Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Схема, как средство формирования причинно-следственных связей обучения истории в 5 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава i. Анализ педагогической и методической литературы 5
1.1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ 5
1.2. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ СХЕМАМ 11
Глава ii. Методология изучения причинно-следственных связей и схем на уроках истории 16
2.1.ПОНЯТИЕ «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» И ИХ ЗНАЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 16
2.2. СХЕМЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ФУНКЦИИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ 22
Глава iii. Методология изучения причинно-следственных связей и схем на уроках истории 29
3.1. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 29
3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ ПО ИСТОРИИ 34
3.3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47

 

  

Введение:

 

Из всех предметов учебного курса общеобразовательной школы, особое место занимает преподавание истории, с помощью которого моло-дой человек получает те знания, которые ему будут нужны в дальнейшей жизни, для более осмысленного понимания происходящих явлений и взвешенного реагирования на происходящие факты. Для того чтобы зна-ния по курсу истории воспринимались учащимися более осмыслено, сле-дует на уроках использовать исторические схемы. Именно с их помощью можно выделить главное, поскольку важнейшей возможностью таких учебных материалов является возможность поместить необходимую ин-формацию в замкнутое пространство. Составляя и анализируя такие схе-мы, учащийся выполняет конкретные логические операции, в том числе, он анализирует полученный материал, сравнивает его, производит синтез знаний и производит обобщение, что в итоге складывается в определённую систему и обобщение в графическом виде.
Таким образом, под исторической схемой понимается графическое изображение исторической действительности, в которой отдельные части, их признаки, описываемые явления изображаются в виде условных знаков при помощи геометрических фигур или символов, а существовавшие связи и отношения обозначаются их взаимным расположением и их отношения отражаются в виде стрелок или линий.
Сказанное объясняет актуальность данной работы, объектом кото-рой является изучение организации учебного процесса в пятом классе об-щеобразовательной школы по учебной дисциплине история, а предметом — построение учебного процесса с помощью схем по данному предмету.
Целью написания настоящей работы является практическое рас-смотрение вопросов, связанных с применением схем на уроках истории в общеобразовательной школе для повышения знаний учащихся и понима-ния ими существующих в историческом процессе причинно-следственных связей. Чтобы достичь поставленной цели, следует решить ряд задач, к ко-торым относится:
• проанализировать литературу педагогической направленности по причинно-следственным связям;
• провести анализ литературных источников, в которых рас-сматриваются вопросы, связанные с историческими схемами;
• охарактеризовать понятие «причинно-следственные связи», и обозначить какое они имеют значение на уроках истории;
• рассмотреть применение схем на уроках истории, выделив их основные функции и приёмы работы;
• поставить задачу для проведения педагогического эксперимен-та;
• описать каким образом формируются знания по предмету, с применением исторических схем;
• по проделанной работе подвести итоги.
Структура настоящей работы состоит из введения, трех глав основ-ной части, заключения и списка использованной литературы. В состав ос-новной части входят две главы, в которых рассмотрены теоретические во-просы и одна глава, в которой рассмотрены вопросы проведения занятий с использованием исторических схем и дана оценка проведения данного учебного процесса.
Вопросы применения схем на уроках истории достаточно неплохо разработаны, как это видно из обзора литературных источников. Теоре-тическая значимость исследования заключается в том, что в нём совер-шён обзор этих источников, а практическая значимость состоит в опи-сании применения исторических схем в ходе проведения уроков.
В исследовании применены методы анализа и синтеза, с помощью которых описано теоретическое и практическое состояние рассматривае-мой проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассматривать вопросы, связанные с применением схем на уроках истории в пятом классе, с помощью которых учащиеся воспринимают причинно-следственные связи, мы начали с анализа литературы по этому вопросу. В этом отношении мы сразу же отметили, что этот вопрос не но-сит абстрактный характер, поскольку именно знание исторических причин и их следствий формирует современного человека. Если он не будет знать те основные события, которые произошли в историческую эпоху, а тем более, каким образом эти события связаны между собой, то он не сможет надлежащим образом воспринимать и текущие события, как в России, так и во всемирном пространстве.
В этом отношении имеются определённые правила, применяя кото-рые, можно научиться воспринимать исторические источники надлежащим образом. При этом мы отметили, что все источники, которые описывают конкретные исторические события, являются достаточно субъективными, поскольку связаны с личностью того человека, который был свидетелем этих событий. Поэтому важно, абстрагируясь от текстов, воспринимать события, руководствуясь историческими схемами, которые описывают эти события.
Применяя схемы, а также таблицы, которые связаны с этими схема-ми, учащийся совершает ряд последовательных логических операций, ко-торые формируют у него умение преобразовывать и обобщать получен-ную им информацию. Эту информацию можно не только систематизиро-вать, но и изобразить графически, что даёт возможность улучшить каче-ство знаний ученика.
В этом отношении мы выделили несколько видов схем и описали их применение.
Следующим этапом нашей работы было определение методологии, применяя которую проводят изучение причинно-следственных связей и схем на уроках истории. В этом отношении в исследовании было опреде-лено, что является «причинно-следственными» связи в историческом про-цессе и как именно можно научить школьника устанавливать причинно-следственные связи. Мы подчеркнули в работе, что только в том случае могут быть установлены такие связи, когда имеется определённая система работы с ними. Такая система должна быть заложена в ученика так, чтобы он мог устанавливать эти связи не только на уроках истории, но и на фа-культативных и индивидуальных занятиях, поскольку, применяя этот при-ём, он сможет пользоваться им не только на уроках, но и во внеурочное время, что, безусловно, пригодиться ему и в жизни. Это дало нам возмож-ность привести примеры работы, направленной на установление таких связей.
Определённую часть настоящего исследования мы посвятили и во-просам, связанным с применением схем на уроках истории, определив их функции и приёмы работы с ними. В этом отношении было показано, что работа в этом направлении была заложена ещё В.Ф.Шаталовым, который на своих уроках использовал опорные конспекты. В настоящее время по-лучили дополнительное развитие.
Осуществив рассмотрение этих вопросов, мы, в третьей главе, рас-смотрели вопросы, связанные с применением схем на уроках истории. Для этого были избраны два класса, которые в своем учебном процессе ис-пользовали схемы на уроках. Эта работа проходила в «Ликино-Дулёвской основной общеобразовательной школе № 2» городского округа Ликино-Дулёво.
Ход эксперимента предусматривал, что на определённом этапе учеб-ного процесса учащиеся на очень короткое время не будут использовать схемы. Отсутствие схем на уроках продемонстрировало резкое снижение успеваемости в рассматриваемый период. Однако после восстановление в учебном процессе применение схем, успеваемость учащихся не только вос-становилась, но и повысилась, что доказало с практической точки зрения, не только целесообразность, но и необходимость их применения в учебном процессе.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Анализ литературы по причинно-следственным связям

Среди множества изменений в современном обществе наблюдаются две, на первый взгляд взаимоисключающие тенденции: всё усиливающееся в обществе мнение о необходимости, ради сохранения здоровья детей, снижения нагрузок в средней школе, и всё увеличивающиеся требования к абитуриентам при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, углубляющаяся трансформация российского общества в «общество по-требления» с первостепенными интересами лишь в области материальных перспектив будущих профессий, ведёт к увеличению интереса в изучении точных наук за счёт ограничения гуманитарных. В то же самое время пра-вительство ставит перед системой образования задачу усиления граждан-ского и патриотического воспитания молодого поколения, т.е. как раз тех норм, за которые, прежде всего, отвечают гуманитарные науки. В подоб-ных условиях школа, как справедливо указывает Р.Р.Хусейнов, вынуждена либо идти по западному пути (упрощение и чёткая практическая направ-ленность образования), либо искать иные подходы для предоставления учащимся глубоких фундаментальных знаний .
Уже в первых обобщающих работах методистов XX в. была постав-лена задача формирования у школьников причинно-следственных связей . Они обращали внимание на то, что, если у учащихся не будет сформиро-вано понятие «причина» и «следствие», то школьники не смогут устанав-ливать связи между изучаемыми событиями и явлениями. Авторы Бур-менская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Мол-чанов С. В. предлагают для этого выделять при изложении учебного мате-риала причины и следствия, использовать историческую карту, текст учебника и т.д.
И.А. Щуринова и Е.И.Белянкова советуют применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Такие схе-мы помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно про-сты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном со-единении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, выте-кающие одно из другого .
Эти же авторы называют структурными (структурно-логическими) схемами такие, которые отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия пле-мен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны .
История, как предмет, является дисциплиной наиболее насыщенной фактами, которые учащиеся должны воспринимать, прежде всего, с нрав-ственных позиций, поскольку рассматриваемые проблемы являются важ-ными. В рамках отведённой для изучения предмета часовой сетки подчас невозможно дать учащимся знания в объёме, достаточном для поступления и продолжения обучения по данному профилю в высшем учебном заведе-нии. Поэтому задачей учителя истории является не столько предоставление учащимся для усвоения знаний по предмету, сколько привитие интереса и обучение умениям и навыкам, с помощью которых они в состоянии будут самостоятельно компенсировать недостатки знаний и углубить их в тех от-раслях, которые необходимы для продолжения обучения, трудовой дея-тельности или расширения кругозора. Обязанностью учителя является не только научить, но и создавать условия, при которых учащийся сможет и захочет учиться.
По мнению А.Г.Асмолова и соавторов, современные технические средства получения знаний (специализированные компьютерные програм-мы по предметам, Интернет и т.п.) дают широкий простор для самостоя-тельного, более углублённого обучения. Но без соответствующих навыков работы и интереса эти возможности не реализовываются .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы