII вв.
Гипотеза исследования заключается в том, что время со второй половины XV до XVII вв. стало периодом становления централизованного бюрократического государственного аппарата, при котором смена реформ и контрреформ, новаторства и террора, смуты продемонстрировала особенности российской цивилизации.
Методологическую основу исследования составили принцип историзма, научной объективности, системности. Диалектический метод исследования способствовал комплексному подходу и всестороннему анализу исследуемых событий. Среди специальных методов исследования нашел применение системно-структурный и сравнительно-исторический методы научного исследования.
Теоретическая база исследования представлена работа российских и современных историков, упомянутых нами выше.
Информационная база работы состоит из Судебника 1550 года, Соборного Уложения 1649 года и иных актов того периода.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании исторического отрезка со второй половины XV по XVII вв. на предмет выявлений общей линии и тенденций развития системы государственного управления.
Практическая значимость работы состоит в важности при проведении современных реформ учета исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. в государственном строительстве.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, разделенными на четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. Объем работы составляет 70 страниц.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО
1.1. Основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.
Исследуемый нами 250-летний период в истории развития российского государства ознаменовался целым рядом событий, которые можно назвать ключевыми для становления системы государственного управления. Совокупный анализ исторических событий этого периода позволяет выделить ряд основных тенденций в развитии системы управления государством.
Все эти тенденции, так или иначе, базируются на главной из них, каковой являлась централизация государственной власти. На протяжении всего исследуемого периода тенденция централизации усиливалась и крепла, сопровождаясь, время от времени, отдельными «сбоями» (например, «смутное время»). Образование централизованного государства в России было закончено в начале XV века. На этот момент мы имеем обширное многонациональное государство. Процесс централизации происходил параллельно с ростом территории страны. Такое единение двух процессов очень удачно объяснил в своем исследовании Н.М. Рогожин. Автор указывает, что суровые погодно-климатические условия, постоянная внешняя опасность заставляли власть постоянно увеличивать территорию государства. Решение задачи обороны через милитаризацию неизбежно приводили к захвату все новых территорий, зачастую между собой не связанных, с разнородным национальным составом. В этих условиях росла необходимость формирования в сильного централизованного аппарата власти, который только и способен обеспечить существование многонациональному, поликонфессиональному, социально-разнроднородному государству. Централизации страны способствовал и такой фактор, как наличие «государственного феодализма», в котором сеньором выступало государство, а вассалом – народ. Такой тип феодализма сложился благодаря особо большой значимости в России земельной собственности, где земля выступала главным богатством. Итак, разнородный национальный состав, большая территория, особые географические и природные условия, открытость границ, опасность внешних вторжений, отсутствие выхода к морям … — все это неизбежно требовало централизации и сильной власти.
Период правления Ивана III (1462-1505) историки называют переломным, поскольку лоскутная государственность многих земель превратилась в мощное государство – Россию. Иван III стал единым государем великорусской народности, а его политика перешла из разряда удельной в национальную. Такая политика сопровождалась окончательным установлением независимости от Золотой Орды, само татарское иго получило окончание после знаменитого «стояния на Угре» 1480 года.