Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Система государственного управления единого Русского государства во второй половине XV-XVII вв.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА 7
1.1. Основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв. 7
1.2. Бюрократизация государственного управления XV-XVII вв. 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV-XVII ВВ. 28
2.1. Механизм государственного управления XV-XVII ВВ. 28
2.2. Приказы в структуре органов государственной власти единого Русского государства 42
ГЛАВА 3. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В XV-XVII ВВ. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современные международные условия и социально-экономическая ситуация способствует активному поиску новых форм и методов государственного управления в России. Новации в сфере государственного управления ориентированы на формирование гражданского общества, развитие демократии, гармонизации государственного управления и местного самоуправления. Одновременно реформирование российской государственности находится под влиянием многочисленных сдерживающих факторов и кризисных явлений, что отражается на деятельности органов всех уровней власти, на всех сферах государственной и общественной жизни, включая государственное управление. В этих условиях бесценным может оказаться опыт, накопленный нашим государством в процессе эволюции системы государственного управления. Новации в государственном управлении неизбежно сочетаются с традициями, которые зачастую проверены и доказали свою действенность на практике. О том, каким должно быть сочетание новаций и традиций в проведении реформ крайне актуален и сохраняет свою дискуссионность. Современное государственное управление функционирует в сложнейших условиях, что предъявляет особо высокие требования к государственному аппарату. Поэтому учет исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. представляется обоснованным и необходимым .
Многие явления государственной жизни и управления берут свое начало в период с XV по XVII век, ставшей значимым этапом истории нашей страны. Это было время сложное и во многом драматичное в российской истории.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ историографии истории XV-XVII вв. позволяет сказать, при наличии большого числа исследований и публикаций, изученность приказного строя Московского государства, периода Смутного и иных явлений данного временного отрезка в истории России недостаточна. Наука не может похвалиться обобщающими работами о развитии Российского государственного управления XV-XVII вв.
Многие работы посвящены отдельным явлениям в развитии государственного управления исследуемого периода, таким как приказная система, форма правления российского государства, институт государственной службы и др.
Попытки охватить весь временной отрезок с исследованием разных сторон государственного управления предпринимались крайне редко. Среди таких работ можно выделить исследования А.Г. Данилова, М.Н. Рогожина, А.Н. Сахарова. Считаем целесообразным продолжить анализ системы государственного управления в XV-XVII вв. как слабо разработанного аспекта истории российской государственности.
Объект исследования составляют события истории Российского государства, ограниченные временными рамками XV-XVII вв.
Предмет исследования — система государственного управления единого Русского государства в данный временной период.
Цель исследования заключается во всестороннем изучении особенностей и тенденций развития системы государственного управления единого Русского государства в XV-XVII вв.
Для достижения такой цели будут решены задачи:
1. Выявить основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.
2. Охарактеризовать процесс бюрократизации государственного управления XV-XVII вв.
3. Проанализировать механизм государственного управления XV-XVII вв.
4. Выделить существенные признаки приказной системы единого Русского государства.
5. Раскрыть сущность реформ государственного управления в XV-XVII вв.
Гипотеза исследования заключается в том, что время со второй половины XV до XVII вв. стало периодом становления централизованного бюрократического государственного аппарата, при котором смена реформ и контрреформ, новаторства и террора, смуты продемонстрировала особенности российской цивилизации.
Методологическую основу исследования составили принцип историзма, научной объективности, системности. Диалектический метод исследования способствовал комплексному подходу и всестороннему анализу исследуемых событий. Среди специальных методов исследования нашел применение системно-структурный и сравнительно-исторический методы научного исследования.
Теоретическая база исследования представлена работа российских и современных историков, упомянутых нами выше.
Информационная база работы состоит из Судебника 1550 года, Соборного Уложения 1649 года и иных актов того периода.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании исторического отрезка со второй половины XV по XVII вв. на предмет выявлений общей линии и тенденций развития системы государственного управления.
Практическая значимость работы состоит в важности при проведении современных реформ учета исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. в государственном строительстве.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, разделенными на четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. Объем работы составляет 70 страниц.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 250-летний период (вторая половина XV — XVII вв.) в истории развития российского государства ознаменовался целым рядом событий, которые можно назвать ключевыми для становления системы государственного управления. Совокупный анализ исторических событий этого периода позволяет выделить ряд основных тенденций в развитии системы управления государством:
 централизация государственной власти;
 усиление самодержавной власти монарха (начало перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии);
 противоречия и контрасты в политической жизни общества (Смута);
 зарождение и развитие российской бюрократии;
 сочетание государственного и церковного управления.
В XV — XVII веках в государственном управлении России стали проявляться черты бюрократизации, которые станут основой государственного аппарата уже в 18 веке. Процесс бюрократизации проявился в том, что уже в начале XVII века в России появилась правящая группа лиц, в руках которой было сосредоточено государственное управление. Эта группа обладала достаточным постоянством численности и правил несения службы. Развитию бюрократических тенденций способствовало оформление в конце XV в. нового слоя землевладельцев — служилого дворянства. Процессы бюрократизации были основаны на изменениях социального статуса служилого сословия.
Развитие бюрократии сопровождалось традициями местничества. Сущность его предполагала, что в процессе назначения на должность служилого человека во внимание бралось, прежде всего, его происхождение, но не личные заслуги. Бюрократизация государственного аппарата протекала параллельно с формированием и изменением приказной системы. Всю работу в приказах вела приказная бюрократия, принадлежащая к правящим слоям общества и признаваемая неподатным сословием. Внутри ней была своя иерархия, в соответствии с которой определялся социальный статус и материальное обеспечение каждого служащего.
Всю систему государственного управления в XV — XVII веках возглавляет монарх. При Иване Грозном он получил титул царя, государя, великого князя Московского. Монарх обладал правом законотворческой деятельности и всей полнотой исполнительной власти. Он же являлся верховным судьей. Царь выполнял функцию командования всеми вооруженными силами. Приказная система была построена так, что личное участие царя в управлении не подлежало сомнению.
В процессе свое деятельности монарх опирался на Боярскую думу, которая постоянно функционировала при царе. Дума представляла собой высший законодательный и управленческий орган. Ее компетенция была неотделима от компетенции монарха, она могла рассматривать любые дела, которые выходили за рамки компетенции руководителей центральных и местных учреждений, либо не могли решаться ими самостоятельно.
К середине XVI в. относится появление земских соборов — высших сословно-представительных учреждений. Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Их роль в разные времена была неодинаковой. XVII столетие — время расцвета и заката деятельности Земских соборов.
Существенным образом за период со второй половины XV по XVII век трансформировалась система местных органов. Это было вызвано усложнением административно-территориального деления. Вначале периода в городах управление осуществляли наместники, а в сельской местности – волостели. Система управления на местах имела вид «кормления». Затем система кормления была отменена и созданы губные учреждения на местах.
В последующем стали создаваться местные государственные учреждения, функционировавшие в городах параллельно с местными учреждениями иного типа (таможни, губные и земские избы).
Наконец, в конце 17 века должности губных старост, бывшие ключевыми в дворянском самоуправления в уездах упразднены, эти функции получили воеводы.
Таким образом, можно утверждать, что механизм государственного управления имел ярко-выраженный административный иерархический характер, демонстрировал жесткую субординацию столичных и местных органов власти.
С ростом территории государства, усилением централизации, усложнение государственных функций и задач в механизме государства Руси формируется новая система государственного правления, именуемая в науке приказной. Приказы – центральные и местные правительственные учреждения с административными, военными, судебными, дипломатическими, финансовыми и другими функциями.
Приказы как управленческие структуры обладали довольно четкими предметами ведения, компетенцией, штатным составом, помещениями, канцелярией, архивом, специальным делопроизводством. В связи с отсутствием разделения между судом и администрацией функции приказов предполагали не только управление, но и суд.
Эволюция приказов сопровождалась зарождением и развитием слоя профессиональных чиновников – дьяков. В течение двухсот лет наиболее важными приказами в России были Разрядный, Посольский и Поместный приказ.
Во времена сословно-представительной монархии приказной строй демонстрировал гибкость, эффективность, простоту и удобство.
В итоге приказная система имела недостатки:
5) невозможность обеспечить централизованное финансирование самодержавия;
6) переплетающиеся функции и ведомственная чересполосица;
7) отсутствие унификации;
8) архаичное делопроизводство.
Реформаторство в стране имеет вид последовательной смены реформ и контрреформ. Первый за исследуемый период виток реформ датируется серединой XV века. Он известен в истории под именем «Реформы Избранной Рады». Избранная рада функционировала 13 лет, но за это время ею были проведены необходимые структурные реформы, которые затронули многие стороны жизни общества и государства. Самым крупным мероприятием Рады можно считать реформу местных органов власти, управления и суда, что происходило на сословной основе. В целом, реформы Избранной рады способствовали укреплению Российского государства и завершению процесса централизации. Они привели к крупным внутренним и внешнеполитическим успехам. Период прогрессивных реформ Избранной рады сменился контрреформами в виде опричнины.
Важнейшее значение для страны имела первая административная реформа XV века, состоявшая в создании системы приказов. В итоге к концу XV в. была создана единая система центральных и местных правительственных учреждений, которые выполняли разнообразные функции.
Далее страна окунулась в Смуту, в ходе которой решался вопрос о дальнейшем существовании российского государства. После событий Смуты был восстановлен прежний государственный строй, что назвать реформами вряд ли можно.
Конец XVII века ознаменовался предпосылками и началом новых реформ государственного управления. Ряд авторов считают, что в это время появился прообраз петровских реформ. Была создана Расправная Золотая палата, максимально усилилась власть воевод на местах, отменено местничество.

  

Степень научной разработанности проблемы. Анализ историографии истории XV-XVII вв. позволяет сказать, при наличии большого числа исследований и публикаций, изученность приказного строя Московского государства, периода Смутного и иных явлений данного временного отрезка в истории России недостаточна. Наука не может похвалиться обобщающими работами о развитии Российского государственного управления XV-XVII вв.
Многие работы посвящены отдельным явлениям в развитии государственного управления исследуемого периода, таким как приказная система, форма правления российского государства, институт государственной службы и др.
Попытки охватить весь временной отрезок с исследованием разных сторон государственного управления предпринимались крайне редко. Среди таких работ можно выделить исследования А.Г. Данилова, М.Н. Рогожина, А.Н. Сахарова. Считаем целесообразным продолжить анализ системы государственного управления в XV-XVII вв. как слабо разработанного аспекта истории российской государственности.
Объект исследования составляют события истории Российского государства, ограниченные временными рамками XV-XVII вв.
Предмет исследования — система государственного управления единого Русского государства в данный временной период.
Цель исследования заключается во всестороннем изучении особенностей и тенденций развития системы государственного управления единого Русского государства в XV-XVII вв.
Для достижения такой цели будут решены задачи:
1. Выявить основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.
2. Охарактеризовать процесс бюрократизации государственного управления XV-XVII вв.
3. Проанализировать механизм государственного управления XV-XVII вв.
4. Выделить существенные признаки приказной системы единого Русского государства.
5. Раскрыть сущность реформ государственного управления в XV-XVII вв.
Гипотеза исследования заключается в том, что время со второй половины XV до XVII вв. стало периодом становления централизованного бюрократического государственного аппарата, при котором смена реформ и контрреформ, новаторства и террора, смуты продемонстрировала особенности российской цивилизации.
Методологическую основу исследования составили принцип историзма, научной объективности, системности. Диалектический метод исследования способствовал комплексному подходу и всестороннему анализу исследуемых событий. Среди специальных методов исследования нашел применение системно-структурный и сравнительно-исторический методы научного исследования.
Теоретическая база исследования представлена работа российских и современных историков, упомянутых нами выше.
Информационная база работы состоит из Судебника 1550 года, Соборного Уложения 1649 года и иных актов того периода.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании исторического отрезка со второй половины XV по XVII вв. на предмет выявлений общей линии и тенденций развития системы государственного управления.
Практическая значимость работы состоит в важности при проведении современных реформ учета исторического опыта, приобретенного Российским государством в XV-XVII вв. в государственном строительстве.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, разделенными на четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. Объем работы составляет 70 страниц.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО
1.1. Основные тенденции развития государственного управления во второй половине XV-XVII вв.

Исследуемый нами 250-летний период в истории развития российского государства ознаменовался целым рядом событий, которые можно назвать ключевыми для становления системы государственного управления. Совокупный анализ исторических событий этого периода позволяет выделить ряд основных тенденций в развитии системы управления государством.
Все эти тенденции, так или иначе, базируются на главной из них, каковой являлась централизация государственной власти. На протяжении всего исследуемого периода тенденция централизации усиливалась и крепла, сопровождаясь, время от времени, отдельными «сбоями» (например, «смутное время»). Образование централизованного государства в России было закончено в начале XV века. На этот момент мы имеем обширное многонациональное государство. Процесс централизации происходил параллельно с ростом территории страны. Такое единение двух процессов очень удачно объяснил в своем исследовании Н.М. Рогожин. Автор указывает, что суровые погодно-климатические условия, постоянная внешняя опасность заставляли власть постоянно увеличивать территорию государства. Решение задачи обороны через милитаризацию неизбежно приводили к захвату все новых территорий, зачастую между собой не связанных, с разнородным национальным составом. В этих условиях росла необходимость формирования в сильного централизованного аппарата власти, который только и способен обеспечить существование многонациональному, поликонфессиональному, социально-разнроднородному государству. Централизации страны способствовал и такой фактор, как наличие «государственного феодализма», в котором сеньором выступало государство, а вассалом – народ. Такой тип феодализма сложился благодаря особо большой значимости в России земельной собственности, где земля выступала главным богатством. Итак, разнородный национальный состав, большая территория, особые географические и природные условия, открытость границ, опасность внешних вторжений, отсутствие выхода к морям … — все это неизбежно требовало централизации и сильной власти.
Период правления Ивана III (1462-1505) историки называют переломным, поскольку лоскутная государственность многих земель превратилась в мощное государство – Россию. Иван III стал единым государем великорусской народности, а его политика перешла из разряда удельной в национальную. Такая политика сопровождалась окончательным установлением независимости от Золотой Орды, само татарское иго получило окончание после знаменитого «стояния на Угре» 1480 года.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы