Социальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сиротство как социально-педагогическая проблема

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы сиротства как социально-педагогическая проблема 6
1.1 Сиротство как социально-педагогическая проблема 6
1.2 Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот 12
1.3 Формы социально-педагогической поддержки детей-сирот в домах-интернатах 19
Выводы 29
Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогической поддержки детей-сирот в домах-интернатах 30
2.1 Программа социально-педагогической поддержки детей-сирот 30
2.2 Специфика организации экспериментальной работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот 33
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению программы социально-педагогической поддержки детей-сирот 42
Выводы 67
Заключение 68
Список литературы 69
Приложение 75

 

  

Введение:

 

В последние годы в России в условиях социально-экономической и политической нестабильности наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При чем наибольшую опасность представляет увеличение количества детей, оставшихся без родительского попечения, то есть так называемого явления социального сиротства. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет.
Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение жизненного уровня большинства российских семей, утрата понятия семьи как основной единицы общества и осознания ее как основы нравственной ценности, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отказ от новорожденных детей, а также межнациональные конфликты и т.д. В связи с этим защита прав и интересов, а также финансовая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в РФ огромное практическое значение.
На сегодняшний день в России насчитывается более 1850 детских домов, 705- социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 615- детских социальных приютов, 330- школ –интернатов, 252 – дома ребенка. Государство всячески поддерживает детей-сирот и приложило максимум усилий для уменьшения количества детских учреждений детей сирот.
Проблема устройства детей-сирот всегда находилась в центре внимания исследователей и практических работников. Являясь одним из приоритетных направлений социальной политики, государство делает ставку на концепцию сокращения числа детей в учреждениях интернатного типа. Действующая Федеральная целевая программа «Дети России» содержит подпрограммы, в числе которых – «Дети и семья», и ее раздел — «Дети-сироты». Основной задачей профилактики социального сиротства в ней признается постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам их устройства.
С учетом данной концепции социализации и адаптации ребенка-сироты в различных условиях государственного попечения является актуальной проблемой. Для решения проблем социализации детей-сирот в современном обществе с позиции социальной педагогики следует учитывать основную составляющую данного процесса – достижение уровня самореализации, т.е. осуществления возможностей и личностных качеств.
Вопросами того, как работать с детьми– сиротами, занимались многие исследователи и практики социальной работы. Воробьёва В.Л. исследовала вопросы получения детьми-сиротами профессионального образования. Егорова М.О. изучала профилактику сиротства на базе социальных служб. Кыликова А.Г. занималась изучением социального сиротств. Коробейников И.А. исследовал общие проблемы детей-сирот. Ослон В.Н. исследовал проблемы безнадзорности и сиротства, а также замещающие семья. Панина Н.А. исследовала работу с несовершеннолетними матерями. Харичкин Е.А., Явбатырова Б.Г. занимались проблемами социально-педагогической адаптации детей-сирот. Юдина А.И. изучала профилактику социального сиротства. Юдицева Н.И. рассматривала отношение детей-сирот к другим людям. Холостова Е.И. изучала исторический аспект сиротства. Однако эти вопросы ещё далеки от исчерпывающего решения, поэтому мы избрали темой ВКР «Сиротство как социально-педагогическая проблема».
Целью нашей работы является выявление особенностей социально-педагогической поддержки детей-сирот.
Объектом исследования является социально-педагогическая поддержки детей-сирот.
Предметом исследования являются особенности социально-педагогической поддержки в процессе социализации детей-сирот
Цель нашей работы определила следующие задачи:
1. Изучить сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот.
2. Рассмотреть формы социально-педагогической поддержки детей-сирот в домах-интернатах.
3. Разработать программу социально-педагогической поддержки детей-сирот.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению программы социально-педагогической поддержки детей-сирот
Методы исследования: изучение и анализ литературы, синтез, наблюдение, изучение источников в сети интернет, обобщение опыта, анкетирование, интервью и опытно-исследовательская работа.
Практическая значимость: материалы нашего исследования могут быть использованы специалистами, работающими с детьми-сиротами.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ литературы позволил раскрыть сущность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обосновать организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала учреждения, а именно дома-интернат, учитывающей особенности развития данных детей: региональные, этнические и национальные. Для детей из детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье. Дети, воспитывающиеся в домах-интернатах, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребенком и расширение рамок индивидуального опыта последнего.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам подготовить программу эмпирического исследования. Нами проанализирована методика воспитания детей-сирот в условиях _________ и выявлен уровень совпадающего поведения, склонности к отклоняющему поведению и особенности личностно-индивидуальных черт воспитанников. Количественный и качественный анализ эмпирических данных позволил прийти к заключению о том, почти треть воспитанников имеет низкий уровень изучаемых качеств. Однако, проведенное исследование и деятельность в доме-интернате, имеющая свою воспитательную систему, способствовала улучшению результатов исследования, что показывает эффективной этой воспитательной системы и методики.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы достигнута: это подтверждено эмпирико-статистическим исследованием. Полученные результаты могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений «интернатного» типа по работе с детьми-сиротами.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы сиротства как социально-педагогическая проблема

1.1 Сиротство как социально-педагогическая проблема

Такое явление как сиротство существовало на протяжении всей истории человечества. Возникновению сиротства, его динамике (увеличению или снижению количества детей-сирот) способствовали особенности того или иного времени, уровень развития общества как в глобальном, так и в локальном смыслах. В современных условиях немалое значение имеет концепция государственной социальной политики, благодаря которой любая социальная проблема, в частности сиротство, может быть преподнесена как значимая, а к ее решению привлечены широкие слои населения и большое количество ресурсов и средств.
В настоящее время различают понятия биологического и социального сиротства, последнее из которых наиболее характерно для нынешней ситуации, связанной с сиротством в стране. Под биологическим сиротством подразумевают категорию детей, потерявших родителей вследствие их смерти, а под социальным – детей, имеющих кровных родителей, но в силу тех или иных причин оказавшихся им ненужными [34, С. 351-356 ].
Кроме того, социальных сирот разделяют на: «скрытых» социальных сирот (дети, живущие в кровной семье, но фактически лишенные внимания и заботы со стороны родителей), которых сложно распознать в обществе – отсюда и название «скрытые»; и детей, чей статус определен, и в соответствии с этим они находятся в интернатных учреждениях, либо под опекой в замещающей семье.
Существует также еще одно условное деление социальных сирот в обществе на тех, кто оказался сиротой в результате лишения их кровных родителей родительских прав («лишенцы»); тех, чьи кровные родители сами добровольно отказались от этих прав, как правило, сразу же после рождения ребенка («отказники»).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы